Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №26 имени А.С.Пушкина»
города Рубцовска Алтайского края
Рассмотрено на заседании ШМО _____________цикла Руководитель:_____ | Согласовано заместитель директора по УВР _________________ | Утверждено Директор МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина» Титова С.А._______ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Школа лидера для 8 класса
на 2022–2023 учебный год
Составитель:
Зверева Н.Н. учитель
иностранного языка
высшая категория
2022
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по выбору «Школа лидера» предназначена для занятий с обучающимися 8 классов МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина», в соответствии с новыми требованиями ФГОС основного общего образования второго поколения.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Представленная программа изучается в рамках реализации Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «ООШ №26 им. А.С. Пушкина».
Актуальность программы. Современный этап развития общества, с одной стороны, характеризуется значительными преобразованиями в социально – экономической жизни России, с другой - кризисными явлениями в системе воспитания, которые привели к снижению уровня нравственности, дегуманизации ценностей и норм поведения определенной части молодежи. Одной из причин такого положения дел, безусловно, является сложная социальная ситуация. Известно, что черты гражданской личности закладываются в детском, подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде и формирует в дальнейшем всю жизнь человека. Основу гражданственности закладывает сфера свободного времени, являющееся важнейшим фактором социализации личности, формирование ее социальной, асоциальной или антисоциальной направленности.
Практическая значимость. Важно осознать, что сегодняшние школьники - завтрашние лидеры общества. К тому же, старая поговорка: "Лидерами не рождаются - лидерами становятся"- сегодня не менее верна, чем когда-либо. Если мы согласны с мыслью, что "лидерами становятся", то мы должны также согласиться, что подготовка к лидерству должна преподаваться еще в школе. Знания и навыки, приобретенные в эти годы, могут быть развиты и отточены в дальнейшем. Качественные программы лидерского курса приносят непосредственную пользу обучающимся, поддерживая в каждом желание достичь более высоких результатов. Навыки, полученные в результате прохождения лидерского курса, могут помочь учащимся в самосовершенствовании, улучшении жизни своей организации, жизни своей школы и города.
Педагогической целесообразностью программы является то, что на основе умений, знаний и навыков, приобретаемых на занятиях, учащийся укрепляет свою значимость, принадлежность к системе позитивных социальных ценностей.
Цель: формирование у школьников социальной активности, развитие лидерских качеств, умений по самоорганизации и организации различных форм деятельности в образовательном учреждении и социуме.
Задачи:
Выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала.
сформировать у школьников способность управленческой деятельности и потребности быть лидером.
организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного и организаторского потенциала.
сформировать у обучающихся стремление к участию в общественной деятельности.
определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала в условиях школы.
сформировать способность и готовность самостоятельно, а также совместно с другими субъектами и институтами решать различные социальные проблемы.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
-проблемно-диалоговая технология
-технология развития критического мышления
- метод проектов
-технологии уровневой дифференциации
- информационно-коммуникационные технологии
- здоровьесберегающие технологии
Особенностью данной программы является разнообразие форм проведения
-беседы
-упражнения на взаимодействие в группе
-творческие задания
-деловые игры
-тренинги
-тестирование
-практикумы
- КТД
- экспресс-тесты и опросы
Система контроля включает само-, взаимо-, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:
система знаний;
умения и навыки (предметные и общеучебные);
способы деятельности (познавательные, информационно-коммуникативные и рефлексивные);
включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ею (репродуктивный, конструктивный и творческий);
взаимопроверка учащимися друг друга при комплексно-распределительной деятельности в группах;
Программа курса способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными, воспитательными).
Личностные результаты освоения программы курса
уважительное отношение к иному мнению, готовность и способность вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, понимания чувств других людей;
компетентность в решении социальных проблем на основе личностного выбора, осознанное отношение к собственным поступкам;
целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его ограниченном единстве и разнообразии;
овладение навыками эффективного сотрудничества со сверстниками и педагогами.
