СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 4 года обучения.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы" разработана на основе материалов, находящихся в свободном доступе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Шахматы". 4 года обучения.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8 р.п.Атиг




Принята:

на заседании

школьного методического

объединения учителей

протокол от 29.08.2018.№ 3

Руководитель _________________

Герасимова Т.В.



Утверждена:

приказом директора

от 30.08.2018г. № 61

Директор____________

С.В Романова




Согласована:

заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

________________ И.Ю.Захарова

«_____»_____________2018г.
















Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Шахматы







Составил: учитель истории

Никулин Ю.А.


















2018 год







Содержание


1.Планируемые результаты освоения программы __________________________________3


2.Содержание программы _____________________________________________________5


3. Тематическое планирование, с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы ____________________________________________7


Планируемые результаты освоения программы.


Деятельность образовательного учреждения в обучении шахматам должна быть направлена на достижение обучающимися следующих результатов:

Личностные результаты:

  1. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

  2. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

  3. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  4. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  5. развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;

  6. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;

  7. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  1. знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля;

  2. правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; правильно расставлять фигуры перед игрой; уметь ориентироваться на шахматной доске; знать правила хода и взятия каждой из фигур;

3) грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания;

  1. понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать между собой предметы, явления; выявлять закономерности и проводить аналогии; обобщать, делать выводы;

  2. взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения шахматной партии и соревнований в соответствии с шахматным кодексом



Содержание программы


Программа внеурочной деятельности «Шахматы» рассчитана на 4 года обучения – для учащихся 5-8 классов, по 35 часов в каждом классе.

1 год обучения (5 класс):

1.Введение в историю возникновения и развития шахматной игры. 1 ч.

Первое знакомство с шахматным королевством.

II. Шахматная доска. 3 ч.

Шахматная доска. Горизонтали, вертикали, диагонали. Центр шахматной доски.

III. Шахматные фигуры. 2 ч.

Шахматные фигуры. Ценность шахматных фигур.

IV. Начальная расстановка фигур. 1 ч.

Начальная позиция.

V. Ходы и взятие фигур. 17 ч.

Ладья. Ладья против ладьи. Слон. Слон против слона. Ладья против слона. Ферзь. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Конь против коня. Конь против ферзя, ладьи, слона. Пешка. Пешка против пешки. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Король против других фигур. Рокировка.

VI. Цель шахматной партии. 5 ч.

Шах. Мат. Ничья. Пат.

VII. Игра всеми фигурами из начального положения. 3 ч.

Практическая игра.

VIII. Обобщение. 3 ч.

Повторение материала.


2 год обучения (6 класс):

I. Повторение материала 1-го года обучения. 3 ч.

Повторение пройденного материала.

II. История шахмат. 6 ч.

Краткая история шахмат. Выдающиеся шахматисты мира XVIII-XXI вв.

III. Шахматная нотация. 3 ч.

Шахматная нотация.

IV. Ценность шахматных фигур. 7 ч.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

V. Техника матования одинокого короля. 5 ч.

Техника матования одинокого короля.

VI. Достижение мата без жертвы материала. 6 ч.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Решение заданий на мат в два хода в эндшпиле. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле. Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Решение заданий на мат в два хода в дебюте.

VII. Обобщение. 5 ч.

Повторение материала.


3 год обучения (7 класс):

I. Три стадии шахматной партии. 2 ч.

Теория шахматной игры. Три стадии шахматной партии.

II. Основы дебюта. 13 ч.

Двух- и трехходовые партии. Ранний ввод в игру тяжелых фигур. Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. «Повторюшка». Принцип быстрейшего развития фигур. Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. Борьба за центр. Безопасное положение короля. Гармоничное пешечное расположение. Связка в дебюте. Классификация дебютов. Как изучать дебюты.

III. Основы миттельшпиля. 5 ч.

Принципы игры в миттельшпиле. Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле. Двойной удар. Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах. Классическое наследие.

IV. Основы эндшпиля. 9 ч.

Тяжелофигурный эндшпиль. Тяжелые фигуры против легких. Матование легкими фигурами. Пешечный эндшпиль. Оппозиция. Пешка против короля. Ничейные ситуации. Основы эндшпиля.

V. Обобщение. 6 ч.

Повторение материала.


4 год обучения (8 класс):

I. Шахматная партия. 3 ч.

Дебют, миттельшпиль, эндшпиль. Виды преимущества в шахматах. Шахматные часы.

II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.

Правила игры в миттельшпиле. Элементы оценки позиции. Практические занятия.

