СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровейка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Здоровейка"»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»





Рабочая программа по внеурочной деятельности

Направление: спортивно-оздоровительное

Кружок: «Территория здоровья»

Срок реализации 1 год

3 класс






Составила студентка Ш-31 группы

Горбунова Алиса











г. Ейск

2023 г.

Пояснительная записка

Программа направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления развития личности и формирование у младших школьников основ ЗОЖ.

Программа составлена на основе программы «Здоровейка!», автор Пряникова М. Г.

Актуальность. Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость, развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Территория здоровья».

Здоровье человека — тема достаточно актуальная для всех времен и народов.

По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов само регуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровье затратный характер.

Содержание программы реализовывает решение актуальных проблем.

Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья учащихся на ступени начального общего образования являются:

Закон Российской Федерации “Об образовании”;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.1178-02 “Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса” (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9;

  • Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”,

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 “О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования” в части сохранения и укрепления здоровья школьников;

  • О недопустимости перегрузок учащихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.).

Цель и задачи программы

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

  • сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

  • формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

  • обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

  • научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

  • добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Данная программа строится на принципах:

  • Научности -  в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

  • Доступности - которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

  • Системности - определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

  • Гуманистической направленности - учитывать интересы учащихся.

  • Наглядности - составление наглядных пособий, материалов для повышения эффективности воспитательного процесса.

Возраст учащихся 9-10 лет.

Сроки реализации 1 год. 34 часа в год, 1 час в неделю.

Формы занятий:

  • викторина;

  • беседа;

  • занятие-практикум;

  • защита проектов;

  • соревнование;

  • час развлечений;

  • виртуальная экскурсия;

  • игра.

Планируемые результаты освоения программы

В результате освоения программы учащиеся должны уметь:

  • выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

  • осуществлять активную оздоровительную деятельность;

  • формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на здоровье человека;

  • причины некоторых заболеваний;

  • причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

  • виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

  • о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

  • основные формы физических занятий и виды физических упражнений.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1.Личностные УУД

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживаниеим;

  • установка на здоровый образ жизни;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.

2. Регулятивные УУД

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • проговаривать последовательность действий;

  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану;

  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

3. Познавательные УУД

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Формы подведения итогов реализации программы: викторина «Территория здоровья».





Учебно-тематическое планирование

Раздел, тема

Общее кол-во часов

Теоретические

Практические

1.

Раздел 1. ДВИЖЕНИЕ – ОСНОВА ЖИЗНИ

8

4

4


Тема 1.1 «Спорт – главная жемчужина здоровья»

1

1

0


Тема 1.2 «Со спортом дружить – здоровым быть»

1

1

0


Тема 1.3 «Спортивные игры в нашей жизни»

1

1

0


Тема 1.4 «Я о спорте знаю всё»

1

1

0


Тема 1.5 «Наш класс- спортивная семья»

1

0

1


Тема 1.6 «Олимпийские достижения нашего класса»

1

0

1


Тема 1.7 «Если хочешь быть здоровым – спортом занимайся!»

1

0

1


Тема 1.8 «Путешествие в город «Олимпийских надежд – Сочи»

1

0

1

2.

Раздел 2. «В ГОСТЯХ У ДОКТОРА «НЕБОЛИТА»

8

4

4


Тема 2.1 «Почему мы болеем?»

1

1



Тема 2.2 «Какие бывают болезни? Виды простудных заболеваний.»

1

1

0


Тема 2.3 «Признаки болезни»

1

1

0


Тема 2.4 «Кто нас лечит?»

1

1

0


Тема 2.5 «В поликлинике доктора «Нехворайки»

1

0

1


Тема 2.6 «Как защитить себя от болезней?»

1

0

1


Тема 2.7 «Профилактика гриппа и ОРВИ»

1

0

1


Тема 2.8 «Будь здоров без докторов»

1

0

1

3.

Раздел 3. «РЕЖИМУ ДНЯ МЫ – РОДНЯ»

10

5

5


Тема 3.1 «Что такое режим дня?»

1

1

0


Тема 3.2 «Для чего нужно соблюдать режим?»

1

1

0


Тема 3.3 «Твой режим дня»

1

1

0


Тема 3.4 «Режим дня твоей семьи»

1

1

0


Тема 3.5 «Сон. Для чего нужен?»

1

1

0


Тема 3.6 «Почему люди спят?»

1

0

1


Тема 3.7 «Здоровый сон – заряд на весь день»

1

0

1


Тема 3.8 «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»

1

0

1


Тема 3.9 «Помнить, знать, соблюдать!»

1

0

1


Тема 3.10«Составим свой режим!»

1

0

1

4.

Раздел 4. «В ГОСТЯХ У ГОСПОЖИ «ГИГИЕНЫ»

8

4

4


Тема 4.1 «Что такое гигиена?»

1

1

0


Тема 4.2 «О правилах личной гигиены»

1

1

0


Тема 4.3 «Кожа. Гигиена кожи»

1

1

0


Тема 4.4 «Глаза – зеркало души. Гигиена глаз»

1

1

0


Тема 4.5 «Руки – главные инструменты человека. Гигиена кожи рук»

1

0

1


Тема 4.6 «Чистота для здоровья нам нужна»

1

0

1


Тема 4.7 «Советы Доктора Чистюлькина»

1

0

1


Тема 4.8 «Территория здоровья»

1

0

1























Содержание изучаемого курса

Раздел 1. «Движение – основа жизни» (8 часов)

Тема 1.1 «Спорт – главная жемчужина здоровья» (1 ч) - Познавательный час. Вводное занятие. Вступительное слово учителя о значении спорта. Викторина «Спорт».

Тема 1.2 «Со спортом дружить – здоровым быть» (1 ч) - Спортивный час. Беседа о здоровых привычках человека. Демонстрация фрагмент фильма. Игра «Я соблюдаю здоровые привычки».

Тема 1.3 «Спортивные игры в нашей жизни» (1 ч) - Классный час. КВН «Я спортсмен»

Тема 1.4 «Я о спорте знаю всё» (1 ч) - Познавательная викторина. Слово учителя. Викторина – игра «Что, где и когда?» связанна с видами спорта.

Тема 1.5 «Наш класс- спортивная семья» (1 ч) - Весёлые старты. Сказка про страну и ассоциативный вид спорта. Игра «Чем ассоциируется спорт».

Тема 1.6 «Путешествие в город «Олимпийских надежд – Сочи» (1 ч) - Виртуальная экскурсия. Беседа о зарождении олимпиады. Рассказ учителя олимпиады в Сочи, в 2014 году. Игра «Символы Олимпиады».

Тема 1.7 «Если хочешь быть здоровым – спортом занимайся!» (1 ч) Беседа о мультфильмах связанные со спортом. Показ 2-3 мультфильмов.

Тема 1.8 «Олимпийские достижения нашего класса» (1 ч) - Защита проектов. Беседа о спортивных достижениях. Представление учащихся своих грамот и медаль, связанные со спортом.

Раздел 2. «В гостях у доктора «Неболита» (8 часов)

Тема 2.1 «Почему мы болеем?» (1 ч) - Занятие – исследование. Вводное занятие. Вступительное слово учителя о значении здоровья. Викторина «Иммунитет».

Тема 2.2 «Какие бывают болезни? Виды простудных заболеваний» (1 ч) - Защита проектов. Вступительная беседа. Защита заранее подготовленных учащимися проектов.

Тема 2.3 «Признаки болезни» (1 ч) – Беседа. Вступительная беседа. Просмотр мультфильма. Беседа по мультфильму, подготовка памяток.

Тема 2.4 «Кто нас лечит?» (1 ч) - Классный час. Вступительная беседа. Познавательная игра. Фронтальный опрос.

Тема 2.5 «В поликлинике доктора «Нехворайки» (1 ч) - Экскурсия в медицинский кабинет. Вступительное слово в классе. Выступление медицинского работника школы.

Тема 2.6 «Как защитить себя от болезней?» (1 ч) - Устный журнал. Подготовка учащимися докладов, их защита и составление общего журнала.

Тема 2.7 «Профилактика гриппа и ОРВИ» (1 ч) - Занятие – совет. Вступительное слово учителя, беседа, просмотр видео-отрывка, фронтальный опрос.

Тема 2.8 «Помните, детки, таблетки не конфетки!» (1 ч) - Беседа – инструктаж. Инструктаж от медицинского работника с использованием ТСО.

Раздел 3. «Режиму дня мы – родня» (10 часов)

Тема 3.1 «Что такое режим дня?» - Беседа. Вводное занятие. Вступительное слово учителя о значении режима дня. Викторина «Режим дня».

Тема 3.2 «Для чего нужно соблюдать режим?» - Занятие – исследование. Составление информационного альбома, слово учителя, защита учащихся их страниц в альбоме.

Тема 3.3 «Твой режим дня» - Занятие – практикум. Вступительная беседа. Составление карточек с режимом дня учащихся, обсуждение типичных ошибок в режиме дня.

Тема 3.4 «Режим дня твоей семьи» - Защита творческих проектов. Вступительная беседа. Защита учащимися проектов. Коллективное обсуждение.

Тема 3.5 «Сон. Для чего нужен?» - Час размышления. Вступительное слово учителя. Написание и защита мини-эссе.

Тема 3.6 «Почему люди спят?» - Занятие – исследование. Вступительное слово, познавательная игра, рассуждение по теме.

Тема 3.7 «Здоровый сон – заряд на весь день» - Конкурс рисованных фильмов. Вступительное слово, защита подготовленных рисованных фильмов, коллективное обсуждение.

Тема 3.8 «Здоровье в порядке – спасибо зарядке» - Игровой час. Вступительная беседа, учащиеся демонстрируют заранее подготовленные физ. минутки.

Тема 3.9 «Помнить, знать, соблюдать!» - Викторина. Вступительная беседа, викторина по полученным знаниям.

Тема 3.10«Составим свой режим!» - Классный час. Вступительная беседа об окончании раздела, составление режима дня, учитывая полученные знания.

Модуль 4. «В гостях у госпожи «Гигиены» (8 часов)

Тема 4.1 «Что такое гигиена?» - Беседа. Беседа о личной гигиене. Составление сказки про грязнуль. Инсценировка сказки «Откуда берутся грязнули?»

Тема 4.2 «О правилах личной гигиены» - Классный час. Вступительная беседа. Рассказ учителя, подготовка карточек-памяток.

Тема 4.3 «Кожа. Гигиена кожи» - Час общения. Вступительное слово учителя. Просмотр видеофрагмента, рассуждение по теме.

Тема 4.4 «Глаза – зеркало души. Гигиена глаз» - Занятие – совет. Вступительная беседа. Рассказ учителя. Разминка глаз с помощью различных упражнений.

Тема 4.5 «Руки – главные инструменты человека. Гигиена кожи рук» - Игровое занятие. Вступительная беседа. Познавательные игры с гостями «бактериями» и «микробами».

Тема 4.6 «Советы Доктора Чистюлькина» -Занятие – совет. Вступительное слово учителя, выполнение заданий гостя для прохождения карты, приз в виде памятки для учащихся.

Тема 4.7 «Гигиена тела» - Занятие – практикум. Вступительное слово учителя, защита учащимися проектов по теме.

Тема 4.8 «Территория здоровья» - Итоговая викторина. Вступительная беседа на актуализацию знаний, подведение итогов года и виде викторины.

Методическое обеспечение:

    1. интерактивная доска;

    2. компьютер;

    3. методические пособия;

    4. дидактический материал.





5. Список литературы

  1. Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового

образа жизни. - 2022. -№5.-с.54.

  1. Асвинова Т.Ф., Литвиненко Е.И. Программа школьной

валеологии - реальный путь первичной профилактики. -2019. -с 101

  1. Борисюк О.Л. Валеологическое образование. - 2020. -с. 78

  2. Валеологизация образовательного процесса. Мет. Пособие / Под ред. Н.И.Балакиревой. - Новокузнецк, 2018. - с.201

  3. Герасименко Н. П. Помоги сам себе. -2020.-с.36

  4. Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2020. - с.115

7. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. - М.: 2019.-с.302

8. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир, 2 кл., 3 кл.- М., 2021.-с.97

9. Гостюшин А.В.Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник, 1-4 кл. М., 2018.-с.107

10. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - СПб.,-1997., Уроки Мойдодыра.- СПб.,-1996., Твои первые уроки здоровья – СПб., 2022.-с.136

11. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма. СПб., 2019.-с.234

12. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе.- М., 2022.-с.98

13. Лаптев А.К. Тайны пирамиды здоровья.- СПб., 2018.-с.111

14. Латохина Л.И. Творим здоровье души и тела. – СПб., 2019.-с84

15. Макеева А.Г., Лысенко И.В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников/ Под ред. М.М.Безруких - СПб., 2021.-с.43

16. Николаева А.П., Колесов Д.В. Уроки профилактики наркомании в школе- М., 2020.-с.156

17. Сизанова А.И. и др. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися . Мн.: «Тесей», 2021.-с.45

18. Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,2018.-с.320

19. Татарникова Л.Г. , ЗахаревичН.Б., Калинина Т.Н. Валеология. Основы безопасности ребёнка – СПб., 2020.-с.167

20. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту: советы психолога родителям. - М., 2021.-с.43

21. Энциклопедический словарь юного биолога /Сост. М.Е.Аспиз. – М., 2022.-с.567

22. Энциклопедический словарь юного спортсмена /Сост. И.Ю, Сосновский, А.М. Чайковский – М., 2019.-с.456