СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Юные инспектора дорожного движения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование программы по внерочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Юные инспектора дорожного движения"»



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юные инспектора дорожного движения»

Комплексная образовательная программа для 1 – 4 классов

Социальное направление

Программа курса «Юные инспектора дорожного движения» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы внеурочной деятельности Н. Ф. Виноградовой , Москва, «Просвещение», 2011 года.

Цель программы:

  • вовлечение обучающихся в деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • ознакомление детей с содержанием работы специалистов, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

  • обеспечение защиты прав здоровья и жизни детей в рамках безопасного образовательного процесса.

Основные задачи курса:

  • обучить правилам безопасного поведения на дорогах и улицах; познакомить с работой современных технических устройств, используемых в различных службах ГИБДД;

  • дать опыт реальной деятельности по профилактике детского дорожного травматизма;

  • научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно - транспортных происшествиях;

- развивать природные задатки, способствующие успеху в социальном и профессиональном самоопределении детей.

Описание места учебного курса

На проведение занятий внеурочной деятельности кружка “Юные инспектора дорожного движения” на 1 – 4 класс начальной школы выделяется всего — 135 часов.Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели). Содержание занятий отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности. Рабочая программа предусматривает групповую и коллективную работу учащихся, совместную деятельность учащихся, привлечение учащихся начальной школы, закрепление получаемых знаний во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения, привлечение инспектора ГИБДД.

Учебно - тематический план


п/п

Разделы, темы

Всего

Количество часов


Теория

Практика


1

Понятие об участниках дорожного движения.

2

2

1

2

Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

4

2

2

3

Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

4

2

2

4

Правила безопасного дорожного движения пешеходов и транспорта.

8

4

4

5

Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП.

2

1

1

6

Профилактика детского дорожного травматизма.

2

1

1

7

Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения.

6

3

3

8

Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо».

2

1

1


9

Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения.

3

2

1


Итого:

34

16

18


Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные

1.принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

2.самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

3.уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

4.осознание ответственности человека за общее благополучие;

5.этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально­ нравственная отзывчивость;

6.положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;

7.способность к самооценке;

8.начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

1.навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

2.умение ставить и формулировать проблемы;

3.навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

4.установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

1.использование речи для регуляции своего действия;

2.адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

3.умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

4.умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

1.работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

2.ставить вопросы;

3.обращаться за помощью;

4.формулировать свои затруднения;

5.предлагать помощь и сотрудничество;

6.слушать собеседника;

7.договариваться и приходить к общему решению;

8.формулировать собственное мнение и позицию;

9.осуществлять взаимный контроль;

Содержание курса

  1. Понятие об участниках дорожного движения.

Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения. Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.

  1. Правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрёстков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил. Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.

  1. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста.

Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрёстках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов.

Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.

Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.

  1. Освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

Особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколёсного велосипеда. Освоение приёмов безопасного падения. Практическая работа: освоение приёмов профилактических и ремонтных работ велосипеда.

  1. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта.

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения. Практическая работа: сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций нарушения пешеходов ПДД

  1. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшему в ДТП.

Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших. Практическая работа: отработка различных приёмов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.

  1. Профилактика детского дорожного травматизма.

Разработка маршрутов по схеме безопасного движения по наиболее часто дорожно- транспортных происшествий на дорогах Можайского района Московской областиПрактическая работа: участие в сюжетно-ролевой игре на тему «Правила дорожного движения».

  1. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков ПДД.

Организация утренников, смотров, викторин, КВН и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание ПДД. Практическая работа: проведение утренников, смотров, викторин, конкурса эрудитов и т. п:

  1. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». Подготовка соревнований «Безопасное колесо». Практическая работа: проведение соревнований.

  2. Выступление агитбригады юных инспекторов дорожного движения. Подведение итогов работы по программе. Подготовка выступления агитбригад юных инспекторов дорожного движения. Практическая работа: проведение выступления агитбригады.

Формы проведения занятий внеурочной деятельности:

  • Экскурсии

  • Кружки

  • Олимпиады

  • Секции

  • Диспуты

  • Круглые столы

  • Соревнования

  • Поисковые исследования

  • Общественно-полезные практики









Календарно - тематическое планирование по внеурочной деятельности

«Юные инспектора дорожного движения» ( всего часов – 34 за год, 1 ч в неделю)

п/п

Тема занятия

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Планируе мые сроки прохожден ия темы

Скоррек

тирован

ные

сроки

1.

Понятие об участниках дорожного движения. Элементы улиц и дорог.

Работа с иллюстративным материалом. Учащиеся знакомятся с понятиями об участниках дорожного движения.

07.09


2.

Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика.

Учащиеся знакомятся с понятиями об участниках дорожного движения, дорожными знаками, сигналами светофора. Демонстрация знаний на практике.

