Календарно-тематическое планирование
Количество часов в неделю 0,5ч
Количество часов за год 20 ч
№ п/п | Содержание учебного материала | Сроки проведения |
план | факт |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, памяти и мышления (вводное занятие) | 07.09 | |
2 | Задачи на сравнения. Игра « Чем похожи и чем отличаются». Игра «Найди одинаковые предметы» | 21.09 | |
3 | Задачи на нахождение общих свойств предмета Игра «Назови одним словом» | 05.10 | |
4 | Логические задачи | 19.10 | |
5 | Задачи на количественные и качественные соотношения предметов. Игра «Разложи на группы» | 02.11 | |
6 | Наглядные задачи геометрического характера. Игра «Что лишнее» | 16.11 | |
7 | Лабиринты. Задачи на поиск недостающих фигур. Игра «Найди закономерность» | 30.11 | |
8 | Логически – поисковые задания. Игра «Превращения слов». Игра «Расшифруй слова» | 14.12 | |
9 | Логические вопросы. Загадки | 28.12 | |
10 | Задания по перекладыванию спичек. | 11.01 | |
11 | Рисуем по образцу. Графический диктант. Задачи на поиск недостающих фигур. | 25.01 | |
12 | Задачи – шутки. Игра «Угадай загадки Веселого Карандаша | 08.02 | |
13 | Магические квадраты 3х3.Сложение в пределах 20. | 22.02 | |
14 | Выявление уровня логического мышления. Конкурс эрудитов. Решение нестандартных задач | 08.03 | |
15 | Задачи с геометрическим содержанием | 22.03 | |
16 | Задачи, связанные с величинами | 05.04 | |
17 | Задачи на упорядочивание множеств | 19.04 | |
18 | Отгадывание ребусов | 03.05 | |
19 | Рисуем по образцу. Графический диктант. | 17.05 | |
20 | Олимпиада | 31.05 | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Развитие интеллекта – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основная его цель –всестороннее развитие детей. Интеллектуальное развитие рассматривается в качестве главного условия сохранения индивидуального в детях, так как именно разум и воображение позволяют им строить осмысленную картину мира и осознавать своё место в нём. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Специфика содержания образования позволяет детям в образной форме воспринимать общие связи и отношения, объективно существующие в окружающем мире: качество – количество, пространство – время, целое – часть, последовательность. Решающее значение в этом процессе отводиться моделированию скрытых связей и отношений в форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. Образное отражение позволяет малышам воспринимать мир в целостности и осваивать жизненное пространство.
Занятия помогают углублению знаний по программному материалу, знакомят с историей математики, развитию представлений о её практическом применении, воспитанию гражданственности и патриотизма на примере жизни и деятельности великих математиков.
Курс направлен на формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков в пределах 1000, введение разнообразного геометрического материала, решение задач повышенной трудности, отработку знания таблиц сложения и умножения с помощью интерактивных тренажёров, тестов, расширение кругозора учащихся, умения анализировать, сопоставлять, делать логические выводы. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей «Кенгуру».
Одна из тенденций улучшения качества образования - ориентация школы на развитие у детей творческого потенциала и мышления, умений использовать эвристические методы в процессе открытия
нового знания и находить выход из различных нестандартных ситуаций.
Курс внеурочной деятельности «Занимательная математика» дает возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности, как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемы мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильное суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса у детей к мыслительной деятельности и урокам математики.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Цель: развивать математический образ мышления
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел;
содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Срок реализации курса – 4 года. Возраст детей: 7 -11-лет.
Принципы программы:
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Практическая направленность. Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Предполагаемые результаты. Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач
оформление математических газет
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой
проектная деятельность
самостоятельная работа
работа в парах, в группах
творческие работы
экскурсия
Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса
В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
метапредметных результатов:
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя
- Проговаривать последовательность действий
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
предметных результатов:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Универсальные учебные действия
· Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
· Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
· Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
· Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
· Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
· Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
· Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
· Использовать критерии для обоснования своего суждения.
· Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
· Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Планируемые результаты освоения программы курса «Занимательная математика»
Предметные результаты
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Решение разных видов задач. Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники,
таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 1 классе обучающиеся должны уметь:
наблюдать, сравнивать, анализировать (замечать общее в различном, различное в общем, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий);
классифицировать предметы по группам;
самостоятельно придумывать последовательность, содержащую некоторую закономерность; группу фигур, обладающую общим признаком;
решать простые логические задачи;
отгадывать загадки и ребусы;
заполнять числовые треугольники;
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:
решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
решать словесные и картинные ребусы;
заполнять магические квадраты размером 3x3;
находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой - второму множеству;
проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;
читать простейшие изографы;
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе обучающиеся должны уметь:
устанавливать принадлежность или непринадлежность множеству данных элементов,
различать истинные и ложные высказывания с кванторами общности и существования;
решать удобным для себя способом (в т.ч. и с помощью таблиц и графов) комбинаторные задачи; на перестановку из трех элементов, правило произведения, установление числа пар на множестве из 3-5 элементов;
выписывать множество всевозможных результатов (исходов) простейших случайных экспериментов;
правильно употреблять термины «чаще», «реже», «случайно», «возможно», «невозможно»;
решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса;
объяснять решение задач по перекладыванию спичек и палочек с заданным условием и решением.
К окончанию обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 4 классе обучающиеся должны уметь:
выполнять прикидку результатов арифметических действий;
понимать и объяснять решение нестандартных задач;
читать и строить вспомогательные модели к задачам;
распознавать плоские геометрические фигуры при измерении их положения на плоскости;
распознавать объемные тела (параллелепипед, куб, пирамида, конус, цилиндр) при изменении их положения в пространстве;
читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; уметь решать комбинаторные задачи различных видов;
находить вероятности простейших случайных событий;
осуществлять исследовательскую деятельность (поиск, обработка, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого и поискового характера).
Способы определения результативности занятий курса «Занимательная математика»:
- в олимпиадах и конкурсах на различных уровнях;
- математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
- интеллектуальных играх (КВН, «парад умников», «брейн – ринг» и т.д.);
- исследовательских проектах.
Основные принципы распределения учебного материала:
от простого к сложному;
увеличение объема материала;
смена различных видов деятельности;
увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год