УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МАОУ «СОШ
г. Билибино ЧАО» Зам.директора по УВР на заседании МО
_______________________ _________________ Протокол № ______ от
«___» _________________г. «___» _____________г. «___» ______________г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Читай-город»
(2015-2016 учебный год)
Учитель: Шевченко М.А.
Класс: 2 «Б»
Количество часов в неделю: 1 час
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Читай-город» разработана в соответствии с ФГОС НОО. Программа позволяет подготовить учащихся к работе с учебными, научно-популярными и информационными текстами. Курс направлен на обучение учеников критическому аудированию, пониманию, анализу, сравнению, изменению и генерации таких текстов как в устной, так и в письменной форме. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности, для формирования читательской компетентности учащихся, которая составляет основу умения учиться.
Актуальность программы обуславливается тем, что положение с чтением учащихся в нашей стране крайне тревожное. Об этом говорят результаты исследования. По оценке читательской грамотности российские учащиеся заняли лишь 43 место. Они показали слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению, т.е. смысловое чтение находится на очень низком уровне. Поэтому существует необходимо создать такие условия, чтобы учащийся хотел читать, читал много, чтобы сформировалась и развивалась его читательская компетентность и в итоге он стал "человеком читающим", личностью, владеющей культурой чтения. Успехи в обучении чтению во многом определяют качество подготовки ребёнка по другим школьным предметам.
Проблема обучения чтению является одной из актуальных в современном обществе. Центральной задачей для всех учащихся является научиться эффективно находить знания, критически мыслить, умение воспринимать новую информацию и критически её исследовать.
Цель программы: формирование читательской компетентности и читательской самостоятельности школьника.
Задачи программы:
совершенствование навыка чтения учащихся;
развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
формирование личности, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и осмысление учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях.
развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.
развитие умения работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);
Для достижения цели используются:
- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах деятельности4
- создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся
Программа «Читай-город» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования.
Программа создает возможность для воспитания грамотного читателя, развивается память, внимание, воображение и, что особенно важно, воспитывается человек, познающий литературу своей страны, готовый к восприятию литературы народов других стран, овладевающий читательскими умениями.
Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данная программа адаптирована для класса с разно-уровневым развитием учащихся.
Для успешности проведения занятий используются СОТ (современные образовательные технологии): работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ, приёмы критического мышления. Обучение на основе «учебных ситуаций» Обучение на основе «учебных ситуаций» Уровневая дифференциация. Проблемно-диалогическое обучение
Технология развития критического мышления
ИКТ - технология
Здоровьесберегающие технологии
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений, любви к родному дому, любовь и уважение к Отечеству;
первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки,
стремления к успешности учебной деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные УДД:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведение;
умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
Познавательные УУД:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг;
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
высказывать свои суждения об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков подготовленных произведении;
пользоваться культурой общения и поведения в библиотеке, читальном зале;
вести диалог о прочитанной книге.
В результате освоения программы «Читай-город» формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
пользоваться словарными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Мониторинг успешности достижения планируемых результатов
Диагностика осуществляется в следующих формах:
наблюдение в процессе проведения занятий за развитием читательского интереса; (Приложение1)
выявление круга читательских интересов;
проверка техники чтения учащихся и составление детьми графика динамики развития техники чтения;
системы контролирующих материалов – тесты, викторины;
выявление трёх уровней компетенции чтения
Учебно-тематический план
Дата | Наименование тем | Количество часов |
| Из них |
Всего | Теорети-ческих | Практи-ческих |
8.09 | Незаметные жирафы. Придумываем заголовки к тексту | 1 | 0,5 | 0,5 |
15.09 | Гномик Книгочей. Составляем план рассказа | 1 | | 1 |
22.09 | Зайчонок и улитка. Сравниваем сказки | 1 | 0,5 | 0,5 |
29.09 | Одноколесный велосипед. | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.10 | Мудрость гномика Книгочея. Пословицы и поговорки | 1 | | 1 |
13.10 | Что получается, когда обмениваются идеями. | 1 | 0,5 | 0,5 |
20.10 | «Держать нос по ветру». | 1 | 0,5 | 0,5 |
27.10 | Дома на курьих ножках. Анализ текста | 1 | | 1 |
11.11 | Ожившие цветы. | 1 | | 1 |
18.11 | Необычная охота. | 1 | 0,5 | 0,5 |
25.11 | «Кто кашу заварил, тому ее и расхлебывать» | 1 | 0,5 | 0,5 |
1.12 | Гномик Хранитель воды. Критическое аудирование | 1 | 0,5 | 0,5 |
18.12 | Горный серпантин. | 1 | | 1 |
15.12 | Верхом на китовой акуле. Анализ текста | 1 | | 1 |
22.12 | Когда приобретают друзей | 1 | 0,5 | 1,5 |
12.01 | Сундук. Критическое аудирование | 1 | 0,5 | 1,5 |
19.01 | Кто утром не бегает – начинает ржаветь! | 1 | 0,5 | 0,5 |
26.01 | Зарубить на носу. Многозначные слова | 1 | 0,5 | 0,5 |
2.02 | Какого цвета черные ящики? Критическое аудирование | 1 | 0,5 | 0,5 |
9.02 | Сказка про робота-уборщика. Придумываем название для сказки | 1 | | 1 |
16.02 | Хлебосольный гномик. Анализ текста | 1 | | 1 |
1.03 | Фотоохота. Научно-популярные тексты. | 1 | 0,5 | 0,5 |
15.03 | Зачем лошадям подковы | 1 | | 1 |
22.03 | Гномик Франт. Критическое аудирование | 1 | | 1 |
29.03 | Многорукий гномик. Придумываем новые слова | 1 | 0,5 | 0,5 |
5.04 | Прудовые арбузы. | 1 | | 1 |
12.04 | Три новогодних праздника | 1 | 0,5 | 0,5 |
19.04 | Дорога. Придумываем название для сказки | 1 | | 1 |
26.04 | Золотая деревенька. Критическое аудирование | 1 | | 1 |
3.05 | Локоть блинов и мешок пельменей. | 1 | 0,5 | 0,5 |
10.05 | Весной дни долгие, да нитка коротка. | 1 | | 1 |
17.05 | Гномик Ворчун. | 1 | | 1 |
24.05 | Диагностика успешности достигнутых результатов | 1 | | 1 |
31.05 | Список книг на лето. | 1 | | 1 |
| Всего: | 34 | | |
Литература
Беденко М.Я. Обучение смысловому чтении. Методические рекомендации. – М.: ВАКО, 2014.
Беденко М.Я. Смысловое чтение. Тетрадь-тренажер. – М.: ВАКО, 2014.
Калашникова Т.В. Как воспитать у детей интерес к чтению./Начальная школа – 2005. - №7.
Светловская Н.Н., Джежелей О.В. Внеклассное чтение. - М.: Просвещение, 1999