III. Шахматная комбинация. 24 ч.

Понятие о шахматной комбинации. Пути поиска комбинации. Тема отвлечения. Тема завлечения. Тема блокировки. Тема связки. Тема разрушения королевского прикрытия. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Тема «батареи». Сочетание тематических приемов. Тема отвлечения и выигрыш материала. Тема уничтожения защиты и выигрыш материала. Тема связки и выигрыш материала. Тема перекрытия и выигрыш материала. Тема освобождения пространства и выигрыш материала. Тема превращения пешки. Сочетание тактических приемов. Патовые комбинации. Комбинации на «вечный» шах. Типичные комбинации в дебюте. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

IV. Обобщение. 4 ч.

Повторение программного материала.

Календарно-тематическое планирование

5 класс


№ урока

дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I. Введение в историю возникновения и развития шахматной игры. 1 ч.

1.

Первое знакомство с шахматным королевством.

1

История шахматной игры.

II. Шахматная доска. 3 ч.

2.

Шахматная доска. Горизонтали и вертикали.

1

Расположение доски между партнерами. Обозначение полей. Горизонтальные и вертикальные линии.

3.

Шахматная доска. Диагонали.

1

Диагональ. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали.

4.

Центр шахматной доски.

1

Центр. Расположение черных и белых полей в центре доски. Значение центра.

III. Шахматные фигуры. 2 ч.

5.

Шахматные фигуры.

1

Белые и черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

6.

Сравнительная сила фигур.

1

Сравнительная сила шахматных фигур. Ценность шахматных фигур.

IV. Начальная расстановка фигур. 1 ч.

7.

Начальная позиция.

1

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет».

V. Ходы и взятие фигур. 17 ч.

8.

Ладья.

1

Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Кратчайший путь».

9.

Ладья против ладьи.

1

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

10.

Слон.

1

Ход слона. Взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

11.

Слон против слона.

1

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

12.

Ладья против слона.

1

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

13.

Ферзь.

1

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

14.

Ферзь против ферзя.

1

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

15.

Ферзь против ладьи и слона.

1

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Выиграй фигуру».

16.

Конь.

1

Ход коня. Взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».

17.

Конь против коня.

1

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности».

18.

Конь против ферзя, ладьи, слона.

1

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

19.

Пешка.

1

Ход пешки. Взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

20.

Пешка против пешки.

1

Дидактические игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

21.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

1

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру».

22.

Король.

1

Ход короля. Взятие. Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Кратчайший путь».

23.

Король против других фигур.

1

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие».

24.

Рокировка.

1


VI. Цель шахматной партии. 5 ч.

24.

Шах.

1

Шах – угроза королю. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха (3 способа).

25.

Шах.

1

Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

26.

Мат.

1

Мат – цель игры. Мат королем и ферзем, королем и ладьей, двумя ладьями.

27.

Мат.

1

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом фигур.

28.

Ничья. Пат.

1

Варианты ничьей. Пат. Примеры патовых ситуаций.

29.

Рокировка.

1

Правила рокировки. Длинная и короткая рокировка.

VII. Шахматные правила FIDE. 1 ч.

30.

Шахматные правила FIDE.

1

Шахматные правила FIDE. Правила поведения за шахматной доской.

VIII. Игра всеми фигурами из начального положения. 2 ч.

31..

Шахматная партия.

1

Общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Демонстрация коротких партий.

32.

Шахматная партия.

1

Игра всеми фигурами из начального положения.

IX. Обобщение. 3 ч.

33.

Повторение материала.

1

Шахматная викторина.

34.

Повторение материала.

1

Решение шахматных задач.

35.

Повторение материала.

1

Шахматный турнир.





























Календарно-тематическое планирование

6 класс


№ урока

дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I. Повторение материала 1-го года обучения. 3 ч.

1.

Повторение пройденного материала.

1

Поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение.

Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).

2.

Повторение пройденного материала.

1

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Игровая практика.

3.

Повторение пройденного материала.

1

Шахматные правила FIDE. Правила поведения за шахматной доской.

II. История шахмат. 6 ч.

4.

Краткая история шахмат.

1

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Современная игра.


5.

Выдающиеся шахматисты мира. XVIII-XIX вв.

1

Биографии Ф.Филидора, А.Адерсена, П.Морфи, М.Чигорина, В.Стейница.

6.

Выдающиеся шахматисты мира. 1900-1947 годы.


Биографии Э.Ласкера, Х.Капабланки, А.Алехина, М.Эйве, В.Менчик.

7.

Выдающиеся шахматисты мира. 1948-1972 годы.


Биографии М.Ботвинника, М.Таля, В.Смыслова, Т.Петросяна, Б.Спасского, Р.Фишера, Н.Гаприндашвили.

