МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Тульской области
Отдел образования администрации МО Заокский район
МКОУ "Бутиковская СОШ"
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом Протокол №1 от «29» августа 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ______________________________ Прасалова М.В. Приказ №287 от «29» августа 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Клуб Знаек» для 4 класса начального общего образования
на 2023-2024 учебный год
п. Бутиково 2023 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб Знаек» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ № 2357 от 22.09.2011 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 13.05.2013 №ИР-352-09 «О направлении программы»;
- Основной образовательной программой НОО МКОУ «Бутиковской СОШ».
Программа «Клуб Знаек»» является модифицированной программой общеинтеллектуального направления, обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.
Рабочая программа рассчитана на 33 часа в 1 классе и 34 часа во 2,3 и 4 классах.
Количество часов в неделю – 1ч.
Продолжительность занятия 35 минут в 1 классе и 40 минут во 2,3 и 4 классах с обязательным применением физминутки.
Цель программы: создание условий для развития абстрактного мышления у обучающихся необходимой компонентой которого является логическое мышление – как дедуктивное, в том числе и аксиоматическое, так и продуктивное – эвристическое и алгоритмическое мышление.
Задачи программы:
*сформировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;
*сформировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
*развивать образное мышление;
*развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои суждения;
*развивать творческие способности;
*увеличить концентрацию внимания и объема памяти;
*содействовать воспитанию интереса к предметам и процессу познания в целом.
Срок реализации программы: 4 года.
Планируемые результаты
1 класс
Личностные результаты:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
-определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий;
-учиться высказывать свое предположение (версию);
-учиться работать по предложенному педагогом плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
-учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
-учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
-учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
-учиться выражать свои мысли;
-учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
-овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
-сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
-устанавливать общие признаки;
-находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
-определять последовательность действий;
-находить истинные и ложные высказывания;
-наделять предметы новыми свойствами;
-переносить свойства с одних предметов на другие
2 класс
Личностные результаты:
-учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
-учиться выражать свои мысли, аргументировать;
-овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:
-учиться отличать факты от домыслов;
-овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
-овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
-перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
-находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
-развивать доброжелательность и отзывчивость;
-развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
-применять правила сравнения;
-задавать вопросы;
-находить закономерность в числах, фигурах и словах;
-строить причинно-следственные цепочки;
-упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
-находить ошибки в построении определений;
-делать умозаключения.
3 класс
Личностные результаты:
-уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
-сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
-формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
-осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
-овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
-соблюдать нормы этики и этикета;
-овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
-учиться аргументировать, доказывать;
-учиться вести дискуссию.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
-выделять свойства предметов;
-обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
-сопоставлять части и целое для предметов и действий;
-описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
-приводить примеры истинных и ложных высказываний;
-приводить примеры отрицаний;
-проводить аналогию между разными предметами;
-выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
-рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
4 класс
Личностные результаты:
-развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
-формировать личностный смысл учения;
-формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
-осваивать способы решения проблем поискового характера;
-определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
-осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные УУД;
-осознанно строить речевое высказывание;
-овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
-учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
-учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
-формировать мотивацию к работе на результат;
-учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:
-определять виды отношений между понятиями;
-решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
-находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
-устанавливать ситуативную связь между понятиями;
-рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
-решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
Тематическое планирование с содержанием курса
1 класс
№ | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Простые интеллектуальные игры. | 1 |
2. | Знаете ли вы себя? | Ответы на вопросы о строении человеческого тела. Практическое задание: показать на себе спрашиваемые части тела. | 1 |
3-7. | Игры с фигурами Дьенеша. | Игры с геометрическими фигурами: цвет, форма, размер, величина. Объединение по группам. Практическое задание: вырезание фигур, придумать свой вариант объединения предметов. | 5 |
8. | В сказочном городе. Бегите ко мне. | Объединение предметов по признакам. Игра на развитие внимания. Практическое задание: изобрази животное. | 1 |
9. | Братцы – кролики. Живые группы. | Объединение предметов по признакам. Практическое задание: игра на умение группироваться по признаку. | 1 |
10. | А, ну-ка собери. | Объединение предметов по тематическому признаку. | 1 |
11. | Подбери картинки. Составь пары. | Объединение предметов по тематическому признаку. Разработка в приложении 2 | 1 |
12. | Домино. | Объединение предметов по тематическому признаку. | 1 |
13-14. | Логический поезд. | Упражнения на развитие логической связи. Проектная работа: составить свой «логический поезд». | 2 |
15-17. | Логические задачи. | Упражнения на развитие логической связи. Творческая работа: придумать задачу. | 3 |
18. | Конкурс эрудитов. | | 1 |
19. | Найди пирамидку. Забей гвоздь. | Упражнения на развитие логического мышления. Исследовательская работа: «если», «то» | 1 |
20. | Продолжи логический ряд. | Посредством зрения и логики продолжить предложенный ряд | 1 |
21. | Назови одним словом. | Объединение предметов по признаку и его название. | 1 |
22. | Найди общий признак. Загадочный ряд. | Проанализировать данные предметы и назвать признак. Практическая работа: придумать свой признак объединения предметов. | 1 |
23. | Догадайся и дорисуй. | Найти правило по которому объединены предметы и нарисовать недостающий предмет. Подготовительная работа с матрицами Равена. | 1 |
24. | Что лишнее и почему? | Найти правило по которому объединены предметы и найти лишний предмет. | 1 |
25. | Найди логическую пару. | Найти логическую связь между предметами. Проектная работа: придумать и нарисовать свою пару. | 1 |
26. | Что сначала, что потом? | Разложить карточки по порядку и объяснить, почему так. Творческая работа: самостоятельно составить свою схему. | 1 |
27. | Шумящие коробочки. Корешки и вершки. | Посредством слуха определить, какой предмет в коробочке. | 1 |
28. | Поиск по признакам. Раздели по группам. | По данному признаку, продолжить ряд. Творческая работа: рисование отдельных предметов для игры. | 1 |
29. | В мире животных. | Земля, вода, воздух, какие животные живут на суше, в воде, в воздухе. | 1 |
30. | Так бывает или нет? | Игра. Проектная работа совместно с родителями: придумать продолжение игры. | 1 |
