Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
Направление: спортивно-оздоровительное
Кружок: «Территория здоровья»
Срок реализации 1 год
3 класс
Составила студентка Ш-31 группы
Горбунова Алиса
г. Ейск
2023 г.
Пояснительная записка
Программа направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления развития личности и формирование у младших школьников основ ЗОЖ.
Программа составлена на основе программы «Здоровейка!», автор Пряникова М. Г.
Актуальность. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Территория здоровья».
Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов.
По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.
Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов само регуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.
Содержание программы реализовывает решение актуальных проблем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников;
О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).
Цель и задачи программы
Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
обеспечить физическое и психическое саморазвитие;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Данная программа строится на принципах:
Научности - в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности - которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности - определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
Гуманистической направленности - учитывать интересы учащихся.
Наглядности - составление наглядных пособий, материалов для повышения эффективности воспитательного процесса.
Возраст учащихся – 9-10 лет.
Сроки реализации – 1 год. 34 часа в год, 1 час в неделю.
Формы занятий:
викторина;
беседа;
занятие-практикум;
защита проектов;
соревнование;
час развлечений;
виртуальная экскурсия;
игра.
Планируемые результаты освоения программы
В результате освоения программы учащиеся должны уметь:
выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;
осуществлять активную оздоровительную деятельность;
формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
факторы, влияющие на здоровье человека;
причины некоторых заболеваний;
причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;
о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1.Личностные УУД
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживаниеим;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
2. Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
3. Познавательные УУД
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Формы подведения итогов реализации программы: викторина «Территория здоровья».
Учебно-тематическое планирование
№ | Раздел, тема | Общее кол-во часов | Теоретические | Практические |
1. | Раздел 1. ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ЖИЗНИ | 8 | 4 | 4 |
| Тема 1.1 «Спорт – главная жемчужина здоровья» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 1.2 «Со спортом дружить – здоровым быть» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 1.3 «Спортивные игры в нашей жизни» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 1.4 «Я о спорте знаю всё» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 1.5 «Наш класс- спортивная семья» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 1.6 «Олимпийские достижения нашего класса» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 1.7 «Если хочешь быть здоровым – спортом занимайся!» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 1.8 «Путешествие в город «Олимпийских надежд – Сочи» | 1 | 0 | 1 |
2. | Раздел 2. «В ГОСТЯХ У ДОКТОРА «НЕБОЛИТА» | 8 | 4 | 4 |
| Тема 2.1 «Почему мы болеем?» | 1 | 1 | |
| Тема 2.2 «Какие бывают болезни? Виды простудных заболеваний.» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 2.3 «Признаки болезни» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 2.4 «Кто нас лечит?» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 2.5 «В поликлинике доктора «Нехворайки» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 2.6 «Как защитить себя от болезней?» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 2.7 «Профилактика гриппа и ОРВИ» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 2.8 «Будь здоров без докторов» | 1 | 0 | 1 |
3. | Раздел 3. «РЕЖИМУ ДНЯ МЫ – РОДНЯ» | 10 | 5 | 5 |
| Тема 3.1 «Что такое режим дня?» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 3.2 «Для чего нужно соблюдать режим?» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 3.3 «Твой режим дня» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 3.4 «Режим дня твоей семьи» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 3.5 «Сон. Для чего нужен?» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 3.6 «Почему люди спят?» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 3.7 «Здоровый сон – заряд на весь день» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 3.8 «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 3.9 «Помнить, знать, соблюдать!» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 3.10«Составим свой режим!» | 1 | 0 | 1 |
4. | Раздел 4. «В ГОСТЯХ У ГОСПОЖИ «ГИГИЕНЫ» | 8 | 4 | 4 |
| Тема 4.1 «Что такое гигиена?» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 4.2 «О правилах личной гигиены» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 4.3 «Кожа. Гигиена кожи» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 4.4 «Глаза – зеркало души. Гигиена глаз» | 1 | 1 | 0 |
| Тема 4.5 «Руки – главные инструменты человека. Гигиена кожи рук» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 4.6 «Чистота для здоровья нам нужна» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 4.7 «Советы Доктора Чистюлькина» | 1 | 0 | 1 |
| Тема 4.8 «Территория здоровья» | 1 | 0 | 1 |
Содержание изучаемого курса
Раздел 1. «Движение – основа жизни» (8 часов)
Тема 1.1 «Спорт – главная жемчужина здоровья» (1 ч) - Познавательный час. Вводное занятие. Вступительное слово учителя о значении спорта. Викторина «Спорт».
Тема 1.2 «Со спортом дружить – здоровым быть» (1 ч) - Спортивный час. Беседа о здоровых привычках человека. Демонстрация фрагмент фильма. Игра «Я соблюдаю здоровые привычки».
Тема 1.3 «Спортивные игры в нашей жизни» (1 ч) - Классный час. КВН «Я спортсмен»
Тема 1.4 «Я о спорте знаю всё» (1 ч) - Познавательная викторина. Слово учителя. Викторина – игра «Что, где и когда?» связанна с видами спорта.
Тема 1.5 «Наш класс- спортивная семья» (1 ч) - Весёлые старты. Сказка про страну и ассоциативный вид спорта. Игра «Чем ассоциируется спорт».
Тема 1.6 «Путешествие в город «Олимпийских надежд – Сочи» (1 ч) - Виртуальная экскурсия. Беседа о зарождении олимпиады. Рассказ учителя олимпиады в Сочи, в 2014 году. Игра «Символы Олимпиады».
Тема 1.7 «Если хочешь быть здоровым – спортом занимайся!» (1 ч) Беседа о мультфильмах связанные со спортом. Показ 2-3 мультфильмов.
