Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Вяземского
Вяземского муниципального района Хабаровского края
РАССМОТРЕНО
Зам директора по ВР
__________Донченко И.В.
Протокол № 1
от «30» августа 2022 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
__________Милюкова О.Ю.
Приказ № 152
от «31» августа 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по МР
____________Ананьева М.А.
Протокол № 1
от «30» августа 2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Увлекательное чтение»
по направлению: коммуникативная деятельность.
для 6 «б» класса основного общего образования
на 2022 - 2023 учебный год
Составитель: Задорожная Н.В.,
учитель- логопед, высшая квалификационная категория
2022 / 2023 учебный год
г. Вяземский.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Увлекательное чтение» для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности «Увлекательное чтение» разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования, приказ №1577 от 31.12.2015 г
2. Авторской программы Л.А.Ефросининой «В мире книг». Сборник программ внеурочной деятельности под редакцией Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана- Граф,2011
3.Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ №1 г. Вяземского.
4.Положение о рабочей программе педагога МБОУ СОШ №1г. Вяземского, приказ №152 от 31.08.2022 г.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, составлена на 34 часа для учащихся 6 «Б» класса
Цель программы: углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Программа нацелена на решение следующих задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному чтению, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;
обеспечивать развитие речи учащихся и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт школьников. Именно поэтому наряду с классической русской и зарубежной литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
Педагоги, которые работают с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей технике чтения, но ещё труднее воспитать увлечённого читателя. Необходимо организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, а развитая личность испытывает потребность в чтении как в источнике дальнейшего развития. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни в школе, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Работа на занятиях чтения направлены на достижение образовательных результатов.
В Стандарте и планируемых результатах чётко прописаны требования к
личностным результатам. Ключевыми словами являются:
- Смыслы (ценностно-смысловые установки обучающихся);
- Отношение (положительное отношение к школе);
- Мотивы (мотивация к обучению и познанию)
- Позиция (индивидуально-личностные позиции).
- Занятия литературного чтения являются благоприятной средой для формирования личностных качеств учащихся, которые учитель отслеживает по готовым методикам.
Предметные результаты - проверяют знания, понимание, воспроизведение. По новому стандарту проверяют не только систему знаний, но и опыт использования знаний по решению практических задач по предмету.
Метапредметные результаты – это регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
Регулятивные УУД включают в себя: - Целеполагание;
- Планирование. При планировании работы по решению учебной задачи на занятиях литературного чтения, с детьми составляется алгоритм действий или обсуждаются готовые памятки, которые помогают учащимся ответить на вопрос «Как делать?»
- Контроль и самоконтроль;
- Оценка и самооценка.
Познавательные УУД: - Работа с информацией на литературном чтении;
- Моделирование (использование знаково-символических средств);
- Работа по схемам и таблицам;
- Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Коммуникативные УУД: - Готовность слушать;
- Признавать существование различных точек зрения;
- Аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Изучение каждого произведения строится на понимании точки зрения автора. Учитель ведёт учащихся от точки зрения писателя к формированию личной точки зрения и личной оценки событий, представленных в произведении.
- Владеть диалогической формой речи, т.е. вести диалог.
Ожидаемые результаты формирования УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
- свободно ориентироваться в книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации (книгой и хрестоматией; книгой и словарями; книгой и дополнительными источниками информации (библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
участвовать в беседе о сюжете книги, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке и т. д.
оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными;
развивать коммуникабельность и умение общаться с людьми в разных ситуациях;
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Для формирования интереса к чтению есть разнообразные формы организации занятий:
-занятие-диспут
-беседа, рассказ учителя,
- слушание, различные виды чтения,
-интегрированное занятие,
-устный журнал, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций,
-конкурсы, занимательные беседы, кроссворды.
-литературная гостиная, и т.д.
Содержание курса внеурочной деятельности
Введение (1час )
Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом.
Что я читаю? (2 часа)
Моя книжная полка. Книги, прочитанные летом. Размышляем о прочитанном.
Родина и природа на страницах книг. (2 часа )
Книги о Родине и родной природе. «Наедине с природой». Чтение стихотворений.
Сказки (10 часов).
Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок.
Выборочное чтение сказок народов мира, с последующим обсуждением.
Писатели детям ( 20 часов).
А.П. Платонов «Корова»,
М.М. Зощенко «Находка»,
Р.П. Погодин «Тишина»,
М. Горький « Случай с Евсейкой»,
Отзыв.А.Куприн «Четверо нищих»,
Отзыв.В. Каверин «Песочные часы»,
Отзыв.Н.Дубов «Мальчик у моря»,
А. Свирский «Рыжик»,
В. Железников«Чудак из шестого Б“»,
В. Железников «Чучело»
.А.Алексин «В стране вечных каникул»,
К. Булычев «Путешествие Алисы»,
В. Крапивин. «Брат, которому семь»,
.Ю. Я. Яковлев. «Рыцарь Вася»,
Ю. Я. Яковлев. «Багульник»,
А.А. Лиханов. «Последние холода»,
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). «Где-то в тылу»,
А. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья».