8.

Выдающиеся шахматисты мира. 1973-1999 годы.


Биографии М.Чибурданидзе, А.Карпова, В.Корчного, Г.Каспарова.

9.

Выдающиеся шахматисты мира. 2000-2018 годы.


Биографии В.Крамника, М.Карлсена, С.Карякина.

III. Шахматная нотация. 3 ч.

10

Шахматная нотация.


1

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

11.

Шахматная нотация.

1

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения.

12.

Шахматная нотация.

1

Запись шахматной партии. Краткая и полная шахматная нотация.

IV. Ценность шахматных фигур. 7 ч.

13.

Ценность шахматных фигур.

1

Дидактические задания «Кто сильнее?», «Обе армии равны».

14.

Достижение материального перевеса.

1

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш коня).

Игровая практика.

15.

Достижение материального перевеса.

1

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш слона).

Игровая практика.

16.

Достижение материального перевеса.

1

Дидактическое задание «Выигрыш материала» (выигрыш ладьи).

Игровая практика.

17.

Способы защиты.

1

Способы защиты. Дидактическое задание «Защита» (защита атакованной фигуры).

18.

Способы защиты.

1

Дидактическое задание «Защита» (перекрытие, контратака). Игровая практика.

19.

Способы защиты.

1

Решение заданий. Практическая игра.

V. Техника матования одинокого короля. 5 ч.

20.

Техника матования одинокого короля.

1

Две ладьи против короля, «линейный» мат.


21.

Техника матования одинокого короля.

1

Ферзь и ладья против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

22.

Техника матования одинокого короля.

1

Ферзь и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

23.

Техника матования одинокого короля.

1

Ладья и король против короля.

Дидактические задания «Шах или мат?», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода».

24.

Техника матования одинокого короля.

1

Решение задач на мат в несколько ходов.

VI. Достижение мата без жертвы материала. 6 ч.

25.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.


26.

Решение заданий на мат в два хода в эндшпиле.

1

Решение заданий. Защита от мата.

27.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.


28.

Решение заданий на мат в два хода в миттельшпиле.

1

Решение заданий. Защита от мата.


29.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.


30.

Решение заданий на мат в два хода в дебюте.

1

Решение заданий на мат в два хода.

Защита от мата


VII. Обобщение. 5 ч.

31.

Повторение материала.

1

Повторение основных тем. Практическая игра.

32.

Повторение материала.

1

Повторение основных тем. Практическая игра.

33.

Повторение материала.

1

Повторение основных тем. Практическая игра.

34.

Повторение материала.

1

Квалификационный шахматный турнир. 1 круг.

35.

Повторение материала.

1

Квалификационный шахматный турнир. 2 круг.








Календарно-тематическое планирование

7 класс


№ урока

дата

Раздел, тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

I. Три стадии шахматной партии. 2 ч.

1.

Теория шахматной игры.

1

Знакомство с шахматной литературой.

2.

Три стадии шахматной партии.

1

Дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

II. Основы дебюта. 13 ч.

3.

Двух- и трехходовые партии.

1

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон.

4.

Ранний ввод в игру тяжелых фигур.

1

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

5.

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

1

Игра «на мат» с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

Дидактические задания «Поставь детский мат», «Защитись от мата».

6.

Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита.

1

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника.


7.

«Повторюшка»

1

«Повторюшка» (черные копируют ходы белых). Наказание «повторюшек».

8.

Принцип быстрейшего развития фигур.

1

Темпы. Гамбиты. Дидактическое задание «Выведи фигуру».

9.

Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур.

1

Наказания за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. «Пешкоедство».


10.

Борьба за центр.

1

Принципы борьбы за центр.

11.

Безопасное положение короля.

1

Рокировка.

12.

Гармоничное пешечное расположение.

1

Пешечные островки и фаланги. Сдвоенные и изолированные пешки.


13.

Связка в дебюте.

1

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

14.

Классификация дебютов.

1

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

15.

Как изучать дебюты.

1

Общие советы о том, как изучать дебют. Тренировка в разыгрывании дебюта.

III. Основы миттельшпиля. 5 ч.

16.

Принципы игры в миттельшпиле.

1

Самые общие рекомендации о том, как играть в миттельшпиле.

17.

Понятие о тактике. Связка в миттельшпиле.

1

Понятие о тактике. Тактические приемы. Связка в миттельшпиле.

18.

Двойной удар.

1

Двойной удар. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

19.

Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

1

Открытое нападение. Открытый (вскрытый) шах. Двойной шах.

Дидактическое задание «Выигрыш материала».