31. | Что это? Загадки. | Назвать предмет по его признакам. Исследовательская работа. (Виды загадок, формы, назначения и т.д.) | 1 |
32. | Назови одним словом. Лишнее слово. | Назвать предмет по его признакам. Практическая работа: из предложенных предметов найти лишнее и объяснить почему. | 1 |
33. | Природа и предметный мир. Истина или ложь. Тест достижений. | Из предложенных вариантов предметов найти логическую связь между ними. Подвести итоги года. | 1 |
2 класс
№ | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 |
2-3. | Литературная викторина. | Каждое занятие начинается с разминки, а затем выполняются задания. Данное занятие посвящено литературным произведениям. Назвать авторов, объяснить название произведения и др. | 2 |
4. | Сказка. | По отрывку вспомнить сказку. Найти лишнего героя из определенного произведения. Сравни сказки. Исследовательская работа: что общего в сказках, особенность сказок, начало, конец сказок. | 1 |
5. | В мире слов. | Найти общее определение, скажи по-другому, с каким предметом ассоциируется, подбери подходящее по смыслу слово. Творческая работа: составление загадок. | 1 |
6. | Растения. | Найди логическую связь и назови одним словом. Объясни название растения. Упражнения на развитие памяти. По признаку назвать растение. | 1 |
7-8. | Овощи. Фрукты. Ягоды. | Закончи рифму. Объедини слова в пары, объясни выбор. По признакам назови предмет. Творческая работа: опиши предмет. | 2 |
9. | Логические задачи. | Упражнения на развитие логической связи и мышления. Компьютерные игры. | 1 |
10. | Явления природы. | Ассоциативные цепочки. Разгадывание загадок. Упражнения на развитие внимания. Творческая работа: продолжи песенку. | 1 |
11. | Животный мир. | Назови одним словом группу предметов. Раздели по признаку. Кто где живет. Практическая работа: составь цепочку слов, чтобы последняя буква предыдущего слова являлась первой последующего. | 1 |
12. | Домашние животные. | Упражнения на развитие логического мышления. Слуховая зарядка. Творческая работа: разгадывание загадок. | 1 |
13. | Птицы. | Ассоциативная связь. Развитие образного мышления, творческих способностей. Творческая работа: лепка птиц. | 1 |
14. | Урок творчества. | Проектная работа: составление игр. | 1 |
15. | Человек и его дело. | Развивать речь, умение высказывать и обосновывать свои рассуждения. Произведения о профессиях. Найдите связь между словами. | 1 |
16. | Семья. | Решение простых логических задач. Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Развитие творческих способностей. Проектная работа совместно с родителями: моя семья | 1 |
17. | Мир предметов и вещей. | Развитие речи. Подбери подходящие по смыслу слова. Назови предметы, которые обладают определенными свойствами. Разработка в приложении 3 | 1 |
18. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» | Применение знаний по предмету математика. | 1 |
19. | Вещи вокруг нас. | Назови одним словом. Предмет из предмета, путем удаления составной части. Практическая работа: ассоциации. | 1 |
20 | Конкурс эрудитов. | | 1 |
21. | Игра. Спорт. | Кто есть кто? Подбери пару. Практическая работа: разучивание новых игр. | 1 |
22. | Транспорт. | По какому признаку объединили? Развитие образного мышления: на что похож предмет? Творческая работа: продолжи рифму. | 1 |
23. | Родной край. | Формирование умственных действий: анализ, обобщение и др. Исследовательская работа: произведения о Родине, рисунки, фотографии, эссе. | 1 |
24. | Урок творчества. | Составление разных лабиринтов. | 1 |
25. | Человек и его поступки. | Развитие речи. Скажи наоборот. Решение логических задач. | 1 |
26. | Разноцветный мир. | Знакомство с цветами: вишневый, салатный, ореховый, васильковый и др. Творческая работа: волшебные кляксы. | 1 |
27. | Ориентировка во времени. | Развитие временного мышления. Назови одним словом. Практическая работа: решение ребусов, логических задач. | 1 |
28. | Форма. Направления. | Развитие мышления. Раздели квадрат на равные части разными способами. Назови противоположные по смыслу слова. Развитие образного мышления. На что похоже. | 1 |
29. | Количество и счет. Величина. | Развитие внимания и памяти. Математические задачки. Компьютерные игры. | 1 |