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Форма проведения | Основные виды деятельности | Электронные ( цифровые) образовательные ресурсы | Реализация воспитательного потенциала учебного занятия с учетом направлений рабочей программы воспитания |
1. | Введение. Ознакомление с курсом. | 1 | Занятие-диспут (диалог) | Понимать роль книги в жизни человека, роль художественной книги. Расширить сведения о пособиях в помощь юному читателю. Обобщить сведения о книгах, справочниках. Работать со справочной детской литературой. | | - формирование навыка размышления над содержанием текста; - формирование представления своего взгляда на события; -осознание чувства личной ответственности за происходящее. |
2. | Что я читаю? | 2 | Беседа, самопрезента-ция. | Анализ и оценка умения коротко, понятно, интересно рассказать о прочитанной книге. Беседа о том, с какими книгами познакомились, кто какое направление выбрал для самостоятельного чтения, о чем узнали. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | | - формирование читательского интереса у детей; - понимание содержания прочитанной книги, пересказ друг другу, обмен мнениями. |
3. | Родина и природа на страницах книг | 2 | Беседа, рассказ учителя, слушание. | Участие в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг. | http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/russ_electron.php Электронное сопровождение к урокам литературного чтения и русского языка | - формирование у детей любви к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуре диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества; - осознание чувства доброты, честности, долга; - формирование чувства патриотизма, уважения к людям. |
4. | Сказки народов мира. | 10 | Самопрезентации, устный журнал, литературные гостинные, конкурсы, викторины, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций, | Знакомство с особенностями произведений зарубежных писателей имена героев, бытовые особенности, обычаи и т.д. Составление вопросов по услышанному отрывку произведения. Выразительное чтение отрывка с коротким комментированием общего сюжета. Иллюстрация с комментарием (отрывок из произведения к иллюстрации). Литературная викторина по сказкам народов мира. | Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html http://www.oldskazki.chat.ru/titul.htm - Сайт «Старые добрые сказки» | -Приобщение к волшебному миру сказок. -Формирование представление о том, что добро побеждает зло, но не само по себе, а путем преодоления трудностей. |
5. | Писатели - детям. | 19 | Устный журнал, литературные гостинные, конкурсы, иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций. | Знакомство с широким кругом современных писателей, с тематикой их творчества. Анализ произведений. Выбор отрывка, пересказ от своего имени. Составление вопросов по данным произведениям. Оформление выставки книг. Самопрезентация «Книга, которую советую вам прочитать» | Интернет-ресурсы с литературными презентациями metodisty.ru. Все работы Презентации и видеоролики, viki.rdf.ru›item/373, lit-studia.ru›method/46.html | - осознание ответственности за общее дело, - осознание возможности выполнить творческую работу по душе и по силам, - формирование читательского интереса. |
Всего: 34 часа |
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Дата проведения |
1 | Здравствуй, книга! Ознакомление с курсом. | |
2 | Моя книжная полка | |
3 | Книги, прочитанные летом. | |
4 | Книги о Родине и родной природе | |
5 | Наедине с природой. Чтение стихотворений. | |
6 | Сказки народов мира. Общее представление о своеобразии сказок. | |
7 | Донские казачьи сказки | |
8 | Выборочное чтение сказок народов Азии, Европы, Африки. | |
9 | Чтение сказок и мифов народов Америки, Австралии, народов Океании. | |
10. | Арабские сказки. Чтение сказки «Тысяча и одна ночь. | |
11. | Книги русских писателей-сказочников. | |
12. | П.Ершов «Конёк-горбунок». | |
13. | Иллюстрации к сказке «Конек-горбунок» | |
14. | Сказки зарубежных писателей. Краткое знакомство с биографиями писателей. | |
15. | Х.К.Андерсен «Девочка со спичками» | |
16. | Писатели детям. Презентация | |
17. | А.П. Платонов «Корова» | |
18. | М.М. Зощенко «Находка». | |
19. | Р.П. Погодин «Тишина». | |
20. | М. Горький « Случай с Евсейкой» Отзыв. | |
21. | А.Куприн «Четверо нищих». Отзыв. | |
22. | В. Каверин «Песочные часы». Отзыв. | |
23. | Н.Дубов «Мальчик у моря». | |
24. | А. Свирский «Рыжик». | |
25. | В. Железников«Чудак из шестого Б“» | |
26. | В. Железников «Чучело». | |
27. | А.Алексин «В стране вечных каникул» | |
28. | К. Булычев «Путешествие Алисы» | |
29. | В. Крапивин.«Брат, которому семь» | |
30. | Ю. Я. Яковлев. «Рыцарь Вася». | |
31. | Ю. Я. Яковлев. «Багульник». | |
32. | А.А. Лиханов. «Последние холода» | |
33. | Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая). «Где-то в тылу». | |
34. | А. Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья». Список для летнего чтения | |
ИТОГО | | 34 ЧАСА |
Список используемой литературы.
1. Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2011
2. Литература. 5-9 классы: диалоговые формы обучения / авт.-сост. Л.В. Перепелицына. – Волгоград: Учитель, 2008. – 132 с.
3. Литература в таблицах : 5-11 кл.: справ. материалы / Н.А. Миронова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.
4. Учебно-методический комплекс «Вокруг тебя – Мир…». 5-8 классы: В помощь учителю. Сборник / И. Бурж, К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова, Ю.Ф. Гуголев. – М.: МККК – 160 с.
5. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. – М.: Просвещение, 1990.
6. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внекласс. чтения. – 3-е изд., испр. – М.: Просвещение, 2001. – 208 с.: ил. – (Мир знаний);
7. Ладыженская Т. А. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах: Метод. рекомендации: Кн. для учителя. – М: Просвещение, 2000. – 96 с.: ил.;
8. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1974.
9. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. – М.: Просвещение, 1985г.
10. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. – Ленинград: Издательство Ленинградского университета,
1987. – 605 с.
11. Худенко Е.Д. Как научить ребёнка думать и говорить. – Калининград: КИПО, 2002. – 175 с.: ил. – Б. ц.;