МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Орловская средняя общеобразовательная школа № 1
Рассмотрена на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от 28 августа 2024 года | Принята педагогическим советом Протокол №17 от 30 августа 2024 года | Утверждена приказом директора школы ________Л.Ф.Бабкина Приказ №527 от 02 сентября 2024 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности «Доноведение»
для 1 класса
посёлок Орловский
2024 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Доноведение» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Доноведение» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Данная программа составлена на основе программы созданной коллективом авторов под руководством Е. Ю. Сухаревской.
ЦЕЛЬ КУРСА:
Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём.
ЗАДАЧИ:
- пробуждение интереса к малой Родине и формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;
- формирование элементарных представлений о народах, проживающих в Ростовской области, историко-культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом, современном состоянии и перспективах культурного развития Донского края;
- воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном;
-воспитание уважения к национальным традициям своего и других народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма;
-развитие умения взаимодействовать с различными объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей;
-формирование и развитие элементарных умений работать с различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во времени, пространстве; для оценочного отношения к фактам, проблемам сохранения и развития историко-культурного потенциала Донского края;
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ:
В соответствии с планом внеурочной деятельности МБОУ ОСОШ №1 на 2024- 2025 учебный год программа рассчитана на преподавание данного курса в 1 классе в объеме 1 час в неделю (33 часа за учебный год).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
1 класс (33 часа)
Введение (1ч)
Мы теперь не просто дети … Изменения, произошедшие в жизни ребёнка с приходом в школу.
Я и окружающий мир (1ч)
Родной край. Обучение детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ориентация в окружающем мире. Знакомство с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением.
Природа Донского края (23ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Осень на Дону. Осенние месяцы. Осенние изменения в природе. Растения пришкольного участка, парка (травы, кустарники, деревья). Растения сада и огорода: фрукты, овощи, цветы, ягоды. Растения поля. Жизнь животных осенью.
Зима на Дону. Зимние месяцы. Зимние изменения в природе. Жизнь животных зимой. Живой уголок.
Весна на Дону. Весенние месяцы. Весенние изменения в природе. Растения весной. Жизнь животных весной.
Лето на Дону. Летние месяцы. Летние изменения в природе. Растения луга. Растения водоёма. Жизнь животных летом.
Человек и природа (7ч)
Занятия людей Донского края в разные времена года.
Обобщающий урок (1 час).
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ
Данный курс внеурочной деятельности объединяет в себе: окружающий мир, чтение, технология.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ
На занятиях планируется использование презентаций, игр, тренировочных заданий, опыты, творческие задания, практические задания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты освоения курса представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности.
В результате изучения курса «Доноведение» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- осознавать ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире;
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
-объяснять правила поведения в различных ситуациях;
-оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей;
-уметь моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
гражданско-патриотическое воспитание:
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление интереса к истории и традициям своей многонациональной страны, уважения к своему и другим народам;
эстетическое воспитание:
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде, в том числе информационной безопасности;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов самовыражения;
трудовое воспитание:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям;
экологическое воспитание:
- бережное отношение к природе, ответственное потребление ресурсов;
- неприятие действий, приносящих вред экологии, природе; ценности научного познания;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные:
включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
Регулятивные:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
-составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца;
Коммуникативные:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ изучения курса
В процессе изучения курса «Доноведение» учащиеся должны иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской
области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области
Ученик младших классов также получит возможность научиться:
- распознавать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
- объяснять полученную информацию, сравнивать и обобщать данные, полученные при проведении элементарного учебного исследования, делать выводы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Темы, раскрывающие данный раздел программы | Количество часов | Основное содержание | Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы |
1. | Введение | 1 | Поздравления детей с Днём знаний. Вводная беседа о предмете «Доноведение». | Раскрашивание картинки. |
2. | Я и окружающий мир | 1 | Познакомить с понятием «малая Родина», с историей родного села (города), улицы, на которой стоит школа, историей школы. Познакомить с историей появления родного города (села), его достопримечательностями. | Проект «История моей улицы», «Улица моего детства». Составление альбома о родном городе (селе). Выставка рисунков, фотографий. |
3. | Природа Донского края | 23 | Углубить понятие о живой и неживой природе родного края Систематизировать знания детей о природе родного города (села). Познакомить с видами деревьев, кустарников и трав родного края (3-4 вида) Показать влияние растительного мира на жизнедеятельность человека (на примере растений родного края) Показать на примере 3-4 видов свойства лекарственных растений Донской земли. Воспитывать бережное отношение к растениям родного края. Расширить представления о животном мире родного края. Показать необходимость бережного отношения к домашним питомцам, их охраны и защиты. | Наблюдение предметов живой и неживой природы. Исследовательская деятельность по проблемам: «Флора родного города (села)», «Фауна родного города (села)». Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений. Изготовление справочника лекарственных трав. |
4. | Человек и природа | 7 | Научить определять времена года по характерным для данной местности признакам. Рассмотреть происхождение имён и фамилий на Дону. Углубить понятие «семья», рассмотреть на основе знаний учащихся понятия «семейная родословная». Дать общее представление о зимних обрядах на Дону. | Опыты, практические работы, творческие задания. |
5. | Обобщающий урок | 1 | Закрепить знания учащихся о влиянии жизнедеятельности человека на природу родного края. | Чтение стихов о родном крае, рисование пейзажей родного края. |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Примечание |
1. | Вводный урок. Мы теперь не просто дети. | 1 | 06.09.2024 | https://easyen.ru/ | |
2. | Родимый край. | 1 | 13.09.2024 | https://easyen.ru/ | |
3. | Времена года. | 1 | 20.09.2024 | https://easyen.ru/ | |
4. | Осень. Осенние месяцы. | 1 | 27.09.2024 | https://easyen.ru/ | |
5. | Экскурсия «Краски осени». | 1 | 04.10.2024 | https://easyen.ru/ | |
6. | Осенние изменения в природе. | 1 | 11.10.2024 | https://easyen.ru/ | |
7. | Растения осенью. | 1 | 18.10.2024 | https://easyen.ru/ | |
8. | Листья желтые летят… | 1 | 25.10.2024 | https://easyen.ru/ | |
9. | Занятия людей осенью | 1 | 08.11.2024 | https://easyen.ru/ | |
10. | Что растет в огороде и в саду? | 1 | 15.11.2024 | https://easyen.ru/ | |
11. | Что растет в поле? | 1 | 22.11.2024 | https://easyen.ru/ | |
12. | Жизнь животных осенью. | 1 | 29.11.2024 | https://easyen.ru/ | |
13. | Осень в моем краю. | 1 | 06.12.2024 | https://easyen.ru/ | |
14. | Экскурсия «Зимний узор». | 1 | 13.12.2024 | https://easyen.ru/ | |
15. | Зимняя сказка. | 1 | 20.12.2024 | https://easyen.ru/ | |
16. | Зимние изменения в природе. | 1 | 27.12.2024 | https://easyen.ru/ | |
17. | Жизнь животных зимой. | 1 | 10.01.2025 | https://easyen.ru/ | |
18. | Живой уголок. | 1 | 17.01.2025 | https://easyen.ru/ | |
19. | Занятия людей зимой. | 1 | 24.01.2025 | https://easyen.ru/ | |
20. | Весна. Весенние месяцы. | 1 | 31.01.2025 | https://easyen.ru/ | |
21. | Растения весной. | 1 | 07.02.2025 | https://easyen.ru/ | |
22. | Весенние изменения в природе. | 1 | 14.02.2025 | https://easyen.ru/ | |
23. | Жизнь животных весной | 1 | 28.02.2025 | https://easyen.ru/ | |
24. | Занятия людей весной. | 1 | 07.03.2025 | https://easyen.ru/ | |
25. | Экскурсия «Весна красна». | 1 | 14.03.2025 | https://easyen.ru/ | |
26. | Летние изменения в природе | 1 | 21.03.2025 | https://easyen.ru/ | |
27. | Экскурсия: «Летние забавы» | 1 | 04.04.2025 | https://easyen.ru/ | |
28. | Что растет на лугу? | 1 | 11.04.2025 | https://easyen.ru/ | |
29. | Экскурсия на водоем. | 1 | 18.04.2025 | https://easyen.ru/ | |
30. | Что растет у водоема? | 1 | 25.04.2025 | https://easyen.ru/ | |
31. | Жизнь животных летом | 1 | 16.05.2025 | https://easyen.ru/ | |
32. | Занятия людей летом. | 1 | 23.05.2025 | https://easyen.ru/ | |
33. | Обобщающее занятие. | 1 | 28.05.2025 | https://easyen.ru/ | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 2 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.
Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
https://easyen.ru/