30. | Ото всюду обо всем. | Практическая работа: решение проблемных ситуаций. Отвечай быстро. | 1 |
31. | Буквы. | Развитие координации внимания. Слова туда и обратно. Волшебные буквы. Творческая работа: придумать ребус. | 1 |
32. | Школа. | Продолжи закономерность. Расшифруй. | 1 |
33. | Логические задачи. | Решение логических задач. | 1 |
34. | Итоговое занятие. Тест достижений. | Подвести итоги кружка. Чему научились? Что умеем? Что понравилось? и.т.д. | 1 |
3 класс
№ | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 |
2-5. | Матрицы Равена | Развивать умение последовательного рассуждения. Разработка в приложении 4 | 4 |
6. | Командные игры | Групповая работа с матрицами. Коллективное принятие решения. | 1 |
7-11. | Зрительно-пространственные тесты | Графические матрицы: изобрази недостающий предмет. | 5 |
12. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Медвежонок» | Применение знаний по предмету русский язык. | 1 |
13-14. | Составление матриц | Творческое задание. Каждый ребенок составляет собственную графическую матрицу. | 2 |
15-19. | Словесные тесты. | Выделение и нахождение существенных признаков предметов. Компьютерные игры. | 5 |
20. | Цепочки. | Творческая работа: составление цепочек вида: мел-доска-учитель-школа и т.д. | 1 |
21. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» | Применение знаний по предмету математика. | 1 |
22-23. | Анаграммы. | Составить новое слово, поменяв буквы местами. Творческая работа: придумать анаграмму. | 2 |
24-25. | Числовые тесты | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Пропущенные числа. Магические треугольники и квадраты. Проектная работа: составить свой числовой тест. | 2 |
26 | Конкурс эрудитов | | 1 |
27-28. | Числовые ребусы. | Найди закономерность и продолжи ряд чисел. Творческая работа: составить числовой ребус. | 2 |
29. | Триады. | Творческая работа: объединение трех предметов, по одному признаку. | 1 |
30-33. | Логические задачи | Решение логических задач, задач на смекалку. | 4 |
34. | Выпуск стенгазеты. Итоговое занятие. Тест достижений | Самостоятельная работа. Понравился ли курс занятий? Что бы вы хотели изучить, узнать в новом учебном году? | 1 |
4 класс
№ | Перечень разделов и тем | Содержание | Кол-во часов |
1. | Вводное занятие. Тест способностей. | Знакомство с программой, с целями, с темами занятий. Интеллектуальные игры. | 1 |
2. | Периферическое зрение. | Упражнения на увеличение скорости чтения. Метод «Зеленая точка», «Пирамида цифр», «Таблица Шульте». Практическая работа: упражнения по борьбе с регрессивным движением глаз. | 1 |
3. | Маргинальный прием. | Практическая работа: упражнения на развитие находить главную мысль текста. | 1 |
4. | Рефлексивное и нерефлексивное слушание. | Упражнения на развитие умения слушать. Исследовательская работа: к какой категории слушателей вы относитесь (категоричный, рассудительный, аналитический, сочувствующий) | 1 |
5. | Чего не хватает на рисунке? Узнай кто это? Какие предметы спрятаны? | Упражнения на развитие восприятия. Проектная работа: составление своего рисунка. | 1 |
6. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Муравей» | Применение знаний по предмету ОБЖ | 1 |
7. | Тренинг «Пальцы», «Стрелка», «Счет». | Практическая работа: упражнение на развитие умения концентрировать внимание. | 1 |
8 | Матрица Ландольта. | Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. | 1 |
9 | Матрица Ландольта. | Упражнения на тренировку продуктивности, устойчивости, распределения и переключения внимания. | 1 |
10-11. | Двухцветные цифровые таблицы. | Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. | 1 |
| Двухцветные цифровые таблицы. | Упражнения на тренировку концентрации внимания. Творческая работа: оформление таблиц. | 1 |
12. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Медвежонок» | Применение знаний по предмету русский язык | 1 |
13. | Вербальная фантазия. | Упражнения на развитие речевого воображения. Творческая работа: придумать рассказ о каком – либо живом существе. | 1 |
14. | Методика «Рисунок» | Упражнения на развитие фантазии в процессе рисования. Компьютерная графика. | 1 |
15. | Методика «Скульптура» | Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. | 1 |
