Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Волшебный карандаш»
( по направлению художественно-эстетическая творческая деятельность)
для 9 класса
на 2023-2024 учебный год.
Разработана и реализуется в соответствии с ФГОС
образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и ФАООП УО (вариант 2).
Составитель программы:
Аипова Рабия Мунировна
г.Ульяновск, 2023
Содержание
1.Паспорт рабочей программы.
2.Пояснительная записка.
3.Планируемые предметные и личностные результаты.
4.Базовые учебные действия.
5.Содержание рабочей программы.
6.Учебно-тематическое планирование.
7. Материально-техническое обеспечение.
8. Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.
9.Лист внесения изменений.
1.Паспорт рабочей программы.
Тип программы | Рабочая программа |
Статус программы | Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами: - Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; - ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599); - Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства просвещения РФ № 1026 от 24.11.2022г; - Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) тяжелыми множественными нарушениями развития( вариант 2) 5 класс-9 классы на 2023-2024 учебный год, ОГКОУШ№39 . - СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации №28 от 28 сентября 2020 года). |
Назначение программы | Программа предназначена для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по АООП вариант 2. |
Категория обучающихся | Учащиеся 9 класса с умеренной. тяжелой умственной отсталостью и ТМНР. |
Сроки Освоения программы | 1 учебный год (сентябрь 2023 года – май 2024 года). |
Объем Учебного времени | Рабочая программа по внеурочной деятельности рассчитана на 68 часов в год в соответствии с учебным планом филиала ОГКОУШ №39. |
Форма обучения | Очная . |
Режим уроков | 2 часа в неделю . |
Форма контроля | Текущий контроль. |
2.Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Волшебный карандаш »( по направлению художественно-эстетическая творческая деятельность)разработана для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) вариант 2.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.
Обучающиеся с умеренной, тяжелой отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Обучающиеся одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может существенно различаться. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются обучающиеся с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории обучающихся используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной, умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Обучающимся трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития обучающихся, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки, а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся с умеренной, тяжелойумственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других - повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Для реализации особых образовательных потребностей обучающегося с умственной отсталостью, с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.
К особым образовательным потребностям обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития относятся:
раннее получение специальной помощи средствами образования;
обязательность и непрерывность коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных областей, так и коррекционных курсов;
научно-обоснованный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования, направленный на социализацию обучающихся;
доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
пролонгация сроков получения образования;
систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений;
специальное обучение применению сформированных знаний и умений в процессе урочной и внеурочной деятельности при изменении учебно познавательных, социокультурных, трудовых и других ситуаций трудовых и других ситуаций;
обеспечение особой пространственной и временной организации коррекционно-образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов, состояния слуха, зрения и других психофизических особенностей обучающихся;
развитие мотивации и интереса обучающихся к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных способностей к обучению и социальному взаимодействию со средой;
стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру средствами образования, основанными на доброжелательном и уважительном отношении к обучающимся и членам их семей.
На внеурочной деятельности “ Волшебный карандаш»” формируется “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих самореализоваться в различных видах и формах художественно-творческой деятельности.
Цель: формирование художественной культуры школьников как части культуры духовной, на приобщение детей к миру искусств, общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого.
Задачи программы
1. Воспитание интереса ко всем видам пластических искусств; изобразительным, декоративно-прикладным, архитектуре, дизайну в разных формах.
2. Формирование художественно-образного мышления и эмоционально -
чувственного отношения к предметам и явлениям действительности; искусству, как основе развития творческой личности; формирование эмоционально-ценностного отношения к жизни.
3. Приобщение к национальному и мировому художественному наследию.
4. Развитие творческих особенностей и изобразительных навыков; расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазий, воображения; воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
3. Планируемые предметные и личностные результаты.
Личностные результаты:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты.
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований
-при работе с ними; знание элементарных правил композиции
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-адекватная передача цвета изображаемого объекта; определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета.
4.Базовые учебные действия.
1. Подготовку обучающегося к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.
2. Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание); умение выполнять инструкции педагогического работника; использование по назначению учебных материалов; умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Формирование умения выполнять задание: в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами .
5.Содержание рабочей программы.
Программа «Волшебные краски» включает следующие разделы:
Раздел 1.Работа с палитрой «Волшебные краски»
Раздел 2.Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники» .
Раздел3.Рисование различными материалами «Превращения» .
Раздел 1.Работа с палитрой «Волшебные краски» .