14.09


3.

Практическое занятие. Безопасный путь в школу и из школы. Экскурсия по селу.

21.09


4.

Правила для пешеходов и водителей транспортных средств.

Изучение правил и действий участников дорожного движения

28.09


5.

Ответственность за нарушение правил дорожного движения. Просмотр видеофильма.

Просмотр видеофильмов. Анализируют ситуации на дороге.

05.10



6.

Виды перекрёстков и правила разъездов на них.

Знакомятся с видами перекрёстков. Разбор действий пешеходов в конкретных дорожных ситуациях.

12.10


7.

Виды транспорта. Просмотр видеофильма.

Знакомятся с видами транспорта, их классификацией. Просмотр видеофильмов. Разбор ситуаций на дороге.

19.10


8.

9.

Опасные ситуации на дорогах. Остановочный и тормозной путь автомобиля.

Просмотр видеофильмов. Разбор ситуаций на дороге. Знакомятся с правилами дорожного движения. Анализируют ситуации на дорогах.

26.10

09.11





10.

Особенности движения пешеходов и водителей по мокрой и скользкой дороге.

Знакомятся с правилами дорожного движения. Анализируют ситуации на дорогах.

16.11


11.

Правила движения для велосипедистов.

Изучение правил дорожного движения. Практическая

23.11




Составление памятки для учащихся.

работа. Составление памятки для учащихся.



12.

Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.

Применяют правила безопасного поведения на дорогах и улицах.

30.11


13.

14.

Регулируемые и нерегулируемые перекрёстки.

Остановка транспорта.





Знакомство с видами перекрёстков. Просмотр видеофильмов. Обсуждение ситуаций на улицах и дорогах.

Узнают об остановках различных видов транспорта. Учатся правильно вести себя в общественном транспорте.

07.12

14.12


15.

Мы - пассажиры общественного транспорта. Составление памятки для пассажира.

Учатся правильно вести себя в общественном транспорте: правильно входить и выходить из транспорта.

21.12


16.

17.

Практическое занятие. Экскурсия по селу.

Применяют знания дорожного движения на практике.

28.12

11.01


18.

Разбор реальных ситуаций на дорогах.

Просмотр видеофильмов. Обсуждение реальных ситуаций на дорогах.

18.01


19.

Пешеходный переход и его назначение. Просмотр видеофильма.

Знакомство с видами пешеходных переходов. Просмотр видеофильмов.

25.01


20.

21.

Сигналы светофора. Регулировщик и его сигналы. Презентация.

Знакомятся с историей возникновения светофора, с видами светофоров, с назначением светофоров. Просмотр видеофильмов. Обсуждение ситуаций на улицах и дорогах. Уточнение роли регулировщика на дороге.

01.02

08.02


22.

Дорожные знаки. Практическая работа.

Изучение ПДЦ. Конкурс рисунков.

15.02


23.

Группы дорожных знаков и их назначение. Викторина.

Г руппировка дорожных знаков. Работа в группах. Викторина по ПДЦ.

22.02


24.

Правила перехода дороги с двусторонним и односторонним движением.

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций.

01.03





15.02


25.

Подземный и наземный пешеходные переходы,

их назначение.

Просмотр видеофильмов. Обсуждение ситуаций на

улицах и дорогах. Уточнение роли пешеходных переходов.

15.03


26.

27.

Поездка на автобусе и троллейбусе.

Поездка на трамвае и других видах транспорта.

Знакомятся с правилами поездки на общественном транспорте. Ролевая игра. Разбор реальных ситуаций.

22.03

05.04


28.

Где можно и где нельзя играть. Просмотр видеофильма.

Тренинг по безопасному поведению на улицах и дорогах. Просмотр видеофильма.

12.04


29.

Движение транспорта на загородной дороге. Просмотр видеофильма.

Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций.

19.04


30.

Железнодорожные переезды, их виды.

Знакомство с новыми знаками, их видами и назначением. Конкурс рисунков.

26.04


31.

Профилактика детского дорожного травматизма. Просмотр видеофильма.

Тренинг по безопасному поведению на улицах и дорогах. Разбор реальных ситуаций.

03.05


32.

Разработка маршрутов безопасного движения. Практическая работа.

Практическая работа по ПДД. Экскурсия по селу с соблюдением ПДД.

10.05


33.

Встреча с инспектором дорожного движения.

Сюжетно-ролевые игры по разбору наиболее часто возникающих ситуаций на дорогах. Викторина по ПДД.

17.05


34.

Подведение итогов работы за год. Викторина по ПДД, конкурс эрудитов.






24.05


Итого - 34 часа



























Планируемые результаты реализации программы

Первый уровень результатов — приобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Сформируются умения навыки, качества личности, устойчивых привычек правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.