16. | Методика «Скульптура» | Творческая работа: упражнения на развитие фантазии в процессе лепки. | 1 |
17. | Слуховая и зрительная память. | Упражнения на развитие памяти у учащихся. Разработка в приложении 5 | 1 |
18. | Мгновенное фото. Живая фотография. Фигуры. | Упражнения на развитие памяти. | 1 |
19. | Структурирование. Кодировка. Ассоциации. | Практическая работа: упражнения на развитие памяти. | 1 |
20. | Участие во всероссийской олимпиаде «КИТ» | Применение знаний по предмету информатика. | 1 |
21. | Стенография. Мнемонология. | Упражнения на развитие памяти, на увеличение объема памяти, на скорость запоминания. Проектная работа: придумать свой шифр. | 1 |
22. | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» | Применение знаний по предмету математика. | 1 |
23. | Устный счет. | Упражнения на развитие мышления. | 1 |
24. | Конкурс эрудитов. | | 1 |
25. | Кубик Рубика | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. Практическая работа: сборка кубика. | 1 |
26. | Змейка. Треугольник. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 |
27. | Словограммы. Логогрифы. | Игры со словами. творческая работа: придумать словограммы, логогрифы. | 1 |
28. | Матрицы Равена. | Упражнения на развитие наглядно – действенного мышления. | 1 |
29. | Триады. | Упражнения на развитие и активизацию мышления. Проектная работа: составить триады, защита работы. | 1 |
30. | Назови слова. | Игра для определения активного словарного запаса. | 1 |
31. | Понятия. | Игра на объяснение понятия слова. Творческая работа: зашифруй предмет, с помощью понятий. | 1 |
32. | Подробное описание. | Серия картинок, по которым ребенок должен составить подробный рассказ. | 1 |
33. | Интеллектуальные игры. | Компьютерные игры. | 1 |
34. | Тест достижений. Итоговое занятие. | Подвести итог кружка | 1 |
Приложение 1
Тест на выявление способностей
1 класс
Какое из животных больше: лошадь или собака?
Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу днем и вечером?
Днем на улице светло, а ночью?
Небо голубое, а трава?
Черешня, груша, слива и яблоко – это…
Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?
Что такое Москва, Киев, Хабаровск?
Который сейчас час? (показать часы)
Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу?
На кого больше похожа собака: на собаку или на петуха?
Для чего нужны автомобилю тормоза?
Чем похожи друг на друга молоток и топор?
Что есть общего между белкой и кошкой?
Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга?
Что такое футбол, прыжки в длину и высоту, теннис, плавание?
Какие ты знаешь виды транспорта?
Чем отличается молодой человек от старого?
Для чего люди занимаются сортом и физкультурой?
Почему считается плохо, если кто – нибудь не хочет работать?
Для чего на письмо необходимо наклеивать марку?
Обработка результатов
За каждый правильный ответ ребенок получает 0,5 балла т.к. максимальное количество баллов ровно 10. Могут быть промежуточные оценки 0,25 или 0, 75 баллов, это зависит от правильности ответа. Прежде чем оценивать правильность ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял вопрос. Если нужно объяснить непонятные слова, например шлагбаум. Иногда дополнительное разъяснение требует даже слово «работать», потому что не все дети по-настоящему знают, что это такое.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий. (90% - 100%)
8-9 баллов – высокий. (70% - 80%)
4-7 баллов – средний. (50% - 60%)
2-3 балла – низкий. (20% - 40%)
балл – очень низкий. (10%)
Тест на выявление достижений
1 класс
Реши задачи. (3 б)
В квартире было 4 комнаты. Из одной комнаты сделали две. Сколько комнат стало в квартире? _____________________
Четыре яйца сварились в кастрюле за четыре минуты. За сколько минут сварилось одно яйцо? _____________
Максим родился на два года раньше Кости. Сейчас Максиму 5 лет. Сколько лет Косте? ___________________
Зачеркни «лишнее» слово: (1 б)
Окно, волк, коза, бежать, берег;
Гора, холм, река, лес, трамвай, поле.
Составь по три слова из букв каждой строки. (1 б)
Б, У, Ы, С, Р ________________, ______________, ______________
О, С, А, К _____________, _________________, _______________
Напиши по аналогии. (2 б)
Птица – крылья, рыба - … .
Трактор – гусеницы, автомобиль - … .
Завод – цех, школа - … .
Альпинист – горы, пловец - … .