Тема 1.8 «Олимпийские достижения нашего класса» (1 ч) - Защита проектов. Беседа о спортивных достижениях. Представление учащихся своих грамот и медаль, связанные со спортом.
Раздел 2. «В гостях у доктора «Неболита» (8 часов)
Тема 2.1 «Почему мы болеем?» (1 ч) - Занятие – исследование. Вводное занятие. Вступительное слово учителя о значении здоровья. Викторина «Иммунитет».
Тема 2.2 «Какие бывают болезни? Виды простудных заболеваний» (1 ч) - Защита проектов. Вступительная беседа. Защита заранее подготовленных учащимися проектов.
Тема 2.3 «Признаки болезни» (1 ч) – Беседа. Вступительная беседа. Просмотр мультфильма. Беседа по мультфильму, подготовка памяток.
Тема 2.4 «Кто нас лечит?» (1 ч) - Классный час. Вступительная беседа. Познавательная игра. Фронтальный опрос.
Тема 2.5 «В поликлинике доктора «Нехворайки» (1 ч) - Экскурсия в медицинский кабинет. Вступительное слово в классе. Выступление медицинского работника школы.
Тема 2.6 «Как защитить себя от болезней?» (1 ч) - Устный журнал. Подготовка учащимися докладов, их защита и составление общего журнала.
Тема 2.7 «Профилактика гриппа и ОРВИ» (1 ч) - Занятие – совет. Вступительное слово учителя, беседа, просмотр видео-отрывка, фронтальный опрос.
Тема 2.8 «Помните, детки, таблетки не конфетки!» (1 ч) - Беседа – инструктаж. Инструктаж от медицинского работника с использованием ТСО.
Раздел 3. «Режиму дня мы – родня» (10 часов)
Тема 3.1 «Что такое режим дня?» - Беседа. Вводное занятие. Вступительное слово учителя о значении режима дня. Викторина «Режим дня».
Тема 3.2 «Для чего нужно соблюдать режим?» - Занятие – исследование. Составление информационного альбома, слово учителя, защита учащихся их страниц в альбоме.
Тема 3.3 «Твой режим дня» - Занятие – практикум. Вступительная беседа. Составление карточек с режимом дня учащихся, обсуждение типичных ошибок в режиме дня.
Тема 3.4 «Режим дня твоей семьи» - Защита творческих проектов. Вступительная беседа. Защита учащимися проектов. Коллективное обсуждение.
Тема 3.5 «Сон. Для чего нужен?» - Час размышления. Вступительное слово учителя. Написание и защита мини-эссе.
Тема 3.6 «Почему люди спят?» - Занятие – исследование. Вступительное слово, познавательная игра, рассуждение по теме.
Тема 3.7 «Здоровый сон – заряд на весь день» - Конкурс рисованных фильмов. Вступительное слово, защита подготовленных рисованных фильмов, коллективное обсуждение.
Тема 3.8 «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» - Игровой час. Вступительная беседа, учащиеся демонстрируют заранее подготовленные физ. минутки.
Тема 3.9 «Помнить, знать, соблюдать!» - Викторина. Вступительная беседа, викторина по полученным знаниям.
Тема 3.10«Составим свой режим!» - Классный час. Вступительная беседа об окончании раздела, составление режима дня, учитывая полученные знания.
Модуль 4. «В гостях у госпожи «Гигиены» (8 часов)
Тема 4.1 «Что такое гигиена?» - Беседа. Беседа о личной гигиене. Составление сказки про грязнуль. Инсценировка сказки «Откуда берутся грязнули?»
Тема 4.2 «О правилах личной гигиены» - Классный час. Вступительная беседа. Рассказ учителя, подготовка карточек-памяток.
Тема 4.3 «Кожа. Гигиена кожи» - Час общения. Вступительное слово учителя. Просмотр видеофрагмента, рассуждение по теме.
Тема 4.4 «Глаза – зеркало души. Гигиена глаз» - Занятие – совет. Вступительная беседа. Рассказ учителя. Разминка глаз с помощью различных упражнений.
Тема 4.5 «Руки – главные инструменты человека. Гигиена кожи рук» - Игровое занятие. Вступительная беседа. Познавательные игры с гостями «бактериями» и «микробами».
Тема 4.6 «Советы Доктора Чистюлькина» -Занятие – совет. Вступительное слово учителя, выполнение заданий гостя для прохождения карты, приз в виде памятки для учащихся.
Тема 4.7 «Гигиена тела» - Занятие – практикум. Вступительное слово учителя, защита учащимися проектов по теме.
Тема 4.8 «Территория здоровья» - Итоговая викторина. Вступительная беседа на актуализацию знаний, подведение итогов года и виде викторины.
Методическое обеспечение:
интерактивная доска;
компьютер;
методические пособия;
дидактический материал.
5. Список литературы
Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового
образа жизни. - 2022. -№5.-с.54.
Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной
валеологии - реальный путь первичной профилактики. -2019. -с 101
Борисюк О.Л. Валеологическое образование. - 2020. -с. 78
Валеологизация образовательного процесса. Мет. Пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой. - Новокузнецк, 2018. - с.201
Герасименко Н. П. Помоги сам себе. -2020.-с.36
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2020. - с.115
7. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2019.-с.302
8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 2021.-с.97
9. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 2018.-с.107
10. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 2022.-с.136
11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 2019.-с.234
12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2022.-с.98
13. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 2018.-с.111
14. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2019.-с84
15. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 2021.-с.43
16. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2020.-с.156
17. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2021.-с.45
18. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,2018.-с.320
19. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 2020.-с.167
20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 2021.-с.43
21. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 2022.-с.567
22. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 2019.-с.456