Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании ШМО зам.дир. по УВР директор МБОУ
Протокол №____ ________/Закриева А.С./ «СОШ №1 с.Чечен-Аул»
От «__» __________2018г. «__» ____________2018г. ________/Зубхаджиева И.Б./
Председатель школьного МО «__» ______________ 2018г.
___________/Косумова З.З./
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
11 класс
2018-2019 учебный год
Учитель русского языка и литературы:
Косумова Займан Зайнадиевна
МБОУ «СОШ №1 с. Чечен-Аул»
2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
в 11 классе
(кружок «Лирика»)
1. Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования. В данное время главная задача – формирование у школьника общеучебных умений и навыков. Это является основой всей учебной деятельности. Ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, в полной мере владеть системой действий, позволяющих решать любые учебные действия; уметь самостоятельно осуществлять контроль своей учебной деятельности и правильно оценивать результат своего труда.
Цель работы кружка «Лирика» - совершенствование и развитие навыков яркой, правильной, содержательной, выразительной речи в устной и письменной форме.
1) Повысить интерес к русской классике.
2) Стремиться к преодолению в ребятах грубости, жестокости, невежества и т.д.
3) Попытаться показать им то, что они подчас не видят, не замечают.
4) Развить в них романтиков.
В курсе есть вводные и обобщающие лекции, доклады, сообщения, анализ поэтического текста, творческие отчёты (литературные композиции, литературные игры, литературные вечера).
Актуальность программы основана на интересе, потребностях учащихся в творческой деятельности. Программа знакомит учеников с организацией как коллективного, так и индивидуального творчества, побуждает к наблюдению и экспериментупозволяет учиться творчеству деятельностно.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, партнерство, результативность и творчество, нацеленность на успех.
2. Цели и задачи программы
Цели программы
научить основам искусства слова, журналистского мастерства;
воспитать нравственно-эстетическую культуру школьников; развивать их потребности в саморазвитии, расширении собственного кругозора, повышении интеллектуального уровня;
развивать творческие способности, умение понимать и создавать художественные тексты, формировать стремление к самореализации личности через собственный литературный труд.
Задачи программы
обучать основам исследовательской работы;
учить добывать и систематизировать информацию;
развивать коммуникативные навыки, навыки сценического искусства;
развивать творческие способности учеников;
развивать стремление к самореализации и самовоспитанию;
развивать чувство коллективизма через коллективный созидательный труд.
3. Содержание программы
Программа позволяет реализовать компетентностный, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Работа кружка направлена на всестороннее развитие личности, реализацию творческих способностей школьников. Программа предполагает оптимальное включение школьников в разнообразные по форме и содержанию виды творческой деятельности: всесторонний анализ художественного текста, языковых средств выразительности; создание собственных текстов с использованием художественных приемов. Авторы работ получат возможность обменяться мнениями по поводу своих работ и работ, написанных другими участниками. Доброжелательный и подробный анализ творческих работ поможет открыть в школьниках креативные способности, развить художественный вкус.
Кружок поможет поднять общекультурный уровень современного школьника.
4. Планируемые результаты
Школьники получат возможность освоить основные способы речевого общения: создавать тексты различных стилей(художественного, публицистического) и жанров (отзыв, аннотация, эссе, рассказ, стихотворение). Научатся создавать тексты различных типов речи (описание, повествование, рассуждение), свободно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Научатся правильно (логично, последовательно, связно) строить текст. Ученики получат возможность научиться правильно выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному.
Обучающиеся получат возможность развивать коммуникативные навыки, нестандартно мыслить, развивать воображение. При этом формируется информационно-коммуникативная компетенция, обеспечивающая целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развивается умение развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов, оценивать и редактировать написанное.
