СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Традиции крымскотатарского народа"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности " Традиции крымскотатарского народа"»

МУНИЦИПАЛЬНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦВЕТОЧНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ К.С.ТРУБЕНКО»

БЕЛОГОРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО

Протокол № 1 от

« 31» 08. 2023г.

____ Ю.В.Гринь

СОГЛАСОВАНО

Зам.дир. по УВР

_______ Ю.В.Азизова

«31» 08. 2023г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ « Цветочненская СШ

им. К. С. Трубенко»

___________ Е. Л. Менжелеева

Приказ № 252 от «31» 08. 2023г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

начального общего образования

духовно-нравственного направления

«Традиции крымскотатарского народа»»

для 1 – 4 классов

на 2023-2024 учебный год

количество часов:

1-В класс - 33 ( 1 час в неделю)

2-В класс – 34ч ( 1 час в неделю)

3-В класс - 34 ч ( 1 час в неделю)

4-Вкласс - 34 ч ( 1 час в неделю)

Составители: учителя начальных классов:

Учитель

Категория

Сейдалиева Г.С.

1

Аметова З.Б.

1

Пучар Ф.А..

СЗД

Дервиш А.Д.

СЗД

2023 г.


Рабочая программа внеурочной деятельности «Традиции крымскотатарского народа» составлена на основании Примерной программы "Крымскотатарский язык (неродной) для общеобразовательных организаций Республики Крым, 1-4 классы" авт.коллектив: Аблятипов А.С., Аблякимова З.З., Абсеутова Э.Э., Маметова З.С., Мамутова М.Р., Наумова Л.В. под ред.Аблятипова А.С., 2015г. Реализуется как в очном, так и дистанционном обучении.

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса «Традиции крымскотатарского народа» учащимися должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты освоения программы:

– воспитание чувства гордости и уважения по отношению к традиционной культуре народов, проживающих на территории Республики Крым;

– формирование уважения к другим народам, заложение основ толерантности и нравственности;

– воспитание чувства гражданственности и патриотизма к своей малой родине, стране;

– способствовать формированию художественного вкуса, эстетического отношения к красоте окружающего мира;

– формирование положительного отношения к труду и здоровому образу жизни.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения:

– понимание учащимися национальной культуры как одной из основных ценностей народа, её значения в дальнейшем обучении и всей жизни;

– осознание эстетической ценности народной культуры, уважительное отношение к своей культуре, гордость за нее;

– потребность сохранить самобытность культуры своего народа;

– почтительное отношение к своей семье, своей малой родине, стране;

– доброжелательное отношение к представителям разных национальностей, их культурным особенностям;

– осознание ценности физического и нравственного здоровья и стремление к здоровому образу жизни.

Метапредметные результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы внеурочной деятельности является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности.

В связи с этим, дети должны овладеть:

– умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

– умением планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;

– видами речевой деятельности, пониманием информации устного и письменного сообщения;

– умением оценивать свои результаты, адекватно формулируя ответы (оценивать качество изделий, рисунков, исполнения песен, стихов);

– навыками применения приобретенных знаний, умений при выполнении творческих заданий;

– приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

– первичными навыками в художественной деятельности (рисование орнамента, чтение стихов на родном языке, исполнение песен);

– способами извлечения необходимой информации из прослушанных текстов;

– навыками активного включения в процесс восприятия и в практическую деятельность, связанную с созданием разнообразных «продуктов» с учетом особенностей народного творчества.

Предметные результаты освоения программы:

В процессе овладения социокультурным и учебным аспектами результатами будут:

– расширение знаний о культуре, религии, национальных традициях ;

– знакомство с национальной музыкальной культурой;

– проявление интереса к национальному устному народному творчеству;

– знакомство с композицией национальной одежды, умение выделять особенности цветовой гаммы орнамента, вышивки;

– знакомство с традиционными народными и религиозными праздниками, особенностями их празднования;

– умение различать признаки национального музыкального и художественного творчества;

– умение видеть черты национального своеобразия в произведениях народного искусства: в декоре традиционного жилища, предметах быта, орнаментах вышивки, одежды.

Формы учета для оценки планируемых результатов освоения программы.

При оценке планируемых результатов по данному курсу не применяется оценочная система, а учитываются творческие успехи детей. Результатом занятий могут быть:

– итоговые выставки изделий художественного и декоративно-прикладного творчества

– участие в муниципальных и региональных творческих конкурсах и фестивалях;

– театрализованные представления;

Одной из основных форм учета планируемых результатов во внеурочной деятельности является подготовка и защита проектов. В виду того, что программа предназначена для младших школьников, объем проектов должен быть минимальным. Также необходимо предусмотреть активное участие родителей при подготовке мини-проектов.

В рамках данной программы можно предложить следующую тематику подобных работ:

– Родной свой край люби и знай;

– Малые фольклорные жанры крымскотатарского народа;

– Песни моей бабушки;

– Расскажи мне сказку, мама;

– Чудо-платье с волшебным узором (национальный орнамент, одежда);

– Сделал дело – гуляй смело (народные праздники);

– Праздничные блюда крымских татар ;

– Родословная моей семьи;

– Выдающиеся жители моей малой родины;

– Известные люди моей семьи;

– Горжусь я тем, что я......

