Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлибашевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Рассмотрено на заседании ШМО начального звена Протокол №________ от «____» _________2021г. Руководитель_________ /Гиззатуллина Р.Г./ | Согласовано Заместитель директора по УР _____/Гайнуллина Д.Р./ «___» _________2021г. | Утверждаю Директор __________/Афанасьев А.А./ «___» ________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Сказкотерапия»
во 2Б классе
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Мансурова С.Ф.
2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена для обучающихся с ТМНР на основе учебно-методического пособия Гончаровой В.А., Колосовой Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких».
Общая характеристика внеурочной деятельности
Дети с умственной отсталостью - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.
Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.
Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной отзывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами добра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.
Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду.
Завершающим этапом программы является умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизированной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность развиваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, ребята учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают речевое дыхание, интонационную выразительность речи.
Таким образом, знакомство детей с народной сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психических функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.
Цель данной программы – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.
В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:
1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
2. Формирование умений, навыков социального общения людей;
3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.
5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.
6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
Данный метод работы со сказкой вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок.
Нацеленность на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими.
Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование: просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д.
В программу включены такие виды деятельности, как слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде. Эта среда стимулирует возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.
Место предмета программы «Сказкотерапии» во внеурочной деятельности школы
Программа рассчитана на 4 учебных года для 8-11-летних детей с умеренной умственной отсталостью из расчета 1 час в неделю, всего – 34 часа в год. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения занятий на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.
Возможные личностные результаты
ценностное отношение и любовь к близким;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
принятие и освоение различных социальных ролей,
умение работать в коллективе;
МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМ.
ФИО обучающегося | Результаты анализа личностных результатов обучающегося |
0 баллов – нет продвижения | 1 балл – минимальное продвижение | 2 балла – среднее продвижение | 3 балла - значительное продвижение |
| | | | |
Мониторинг личностных результатов.
Сформированность личностных результатов Вид деятельности | Начало года | Конец года |
Степень сформированности | Степень сформированности |
0 | 1 | 2 | 3 | 0 | 1 | 2 | 3 |
ценностное отношение и любовь к близким; | | | | | | | | |
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны | | | | | | | | |
готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни | | | | | | | | |
потребности и начальныеумения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности | | | | | | | | |
развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов | | | | | | | | |
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | | | | | | | | |
принятие и освоение различных социальных ролей | | | | | | | | |
умение работать в коллективе | | | | | | | | |
В случае выявления отсутствия динамики или отрицательных показателей, согласовывается корректировка содержания индивидуальной программы развития ребенка и проводится углубленная диагностика с целью выявления особенностей состояния и возможных причин низкой эффективности проведенной коррекционной работы. Уровень развития и формирования жизненных компетенций отражается в описательной характеристике по освоению СИПР на конец учебного года.
Календарно-тематический план
1 класс |
№ | Раздел | Темы занятий | План. дата | Факт. дата | Примечание |
1-5 | Что такое сказка? - 5 часов | Знакомство с русскими народными сказками. | | | |
Домашние животные в русских народных сказках. | | | |
Дикие животные в русских народных сказках. | | | |
Наш зоопарк. | | | |
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | | | |
6-12 | Русская народная сказка «Курочка ряба» - 7 часов | Слушание, рассказывание сказки «Курочка ряба». | | | |
Рисование, раскрашивание героев сказки «Курочка ряба». | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке «Курочка Ряба» | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке «Курочка Ряба» | | | |
Лепка гроев из сказки «Курочка ряба» | | | |
Инсценирование сказки «Курочка ряба» | | | |
Инсценирование сказки «Курочка ряба» | | | |
13-19 | Русская народная сказка «Волк и лиса» - 7 часов | Просмотр мультфильма «Волк и лиса» | | | |
Лепка из пластилина героев сказки «Волк и лиса» | | | |
Аппликация «Лиса» | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Рисование пальчиками героев сказки «Волк и лиса» | | | |
Игра-инсценировка сказки «Волк и лиса». Пальчиковый театр. | | | |
20-25 | Русская народная сказка «Лиса и журавль» - 6 часов | Слушание сказки «Лиса и журавль». Рассматривание иллюстраций. | | | |
Рисование, раскрашивание героев сказки «Лиса и журавль» | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Игра «Угощение» с элементами сервировки и этикета | | | |
Аппликация «Журавль» | | | |
Настольный театр «Лиса и журавль» | | | |
26-33 | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 8 часов | Слушание, рассказывание сказки «Кот, петух и лиса» | | | |
Лепка из пластилина кота. | | | |
Ракрашивание героев по сказке «Кот, петух и лиса». Штриховка. | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Аппликация «Петушок» | | | |
Пальчиковый театр по сказке. | | | |
Игра-инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». | | | |
Игра-инсценировка сказки «Кот, петух и лиса». | | | |
2 класс |
№ | Раздел | Темы занятий | План. дата | Факт. дата | Примечание |
1-4 | «В гостях у сказки» - 4 часа | Знакомство с русскими народными сказками. | 7.09 | | 1 четверть |
Домашние животные в русских народных сказках. | 14.09 | | |
Дикие животные в русских народных сказках. | 21.09 | | |
Наш зоопарк. | 28.09 | | |
5-9 | Русская народная сказка «Репка» - 5 часов | Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | 5.10 | | |
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | 12.10 | | |
Слушание сказки «Репка». | 19.10 | | |
Раскрашивание героев, штриховка. | 26.10 | | |
Пальчиковый театр. Обыгрывание ролей. | 9.11 | | 2 четверть |
10-13 | Русская народная сказка «Теремок» - 4 часа | Знакомство с героями сказки «Теремок». Слушание. | 16.11 | | |
Игра-инсценировка сказки «Теремок». Пальчиковый театр. | 23.11 | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | 30.11 | | |
Аппликация «Теремок» | 7.12 | | |
14-19 | Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов | Просмотр мультфильма. Знакомство с героями. | 14.12 | | |
Выполнение декораций к сказке «Маша и медведь». | 21.12 | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | 28.12 | | |
Аппликация «Медведь» | 18.01 | | 3 четверть |
Игра-инсценировка сказки «Маша и медведь». | 25.01 | | |
Игра-инсценировка сказки «Маша и медведь». | 1.02 | | |
20-28 | Русская народная сказка «Три медведя» - 9 часов | Слушание сказки «Три медведя». | 8.02 | | |
Выполнение героев в технике аппликация. | 15.02 | | |
Выполнение книжки-малышки «Три медведя». | 22.02 | | |
Выполнение книжки-малышки «Три медведя». | 1.03 | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | 15.03 | | |
Лепка медведя. | 22.03 | | |
Игра «Накрываем на стол» | 5.04 | | 4 четверть |
Игра-инсценировка сказки «Три медведя». | 12.04 | | |
Графические игры «Обведи по точкам». | 19.04 | | |
29-34 | Русская народная сказка «Зайкина избушка» - 6 часов | Слушание сказки «Зайкина избушка». | 26.04 | | |
Аппликация «Зайка» | 10.05 | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | 17.05 | | |
Рисование героев сказки, штриховка. | 24.05 | | |
Игра-инсценировка с помощью настольного театра «Зайкина избушка». | 31.05 | | |
3 класс |
1-5 | Сказки о животных – 5 часов | Дикие животные в русских народных сказках. | | | |
Домашние животные в русских народных сказках. | | | |
Наш зоопарк. | | | |
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | | | |
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | | | |
6-11 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» - 6 часов | Слушание сказки «Волк и семеро козлят». | | | |
Раскрашивание волка из сказки. | | | |
Изготовление масок козлят. | | | |
Лепка «На лесной поляне» | | | |
Лепка героев сказки «Волк и семеро козлят». | | | |
Игра-инсценировка сказки «Волк и семеро козлят». Настольный театр. | | | |
12-19 | Сказка «Три поросенка» - 8 часов | Слушание сказки «Три поросенка» | | | |
Рисование поросят. Штриховка. | | | |
Изготовление масок поросят. | | | |
Выполнение книжки-малышки «Три поросенка». | | | |
Лепка кирпичного домика. | | | |
Аппликация «Поросенок Наф» | | | |
Игра-инсценировка сказки «Три поросенка». | | | |
Игра-инсценировка сказки «Три поросенка». | | | |
20-31 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» - 12 часов | Слушание сказки «Гуси-лебеди» | | | |
Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди» | | | |
Лепка из пластилина героев сказки «Гуси-лебеди» | | | |
Лепка из пластилина героев сказки «Гуси-лебеди» | | | |
Рисование пальчиками героев сказки «Гуси-лебеди» | | | |
Игра-инсценировка сказки «Гуси-лебеди». Пальчиковый театр. | | | |
Игра-инсценировка сказки «Гуси-лебеди». Пальчиковый театр. | | | |
Аппликация «Гусь» | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Д/игра «Разложи сказки». | | | |
Д/игра «Разложи сказки». | | | |
32-33 | Повторение изученного – 2 часа | Игра «Угадай сказку» | | | |
Игра «Все сказки дружат» | | | |
34 | Итоговое занятие – 1 час | Выставка работ детей. | | | |
4 класс |
1-3 | Волшебные сказки – 3 часа | Особенности волшебных сказок. | | | |
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | | | |
Игры на выразительность жестов, мимики, голоса. | | | |
4-15 | Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» - 12 часов | Просмотр иллюстраций и чтение сказки «Красная Шапочка» | | | |
Игра «Угадай сказку» | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Игра «Оденем куклу» | | | |
Раскрашивание героев сказки «Красная шапочка». | | | |
Раскрашивание героев сказки «Красная шапочка». | | | |
Выполнение героев сказки «Красная шапочка» в технике аппликация. | | | |
Выполнение героев сказки «Красная шапочка» в технике аппликация. | | | |
Изготовление масок к сказке «Красная шапочка». | | | |
Изготовление масок к сказке «Красная шапочка». | | | |
Игра-инсценировка сказки «Красная шапочка». | | | |
Игра-инсценировка сказки «Красная шапочка». | | | |
16-31 | Русская народная сказка «По щучьему велению» - 16 часов | Слушание и чтение сказки «По щучьему велению». | | | |
Просмотр мультфильма «По щучьему велению». | | | |
Раскрашивание героев сказки «По щучьему велению». | | | |
Раскрашивание героев сказки «По щучьему велению». | | | |
Лепка щуки из сказки «По щучьему велению». | | | |
Лепка щуки из сказки «По щучьему велению». | | | |
Выполнение книжки-малышки «По щучьему велению». | | | |
Выполнение книжки-малышки «По щучьему велению». | | | |
Игра-инсценировка сказки «По щучьему велению». | | | |
Игра-инсценировка сказки «По щучьему велению». | | | |
Кукольный театр. Подготовка спектакля для малышей. | | | |
Декорации для сказки. | | | |
Кукольный театр. Подготовка спектакля для малышей. | | | |
Д/игра «Разложи сказки». | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке. | | | |
32-33 | Повторение изученного – 2 часа | Игра «Угадай сказку» | | | |
Игра «Все сказки дружат» | | | |
34 | Итоговое занятие – 1 час | Выставка работ детей. | | | |
Список литературы
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб.: Паритет, 2006. — 80 с. + цв. вкл.
Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. - СПб.: Паритет, 2006. —112 с. + цв. вкл.
Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие» – 2010г.
Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2012г.
Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада»: Мозаика-Синтез; Москва. 2012г.
Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. - СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл.
Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры» Издательство: ЧП Лакоценин С.С. Год выпуска: 2007.