Рабочая программа
курса по выбору
«За страницами учебника химии»
для обучающихся 11 класса
Автор -- составитель:
Калинкина Галина Викторовна учитель
первой квалификационной категории
с. Днепровское
2021г
Содержание
Планируемые результаты освоения курса по выбору ______________ 3-6
Содержание курса __________________________________ _______ 7 - 9
Тематическое планирование_____________________________________ 10
1.1.Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1.2.Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3. Предметные результаты
Требования к предметным результатам освоения курса по выбору (химия) должны отражать:
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдение, описание, измерение, эксперимент; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников;
В результате изучения курса по выбору «За страницами учебника химии»
Выпускник научится:
раскрывать на примерах роль химии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности человека;
демонстрировать на примерах взаимосвязь между химией и другими естественными науками;
раскрывать на примерах положения теории химического строения А.М. Бутлерова;
понимать физический смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и на его основе объяснять зависимость свойств химических элементов и образованных ими веществ от электронного строения атомов;
объяснять причины многообразия веществ на основе общих представлений об их составе и строении;
применять правила систематической международной номенклатуры как средства различения и идентификации веществ по их составу и строению;
составлять молекулярные и структурные формулы органических веществ как носителей информации о строении вещества, его свойствах и принадлежности к определенному классу соединений;
характеризовать органические вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих характерные свойства типичных представителей классов органических веществ с целью их идентификации и объяснения области применения;
прогнозировать возможность протекания химических реакций на основе знаний о типах химической связи в молекулах реагентов и их реакционной способности;
использовать знания о составе, строении и химических свойствах веществ для безопасного применения в практической деятельности;
приводить примеры практического использования продуктов переработки нефти и природного газа, высокомолекулярных соединений (полиэтилена, синтетического каучука, ацетатного волокна);
проводить опыты по распознаванию органических веществ: глицерина, уксусной кислоты, непредельных жиров, глюкозы, крахмала, белков – в составе пищевых продуктов и косметических средств;
владеть правилами и приемами безопасной работы с химическими веществами и лабораторным оборудованием;
устанавливать зависимость скорости химической реакции и смещения химического равновесия от различных факторов с целью определения оптимальных условий протекания химических процессов;
приводить примеры гидролиза солей в повседневной жизни человека;
приводить примеры окислительно - восстановительных реакций в природе, производственных процессах и жизнедеятельности организмов;
приводить примеры химических реакций, раскрывающих общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;
проводить расчеты на нахождение молекулярной формулы углеводорода по продуктам сгорания и по его относительной плотности и массовым долям элементов, входящих в его состав;
владеть правилами безопасного обращения с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии;
осуществлять поиск химической информации по названиям, идентификаторам, структурным формулам веществ;
критически оценивать и интерпретировать химическую информацию, содержащуюся в сообщениях средств массовой информации, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях с точки зрения естественнонаучной корректности в целях выявления ошибочных суждений и формирования собственной позиции;
представлять пути решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических, сырьевых, и роль химии в решении этих проблем.
Выпускник получит возможность научиться:
иллюстрировать на примерах становление и эволюцию органической химии как науки на различных исторических этапах ее развития;
использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических веществ;
объяснять природу и способы образования химической связи: ковалентной (полярной, неполярной), ионной, металлической, водородной – с целью определения химической активности веществ;
устанавливать генетическую связь между классами органических веществ
для обоснования принципиальной возможности получения органических соединений заданного состава и строения;
устанавливать взаимосвязи между фактами и теорией, причиной и следствием при анализе проблемных ситуаций и обосновании принимаемых решений на основе химических знаний.
3. Содержание программы
Вводное занятие (1час)
Назначение курса
Ознакомление с ЦЛ (цифровой лабораторией ) Точки роста и изучение правил техники безопасности (1час)
Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.
Знакомство с лабораторным оборудованием (1час)
Ознакомление обучающихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного - двух занимательных опытов).
Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.
Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории (1 час ).
Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории.
Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.
Экскурсия в химическую лабораторию.
Нагревательные приборы и пользование ими (1час)
Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, газовой горелки, водяной бани, сушильного шкафа. Нагревание и прокаливание.
Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.
Взвешивание, фильтрование и перегонка (1час)
Ознакомление обучающихся с приемами взвешивания и фильтрования, изучение процессов перегонки. Очистка веществ от примесей.
Практическая работа. Изготовление простейших фильтров из подручных средств. Разделение неоднородных смесей.
Выпаривание и кристаллизация (1час)
Практическая работа. Выделение растворённых веществ методом выпаривания и кристаллизации на примере раствора поваренной соли.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными
веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ (3часа)
Демонстрация фильма.
Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.
Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории (получение сульфата меди из меди, хлорида цинка из цинка).
Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту (1час) Ознакомление обучающихся с процессом растворения веществ. Приготовление растворов и использование их в жизни.
Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества.