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения программы курса
Регулятивные
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей;
- планировать пути достижения целей;
- планировать свое время и умение им эффективно управлять;
- адекватно и самостоятельно оценивать выполнение своих действий и вносить коррективы, как в начале выполнения действий, так и в ходе их выполнения;
- находить нужную информацию для организации своей деятельности, самостоятельно выбирать формы деятельности.
Обучающийся получит возможность научится:
- самостоятельно ставить цели и задачи;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- формулировать свою лидерскую позицию, аргументировать и координировать ее с позициями своих партнеров с сотрудничества при выработке общего решения в совместной деятельности;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть устной речью, умением вести диалог, строить монологическое выступление;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, способствовать продуктивной кооперации, строить продуктивное взаимодействие, проявлять свои лидерские качества;
- ориентироваться в системе моральных норм и принципов в социуме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Учитывать различные мнения и интересы, сопоставлять эти мнения со своим мнением;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно, и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
-устраивать эффективное групповое обсуждение и обеспечить обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений.
Познавательные
Обучающийся научится:
- основам реализации социальных проб
-основам организации коллективно-творческого дела.
- осуществлению расширенного поиска информации с использованием ресурсов сети Интернет
- основам реализации социально-образовательных проектов.
Обучающийся получит возможность научится:
-основам организации школьных и классных коллективно-творческих дел.
Предметные результаты освоения программы курса
Предметные результаты социальной деятельности распределены по трем уровням.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни)
- ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях;
- осознание ценности активного образа жизни, своей роли в социуме - умеет - уметь грамотно и объективно оценивать, и позиционировать себя в определённом социуме;
- иметь чёткую позицию в вопросе лидерства;
-владеть базовыми знаниями по имиджу лидера и типологии лидерства;
-знать формы работы в коллективе и основы формирования команды.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и социальной реальности в целом)
- умение самостоятельной организации КТД;
-овладение алгоритмами основных досуговых форм, методикой коллективно– творческой деятельности;
-осознание необходимости развития нравственной позиции, потребности в изменении окружающего мира, саморазвитии.
Результаты третьего уровня (получение детьми опыта самостоятельного общественного действия)
- начальный опыт организации социальных действий;
- опыт участия в различных мероприятиях школьного уровня;
- умение разрабатывать и организовывать различные проекты, акции, мероприятия;
- овладение умением вести за собой, проявление лидерских качеств школьника.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Кто такой лидер? (4 часа)
“Школа юного лидера”: вводное занятие. Понятия “лидер”, “организатор”, “руководитель”. Определение понятийного аппарата лидера. Знакомство с книгой А.А.Куманёва “Раздумья о будущем”. Представление о себе, как о лидере. Тест “Я – лидер”. Самооценка лидерских качеств. Практикум по итогам теста. Работа с результатами теста, Определение индивидуального маршрута развития каждого лидера по результатам теста.
Кто такой лидер? Их роли. Общие и специфические качества лидера. Лидер – созидатель, лидер – разрушитель, лидер – инициатор, лидер – умелец, деловой лидер, лидеры – генераторы эмоционального настроя.
Раздел 2. Организаторская техника лидера. (3 часа)
Я и команда. Готовность стать лидером. Правила работы с командой. Элементы организационной работы. Хочу стать лидером. Могу стать лидером. Не могу стать лидером. Буду лидером. С чего начну свою деятельность в качестве лидера. Что не буду делать в качестве лидера. Как буду удерживать престиж лидера. На кого буду опираться. С кем буду советоваться. Будут ли у меня секреты? Чем буду обогащать и подпитывать мой опыт лидера. Как буду готовить других лидеров.
Понятие “стиль работы лидера”, его виды. Типы лидеров – регламинтатор, коллегиал, объективист, волокитчик, максималист, хлопотун, спринтер. Сильные и слабые стороны типов лидеров. Определение эффективного стиля.
Раздел 3. Умения и навыки лидера. (4 часа )
Как правильно вести дебаты? Возможность общения с людьми. Значимость беседы. Структура беседы. Управление беседой. Практические советы по ведению беседы. Умение анализировать проведённую беседу.
