Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их образного, алгоритмического и логического мышления;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших областей современной действительности;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной информационной деятельности;
способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные:
уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипертекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;
владение базовыми навыками исследовательской деятельности, выполнения творческих проектов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Предметные:
в сфере познавательной деятельности:
освоение основных понятий и методов информатики;
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах;
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы);
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ;
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.
в сфере трудовой деятельности:
рациональное использование распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса, усовершенствование навыков полученных в начальной школе;
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
создание и редактирование рисунков, чертежей, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.
в сфере эстетической деятельности:
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).
в сфере охраны здоровья:
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Обучающиеся должны иметь представление: о понятии «информация», о многообразии источников информации, о восприятии информации человеком, о компьютере, об устройствах компьютера.
Обучающиеся научатся: исполнять правила поведения в компьютерном классе, называть основные устройства персонального компьютера (процессор, монитор, клавиатура, мышь, память), приводить примеры: источников информации, работы с информацией; технических устройств, предназначенных для работы с информацией (телефон, телевизор, радио, компьютер, магнитофон), полезной и бесполезной информации, запускать программы с рабочего стола (при наличии оборудования).
Обучающиеся получат возможность научиться: работать на компьютере, создавать документы, презентации, видеофильмы, участвовать в телекоммуникационных проектах.
С учётом психологических и возрастных особенностей обучающихся на занятиях внеурочной деятельности используются следующие формы организации занятий:
фронтальная;
групповая;
работа в паре;
индивидуальная.
Формы и методы работы:
Совместно-распределенная учебная деятельность (включенность в учебные коммуникации, парную и групповую работу).
Круглые столы, проекты.
Творческая деятельность (конструирование, составление мини-проектов).
Традиционные методы обучения (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные и пр.),
Игровые формы обучения (специальные информационные игры, мини-игры, экскурсии, конкурсы, творческие проекты и т. п.),
Методы коллективного обсуждения (дискуссия, беседа и пр.).
Формы проведения занятий нестандартные:
Основные методы – это познавательные игры: ребусы, кроссворды, электронный тест, различные головоломки, которые, помимо определенной образовательной функции, непосредственно стимулируют интерес обучающихся к изучаемому предмету, побуждают логически рассуждать, развивают речь, воображение, творчество, зрительное внимание, умение мыслить нестандартно, укрепляют память.
Использование активных методов и форм обучения позволяет учителю постоянно изменять виды деятельности обучающихся на уроке. Игровые методы обучения способствуют творческому развитию, развивают мышление и внимание, учат концентрироваться на выполнении заданий, работать в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 класс
Наименование раздела | Всего часов | Перечень формируемых универсальных учебных действий |
Знакомство и работа в графическом редакторе Paint | 11 | Личностные: Мотивация к обучению и познанию; оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности. Познавательные: понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD | 15 | Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии). Регулятивные: планировать свои действия на отдельных этапах работы над заданием; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; удерживать цель деятельности до получения ее результата; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; умение выполнять учебные действия в устной форме; использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: осознанно строить речевое высказывание в устной форме; понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью; преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов; выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные: включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать понятные для партнера высказывания; формулировать свои затруднения; контролировать действия партнера; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника. |
Знакомство и работа с программой создания презентаций Power Point | 8 | Личностные: оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; применять правила делового сотрудничества: считаться с мнением другого человека; проявлять доверие к соучастнику деятельности. Регулятивные: совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; планировать свои действия на отдельных этапах работы над проектом; удерживать цель деятельности до получения ее результата; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности; анализировать причины успеха/неуспеха. Познавательные: проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении задания; исследовать собственные нестандартные способы решения; презентовать подготовленную информацию в наглядном виде. Коммуникативные: включаться в диалог, проявлять инициативу и активность; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать помощь и сотрудничество; слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль; формулировать собственное мнение и позицию; оценивать собственное поведение и поведение окружающих; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой речи. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ урока по программе | Тема урока | Кол-во часов |
I | Компьютерная графика | 11 |
1 | Техника безопасности в кабинете ИКТ. Введение в компьютерную графику | 1 |
2 | Интерфейс графического редактора Paint | 1 |
3 | Знакомство с инструментами графического редактора | 1 |
4 | Фрагмент рисунка. Выделение и перемещение фрагмента рисунка. Сборка рисунка из деталей. | 1 |
5 | Действия с фрагментами рисунка. Создание рисунка «Открытка для мамы». | 1 |
6 | Учимся сохранять и открывать созданный рисунок. Создание рисунка «Моя родина - Россия». | 1 |
7 | Построения с помощью клавиши Shift. Создание рисунка «Кубик». | 1 |
8 | Инструмент «Масштаб». Создание рисунка из пикселей «Акула». | 1 |
9 | Инструмент «Текст». Создание рисунка «Новогодняя елочка». | 1 |
10 | Повторяющиеся элементы вокруг нас. Создание рисунка «Ветка рябины». | 1 |
11 | Индивидуальный проект | 1 |
II | Знакомство и работа с текстовым процессором WORD. | 15 |
12 | Меню, панели инструментов Правила набора текста. Работа в клавиатурном тренажере. | 1 |
13 | Редактирование текста: выделение текста, копирование и перемещение текста. | 1 |
14 | Оформление текста: выделение текста цветом | 1 |
15 | Выравнивание текста, использование отступа, межстрочный интервал. | 1 |
16 | Нумерация и маркеры | 1 |
17 | Изменение формата нумерации и маркировки | 1 |
18 | Вставка специальных символов, даты и времени | 1 |
19 | Работа с колонками: оформление газетных колонок | 1 |
20 | Работа с таблицами: создание таблиц, ввод текста, форматирование текста, изменение направления текста | 1 |
21 | Изменение структуры таблицы: добавление и удаление строк и столбцов, изменение ширины столбцов и ячеек, объединение и разбивка ячеек | 1 |
22 | Форматирование таблиц: добавление границ и заливки | 1 |
23 | Используем элементы рисования: вставка картинок, рисунков | 1 |
24 | Используем элементы рисования: объект WordArt | 1 |
25 | Создание рисунков с помощью панели рисования | 1 |
26 | Индивидуальный проект | 1 |
III | Работа с мультимедийной информацией в редакторе презентаций Microsoft Office PowerPoint | 8 |
27 | Интерфейс Microsoft Office PowerPoint. Планирование презентации. Создание презентации. Разметка и оформление слайда | 1 |
28 | Настройка анимации | 1 |
29 | Настройка анимации. Проект «Часы» | 1 |
30 | Использование гиперссылки в показе слайдов | 1 |
31 | Использование звука в презентации | 1 |
32 | Использование видео в презентации | 1 |
33 | Создание индивидуального проекта «Виртуальная экскурсия» в форме мультимедйной интерактивной презентации | 1 |
34 | Демонстрация и защита индивидуального проекта | 1 |