Кристаллогидраты (2часа)
Кристаллическое состояние. Свойства кристаллов, строение и рост кристаллов. Практическая работа. Получение кристаллов солей из водных растворов методом медленного испарения и постепенного понижения температуры раствора (хлорид натрия, медный купорос).
Домашние опыты по выращиванию кристаллов хлорида натрия, сахара.
Химия и медицина (2 часа)
Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.
Устный журнал на тему «Химия и медицина».
Занимательные опыты по химии (1 час)
Показ демонстрационных опытов.
“Вулкан” на столе
“Зелёный огонь”
“Вода-катализатор”
Подготовка к декаде естественных наук (2 часа)
Подготовка обучающихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с
занимательными фактами.
Химия в природе (2 часа)
Сообщения обучающихся о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе».
Проведение консультаций по отдельным вопросам (9 часов).
Строение атома. ПЗ и ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Строение молекул. Химическая связь. Виды химической связи. Простые и сложные вещества. Классы неорганических соединений. Химические реакции. Типы химических реакций.
Теория электролитической диссоциации.
Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Алгоритмы решения расчетных стандартных задач. Комбинированные задачи по химии.
Занятие по профориентации (1час)
Экскурсия на предприятие с. Днепровское (молокозавод)
Химия в быту (2 часа)
Ознакомление обучающихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.
Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира
Промежуточная аттестация (1 час)
Малое ЕГЭ. Рефлексия.
4. Тематическое планирование
№п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
всего | теория | практика |
1 | Введение. Инструктаж по ТБ | 1 | 1 | - |
2 | Ознакомление с ЦЛ Точки роста и изучение правил техники безопасности | 1 | 1 | - |
3 | Знакомство с лабораторным оборудованием | 1 | 1 | - |
4 | Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории | 1 | 1 | - |
5 | Нагревательные приборы и пользование ими. Входной контроль- 20 мин | 1 | - | 1 |
6 | Взвешивание, фильтрование и перегонка | 1 | - | 1 |
7 | Выпаривание и кристаллизация 12.10 | 1 | - | 1 |
8 | Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ | 3 | 2 | 1 |
9 | Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту | 1 | - | 1 |
10 | Кристаллогидраты | 2 | - | 1 |
11 | Химия и медицина | 2 | 2 | - |
12 | Занимательные опыты по химии | 1 | - | - |
13 | Подготовка к декаде естественных наук | 2 | 2 | - |
14 | Химия в природе | 2 | 2 | 1 |
15 | Проведение консультаций по отдельным вопросам | 9 | 9 | - |
16 | Занятие по профориентации | 1 | экскурсия | |
17 | Химия в быту | 2 | | 1 |
18 | Промежуточная аттестация. Малое ЕГЭ | 1 | - | 1 |
| итого | 33 | 24 | 9 |
5.Методическое обеспечение программы
При разработке программы учитываются ведущие принципы образования:
Принцип программно-целевого подхода, направленный на практический результат;
Принцип доступности знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности;
Принцип актуализации знаний и умений, мотивированность всех ситуаций с точки зрения реальных потребностей обучающихся;
Принцип индивидуализации и дифференциации;
Принцип здоровьесбережения;
Учебные занятия проводятся в учебном кабинете, оборудованном таблицами, схемами, памятками
Материально-техническое обеспечение
№ п/п | Наименование |
| Ноутбук и Цифровая лаборатория Точки роста (электронный микроскоп) |
| Стол |
| Стул |
| Мультимедийный проектор |
| Экран |
| Диски |
| Плакаты |
Информационное обеспечение:
Подключение к сети Интернет.
Кадровое обеспечение
Педагог, работающий по данной программе, имеет высшее профессиональное образование в области, соответствующей профилю детского объединения без предъявления требований к стажу работы.
Санитарно-гигиенические требования
Занятия должны проводиться в просторном помещении, соответствующем требованиям техники безопасности, противопожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться.
Литература
Для учителя:
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.
Урок окончен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова - М.: Просвещение 1992.
В.Н. Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) - М.: Просвещение 1995.
Г.И. Штремплер Химия на досуге - М.: Просвещение 1993.
И.Н. Чертков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.
Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий. / авт.- сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. – М.: Просвещение 1976.
Для обучающихся:
Юный химик, или занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное пособие для школьников, изучающих естествознание, химию, экологию. – Авт.-сост.: Н.В. Груздева, В.Н. Лаврова, А.Г. Муравьев – Изд. 2-е,перераб. и доп. – СПб: Крисмас+, 2016.
— 105 с.
Алексинский В. Занимательные опыты по химии. – М.: Просвещение, 2018.
Гольдфельд М.Г. Внеклассная работа по химии. – М.: Просвещение,2016.-191с.
Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. Л.: Химия, 2018.
Конарев Б.А. Любознательным о химии. – М.: Химия, 2015.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Занимательные задания и эффектные опыты по химии.
«ДРОФА», М., 2014
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю.. Книга по химии для домашнего чтения. «ХИМИЯ»
М., 20