Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования ,примерной программы внеурочной деятельности.
В качестве материала для формирования первоклассников читателей – кружковцев выбрана фольклорная (народная),авторская сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный детям способ познания, изучения, раскрытия действительности. Вводя первоклассника в народный язык, мы открываем ему мир народной мысли, народного чувства, народной жизни.
Актуальность данной программы
Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. На уроках творческого ряда учитель имеют прекрасную возможность создания у учащихся ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создания положительного отношения к учебной деятельности, и формированию речи. А деятельность имеет еще большие возможности в направлении нашей цели, что и обусловило актуальность нашей работы.
За последние годы идёт тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением разнообразных неречевых функций, общей и мелкой моторики. Появилась тенденция к изменению мотивации образовательной деятельности детей, снизилась их творческая активность, недооценивается значение формирования связной речи грамматически и интонационно оформленной, дающей возможность речевого общения.
Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики).
Новизна программы состоит в использовании нетрадиционных методов и приемов работы со сказками, в разработке универсальной методической схемы и модели, отражающей идею сказки. Текст сказки включает в себя разделы:
· Воспитание добрых чувств.
· Речевая зарядка.
· Развитие мышления и воображения.
· Сказка и математика.
· Сказка и экология.
· Сказка развивает руки.
Цели:
развитие всех компонентов речи и литературно-творческих способностей детей, включая артикуляционно-произносительную сторону, словарный запас, а также лексико-грамматический и лексико-стилистический строй; всестороннее развитие личности ребёнка.
Задачи:
практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;
восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;
обучение правильному грамматическому оформлению фраз;
отработка навыков построения связного высказывания;
развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;
формирование пространственно-временных отношений;
формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;
развитие психологической базы речи.
выработка чётких координированных движений во взаимосвязью с речью;
Программа « В гостях у сказки» реализует духовно-нравственное направление и ориентирована на детей 1 класса общеобразовательной школы.Возраст 6,6-8 лет. Выбор направления с учетом пожелания родителей и обучающихся.
Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 35 мин, всего 33 часа.
Формы проведения.
Формыпроведения: групповые, коллективные, индивидуальные.
Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки с учетом возрастных особенностей школьников.
Планируемые результаты
Личностные:
- готовность и способность учащихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;
- формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- обращаться за помощью;
- задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять общую цель и пути её достижения;
- осуществлять взаимный контроль;
- вести устный и письменный диалог;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;
- различать способ и результат действия;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);
- сбор, обработка и передача информации;
- анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- построения рассуждения;
- применение и представление информации;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Структура занятий:
- Беседа, рассказ учителя.
- Слушание.
- Различные виды чтения.
- Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
- Устный журнал, театрализация.
- Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
- Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
- Конкурсы, викторины.
- Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
Содержание программы
1.Народные сказки( 20 часов)
Знакомство с русскими народными сказкам.Особенности народных сказок,главные герои.Инсценировки некоторых произведений,рисование и лепка по содержанию сказки.
2.Авторские сказки.(11 часов)
Познакомить детей с авторскими сказками как русских,так и зарубежных писателей.Учиться отличать авторскую сказку от народной.
3.Подведение итогов(2 часа)
Моя любимая сказка(рассказывание сказки,сочинение собственного произведения,пластилиновый театр.Проект « В гостях у сказки»
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Народные сказки | 20 | 10,5 | 9,5 |
2 | Авторские сказки | 11 | 5 | 6 |
3 | Подведение итогов | 2 | 0,5 | 1,5 |
| Итого | 33 | 16 | 17 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Теория | Практика | Дата |
1 | Русская народная сказка «Колобок» Слушание, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка, инсценирование | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых» Слушание сказок. Сравнение сюжетов. Инсценировка. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | Русская народная сказка «Умная внучка» Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». Рисование героев сказки.Экскурсия в библиотеку. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | Русская народная сказка «Старуха, дверь закрой!» Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» Слушание, чтение, иллюстрирова-ние, инсценирование. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | Русская народная сказка «Кот и петух» Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | Русская народная сказка «Три медведя» Чтение, пересказ, иллюстрирова-ние. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | Русская народная сказка «Маша и медведь» Слушание, пересказ, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | Русская народная сказка «Заяц – хваст». Сравнение с авторской сказкой Д. Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | Русская народная сказка «Кот и лиса» Слушание, чтение, иллюстрирование, рисование свечкой и акварелью | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть» Просмотр мультфильма. | 1 | 1 | | |
13 | Русская народная сказка «Лягушка-царевна» Рассказывание, чтение, аппликация, инсценирование. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | Русская народная сказка «Морозко» Слушание, чтение, иллюстрирова-ние, ролевая игра. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | Татарская народная сказка «Три сестры» Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | Русская народная сказ-ка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Слушание, чтение, краткий пересказ.Посещение детской библиотеки и читального зала. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | Русская народная сказка «Хаврошечка» рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание, лепка из пластилина | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | Русская народная сказка «Летучий корабль» Лепка из пластилина, поделки из природных материалов. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка» Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | В Катаев «Дудочка и кувшинчик» Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | В Катаев «Цветик-семицветик» Слушание, выборочный пересказ, инсценированиеСоздание цветика – семицветика. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Посещение ДК с целью просмотра сказки. | 1 | | 1 | |
24 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне» Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» Слушание, иллюстрирова-ние, инсценирование. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | Г.Х. Андерсен «Огниво» Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | А.Алиш (татарская сказка) «Болтливая утка» Рассказывание, рисование | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | Шарль Перро «Спящая красавица» Слушание, иллюстрирова-ние, инсценирование. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | Шарль Перро «Красная шапочка» Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | Братья Гримм «Белоснежка» Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | Моя любимая сказка.Рассказывание, лепка, пластилиновый театр. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | Промежуточная аттестация. Викторина. | 1 | | 1 | |
ИТОГО: 33 часа 16 ч. 17ч. |
Литература:
1.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение,2010
2.Сказки нашего детства. СПб: ИГ «Весь», 2011-05-23
4.Сборник народных сказок. Изд. «Детская литература»
5.Рукавичка. Изд. «Фламинго», 2007