РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юные инспектора дорожного движения»
Комплексная образовательная программа для 1 – 4 классов
Социальное направление
Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы внеурочной деятельности Н. Ф. Виноградовой , Москва, «Просвещение», 2011 года.
Цель программы:
вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;
ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.
Основные задачи курса:
обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;
дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;
научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях;
- развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.
Описание места учебного курса
На проведение занятий внеурочной деятельности кружка “Юные инспектора дорожного движения” на 1 – 4 класс начальной школы выделяется всего — 135 часов.Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). Содержание занятий отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся, привлечение учащихся начальной школы, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, привлечение инспектора ГИБДД.
Учебно - тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Всего | Количество часов |
Теория | Практика |
1 | Понятие об участниках дорожного движения. | 2 | 2 | 1 |
2 | Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. | 4 | 2 | 2 |
3 | Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста. | 4 | 2 | 2 |
4 | Правила безопасного дорожного движения пешеходов и транспорта. | 8 | 4 | 4 |
5 | Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. | 2 | 1 | 1 |
6 | Профилактика детского дорожного травматизма. | 2 | 1 | 1 |
7 | Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения. | 6 | 3 | 3 |
8 | Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». | 2 | 1 | 1 |
9 | Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения. | 3 | 2 | 1 |
| Итого: | 34 | 16 | 18 |
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
1.принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
2.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
3.уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
4.осознание ответственности человека за общее благополучие;
5.этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально нравственная отзывчивость;
6.положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
7.способность к самооценке;
8.начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
1.навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
2.умение ставить и формулировать проблемы;
3.навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
4.установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
1.использование речи для регуляции своего действия;
2.адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
3.умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
4.умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
1.работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
2.ставить вопросы;
3.обращаться за помощью;
4.формулировать свои затруднения;
5.предлагать помощь и сотрудничество;
6.слушать собеседника;
7.договариваться и приходить к общему решению;
8.формулировать собственное мнение и позицию;
9.осуществлять взаимный контроль;
Содержание курса
Понятие об участниках дорожного движения.
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов.
Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
Профилактика детского дорожного травматизма.
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто дорожно- транспортных происшествий на дорогах Можайского района Московской областиПрактическая работа: участие в сюжетно-ролевой игре на тему «Правила дорожного движения».
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.
Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД. Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п:
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований.
Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения. Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступления агитбригад юных инспекторов дорожного движения. Практическая работа: проведение выступления агитбригады.
Формы проведения занятий внеурочной деятельности:
Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности
«Юные инспектора дорожного движения» ( всего часов – 34 за год, 1 ч в неделю)
№ п/п | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме) | Планируе мые сроки прохожден ия темы | Скоррек тирован ные сроки |
1. | Понятие об участниках дорожного движения. Элементы улиц и дорог. | Работа с иллюстративным материалом. Учащиеся знакомятся с понятиями об участниках дорожного движения. | 07.09 | |
2. | Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика. | Учащиеся знакомятся с понятиями об участниках дорожного движения, дорожными знаками, сигналами светофора. Демонстрация знаний на практике. | 14.09 | |
3. | Практическое занятие. Безопасный путь в школу и из школы. Экскурсия по селу. | 21.09 | |
4. | Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. | Изучение правил и действий участников дорожного движения | 28.09 | |
5. | Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Просмотр видеофильма. | Просмотр видеофильмов. Анализируют ситуации на дороге. | 05.10 | |
6. | Виды перекрёстков и правила разъездов на них. | Знакомятся с видами перекрёстков. Разбор действий пешеходов в конкретных дорожных ситуациях. | 12.10 | |
7. | Виды транспорта. Просмотр видеофильма. | Знакомятся с видами транспорта, их классификацией. Просмотр видеофильмов. Разбор ситуаций на дороге. | 19.10 | |
8. 9. | Опасные ситуации на дорогах. Остановочный и тормозной путь автомобиля. | Просмотр видеофильмов. Разбор ситуаций на дороге. Знакомятся с правилами дорожного движения. Анализируют ситуации на дорогах. | 26.10 09.11 | |
| | |
10. | Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге. | Знакомятся с правилами дорожного движения. Анализируют ситуации на дорогах. | 16.11 | |
11. | Правила движения для велосипедистов. | Изучение правил дорожного движения. Практическая | 23.11 | |
| Составление памятки для учащихся. | работа. Составление памятки для учащихся. | | |
12. | Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест. | Применяют правила безопасного поведения на дорогах и улицах. | 30.11 | |
13. 14. | Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки. Остановка транспорта. | Знакомство с видами перекрёстков. Просмотр видеофильмов. Обсуждение ситуаций на улицах и дорогах. Узнают об остановках различных видов транспорта. Учатся правильно вести себя в общественном транспорте. | 07.12 14.12 | |
15. | Мы - пассажиры общественного транспорта. Составление памятки для пассажира. | Учатся правильно вести себя в общественном транспорте: правильно входить и выходить из транспорта. | 21.12 | |
16. 17. | Практическое занятие. Экскурсия по селу. | Применяют знания дорожного движения на практике. | 28.12 11.01 | |
18. | Разбор реальных ситуаций на дорогах. | Просмотр видеофильмов. Обсуждение реальных ситуаций на дорогах. | 18.01 | |
19. | Пешеходный переход и его назначение. Просмотр видеофильма. | Знакомство с видами пешеходных переходов. Просмотр видеофильмов. | 25.01 | |
20. 21. | Сигналы светофора. Регулировщик и его сигналы. Презентация. | Знакомятся с историей возникновения светофора, с видами светофоров, с назначением светофоров. Просмотр видеофильмов. Обсуждение ситуаций на улицах и дорогах. Уточнение роли регулировщика на дороге. | 01.02 08.02 | |
22. | Дорожные знаки. Практическая работа. | Изучение ПДЦ. Конкурс рисунков. | 15.02 | |
23. | Группы дорожных знаков и их назначение. Викторина. | Г руппировка дорожных знаков. Работа в группах. Викторина по ПДЦ. | 22.02 | |
24. | Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением. | Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций. | 01.03 | |
| | | 15.02 | |
25. | Подземный и наземный пешеходные переходы, их назначение. | Просмотр видеофильмов. Обсуждение ситуаций на улицах и дорогах. Уточнение роли пешеходных переходов. | 15.03 | |
26. 27. | Поездка на автобусе и троллейбусе. Поездка на трамвае и других видах транспорта. | Знакомятся с правилами поездки на общественном транспорте. Ролевая игра. Разбор реальных ситуаций. | 22.03 05.04 | |
28. | Где можно и где нельзя играть. Просмотр видеофильма. | Тренинг по безопасному поведению на улицах и дорогах. Просмотр видеофильма. | 12.04 | |
29. | Движение транспорта на загородной дороге. Просмотр видеофильма. | Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций. | 19.04 | |
30. | Железнодорожные переезды, их виды. | Знакомство с новыми знаками, их видами и назначением. Конкурс рисунков. | 26.04 | |
31. | Профилактика детского дорожного травматизма. Просмотр видеофильма. | Тренинг по безопасному поведению на улицах и дорогах. Разбор реальных ситуаций. | 03.05 | |
32. | Разработка маршрутов безопасного движения. Практическая работа. | Практическая работа по ПДД. Экскурсия по селу с соблюдением ПДД. | 10.05 | |
33. | Встреча с инспектором дорожного движения. | Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций на дорогах. Викторина по ПДД. | 17.05 | |
34. | Подведение итогов работы за год. Викторина по ПДД, конкурс эрудитов. | | 24.05 | |
Итого - 34 часа |
Планируемые результаты реализации программы
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Сформируются умения навыки, качества личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.