МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КАШИРА
МБОУ "Барабановская СОШ"
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете ________________________ Приказ №1 от «31» августа 2023 г. | СОГЛАСОВАНО руководитель методического совета ________________________ Юркова О.А. Приказ №1 от «31» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО И.о.директора МБОУ "Барабановская СОШ" ________________________ Олейник Е.В. Приказ №154 от «31» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Первые шаги в экономику»
для обучающихся 4 «Б» класса
Барабаново 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги в экономику», 4 класс составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373 (с изменениями приказ от 31.12.2015 № 1576), на основе Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа» и на основе методического пособия сборник программ внеурочной деятельности/ под редакцией Н.Ф. Виноградовой. -М.: Вентана- Граф, 2011;
ФГОС начального общего образования приказ № 363 от 06.10.2009, зарегистрирован МинЮст №17785 от 22.12.2009., а также планируемых результатов реализации программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Первые шаги в экономике ».
Рабочая программа по «Первые шаги в экономику» ориентирована на учащихся 4 класса. Программа внеурочной деятельности «Первые шаги в экономику» в 4 классе рассчитана на 34 учебных часа (34 учебные недели, по 1 часу в неделю).
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Личностные результаты:
- внутренняя позиция положительного отношения к учебе;
- ориентация на понимание причин успешного обучения;
- широкая мотивационная основа экономической деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- проявление интереса к новому учебному материалу;
- способность к самооценке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать верно, выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей;
- осваивать начальные формы рефлексии;
- формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебном пособии, других источниках информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы, сравнивать и группировать полученную информацию;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: на основе графических инструкций составлять словесные инструкции с последующим применением их в практической деятельности;
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты под руководством учителя;
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до остальных участников практической деятельности: оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- читать и пересказывать текст;
- совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
- выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- отстаивать и аргументировать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; учиться критично, относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции.
Содержание курса
« Первые шаги в экономику» 4 класс
1.Ценовая политика – 5 часов.
Конкуренция. Ценовая политика как одна из форм конкурентной борьбы. Маркетинг как комплексная система организации производства и сбыта продукции. Реклама. Более углубленное представление о формах и видах рекламы. Учет требований рынка.
2.Основные виды и формы торговли – 5 часов.
Более углубленное представление о розничной и оптовой торговле. Формы и виды оптовой и розничной торговли. Оптовая и розничная цена. Их соотношение. Прямые связи и посредническое звено. Производитель и потребитель. Потребитель промышленный и потребитель конечный.
3.Амортизация - 3 часа.
Износ физического капитала и необходимость его восстановления, ремонта. Амортизация как ежегодный износ физического капитала. Амортизационные отчисления.
4.Расчеты между покупателями и продавцами – 4 часа.
Наличные деньги и безналичный расчет. Банк как финансовый посредник.
5.Налоги – 4 часа.
Система налогообложения. Формы и виды налогов. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Более глубокое ознакомление с понятиями доходов и расходов. Потребление и накопление.
6.Биржа – 4 часа.
Биржа - организационная форма оптовой торговли. Фондовая биржа как специальное место, где торгуют акциями и другими ценными бумагами. Акция как особая ценная бумага, подтверждающая, что ее владелец является одним из собственников компании и имеет право на получение части ее прибыли. Дивиденд. Курс акций. Акционеры и акционерное общество.
7. Понятие о земельной ренте – 4 часа.
Аренда, арендаторы, арендодатели и арендная плата. Арендная плата как форма получения земельной ренты. Плодородие, урожайность и разная прибыльность земельных участков.
8.Внешняя торговля– 5 часов.
Понятие об экспорте, импорте, квотах и таможенных пошлинах. Прибыльность, эффективность производства. Соотношение собственных затрат и результатов. Развитие производства.
9.Работа над задачами (в течение года)
Экономическая задача в виде рисунка как особый вид экономического задания. Текстовая экономическая задача. Экономическая задача в схематическом изображении. Установление отличительных признаков задачи. Выявление обязательных компонентов задачи: условия и вопроса.
Выявление условий, необходимых, достаточных и лишних. Установление логических и экономических связей и зависимостей между основными экономическими понятиями и категориями. Выбор верного решения из нескольких предложенных
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | № занятия по теме | Наименование разделов и тем занятий | Дата занятия |
1 | 1 | Экономика - наука для всех и для каждого. | 07.09.2023 |
2 | 2 | Деловой этикет. | 14.09.2023 |
3 | 3 | Этика и мораль предпринимательства | 21.09.2023 |
4 | 4 | Мини- проект «Расчет бюджета семьи. Зачем это знать?» | 28.09.2023 |
5 | 5 | Потребности. Виды потребностей | 05.10.2023 |
6 | 6 | Потребности. Вопрос о потребностях в сказках. | 19.10.2023 |
7 | 7 | Урок-исследование «Как изменились потребности человека за 100 лет». | 26.10.2023 |
8 | 8 | Урок-исследование «Как изменились потребности человека за 100 лет». | 02.11.2023 |
9 | 9 | Торговля - это расчет. Товар, товарообмен, торговля. | 09.11.2023 |
10 | 10 | Деньги, себестоимость, цена. История денег. | 16.11.2023 |
11 | 11 | Торговая прибыль, розничная цена, оптовая цена. | 30.11.2023 |
12 | 12 | Спрос и предложение, их соотношение и взаимосвязь с ценой. | 07.12.2023 |
13 | 13 | Услуга как особый вид деятельности. Плата за услуги. | 14.12.2023 |
14 | 14 | Реклама-двигатель торговли. | 21.12.2023 |
15 | 15 | Долговые обязательства. Сущность кредита. Залог. | 28.12.2023 |
16 | 16 | Урок-практикум. | 11.01.2024 |
17 | 17 | Интегрированная игра: «Открываю свое дело». | 18.01.2024 |
18 | 18 | Понятие собственности; право распоряжаться ею. | 25.01.2024 |
19 | 19 | Сущность аренды: арендная плата, арендный договор, условия аренды. | 01.02.2024 |
20 | 20 | Первоначальный капитал. Банк. | 08.02.2024 |
21 | 21 | Сущность кредита. | 15.02.2024 |
22 | 22 | Банковский процент и банковская прибыль. | 29.02.2024 |
23 | 23 | Производство. | 07.03.2024 |
24 | 24 | Себестоимость, издержки производства. Прибыль производства. | 14.03.2024 |
25 | 25 | Качество продукции. | 21.03.2024 |
26 | 26 | Урок-игра «Конкуренция -хорошо или плохо». | 28.03.2024 |
27 | 27 | Конкуренция. Монополия. Кризис. | 04.04.2024 |
28 | 28 | Урок - проект «История рекламы». | 18.04.2024 |
29 | 29 | Урок - конкурс рекламы. Инсценировка рекламы. | 25.04.2024 |
30 | 30 | Акции. Дивиденды. Акционер. Аукцион. | 02.05.2024 |
31 | 31 | Внешняя торговля. Контракт. | 16.05.2024 |
32 | 32 | Таможня и пошлина. Налог. | 23.05.2024 |
33 | 33 | Способы ведения хозяйства. | 30.05.2024 |
34 | 34 | Урок - игра «Путь к успеху». | 06.06.2024 |