Учись рассуждать. (1 б)
На прилавке лежат арбузы. Если каждый из троих покупателей купит 2 арбуза, то арбузов на прилавке не останется. Сколько было арбузов?
Разгадай закономерность и дорисуй. (1 б)
Нарисуй недостающую фигуру. (1 б)
Выводы об уровне развития
10 баллов – очень высокий. (90% - 100%)
8-9 баллов – высокий. (70% - 80%)
4-7 баллов – средний. (50% - 60%)
2-3 балла – низкий. (20% - 40%)
балл – очень низкий. (10%)
Приложение 2
Урок 11
Тема: «Подбери картинки», «Кто больше составит пар»
Цель: Учить объединять предметы по признакам.
Разминка.
Скажи по – другому:
Дети - …(ребята, малыши, детвора)
Дом - …
Заяц - …
Аккуратный - …
Грустный - …
Крупный - …
Бежать - …
Веселиться - …
Идти - …
Плакать - …
Говорить - …
Задания 1
Подбери картинки.
Педагог предлагает ребенку отобрать из набора сходные картинки в каком – либо отношении, или по какому – либо признаку. Затем просит обосновать причину отбора: почему картинки сгруппированы таким образом. После этого картинки возвращаются обратно в набор, а ребенку предлагается составить новую группу картинок. Игра повторяется 3 – 5 раз.
Задание 2
Для игры потребуется 36 карточек (их примерный размер 6 на 6), на которых нарисованы, или наклеены круги и квадраты одного размера, но разных цветов и оттенков, например,
По два круга: По два квадрата:
Светло – желтого; темно – желтого;
Темно – красного; светло – красного;
Светло – зеленого; темно – зеленого;
Темно – голубого; светло – голубого;
Светло – оранжевого; темно – оранжевого;
Темно – розового; светло – розового;
Черного; серого;
Сиреневого; фиолетового;
Перед началом игры карточки раскладываются на столе фигурами вниз. Играющие рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки. Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, заберет их себе, получая одновременно дополнительный ход. Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны. Выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество карточек.
Итог занятия.
Приложение 3
Урок 17.
Тема: «Мир предметов и вещей»
Цель: Учить объединять предметы по определенным признакам, подбирать
подходящие по смыслу слова, развивать речь.
Разминка.
Из чего, что делают?
Из чего делают растительное масло?
Из чего делают сахар?
Из чего делают ситец?
Из чего делают бумагу?
Из чего делают шпроты?
Из чего делают бензин?
Из чего делают хлеб?
Из чего делают манную крупу?
Из чего делают шоколад?
Из чего делают асфальт?
Задание 1.
Подбери к названному слову подходящие по смыслу. Повторять слова нельзя. Постарайся уложиться за одну минуту.
Например: волшебная палочка
Трусливый - … острый - …
Теплое - … счастливый - …
Утренние - … дрессированная - …
Кедровые - … кипяченая - …
Золотое - … трудная - …
Круглое - … жирная - …
Колючий - … сладкая - …
Цветочные - … прозрачная - …
Голосистый - … звонкая - …
Пасмурный - … любимая - …
Задание 2.
Назовите предметы, которые обладают определенными свойствами.
Про какие предметы можно сказать, что они:
Твердые и жидкие;
Холодные и газообразные;
Теплые и непрочные;
Прочные и вредные;
Сырые и сухие;
Твердые и мягкие;
Пушистые и колючие;
Широкие и удобные;
Душистые и жидкие;
Мокрые и подвижные;
Хрустящие и вкусные.
Задание 3.
Постарайтесь объединить в своем воображении два предмета, не имеющих ничего общего друг с другом. Для этого попробуйте создать в уме образ каждого предмета. А теперь мысленно объедини их в одной четкой картине. Пусть, например, даны слова «волосы» и «вода». Почему бы не вообразить волосы, промокшие под дождем или волосы, которые моют? Дай волю своему воображению.