Навыки ораторского искусства. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Что значит правильное выступление. Советы выступающему.
Раздел 4. Виды деятельности лидера. ( 11 часов )
Выделение проблемы. Поиск путей её решения. Формулировка целей и задач. Формирование команды, реализующей проект. Поиск партнёров. Оформление документации. Советы лидеру – как говорить, как слушать. Анализ своего поведения, поступков, взгляд на себя со стороны. Что мешает в работе лидеру?
Разные пути общения. Приёмы ведения диалога. Пути повышения генерации идей. Стимулирование идей, суждений. Промежуточное ведение диалога. Приёмы расширения и корректировки мысли. Бесконфликтное общение. Овладение способами эффективного общения.
Раздел 5. Организация школьного и классного самоуправления (13 часов)
Формы и организация самоуправления в классе. Различные системы организации классного самоуправления. Класс-город. Класс-семья.
Выбор руководителя актива класса. Кто такой руководитель актива класса? Его характеристика. Формат организации выборов руководителя. Презентация программы кандидата.
Актив класса и его работа. Направления работы актива класса и формат работы. Делегирования полномочий, организация работы секторов по досуговой деятельности, образовательной, спортивной, трудовой, культмассовой.
Самоуправление в школе и для школы. Различные системы организации самоуправления в школе. Ученический совет. Школьная республика.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов |
1 | Кто такой лидер? | 4 |
2 | Организаторская техника лидера. | 3 |
3 | Умения и навыки лидера. | 4 |
4 | Виды деятельности лидера. | 11 |
5 | Организация школьного и классного самоуправления | 13 |
| Всего | 35 |
Календарно-тематическое планирование
8 класс |
№ п/п | Тема занятия | Кол- во часов | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел 1 Кто такой лидер? (4 часа) |
1 | Школа юного лидера. Вводное занятие | 1 | | |
2 | Понятия: лидер, организатор, руководитель | 1 | | |
3 | Представление о себе, как о лидере | 1 | | |
4 | Кто такой лидер? Их роли. | 1 | | |
Раздел 2. Организаторская техника лидера. (3 часа) | | |
5 | Я-лидер. Я и моя команда. | 1 | | |
6 | Практикум «Чемодан лидера» | 1 | | |
7 | Стили работы лидера. | 1 | | |
Раздел 3. Умения и навыки лидера. (4 часа) |
8 | Как правильно вести беседу. Дебаты | 1 | | |
9 | Основные навыки выступления лидера | 1 | | |
10 | Лидер – человек воспитанный | 1 | | |
11 | Игровой практикум | 1 | | |
Раздел 4. Виды деятельности лидера. (11 часов) |
12 | Организация КТД. | 1 | | |
13 | Виды и этапы КТД | 1 | | |
14 | Проектная работа в деятельности лидера | 1 | | |
15 | Проектная работа в деятельности лидера | 1 | | |
16 | Проектная работа в деятельности лидера | 1 | | |
17 | Пути общения лидера | 1 | | |
18 | Проектная деятельность | 1 | | |
19 | Проектная деятельность | 1 | | |
20 | Проектная деятельность | 1 | | |
21 | Проектная деятельность | 1 | | |
22 | Практикум «В копилку лидера» | 1 | | |
Раздел 5. Организация школьного и классного самоуправления (13 часов) |
23 | Формы и организация самоуправления в классе | 1 | | |
24 | Выбор руководителя класса | 1 | | |
25 | Самоуправление в школе и для школы | 1 | | |
26 | Виды и организация КТД в рамках класса | 1 | | |
27 | Главный школьный документ - устав | 1 | | |
28 | Наши права и обязанности | 1 | | |
29 | Избирательное право | 1 | | |
30 | Инновационные формы проведения мероприятий. | 1 | | |
31 | Национальные проекты | 1 | | |
32 | Общественные молодёжные организации | 1 | | |
33 | Россия-страна возможностей | 1 | | |
34 | Итоговое занятие «Мы – лидеры!» | 1 | | |
35 | Итоговое занятие «Мы – лидеры!» | 1 | | |