Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Традиции донского казачества» составлена на основе следующих нормативных документов:
1. ФГОС НОО (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373)
2.Образовательная программа общеобразовательного учреждения (утверждена приказом директора от 30.08.2019 № 200)
3. Учебный план ОУ (утвержден приказом директора от 30.08.2019 № 200).
4. Годовой календарный график ОУ (утвержден приказом директора от 3.06.2019 № 159)
Особенностью данного класса является: общеобразовательный.
Целью изучения курса " Традиции донского казачества " в 4 классе является формирование начального представления о донском казачестве, ориентация в многообразии исторических и культурных традиций донского казачества, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся.
Основными задачами курса «Традиции донского казачества» в 4 классе являются:
1.Знакомство с укладом жизни донских казаков, их культурными особенностями, основными ремёслами, видами труда;
2.Ознакомление с основными историческими вехами донского казачества, приобщение учащихся к донским казачьим праздникам, обрядам, знаменательным датам;
3.Воспитание учащихся патриотами, активными гражданами Донского края;
4.Привитие нравственных устоев донских казаков в духе православия;
5.Развитие творческих способностей детей;
6.Формирование у учащихся интереса к исследовательской работе.
Программа курса «Традиции донского казачества» рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). В соответствии с Режимом работы школы, Учебным планом школы, календарным учебным графиком, со школьным расписанием, фактически будет проведено 32 часа.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты обучения.
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Метапредметные результаты.
- понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
-работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты.
В коммуникативной сфере учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера;
Ученик научится:
объяснять термины: казачество, казак, казачье войско;
•некоторые исторические факты о зарождении и становлении казачества;
• как выглядели казачья хата и подворье;
• народные казачьи песни «Распрягайте, хлопцы, коней!», «Ой, при лужке, при лужке»;
• главные символы России: флаг, гимн, герб;
• главные казачьи символы и знаки: знамя, гимн, нагайка, шашка;
• особенности православного праздника – Рождества;
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- владеть монологической и диалогической формой речи.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
В познавательной сфере обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство учащихся с программой, связь учебной дисциплины «Традиции Донских казаков» с курсом «Доноведение», «Основы православной культуры».
Традиционная культура донских казаков.
Пословицы и поговорки, колыбельные песни донских казаков. Потешки. Считалки. Заклички. Казачьи сказки, легенды, былички. Донской говор.
История моей казачьей семьи.
Понятие «казачья семья». Члены моей семьи. Обязанности и увлечения членов семьи. Предки-казаки. Семейный фотоальбом. Нравственные ценности семьи. Семейные традиции. Распределение обязанностей в семье.
Труд и быт казаков на Дону.
Понятие «семейный быт». Быт казачьей семьи. Индивидуальный и коллективный труд в жизни казаков. Обустройство жилища, домашняя утварь. Донская кухня. Конь - верный друг казака.
Декоративно-прикладное искусство.
Материалы, из которых мастера декоративно-прикладного искусства нашей местности изготавливают изделия (дерево, глина, лоза и т. д.). Образцы изделий, предметов декоративно-прикладного искусства, изготовленных в Ростовской области.
Памятники истории донского казачества.
Основные достопримечательности, памятники казачьей истории и культуры родного населённого пункта.
Православие и казачество.
Православная вера - основа казачьей семьи. Почитание родителей и стариков. Празднование Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье. Особо почитаемые святые среди донских казаков.
Казак — патриот.
Казак. Всевеликое войско Донское. Атаман. Казачья честь. Нравственные качества - основа патриотизма донского казака. Юные казаки - будущие защитники родной земли. Казачья честь.
Основные виды и формы организации учебной деятельности
Формы организации образовательного процесса, позволяющие включить школьников в различные виды деятельности по освоению традиционной культуры родного края:
- фронтальные занятия;
-индивидуальные занятия;
-экскурсии;
- беседы;
- самостоятельная деятельность детей в группе и дома;
- совместная деятельность педагога с детьми;
- совместная деятельность родителей с детьми;
- праздники и развлечения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия |
| 2.09 | Вводное занятие |
| 9.09 | История донских казаков |
| 16.09 | Символика донского казачества |
| 23.09 | Символика донского казачества |
| 30.09 | Как посвящали в донские казаки |
| 7.10 | Заповеди казачества |
| 14.10 | Права и обязанности казака |
| 21.10 | Откуда фамилии казачьи пошли |
| 11.11 | Казачьи святые |
| 18.11 | Имя,станице нареченное… |
| 25.11 | Богатство из богатств |
| 2.12 | Труд и быт донских казаков |
| 9.12 | Труд и быт донских казаков |
| 16.12 | Жилье казаков на Дону |
| 23.12 | Жилье казаков на Дону |
| 13.01 | Форма и одежда казаков с Дона |
| 20.01 | Форма и одежда казаков с Дона |
| 27.01 | Женщина-казачка. Сказка «Аленкин брод» |
| 3.02 | Декоративно-прикладное искусство |
| 10.02 | Декоративно-прикладное искусство |
| 17.02 | Традиционная культура донских казаков |
| 2.03 | Культура донских казаков :песни,обычаи |
| 16.03 | Культура донских казаков :пословицы,поговорки |
| 30.03 | Народные сказки Донского края |
| 6.04 | Легенда про золотых коней |
| 13.04 | Казачьи игры и забавы |
| 20.04 | Казачьи игры и забавы |
| 27.04 | Праздники казаков |
| 4.05 | Казак и конь |
| 11.05 | Казак-патриот |
| 18.05 | Памятники истории донского казачества |
32. | 25.05 | Викторина « Что? Где? Когда?» |