МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Муниципальный район Тимский район
МКОУ «Леженская ООШ»
РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
МО учителей предметников Зам. Директора Директор школы
________________________ _____________________ ___________________
Кутузова Е.В Хотяинцева Е.И Чунихина Е.В
Протокол №128 Протокол №128 Приказ №128
От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Азбука здоровья»
7 класс
2024-2025 учебный год
Учитель Шашкова Виктория Николаевна
с. Леженьки 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (с изменениями и дополнениями);
Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
Приобретать опыт в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога;
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Учиться убеждать других людей в необходимости вести здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации, ориентироваться в учебнике.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схем).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы парах и малых группах.
Предметные результаты
освоение учащимися в ходе изучения учебных предметов опыта специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения.
Осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдёт уменьшение пропусков по причине болезни и произойдёт увеличение численности учащихся, посещающих спортивные секции и спортивно- оздоровительные мероприятия.
Социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Выпускник научится:
раскрывать вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём;
объяснять особенности влияния вредных привычек на здоровье человека;
раскрывать особенности влияния двигательной активности на организм человека;
характеризовать основы рационального питания;
объяснять правила оказания первой помощи;
различать и характеризовать способы сохранения и укрепления здоровья;
различать свои права и права других людей;
объяснять общепринятые правила поведения в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
объяснять значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
раскрывать знания о «полезных» и «вредных» продуктах, значение режима питания.
Выпускник получит возможность научиться:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать полезные и вредные продукты;
использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ, клещевого энцефалита;
определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
заботиться о своём здоровье;
применять коммуникативные и презентационные навыки;
использовать навыки исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у учащихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Содержание учебного курса Раздел 1. Введение (1 ч.)
Раздел включает в себя понятие «здоровье», факторы, влияющие на здоровье, значение здоровья в жизни человека.
Раздел 2. Здоровый образ жизни (7 ч.)
В данном разделе учащиеся формируют понятие о здоровом образе жизни, рассуждают о том, можно ли назвать свой образ жизни здоровым. Формируют знания о вредных привычках: алкоголь, курение, наркотики, их влияние на здоровье. Учащиеся характеризуют СПИД, как опасное заболевание, знакомятся с профилактическими мерами.
Раздел 3. Закаливание и его значение в укреплении здоровья (2 ч.)
В данном разделе учащиеся знакомятся с понятием «закаливание» и его ролью для здоровья. Формируются знания о закаливании воздухом, водой и солнцем их особенностями. Учащиеся должны уяснить, что только систематическое закаливание принесёт пользу здоровью.
Раздел 4. Рациональное питание (4 ч.)
В данном разделе учащиеся знакомятся с рациональным питанием и его значением для организма, с режимом питания и его соблюдением. Учащиеся научатся составлять своё меню с учётом всех принципов рационального питания, узнают о правилах приготовления пищи.
Раздел 5. Движение – это жизнь (7 ч.)
Данный раздел посвящён физической активности. Учащиеся ознакомятся с ролью физических упражнений и посильного труда для формирования организма и укрепления здоровья. Учащиеся попробуют разработать свою систему упражнений для зарядки.
Ознакомятся с основами подготовки к походу и правилами поведения в природе.
Раздел 6. Виды травм и первая медицинская помощь (5 ч.)
В этом разделе учащиеся узнают, что такое первая доврачебная помощь, и какова её роль в сохранении жизни человека. У учащихся сформируются знания о видах травм: ушибах, ожогах, кровотечениях, переломах, вывихах, растяжениях и др., научатся оказывать первую помощь, узнают о профилактике данных видов травм.
Раздел 7. Профилактика заболеваний (2 ч.)
В данном разделе формируются знания о профилактике различных заболеваний, о предохранительных прививках и их значении, о предупреждении желудочно-кишечных заболеваний.
Раздел 8. Чистота – залог здоровья (4 ч.)
Данный раздел посвящён гигиене одежды, обуви, тела. Учащиеся ознакомятся с правилами соблюдения чистоты в помещениях: дома, в школе.
Раздел 9. Обобщение материала (2 ч.) Обобщение изученного материала.
Подведение итогов.
Тематическое планирование
№ п.п. | Раздел, тема | Количество часов |
1. | Введение. | 1 |
2. | Здоровый образ жизни. | 7 |
3. | Закаливание и его значение в укреплении здоровья. | 2 |
4. | Рациональное питание. | 4 |
5. | Движение – это жизнь. | 7 |
6. | Виды травм и первая медицинская помощь. | 5 |
7. | Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья. | 2 |
8. | Чистота – залог здоровья. | 4 |
9. | Обобщение материала | 2 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п.п. | Дата | Тема занятия |
по плану | факт. |
1. Введение (1 ч.) |
1. | 06.09 | | Что такое здоровье, от чего оно зависит? Факторы, влияющие на здоровье. |
2. Здоровый образ жизни (7 ч.) |
2. | 13.09 | | Что такое здоровый образ жизни. |
3. | 20.09 | | Вредные привычки, причины их формирования. |
4. | 27.09 | | Курение и его вредное влияние на организм |
5. | 04.10 | | Алкоголь разрушает не только твоё здоровье, но и твою жизнь. |
6. | 11.10 | | Акция – «Скажи наркотикам – НЕТ». |
7. | 18.10 | | Токсикомания – что это. |
8. | 25.10 | | СПИД – угроза для жизни. |
3. Закаливание и его значение в укреплении здоровья (2 ч.) |
9. | 08.11 | | Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом, водой и солнцем. |
10. | 15.11 | | Значение систематичности в закаливающих процедурах. |
4. Рациональное питание (4 ч.) |
11. | 22.11 | | Понятие рационального питания и его значение. |
12. | 29.11 | | Режим питания. |
13. | 06.12 | | Составление своего меню с учётом всех принципов рационального питания. Практическая работа № 1 «Составление своего меню». |
14. | 13.12 | | Правильное приготовление пищи. Практическая работа № 2 «Правильное приготовление пищи». |
5. Движение – это жизнь (7 ч.) |
15. | 20.12 | | Роль физических упражнений. |
16. | 27.12 | | Утренняя зарядка. Разработка системы упражнений. |
17. | 10.01 | | Систематичность и последовательность – главные принципы в спорте. |
| | | Практическая работа № 3 «Систематичность и последовательность – главные принципы в спорте». |
18. | 17.01 | | Физический труд – необходимое условие развития организма. |
19. | 24.01 | | Составление правильного режима дня с учётом принципа «Сочетай труд и отдых». Практическая работа № 4 «Физический труд – необходимое условие развитие организма». |
20. | 31.01 | | Лучший отдых - с рюкзаком! Правила поведения в природе. Экскурсия. |
21. | 07.02 | | Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. |
6. Виды травм и первая медицинская помощь (5 ч.) |
22. | 14.02 | | Что такое первая доврачебная помощь, её роль. Практическая работа №5 «Оказание первой доврачебной помощи». |
23. | 21.02 | | Ушибы, ожоги: твои действия. Практическая работа № 6 «Первая помощь при ушибах и ожогах». |
24. | 28.02 | | Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении. |
25. | 07.03 | | Виды кровотечений и первая помощь при них. |
26. | 14.03 | | Переломы, вывихи, растяжения – сумей не навредить. Практическая работа № 7 «Первая помощь при переломах, вывихах, растяжениях». |
7. Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья (2 ч.) |
27. | 21.03 | | Понятие профилактики. Зачем нужны прививки. Грипп и его профилактика. |
28. | 04.04 | | Желудочно-кишечные заболевания, их предупреждение. |
8. Чистота – залог здоровья (4 ч.) |
29. | 11.04 | | Соблюдай чистоту жилища. |
30. | 18.04 | | Гигиена одежды и обуви. |
31. | 25.04 | | В чистом теле – здоровый дух. |
32. | 02.05 | | Викторина «Чистота – залог здоровья». |
9. Обобщение и подведение итогов (2 ч.) |
33 | 16.05 | | Обобщение и закрепление материала. |
34 | 23.05 | | Обобщение и закрепление материала. |
Итог: 34 ч. |