Пояснительная записка.
Программа «Мир вокруг нас»составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и на основе авторской программы по внеурочной деятельности В.А. Горской, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др. – М.: Просвещение, 2010 и сборника программ внеурочной деятельности: 1-4. Виноградовой Н. Ф. – М.: Вентана – Граф, 2014 г.
Актуальность программы.
Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования является воспитание и социализация духовно-нравственной личности
Данная программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, в соответствии с новыми требованиями стандартов нового поколения начальной школы.
Учитывая, что будущее определяется крупными научными изменениями, конкуренцией, мобильностью применения знаний и скоростью внедрения новых технологий, создание условий для подготовки личности, творческой, ориентированной на научный поиск, сегодня приобретает решающее значение.
Новизна программы.
Данный курс соединил в себе теоретические сведения из разных областей астрономии, географии, биологии, истории, экологии, ОБЖ, предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьника. Отличительной особенностью программы является его практическая направленность, в ходе которой формируется активная жизненная позиция у младших школьников.
Детям предлагается свободная форма поведения на занятиях: можно передвигаться по классу, наблюдать и участвовать в экспериментальных опытах, выбирать по желанию задания творческого характера, участвовать в работе групп сменного состава, пользоваться справочными материалами
Цели:
Формирование социального опыта школьника;
Осознание элементарного взаимодействия в системе «человек – природа – общество»;
Воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.
Программа позволяет установить более тесные связи между познанием природы и социальной жизни, обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего мира, создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок.
Задачи:
Научить детей использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развить природные задатки и способности детей; воспитывать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Место курса в учебном плане внеурочной деятельности
Выбор направления развития младших школьников с учетом пожелания родителей .Программа направлена на развитие познавательной деятедьности. Программа « Мир вокруг» нас расчитана на детей 8-9лет. Занятия проводятся один раз в неделю по 45 минут. Всего 34часа в год.
Формы проведения:
познавательная беседа;
этическая беседа;
профилактическая беседа;
игры: ролевые, ситуационные;
экскурсии;
Требования к результатам освоения программы « Мир вокруг нас»
Программа «Мир вокруг нас» ориентирована на формирование и развитие у учащихся личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных, коммуникативных) универсальных учебных действий.
Личностные:
- готовность и способность к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
- установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура; ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- осознание ответственности человека за общее благополучие; осознание своей этнической принадлежности; устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- этические чувства: доброжелательность, эмоционально – нравственная отзывчивость.
Коммуникативные:
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- задавать и отвечать на вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться о распределении функций в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
-адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- определять общую цель и пути её достижения;
- проявлять активность во взаимодействии коммуникативных и познавательных задач;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Регулятивные:
- формулировать и удерживать познавательную задачу;
- составлять план и последовательность действий;
- адекватно воспринимать замечания и предложения других людей по исправлению допущенных ошибок;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
- сбор, обработка и передача информации различными способами;
- классификация по заданным критериям;
- установление аналогий и причинно – следственных связей;
- осуществлять рефлексию способов и условий действий;
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- построение рассуждений, обобщений и интерпретации информации;
- презентовать полученную информацию с помощью ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- называть и определять объекты окружающей действительности в соответствии с содержанием;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Содержание программы
1. Где мы живем. (4ч.)
2. Природа. (24ч.)
3. Здоровье и безопасность (5ч.)
4.Подведение итогов. (1ч.)
Где мы живем. (4ч.)
Земля и космос.(2ч.)
Теоретическая часть. Земля. Солнце. Планеты. Смена дня и ночи, времен года. Понятие «астрономия». Существует ли жизнь в космосе. Легенды о созвездиях.
Практическая работа. Сочинение сказки «Фантастические приключения инопланетян на Земле».
Наша Земля на глобусе и карте полушарий. (2ч)
Теоретическая часть. Знакомство с глобусом. Земля – шар. Сравнение глобуса и карты полушарий. Что можно найти на глобусе и карте полушарий.
Практическая работа. Создание журнала «Великие кругосветные путешествия».
Природа. (24ч.)
Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые. (1ч.)
Теоретическая часть. Ботаника. Зоология. Биология. География. Метеорология.
Книги – помощники исследователей. (1ч.)
Практическая работа. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с научно – популярной литературой о природе.
Живая и неживая природа.(2ч.)
Теоретическая часть. Природа живая и неживая. Значение природы для людей. Охрана природы.
Практическая работа. Составление загадок о телах живой и неживой природы.
Солнце - источник жизни.(1ч.)
Теоретическая часть. Солнце – источник света и тепла. Роль света в жизни животных, растений, человека. Солнце и наше здоровье. Влияние солнца на жизнь Земли. Легенды о солнце.
Вода. Путешествие за капелькой воды.(1ч.)
Теоретическая часть. Вода в природе. Вода в жизни животных, растений, человека. Круговорот воды в природе.