Дифференциация цветов, смешивание красок, получение нужного цвете и оттенка путём смешивания красок.
Основные цвета. Смешивание красок. Получение зелёной краски. Получение оранжевой краски. Получение тёмных и светлых тонов.
Раздел 2.Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники» .
Рисование без кисточки , с использованием только рук. Упражнения на развитие координации движений, мелкой моторики, точности и быстроты движений. Рассматривание в отпечатках образов, сравнивание с предметами и изображениями.
Обводка кисти руки цветными карандашами. Дорисовка изображения руки до предметов (павлин). Рисование пальчиками (ватной палочкой) (гусеница, листопад, цветок, вербочка, рябина). Рисование ладошками (осьминог, ёлка, ёжик). Рисование кулачком « Букет для мамы». Коллективное рисование ладошками (солнышко).
Раздел3.Рисование различными материалами «Превращения» .
Использование для рисования различных материалов. Упражнения на развитие мелкой моторики. Выполнение заданий по словесной инструкции и образцу. Рассматривание иллюстраций, сравнение с художественными изображениями.
Отпечатка сухими листьями «Лес». Томпонирование «Радуга». Монотипия «Бабочка» ,«Два цыплёнка». Набрызг «Зайчик под ёлкой». Работа по шаблонам с томпонированием « Фрукты». Выдувание «Снегопад».Штампы «Цветочная поляна», «Угощения для друзей». Метод тычка «Новогодняя ёлка». Рисование крупой «Урожай», «Грибы». Рисование смятой бумагой «Розы». Рисование свечой «Город ночью». Пластилинография «Медвежонок».
6. Учебно-тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела, тема занятия | Кол. часов |
Раздел 1.Работа с палитрой «Волшебные краски» -10 часов. |
1 | Основные цвета. | 2 |
2 | Смешивание красок. | 2 |
3 | Получение зелёной краски. | 2 |
4 | Получение оранжевой краски. | 2 |
5 | Получение тёмных и светлых тонов. | 2 |
Раздел 2. Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники»-24 часа. |
1 | Обводка кисти руки цветными карандашами. | 2 |
2 | Дорисовка изображения руки до предметов «Павлин» | 2 |
3 | Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Гусеница» | 2 |
4 | Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Листопад» | 2 |
5 | Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Цветок» | 2 |
6 | Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Вербочка» | 2 |
7 | Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Рябина». | 2 |
8 | Рисование ладошками «Осьминог» | 2 |
9 | Рисование ладошками « Ёлка» | 2 |
10 | Рисование ладошками (ребром) «Ёжик» | 2 |
11 | Рисование кулачком « Букет для мамы». | 2 |
12 | Коллективное рисование ладошками «солнышко». | 2 |
| | |
Раздел 3. Рисование различными материалами «Превращения»-32 часа |
1 | Отпечатка сухими листьями «Лес». | 2 |
2 | Томпонирование «Радуга». | 2 |
3 | Монотипия «Бабочка» . | 2 |
4 | Монотипия «Два цыплёнка». | 2 |
5 | Набрызг «Зайчик под ёлкой». | 2 |
6 | Работа по шаблонам с томпонированием «Фрукты». | 2 |
7 | Выдувание «Снегопад». | 2 |
8 | Штампы «Цветочная поляна», | 2 |
9 | Штампы «Угощения для друзей». | 2 |
10 | Метод тычка «Новогодняя ёлка». | 2 |
11 | Рисование крупой «Урожай», | 2 |
12 | Рисование крупой «Грибы». | 2 |
13 | Рисование смятой бумагой «Розы». | 2 |
14 | Рисование свечой «Город ночью». | 2 |
15 | Пластилинография «Медвежонок». | 2 |
16 | Проведение выставки «Весёлый карандаш». | 2 |
| Повторение | 2 |
| Итого | 68 |
7.Материально-техническое обеспечение.
Краски акварельные и гуашевые, пальчиковые, кисти, палитры, восковые мелки, цветные карандаши, губка, щётка, пластилин, парафиновые свечи, крупа, клей, трубочки для коктейля, бумага для акварели и ватман.
Шаблоны, предметные картинки, сюжетные картинки по выбранным темам, музыкальное сопровождение, красочное изображение главного героя «Волшебный карандаша».
8.Формы оценивания, средства мониторинга и оценки результатов.
Текущие, триместровые и годовые оценки по внеурочной деятельности не оценивается .
9.Лист внесения изменений .
Дата | Основание для внесения изменений | № листа | Содержание | Утверждено |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |