МУНИЦИПАЛЬНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦВЕТОЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ К.С.ТРУБЕНКО»
БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО Протокол № 1 от « 31» 08. 2023г. ____ Ю.В.Гринь | СОГЛАСОВАНО Зам.дир. по УВР _______ Ю.В.Азизова «31» 08. 2023г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ « Цветочненская СШ им. К. С. Трубенко» ___________ Е. Л. Менжелеева Приказ № 252 от «31» 08. 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
начального общего образования
духовно-нравственного направления
«Традиции крымскотатарского народа»»
для 1 – 4 классов
на 2023-2024 учебный год
количество часов:
1-В класс - 33 ( 1 час в неделю)
2-В класс – 34ч ( 1 час в неделю)
3-В класс - 34 ч ( 1 час в неделю)
4-Вкласс - 34 ч ( 1 час в неделю)
Составители: учителя начальных классов:
Учитель | Категория |
Сейдалиева Г.С. | 1 |
Аметова З.Б. | 1 |
Пучар Ф.А.. | СЗД |
Дервиш А.Д. | СЗД |
2023 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции крымскотатарского народа» составлена на основании Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г. Реализуется как в очном, так и дистанционном обучении.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса «Традиции крымскотатарского народа» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты освоения программы:
– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Республики Крым;
– формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;
– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;
– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;
– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:
– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;
– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;
– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;
– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;
– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;
– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.
Метапредметные результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности.
В связи с этим, дети должны овладеть:
– умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;
– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);
– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;
– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);
– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;
– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.
Предметные результаты освоения программы:
В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:
– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях ;
– знакомство с национальной музыкальной культурой;
– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;
– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;
– знакомство с традиционными народными и религиозными праздниками, особенностями их празднования;
– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;
– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.
Формы учета для оценки планируемых результатов освоения программы.
При оценке планируемых результатов по данному курсу не применяется оценочная система, а учитываются творческие успехи детей. Результатом занятий могут быть:
– итоговые выставки изделий художественного и декоративно-прикладного творчества
– участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах и фестивалях;
– театрализованные представления;
Одной из основных форм учета планируемых результатов во внеурочной деятельности является подготовка и защита проектов. В виду того, что программа предназначена для младших школьников, объем проектов должен быть минимальным. Также необходимо предусмотреть активное участие родителей при подготовке мини-проектов.
В рамках данной программы можно предложить следующую тематику подобных работ:
– Родной свой край люби и знай;
– Малые фольклорные жанры крымскотатарского народа;
– Песни моей бабушки;
– Расскажи мне сказку, мама;
– Чудо-платье с волшебным узором (национальный орнамент, одежда);
– Сделал дело – гуляй смело (народные праздники);
– Праздничные блюда крымских татар ;
– Родословная моей семьи;
– Выдающиеся жители моей малой родины;
– Известные люди моей семьи;
– Горжусь я тем, что я......
Также положительным результатом усвоения программы может служить увлеченное желание школьников к дальнейшему изучению родной культуры.
Содержание курса внеурочной деятельности
1. Введение.
Во вводном занятии необходимо озвучить цели и задачи курса, дать понятия «народ», «народность», а также общие сведения о Республике Крым. Ознакомить учащихся с картой
2. Устное народное творчество крымскотатарского народа.
Заклички, считалки. Знакомство с терминами, умение употреблять их в речи, выделять виды считалок, приговорок.
Развитие чувства юмора, открытости.
Считалки - короткие стишки, применяемые для определения ведущего или для распределения ролей в игре.
Пословицы, поговорки и загадки составляют большую часть устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений. В них выражается оценка народом действительности, какая она есть или какой бы ее хотелось видеть.
Самостоятельная работа:
Сочинение и сбор считалок, пословиц, поговорок и др.. Выпуск книжек-альбомов с , считалками, закличками, приговорками, пословицами, поговорками и загадками «Малые фольклорные жанры».
Сказки, легенды, былины. Знакомство с терминами, их употребление.
Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений. Роль сказок в формировании картины мира ребенка.
Определение жанров сказок и их разновидности; сказки народные и авторские; социально-бытовые, волшебные сказки и сказки о животных. Отношение вымысла к реальности. Добро и зло в жизни, вера людей в силы природы и человека.
Самостоятельная работа
Чтение сказок и легенд об истории своего края и народа. Инсценирование сказок.
Песни. Знакомство с термином «национальные песни», умение употреблять его в речи. Показать отражение истории и культуры народов в песнях.Колыбельная песня – отражение мира, мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком.
Самостоятельная работа
Разучивание колыбельных и плясовых песен, инсценирование песен.
3. Народные игры и праздники
Детский игровой фольклор. Игры – своеобразная школа развития активности, сообразительности, инициативы. Показать детям богатство и разнообразие национальных игр, их значение в формировании жизненно важных навыков, совершенствовании физического развития, самовоспитания. Виды игр. Ролевые игры, хороводные игры,пальчиковые игры.
Традиционные народные и религиозные праздники – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа.
Возникновение обычаев, традиций. Указать роль праздников в жизни народа. Данные о происхождении основных праздников. Народные приметы. Обрядность зимнего и весеннего циклов, летнего и осеннего.
4. Быт крымскотатарского народа .
праздничная и повседневная одежда
Вышивка. Основные цвета орнамента и вышивки. Особенности геометрического орнамента. Отличительные особенности орнамента и вышивки разных народов. Узоры . Женские украшения.
Самостоятельная работа:
Рисование национального орнамента и вышивки.
Традиционная кухня .
Важнейшие виды продуктов питания.. Сходства и различия в сервировке стола и культуре поведения за столом .
Повседневная и праздничная кухня.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 4 |
2 | Устное народное творчество крымскотатарского народа | 6 |
3 | Народные игры и праздники | 23 |
| Итого | 33 |
2 класс
№ | Раздел | Кол-во часов |
1 | Введение | 5 |
2 | Устное народное творчество крымскотатарского народа | 14 |
3 | Народные игры и праздники | 6 |
4 | Быт крымских татар | 6 |
5 | Обобщение. Защита проектов | 3 |
| Итого | 34 |
3 класс
№ | Раздел | Количество часов |
1 | Древняя история крымскотатарского народа | 3 |
2 | Крымскотатарские детские писатели | 7 |
3 | Крымскотатарские композиторы | 3 |
4 | Художники | 4 |
5 | Крымскотатарский театр | 3 |
6 | Семья. Родственники | 4 |
7 | Праздники | 4 |
8 | Географическое расположение | 2 |
9 | Историческое прошлое | 4 |
| Итого | 34 |
4 класс
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Крымскотатарский язык - родной язык крымских татар | 1 |
2. | Древняя история крымскотатарского народа | 2 |
3. | Антропологические особенности крымских татар | 2 |
4. | Крымскотатарские детские писатели | 3 |
5. | Крымскотатарская литература | 4 |
6. | Крымскотатарская детская литература | 2 |
7. | Газеты и журналы, выпускаемые в Крыму: «Арманчыкъ», «Йылдыз» и т. д. | 2 |
8. | Крымскотатарские композиторы | 3 |
9. | Художники | 3 |
10 | Крымскотатарский театр | 2 |
11. | Семья. Семейные традиции. | 2 |
12. | Обычаи, праздники крымскотатарского народа | 2 |
13. | Национальные крымскотатарские блюда | 2 |
14. | Декоративно-прикладное искусство крымских татар | 2 |
15. | Историческое прошлое | 2 |
| | 34 ч |