Практическая работа. Сочинение сказки «Путешествие капельки».
Вода. Откуда она берется в кране? (1ч.)
Теоретическая часть. Вода и наше здоровье. Способы экономного расходования воды.
Практическая работа. Сколько воды вытекает из неплотно закрытого крана.
Замер воды. Расчет.
Воздух. Где он есть? Сколько весит? (2ч.)
Теоретическая часть. Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Ветер. Распространение семян ветром. Чистый и загрязненный воздух. Источники загрязнения воздуха. Воздух и наше здоровье.
Практическая работа. Составление рассказа «Что бы ты сделал для поддержания чистоты воздуха в твоем городе».
Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух? (1ч.)
Практическая работа. Опыт «Как распространяется тепло в воздухе»
Явления природы.(2ч.)
Теоретическая часть. Явления природы: снегопад, дождь, листопад, северное сияние, затмение луны и солнца.
Практическая работа. Сборник загадок о явлениях природы.
Назначение простейших метеорологических приборов.(1ч.)
Теоретическая часть. Метеорологические приборы, их назначение.
Практическая работа. Измерение температуры воздуха. Ведение календаря погоды.
Народные приметы.(2ч.)
Теоретическая часть. Как появились народные приметы.
Практическая работа. Сборник народных примет.
Полезные ископаемые.(2ч.)
Теоретическая часть. Полезные ископаемые. Виды и свойства полезных ископаемых. Использование человеком природных богатств. Охрана полезных ископаемых.
Практическая работа. Изучение свойств отдельных полезных ископаемых.
Какие бывают растения. (2ч.)
Теоретическая часть. Многообразие растений на Земле, их предназначение. Гербарии.
Практическая работа. Игра « Угадай растение по описанию»
Какие бывают животные. (2ч.)
Теоретическая часть. Многообразие животных на Земле, их предназначение.
Практическая работа. Сочинение «Мой любимец».
Человек и природа.(2ч.)
Теоретическая часть. Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Практическая работа. Рисунки «Как мы бережем природу».
Природа просит помощи.Выпуск стенгазеты.(1ч.)
Практическая работа.
Здоровье и безопасность.(5ч.)
Огонь друг или враг.(2ч.)
Теоретическая часть. Откуда пришел огонь. Использование огня. Правила противопожарной безопасности.
Практическая работа. Просмотр презентации «Огонь друг или враг». Игра «Светофор здоровья».
Дорожная безопасность.(2ч.)
Теоретическая часть. Правила дорожного движения. Дорожные знаки. Инспектор ГИБДД.
Практическая работа. Плакат «Безопасность на дороге».
Проект «Жизнь у нас одна».(1ч.)
Практическая работа.Проект.
Подведение итогов.(1ч.)
Анализ работы кружка за учебный год. Выставка проектных работ.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Теория | Практика |
1 | Где мы живем | 4 | 2 | 2 |
2 | Природа | 24 | 11 | 13 |
3 | Здоровье и безопасность | 5 | 2 | 3 |
4 | Подведение итогов | 1 | 1 | |
| Итого | 34 | 16 | 18 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Название раздела и тем | Количество часов | Дата |
Теория | Практика |
I. | Где мы живем. | 2 | 2 | |
1 | Земля и космос. | 1 | 1 | |
2 | Наша Земля на глобусе и карте полушарий. | 1 | 1 | |
II | Природа. | 11 | 13 | |
3 | Какие науки изучают природу. Знаменитые ученые. | 1 | | |
3 | Книги–помощники исследователей. | | 1 | |
4 | Живая и неживая природа. | 1 | 1 | |
5 | Солнце - источник жизни. | 1 | | |
6 | Вода. Путешествие за капелькой воды. | 1 | | |
7 | Вода. Откуда она берется в кране? | | 1 | |
8 | Воздух. Где он есть? Сколько весит? | 1 | 1 | |
9 | Воздух теплый и холодный. Как беречь воздух? | | 1 | |
10 | Явления природы. | 1 | 1 | |
11 | Назначение простейших метеорологических приборов. | | 1 | |
12 | Народные приметы. | 1 | 1 | |
13 | Полезные ископаемые. | 1 | 1 | |
14 | Какие бывают растения. | 1 | 1 | |
15 | Какие бывают животные. | 1 | 1 | |
16 | Человек и природа. | 1 | 1 | |
17 | Природа просит помощи. Выпуск стенгазеты | | 1 | |
III | Здоровье и безопасность | 2 | 3 | |
18 | Огонь друг или враг. | 1 | 1 | |
19 | Дорожная безопасность. | 1 | 1 | |
20 | Проект«Жизнь у нас одна». | | 1 | |
IV | Подведение итогов. | 1 | | |
| Итого: | 16 | 18 | |
Литература:
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа – М.:Просвещение, 2010 ( Стандарты второго поколения)
Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты нового поколения)
Д.В. Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников Методический конструктор-М.:Просвещение 2011.223 с.