СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сказкотерапия» (1-4) для обучающихся с ТМНР (2 вариант)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  программа составлена для обучающихся с ТМНР на основе учебно-методического пособия Гончаровой В.А., Колосовой Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких».

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сказкотерапия» (1-4) для обучающихся с ТМНР (2 вариант)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Стерлибашевская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Рассмотрено на заседании ШМО начального звена

Протокол №________ от «____» _________2021г. Руководитель_________ /Гиззатуллина Р.Г./

Согласовано

Заместитель директора по УР _____/Гайнуллина Д.Р./ «___» _________2021г.


Утверждаю Директор

__________/Афанасьев А.А./ «___» ________2021г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности «Сказкотерапия»

во 2Б классе



Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Мансурова С.Ф.





















2021 - 2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа составлена для обучающихся с ТМНР на основе учебно-методического пособия Гончаровой В.А., Колосовой Т.А. «Моторные сказки для самых маленьких».


Общая характеристика внеурочной деятельности

Дети с умственной отсталостью - это сложный своеобразный контингент. У них наблюдается недоразвитие познавательной деятельности как основной признак, симптом умственной отсталости и некоторые особенности эмоционально – волевой сферы.

Эмоции умственно отсталых детей поверхностны, неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление, они могут реагировать по-разному. Известно, что сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы умственно отсталых детей.

Народные сказки помогают воспитанию глубины чувств и эмоциональной от­зывчивости. Именно сказка знакомит детей с неизменными во все времена эталонами доб­ра и зла, причем не в назидательной форме, а так, что ребенок сам понимает, что хорошо, а что плохо. С действиями полюбившихся героев ребенок может сверять и свои собственные поступки.

Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное. Эмоциональный фон, который создает учитель при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице учителя эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствует тому, что ребенок, бессознательно начинает «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.

Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, но и побуждает их к речевому контакту. Ее значение расширяется до понятия «социальная адаптация», а значит, сказка играет важную роль в коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с умственной отсталостью к жизни и труду.

Завершающим этапом программы являет­ся умение рассказывать и одновременно показывать сказку на импровизирован­ной сцене. Проводя коллективные инсценировки знакомых сказок, дети вживаются в образы героев, стараются передать не только их слова и действия, но и характеры, голоса, мимику, манеру разговора. Это дает возможность разви­ваться творческим способностям маленьких артистов. Кроме того, показывая сказку, ребята учатся регулировать силу и высоту своего голоса, развивают ре­чевое дыхание, интонационную выразительность речи.

Таким образом, знакомство детей с народной сказкой, разнообраз­ные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию всех высших психи­ческих функций и творческих способностей ребенка с умственной отсталостью.

Цель данной программы – развитие социального интеллекта и эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, коррекция нарушений развития системы личностных отношений на уровне базовых и социальных эмоций, формирование навыков позитивного межличностного общения.


В соответствии с этой целью формируются следующие задачи:

1. Коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

2. Формирование умений, навыков социального общения людей;

3. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

4. Обучение элементам техники выразительных движений, развитие мимических движений.

5. Формирование способности понимать эмоциональное состояние, переживания, личностные особенности другого человека.

6. Развитие навыков совместной деятельности; умения сотрудничать со сверстниками, согласовывать собственное поведение с поведением других детей.

Данный метод работы со сказкой вбирает в себя широкий спектр разрешения разнообразных проблем, так как предполагает поиск путей выхода в доступной и интересной сказочной форме. Таким образом, сказочная форма, обращаясь к сокровенным пластам психики, с одной стороны, уводит от реальности внешней, но приводит к внутренней, а с другой стороны, устраняет контроль сознания за совершением действий, проговариванием собственных мыслей, оценок. 
Нацеленность на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. 


Для достижения поставленной цели и задач необходимо специальное оборудование: просторное помещение, фигурки персонажей сказки из настольного кукольного театра; цветные изображения героев сказки; ширма; экран; шапочки или рукавички героев сказки и т.д.

В программу включены такие виды деятельности, как слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка.

Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде. Эта среда стимулирует возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к окружающей действительности; социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного взаимодействия со сверстниками и педагогами; профессионального самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.


Место предмета программы «Сказкотерапии» во внеурочной деятельности школы

Программа рассчитана на 4 учебных года для 8-11-летних детей с умеренной умственной отсталостью из расчета 1 час в неделю, всего – 34 часа в год. Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения занятий на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане.

Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.


Возможные личностные результаты

  • ценностное отношение и любовь к близким;

  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

  • готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни;

  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности;

  • развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • принятие и освоение различных социальных ролей,

  • умение работать в коллективе;


МОНИТОРИНГ ОВЛАДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ СОЦИАЛЬНЫМИ (ЖИЗНЕННЫМИ) КОМПЕТЕНЦИЯМ.


ФИО обучающегося

Результаты анализа личностных результатов обучающегося

0 баллов – нет продвижения

1 балл – минимальное продвижение

2 балла – среднее продвижение

3 балла - значительное продвижение








Мониторинг личностных результатов.

Сформированность

личностных

результатов

Вид деятельности


Начало года

Конец года

Степень сформированности

Степень сформированности

0

1

2

3

0

1

2

3

ценностное отношение и любовь к близким;









эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны









готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни









потребности и начальныеумения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической деятельности









развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов









развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях









принятие и освоение различных социальных ролей









умение работать в коллективе










В случае выявления отсутствия динамики или отрицательных показателей, согласовывается корректировка содержания индивидуальной программы развития ребенка и проводится углубленная диагностика с целью выявления особенностей состояния и возможных причин низкой эффективности проведенной коррекционной работы. Уровень развития и формирования жизненных компетенций отражается в описательной характеристике по освоению СИПР на конец учебного года.





Календарно-тематический план



1 класс


Раздел

Темы занятий

План. дата

Факт. дата

Примечание

1-5

Что такое сказка? -

5 часов

Знакомство с русскими народными сказками.




Домашние животные в русских народных сказках.




Дикие животные в русских народных сказках.




Наш зоопарк.




Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.




6-12

Русская народная сказка «Курочка ряба» - 7 часов

Слушание, рассказывание сказки «Курочка ряба».




Рисование, раскрашивание героев сказки «Курочка ряба».




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке «Курочка Ряба»




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке «Курочка Ряба»




Лепка гроев из сказки «Курочка ряба»




Инсценирование сказки «Курочка ряба»




Инсценирование сказки «Курочка ряба»




13-19

Русская народная сказка «Волк и лиса» - 7 часов

Просмотр мультфильма «Волк и лиса»




Лепка из пластилина героев сказки «Волк и лиса»




Аппликация «Лиса»




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Рисование пальчиками героев сказки «Волк и лиса»




Игра-инсценировка сказки «Волк и лиса». Пальчиковый театр.




20-25

Русская народная сказка «Лиса и журавль» - 6 часов

Слушание сказки «Лиса и журавль». Рассматривание иллюстраций.




Рисование, раскрашивание героев сказки «Лиса и журавль»




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Игра «Угощение» с элементами сервировки и этикета




Аппликация «Журавль»




Настольный театр «Лиса и журавль»




26-33

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» - 8 часов

Слушание, рассказывание сказки «Кот, петух и лиса»




Лепка из пластилина кота.




Ракрашивание героев по сказке «Кот, петух и лиса». Штриховка.




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Аппликация «Петушок»




Пальчиковый театр по сказке.




Игра-инсценировка сказки «Кот, петух и лиса».




Игра-инсценировка сказки «Кот, петух и лиса».





2 класс


Раздел

Темы занятий

План. дата

Факт. дата

Примечание

1-4

«В гостях у сказки» - 4 часа

Знакомство с русскими народными сказками.

7.09


1 четверть

Домашние животные в русских народных сказках.

14.09



Дикие животные в русских народных сказках.

21.09



Наш зоопарк.

28.09



5-9

Русская народная сказка «Репка» -

5 часов

Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

5.10



Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.

12.10



Слушание сказки «Репка».

19.10



Раскрашивание героев, штриховка.

26.10



Пальчиковый театр. Обыгрывание ролей.

9.11


2 четверть

10-13

Русская народная сказка «Теремок» - 4 часа

Знакомство с героями сказки «Теремок». Слушание.

16.11



Игра-инсценировка сказки «Теремок». Пальчиковый театр.

23.11



Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.

30.11



Аппликация «Теремок»

7.12



14-19

Русская народная сказка «Маша и медведь» - 6 часов

Просмотр мультфильма. Знакомство с героями.

14.12



Выполнение декораций к сказке «Маша и медведь».

21.12



Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.

28.12



Аппликация «Медведь»

18.01


3 четверть

Игра-инсценировка сказки «Маша и медведь».

25.01



Игра-инсценировка сказки «Маша и медведь».

1.02



20-28

Русская народная сказка «Три медведя» - 9 часов

Слушание сказки «Три медведя».

8.02



Выполнение героев в технике аппликация.

15.02



Выполнение книжки-малышки «Три медведя».

22.02



Выполнение книжки-малышки «Три медведя».

1.03



Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.

15.03



Лепка медведя.

22.03



Игра «Накрываем на стол»

5.04


4 четверть

Игра-инсценировка сказки «Три медведя».