20

Классическое наследие.

1

«Бессмертная» партия. «Вечнозеленая» партия.

IV. Основы эндшпиля. 9 ч.

21.

Тяжелофигурный эндшпиль.

1

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

22.

Тяжелые фигуры против легких.

1

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

23.

Матование легкими фигурами.

1

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

24.

Пешечный эндшпиль.

1

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата».

25.

Оппозиция.

1

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонтали. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

26.

Пешка против короля.

1

Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

27.

Пешка против короля.

1

Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей и четвертой горизонтали. Ключевые поля.

28.

Ничейные ситуации.

1

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

29.

Основы эндшпиля.

1

Самые общие рекомендации о том, как играть в эндшпиле.

V. Обобщение. 6 ч.

30.

Повторение материала.

1

Решение шахматных задач.

31.

Повторение материала.

1

Решение шахматных задач.

32.

Повторение материала.

1

Повторение основных тем. Практическая игра.

33.

Повторение материала.

1

Повторение основных тем. Практическая игра.

34.

Повторение материала.

1

Квалификационный шахматный турнир. 1 круг.

35.

Повторение материала.

1

Квалификационный шахматный турнир. 2 круг.




























Календарно-тематическое планирование

8 класс


№ п/п

Дата

Тема занятия

Краткое содержание занятия

I. Шахматная партия. 3 ч.

1.

Дебют, миттельшпиль, эндшпиль.

1

О трех стадиях шахматной партии.


2.

Виды преимущества в шахматах.

1

Материальное преимущество, преимущество в пространстве (территориальное преимущество), преимущество во времени.

3.

Шахматные часы.

1

Правила пользования шахматными часами. Рекомендации по рациональному расходованию времени.

II. Анализ и оценка позиции. 4 ч.

4.

Правила игры в миттельшпиле.

1

Четыре правила В.Стейница.

5.

Элементы оценки позиции.


Элементы оценки позиции (слабые поля, слабые пешки, позиция фигур, открытые линии, центр, пространство и др.).

6.

Практическое занятие.

1

Дидактическое задание «Самый слабый пункт». Решение задач.

7.

Практическое занятие.

1

Дидактическое задание «Вижу цель!». Решение задач.

III. Шахматная комбинация. 24 ч.

8.

Понятие о шахматной комбинации.

1

Понятие о шахматной комбинации. Признаки комбинации.

9.

Пути поиска комбинации.

1

Типичный путь нахождения комбинации по схеме «мотив – средства – тема».

10.

Тема отвлечения.

1

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

Игровая практика.

11.

Тема завлечения.

1

Тема завлечения. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

12.

Тема блокировки.


1

Тема блокировки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

13.

Тема связки.

1

Тема связки. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

14.

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

15.

Тема освобождения пространства.

1

Тема освобождения пространства. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

16.

Тема перекрытия.

1

Тема перекрытия. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

17.

Тема уничтожения защиты.

1

Тема уничтожения защиты. Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

18.

Тема «рентгена». Тема «батареи».

1

Тема «рентгена». Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

19.

Сочетание тематических приемов.

1

Дидактическое задание «Объяви мат в два хода», «Мат в 3 хода».

20.

Тема отвлечения и выигрыш материала.

1

Тема отвлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

21.

Тема завлечения и выигрыш материала.

1

Тема завлечения. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

22.

Тема уничтожения защиты и выигрыш материала.

1

Тема уничтожения защиты. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

23.

Тема связки и выигрыш материала.

1

Тема связки. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

24.

Тема перекрытия и выигрыш материала.

1

Тема перекрытия. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

25.

Тема освобождения пространства и выигрыш материала.

1

Тема освобождения пространства. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

26.

Тема превращения пешки.

1

Тема превращения пешки. Дидактическое задание «Проведи пешку в ферзи».

27.

Сочетание тактических приемов.

1

Сочетание тактических приемов. Дидактическое задание «Выигрыш материала».

28.

Патовые комбинации.

1

Патовые комбинации. Дидактическое задание «Сделай ничью».

29.

Комбинации на «вечный» шах.

1

Комбинации на «вечный» шах. Дидактическое задание «Сделай ничью».

30.

Типичные комбинации в дебюте.

1

Типичные комбинации в дебюте.

Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

31.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

1

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Дидактическое задание «Проведи комбинацию».

IV. Обобщение. 4 ч.

32.

Повторение программного материала.

1

Решение задач.

33.

Повторение программного материала.

1

Практическая игра.

34.

Повторение программного материала.

1

Квалификационный турнир. 1 круг.

35.

Повторение программного материала.

1

Квалификационный турнир. 2 круг.


6



© 2018 680 10