Телевизор – шоколад;
Стакан – коридор;
Ноготь – журнал;
Паук – кресло;
Лупа – палец;
Сосулька – ножницы;
Картинка – лужа;
Котлета – песок;
Бегемот – пальто;
Мыло – яблоко.
Задание 4.
Назовите как можно больше различных способов применения названных примеров: соль, пластиковая бутылка, скакалка, гвоздь, камушки, опилки…
Например, газета. Из газеты можно сложить веер, головной убор, подложить ее под неустойчивые предметы, сделать пробку для бутылки, занавесить окна, упаковать вещи, обернуть книгу…
Приложение 4
Урок 2 (3)
Тема: «Матрицы Равена»
Цель: Углублять логическую интуицию, практический опыт, навыки
последовательного и доказательного мышления.
Разминка.
Какое животное вылезает из кожи вон?
Какие птицы роют норы для гнезда?
Что является символом олимпийских игр?
Кто вывернул волка наизнанку, застрелил бешеную шубу, вытащил себя из болота, побывал на Луне?
Что можно сделать за одну минуту?
Перечисли части тела человека, которые существуют только в паре.
Что будет лучше прыгать – деревянный шарик или резиновый мячик?
Какие три месяца в году, начинаются с гласной, идут один за другим?
Назови слова, начинающиеся с буквы й.
Почему гусь выходит из воды сухим?
Задание 1.
На этом занятии рассматриваются матрицы Равена, которые специально подобраны и усложняющиеся с каждым шагом. Задача ребенка: изучить структуру главной матрицы и указать ту из маленьких деталей, которая подходит к данной матрице, т.е. соответствует ее рисунку или логике расположения его деталей по вертикали и по горизонтали.
Приложение 5
Урок 17
Тема: «Слуховая и зрительная память»
Цель: Развивать слуховую и зрительную память детей.
Разминка.
За одну минуту перечислите как можно больше слов, состоящих из трех букв.
Стоят два козлика. Один смотрит на восток, другой на запад. Видят ли они друг друга?
В чем познается настоящий друг?
Какое животное изображено на гербе Республики Татарстан?
Как зовут в хоккее того, кто стоит в воротах?
Как зовут папу вашей мамы?
Полное имя Лизы, Щуры, Ксюши, Жени?
Чем отличается от окружающих людей человек, который только что приехал с юга?
Перерыв между действиями в театре?
Как с помощью 5 –литровой кастрюли и 3 – литровой банки налить из водопроводного крана в ведро ровно 4 литра воды?
Задание 1.
Ребенку последовательно, на 15 секунд каждая, предлагаются карточки – задания, представленные в виде шести по – разному заштрихованных треугольников на рисунке 1. После просмотра очередной карточки она убирается и вместо нее предлагается матрица, включающая 24 разных треугольника (рисунок 2), среди которых находятся и те шесть треугольников, которые ребенок только что видел на отдельной карточке. Задание заключается в том, чтобы отыскать и правильно указать в матрице все шесть изображенных на отдельной карточке треугольников.
Рисунок 1 Рисунок 2
Правильные ответы:
1,3,8,12,14,16
2,7,15,18,19,21
4,6,10,11,17,24
5,9,13,20,22,23
Задание 2.
Ребенку с интервалом в 1 секунду поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
I II III IV
месяц ковер вилка школа
дерево стакан диван человек
прыгать плыть шутить спать
желтый тяжелый смелый красный
кукла книга пальто тетрадь
сумка яблоко телефон цветок
После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора начинают неторопливо читать следующий набор из 36 слов с интервалами 5 секунд между отдельными словами:
Стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван,
корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный,
лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь,
пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать,
слон.
В этом наборе из 36 слов в случайном порядке располагаются воспринятые на слух слова из всех четырех прослушанных наборов. Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены, знакомое слово ребенок должен подчеркнуть. На поиск каждого слова ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его найти, то учитель зачитывает следующее слово и так далее.
Итог занятия.