Также положительным результатом усвоения программы может служить увлеченное желание школьников к дальнейшему изучению родной культуры.



Содержание курса внеурочной деятельности

1. Введение.

Во вводном занятии необходимо озвучить цели и задачи курса, дать понятия «народ», «народность», а также общие сведения о Республике Крым. Ознакомить учащихся с картой

2. Устное народное творчество крымскотатарского народа.

Заклички, считалки. Знакомство с терминами, умение употреблять их в речи, выделять виды считалок, приговорок.

Развитие чувства юмора, открытости.

Считалки - короткие стишки, применяемые для определения ведущего или для распределения ролей в игре.

Пословицы, поговорки и загадки составляют большую часть устно-поэтического творчества, носят преимущественно наставительный или воспитательный характер и, как правило, состоят из одного или двух логически завершенных предложений. В них выражается оценка народом действительности, какая она есть или какой бы ее хотелось видеть.

Самостоятельная работа:

Сочинение и сбор считалок, пословиц, поговорок и др.. Выпуск книжек-альбомов с , считалками, закличками, приговорками, пословицами, поговорками и загадками «Малые фольклорные жанры».

Сказки, легенды, былины. Знакомство с терминами, их употребление.

Сказка как первый опыт знакомства с прошлым, мировосприятием далеких предков, форма передачи опыта поколений. Роль сказок в формировании картины мира ребенка.

Определение жанров сказок и их разновидности; сказки народные и авторские; социально-бытовые, волшебные сказки и сказки о животных. Отношение вымысла к реальности. Добро и зло в жизни, вера людей в силы природы и человека.

Самостоятельная работа

Чтение сказок и легенд об истории своего края и народа. Инсценирование сказок.

Песни. Знакомство с термином «национальные песни», умение употреблять его в речи. Показать отражение истории и культуры народов в песнях.Колыбельная песня – отражение мира, мыслей и чувств матери, поглощенной уходом за ребенком.

Самостоятельная работа

Разучивание колыбельных и плясовых песен, инсценирование песен.

3. Народные игры и праздники

Детский игровой фольклор. Игры – своеобразная школа развития активности, сообразительности, инициативы. Показать детям богатство и разнообразие национальных игр, их значение в формировании жизненно важных навыков, совершенствовании физического развития, самовоспитания. Виды игр. Ролевые игры, хороводные игры,пальчиковые игры.

Традиционные народные и религиозные праздники – неотъемлемая часть духовной культуры любого народа.

Возникновение обычаев, традиций. Указать роль праздников в жизни народа. Данные о происхождении основных праздников. Народные приметы. Обрядность зимнего и весеннего циклов, летнего и осеннего.

4. Быт крымскотатарского народа .

праздничная и повседневная одежда

Вышивка. Основные цвета орнамента и вышивки. Особенности геометрического орнамента. Отличительные особенности орнамента и вышивки разных народов. Узоры . Женские украшения.

Самостоятельная работа:

Рисование национального орнамента и вышивки.

Традиционная кухня .

Важнейшие виды продуктов питания.. Сходства и различия в сервировке стола и культуре поведения за столом .

Повседневная и праздничная кухня.


Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Кол-во часов

1

Введение

4

2

Устное народное творчество крымскотатарского народа

6

3

Народные игры и праздники

23


Итого

33


2 класс


Раздел

Кол-во часов

1

Введение

5

2

Устное народное творчество крымскотатарского народа

14

3

Народные игры и праздники

6

4

Быт крымских татар

6

5

Обобщение. Защита проектов

3


Итого

34


3 класс

Раздел

Количество часов

1

Древняя история крымскотатарского народа

3

2

Крымскотатарские детские писатели

7

3

Крымскотатарские композиторы

3

4

Художники

4

5

Крымскотатарский театр

3

6

Семья. Родственники

4

7

Праздники

4

8

Географическое расположение

2

9

Историческое прошлое

4


Итого

34



4 класс


п/п


Раздел

Количество часов

1.

Крымскотатарский язык - родной язык крымских татар

1

2.

Древняя история крымскотатарского народа

2

3.

Антропологические особенности крымских татар

2

4.

Крымскотатарские детские писатели

3

5.

Крымскотатарская литература

4

6.

Крымскотатарская детская литература

2

7.

Газеты и журналы, выпускаемые в Крыму: «Арманчыкъ», «Йылдыз» и т. д.

2

8.

Крымскотатарские композиторы

3

9.

Художники

3

10

Крымскотатарский театр

2

11.

Семья. Семейные традиции.

2

12.

Обычаи, праздники крымскотатарского народа

2

13.

Национальные крымскотатарские блюда

2

14.

Декоративно-прикладное искусство крымских татар

2

15.

Историческое прошлое

2



34 ч