12.04



Графические игры «Обведи по точкам».

19.04



29-34

Русская народная сказка «Зайкина избушка» - 6 часов

Слушание сказки «Зайкина избушка».

26.04



Аппликация «Зайка»

10.05



Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.

17.05



Рисование героев сказки, штриховка.

24.05



Игра-инсценировка с помощью настольного театра «Зайкина избушка».

31.05




3 класс


1-5

Сказки о животных –

5 часов

Дикие животные в русских народных сказках.




Домашние животные в русских народных сказках.




Наш зоопарк.




Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.




Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.




6-11

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» -

6 часов

Слушание сказки «Волк и семеро козлят».




Раскрашивание волка из сказки.




Изготовление масок козлят.




Лепка «На лесной поляне»




Лепка героев сказки «Волк и семеро козлят».




Игра-инсценировка сказки «Волк и семеро козлят». Настольный театр.




12-19

Сказка «Три поросенка» - 8 часов

Слушание сказки «Три поросенка»




Рисование поросят. Штриховка.




Изготовление масок поросят.




Выполнение книжки-малышки «Три поросенка».




Лепка кирпичного домика.




Аппликация «Поросенок Наф»




Игра-инсценировка сказки «Три поросенка».




Игра-инсценировка сказки «Три поросенка».




20-31

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» - 12 часов

Слушание сказки «Гуси-лебеди»




Просмотр мультфильма «Гуси-лебеди»




Лепка из пластилина героев сказки «Гуси-лебеди»




Лепка из пластилина героев сказки «Гуси-лебеди»




Рисование пальчиками героев сказки «Гуси-лебеди»




Игра-инсценировка сказки «Гуси-лебеди». Пальчиковый театр.




Игра-инсценировка сказки «Гуси-лебеди». Пальчиковый театр.




Аппликация «Гусь»




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Д/игра «Разложи сказки».




Д/игра «Разложи сказки».




32-33

Повторение изученного – 2 часа

Игра «Угадай сказку»




Игра «Все сказки дружат»




34

Итоговое занятие – 1 час

Выставка работ детей.





4 класс


1-3

Волшебные сказки – 3 часа

Особенности волшебных сказок.




Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.




Игры на выразительность жестов, мимики, голоса.




4-15

Сказка Ш. Перро «Красная шапочка» - 12 часов

Просмотр иллюстраций и чтение сказки «Красная Шапочка»




Игра «Угадай сказку»




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Игра «Оденем куклу»




Раскрашивание героев сказки «Красная шапочка».




Раскрашивание героев сказки «Красная шапочка».




Выполнение героев сказки «Красная шапочка» в технике аппликация.




Выполнение героев сказки «Красная шапочка» в технике аппликация.




Изготовление масок к сказке «Красная шапочка».




Изготовление масок к сказке «Красная шапочка».




Игра-инсценировка сказки «Красная шапочка».




Игра-инсценировка сказки «Красная шапочка».




16-31

Русская народная сказка «По щучьему велению» - 16 часов

Слушание и чтение сказки «По щучьему велению».




Просмотр мультфильма «По щучьему велению».




Раскрашивание героев сказки «По щучьему велению».




Раскрашивание героев сказки «По щучьему велению».




Лепка щуки из сказки «По щучьему велению».




Лепка щуки из сказки «По щучьему велению».




Выполнение книжки-малышки «По щучьему велению».




Выполнение книжки-малышки «По щучьему велению».




Игра-инсценировка сказки «По щучьему велению».




Игра-инсценировка сказки «По щучьему велению».




Кукольный театр. Подготовка спектакля для малышей.




Декорации для сказки.




Кукольный театр. Подготовка спектакля для малышей.




Д/игра «Разложи сказки».




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




Игры с пазлами, прищепками, карточками по сказке.




32-33

Повторение изученного – 2 часа

Игра «Угадай сказку»




Игра «Все сказки дружат»




34

Итоговое занятие – 1 час

Выставка работ детей.







































Список литературы


  1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 2-3 лет. - СПб.: Паритет, 2006. — 80 с. + цв. вкл.

  2. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. - СПб.: Паритет, 2006. —112 с. + цв. вкл.

  3. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие» – 2010г.

  4. Гончарова В.А., Колосова Т.А. Моторные сказки для самых маленьких: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2012г.

  5. Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада»: Мозаика-Синтез; Москва. 2012г.

  6. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 3-4 лет. - СПб.: Паритет, 2007.—112 с. + цв. вкл.

  7. Панова Е.Н. «Сюжетно-ролевые игры» Издательство: ЧП Лакоценин С.С. Год выпуска: 2007.