СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  для неаудиторной занятости обучающихся 1 класса 2017-2018 учеб год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 1 класс»

Календарно-тематическое планирование

Количество часов в неделю 0,5ч

Количество часов за год 20 ч



п/п

Содержание учебного материала

Сроки проведения

план

факт

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления (вводное занятие)

07.09


2

Задачи на сравнения. Игра « Чем похожи и чем отличаются». Игра «Найди одинаковые предметы»

21.09


3

Задачи на нахождение общих свойств предмета Игра «Назови одним словом»

05.10


4

Логические задачи

19.10


5

Задачи на количественные и качественные соотношения предметов. Игра «Разложи на группы»

02.11


6

Наглядные задачи геометрического характера. Игра «Что лишнее»

16.11


7

Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игра «Найди закономерность»

30.11


8

Логически – поисковые задания. Игра «Превращения слов». Игра «Расшифруй слова»

14.12


9

Логические вопросы. Загадки

28.12


10

Задания по перекладыванию спичек.

11.01


11

Рисуем по образцу. Графический диктант. Задачи на поиск недостающих фигур.

25.01


12

Задачи – шутки. Игра «Угадай загадки Веселого Карандаша

08.02


13

Магические квадраты 3х3.Сложение в пределах 20.

22.02


14

Выявление уровня логического мышления. Конкурс эрудитов. Решение нестандартных задач

08.03


15

Задачи с геометрическим содержанием

22.03


16

Задачи, связанные с величинами

05.04


17

Задачи на упорядочивание множеств

19.04


18

Отгадывание ребусов

03.05


19

Рисуем по образцу. Графический диктант.

17.05


20

Олимпиада

31.05
















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём.  В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе отводиться  моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство.

Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят  с  историей математики, развитию  представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.

Курс направлен  на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».

  Одна из тенденций улучшения качества образования - ориентация школы на развитие у детей творческого потенциала и мышления, умений использовать эвристические методы в процессе открытия

нового знания и находить выход из различных нестандартных ситуаций.

  Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности, как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

   Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильное суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

  Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

  Цель:    развивать математический образ мышления

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел;

  • содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

         Срок реализации курса – 4 года. Возраст детей: 7 -11-лет.

Принципы программы:

  • Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

 

  • Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

 

  • Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

 

  • Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

 

 

Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;

  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

  • формировать творческое мышление;

  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

 

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач

  • оформление математических газет

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа

  • работа в парах, в группах

  • творческие работы

  • экскурсия

 

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

личностных результатов: 

-     Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

-     В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

метапредметных результатов

Регулятивные УУД:

-     Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя

-     Проговаривать последовательность действий

-     Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

-     Учиться работать по предложенному учителем плану

-     Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

-     Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.

Познавательные УУД:

-     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-     Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-     Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

-     Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-     Слушать и понимать речь других.

-     Читать и пересказывать текст.

-     Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии. 

 





 

Универсальные учебные действия

  • · Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • · Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • · Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • · Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • · Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • · Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • · Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • · Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • · Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • · Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

               Планируемые результаты освоения программы курса «Занимательная математика»

Предметные результаты

  • Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,  указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

  • Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

  • Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

  • Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,

таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

 

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 1 классе обучающиеся должны уметь:

  • наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);

  • классифицировать предметы по группам;

  • самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;

  • решать простые логические задачи;

  • отгадывать загадки и ребусы;

заполнять числовые треугольники;

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:

  • решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

  • решать словесные и картинные ребусы;

  • заполнять магические квадраты размером 3x3;

  • находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой - второму множеству;

  • проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

  • объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;

  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

  • уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

читать простейшие изографы;

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе обучающиеся должны уметь:

  • устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов,

  • различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;

  • решать удобным для себя способом (в т.ч. и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;

  • выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;

  • правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;

  • решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

  • уметь  объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;

объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и решением.

К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 классе обучающиеся должны уметь:

  • выполнять прикидку результатов арифметических действий;

  • понимать и объяснять решение нестандартных задач;

  • читать и строить вспомогательные модели к задачам;

  • распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;

  • распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;

  • читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов;

  • находить вероятности простейших случайных событий;

  • осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).

Способы определения результативности занятий курса «Занимательная математика»:

  • тестирование – диагностика проводится в начале и конце учебного года;

  • участие обучающихся:

- в олимпиадах и конкурсах на различных уровнях;

- математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);

- интеллектуальных играх (КВН, «парад умников», «брейн – ринг» и т.д.);

- исследовательских проектах.

Основные принципы распределения учебного материала:

  • от простого к сложному;

  • увеличение объема материала;

  • смена различных видов деятельности;

  • увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год