Календарно- тематическое планирование
работы кружка «Лирика»
на 2018-2019 учебный год
11 класс
№ п/п | Дата | Тема | Кол час | Вид деятельности |
план | факт |
1 | 06.09 | | Вводное занятие. 8 сентября – Международный день распространения грамотности | 1 | Презентация. Экскурсия в школьную библиотеку. |
2-3 | 13.09, 20.09 | | Беседа о поэзии. Что такое лирика? Особенности лирического стихотворения | 2 | Лекция с элементами практикума Чтение произведений известных поэтов |
4-7 | 27.09, 04.10, 11.10, 18.10 | | Возникновение лирической поэзии. Жанры лирики. Традиционные жанры лирики: ода, элегия, дружеское послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия. Основные законы названных жанров. Понятие лирического героя. | 4 | Чтение авторских сочинений. Изучение. |
8-9 | 25.10, 08.11 | | Разновидности романтической лирики Знакомство с авторами – романтиками. | 2 | Чтение Стихотворений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и др. |
10 | 15.11 | | Лирика русских поэтов. Поэтические жанры. | 1 | Лекция |
11-12 | 22.11, 29.11 | | Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. | 2 | Лекция с элементами практикума. |
13 | 06.12 | | Поэзия Цветаевой как напряжённый монолог-исповедь. 8 октября–126 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941), русской поэтессы, прозаика, переводчицы, крупнейшего поэта XX века | 1 | Литературная гостиная |
14 | 13.12 | | Час поэзии. Чтение стихотворений М.И.Цветаевой | 1 | Чтение стихотворений |
15 | 20.12 | | Романтическая поэзия 20 – 30 годов (Светлов, Тихонов, Луговский, Багрицкий) Конкурс чтецов «Живая классика» | 1 | Чтение стихотворений |
16 | 27.12 | | Так в жизни есть мгновения… Творчество Ф.И.Тютчева | 1 | Чтение и изучение |
17-18 | 10.01, 17.01 | | Жанры романтической поэзии. Индивидуальные занятия с членами кружка, проявляющими творческие способности | 2 | Редактирование авторских сочинений |
19 | 24.01 | | «Он не вернулся из боя». 25 января – 81 год со дня рождения Владимира Семёновича Высоцкого (1938-1980), поэта, музыканта, актёра, исполнителя собственных песен | 1 | Презентация |
20 | 31.01 | | Час поэзии. Чтение стихотворений В.С.Высоцкого | 1 | Чтение стихотворений |
21-22 | 07.02, 14.02 | | Понятие о тропах и стилистических фигурах. Стилистические фигуры | 2 | Изучение терминов |
23 | 21.02 | | Викторина «Средства художественной выразительности» | 1 | Выполнение теста |
24 | 28.02 | | Романтика 60 – х годов(Темы, идеи, образы романтических произведений периода оттепели: Б. Окуджава, Е. Евтушенко, В. Аксенов). | 1 | Найти и выписать примеры стихотворений. |
25 | 07.03 | | Двусложные размеры стиха: хорей и ямб Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест. | 1 | Найти и выписать примеры стихотворений. |
26 | 14.03 | | Анализ художественных средств в стихах настоящих поэтов. Разнообразие метафор. | 1 | Анализ стихотворений |
27 | 21.03 | | «Мой любимый поэт». Знакомство с авторами – романтиками. | 1 | Презентация |
28 | 04.04 | | Час поэзии. Чтение стихотворений любимых поэтов. | 1 | Литературная гостиная. Чтение стихотворений |
29 | 11.04 | | Деление речи на стихи и прозу. Отличия стихотворной и прозаической речи. | 1 | Слушание и анализ выступлений своих товарищей. |
30 | 18.04 | | Особенности жанра “Басня”. Мастерство известных баснописцев. Понятие аллегории | 1 | Лекция с элементами практикума. |
31 | 25.04 | | Мастерство известных баснописцев. | 1 | Беседа с элементами занимательности. Конкурс чтецов |
32 | 02.05 | | «Мир поэзии». Чтение стихотворных произведений. | 1 | Литературная гостиная. |
33 | 16.05 | | Творческая мастерская: написание творческих работ(стихотворения на заданную тему). | 1 | Редактирование авторских работ |
34 | 23.05 | | Итоговое занятие | 1 | |