Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
общеобразовательная программа
художественно-эстетической направленности
«Театральная студия»
Направление: художественно - эстетическое
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
учитель начальных классов
Т.В. Уханева
г. Рыбинск, 2018 год
Пояснительная записка
Актуальность
Данный курс тесно связан со школьной программой по предмету «Литературное чтение», «Музыка» и ориентирован на учащихся начальной школы. Курс не преследует цели изучения приёмов и методов театрального искусства, акцент делается на развитие личностных качеств ученика, его духовного мира. Развитие творческой личности, ее самостоятельности и инициативности – одна из актуальных задач современного образовательного процесса.
Актуальность программы в приобщении детей к искусству. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует развитию ребенка и формированию его культуры.
Педагогическая целесообразность применения данной программы в создании условий для творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического здоровья детей.
Данная программа способствует развитию и совершенствованию основных психических процессов ребенка, наблюдательности, фантазии, мышечной свободы, смелости публичного выступления.
Программа содержит в себе элементы этики, эстетики, риторики, пластики, музыки и литературы. Театр - искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с изобразительным искусством, музыкой. Привлечение детей к многообразной деятельности открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей.
Занятия по данной программе требуют от участников вдумчивого анализа исполняемого произведения (пьесы, инсценировки, композиции), проникновения в идейно-художественный замысел пьесы. Это способствует формированию у воспитанников адекватных идейно-эстетических оценок, доступных их пониманию.
Данная программа соответствует требованиям установленным законодательством:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ, гл.1, ст. 2, п. 14).
- Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение от 4 сентября 2014 года № 1726-р)
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года от19.января 2015года №ВК 53/09,направленная на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе:
Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации»,
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы;
- Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008).
Городская целевая программа «Воспитание и развитие МОЛОДОГО ГРАЖДАНИНА Рыбинска 2013 – 2018 годы»
Закон ЯО от 08.10.2009 N 50-з (ред. от 23.12.2011) «О гарантиях прав ребёнка в Ярославской области» (принят Ярославской областной Думой 29.09.2009, с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2012) (Глава 5. Реализация государственной политики в интересах одарённых детей);
Устав СОШ №27
Программа развития муниципального образовательного учреждения СОШ №27 на 2011-2016 годы» проект»Дополнительное образование» рассмотрено на педагогическом совете . протокол №10 от31.08.2011
-Концепция воспитательной системы « Социальное воспитание школьников»разработана на основании Программы развития школы , рассмотренной на педагогическом совете 30.08.2011 . протокол №1, утверждена приказом СОШ №27 от 09.01.2013 №01-07/1-13
Данная программа соответствует требованиям, зафиксированным в Письме МО и Науки РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» (в период разработки и утверждения новых федеральных требований к структуре дополнительных образовательных программ)
Категория обучающихся: младший школьный возраст
Направленность: художественно - эстетическая
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, театр - искусство коллективное. Спектакль - результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия воспитывают у детей такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим. Занятия театральным искусством это не только удовлетворение, но и труд, связанный с необходимостью овладения новыми знаниями, умениями.
Обеспечение связи с семьей – очень важная проблема, которая решается в процессе реализации программы «Театральная студия». Родители, становясь зрителями, открывают для себя своих детей в новом качестве, сближаясь с ними в совместной работе.
Программа «Театральная студия» не замыкается в рамках занятий, а способствует оживлению внеурочной работы с опорой на самостоятельное творчество воспитанников. Основной принцип реализации программы – дифференциация воспитательно-образовательного процесса. При сохранении преимущественно коллективных форм организации процесса обучения программа предусматривает учет индивидуальных особенностей, возможностей и способностей каждого воспитанника.
Новизной программы является то, что она учитывает специфику дополнительного образования и позволяет охватить значительно больше желающих заниматься этим видом творчества, а также то, что она включает, кроме практических умений, и теоретические знания по театральному искусству.
Цель: развитие творческих способностей, индивидуальности, духовное обогащение личности средствами театрального искусства.
Задачи:
| ● расширение, обогащение художественного кругозора ● знакомство с элементами сценической грамоты ● словарь театральных терминов |
| ● развитие познавательных процессов: памяти, внимания, мышления ● развитие воображения, фантазии ● развитие речевого аппарата ● развитие пластической выразительности |
| ● формирование детского коллектива ● воспитание трудолюбия, чувства коллективности, взаимозависимости, опыт партнерства |
К концу года обучения дети должны:
| |
театральные термины: театр, актер, зритель, аплодисменты, сцена, декорации, кулисы, костюмер, гример | иметь навыки актерской смелости: активно участвовать в упражнениях по актерскому мастерству «Бяка и Бука», «Китайская машинка», «Кот и мышка» др. уверенно действовать в предлагаемых обстоятельствах: «Болото», «Дождь», «Игра в снежки», «Смола», «Речка» и др. иметь навыки пластического решения образа (мышка, кошка, петух, собака, лиса и др.) в сценической речи навыки силы звука, эмоциональности интонирование (3,4 интонации в паре с партнером) понятие об ускорении и замедлении речи органичное действие в упражнениях по сценической речи «Ах, какой цветок», «Ой, какой зверек», «Ой, как дует из окошка» и др. |
Особенность организации образовательного процесса:
Программа рассчитана на 1 год, 2 академических часа в неделю - 68часов в год.
Для занятий используется учебный класс, актовый зал.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Начальная диагностика | 1 | 1 | 2 |
2 | Актёрское мастерство | | 35 | 35 |
2.1 | Сценическое внимание | | 6 | 6 |
2.2 | Фантазия и воображение | | 3 | 3 |
2.3 | Раскрепощение мышц | | 4 | 4 |
2.4 | Сценическое общение | | 10 | 10 |
2.5 | Сценическое событие | | 2 | 4 |
2.6 | Действия с воображаемыми предметами | | 8 | 8 |
2.7 | Этюд – сценическое произведение с одним событием | | 2 | 2 |
3 | Сценическая речь | | 22 | 22 |
3.1 | Техника речи и её значение | | 5 | 5 |
3.2 | Дикция | | 10 | 10 |
3.3 | Понятие об интонации и тембре | | 3 | 3 |
3.4 | Совмещение речи и движения | | 2 | 2 |
3.5 | Сила звука и эмоциональная выразительность | | 2 | 2 |
4 | Сценическое движение | | 6 | 6 |
4.1 | Этюды на пластическую выразительность | | 2 | 2 |
4.2 | «Хаотичное» движение в пространстве | | 4 | 4 |
5 | История театра | 4 | | 4 |
5.1 | Скоморохи | 1 | | 1 |
5.2 | Театральные профессии | 1 | | 1 |
5.3 | Кукольный театр | 1 | | 1 |
5.4 | Виды и системы кукол в кукольном театре | 1 | | 1 |
ИТОГО: | 4 | 64 | 68 |
Краткое содержание программы
Блок I. Вводное занятие. Начальная диагностика.
Блок II. Актерское мастерство.
Тема 1. Сценическое внимание. Отличительные особенности внимания в жизни и на сцене. Использование специальных упражнений и тренингов для выработки сценического внимания.
Тема 2. Фантазия и воображение. Данные понятия необходимы актеру для создания образа. Для развития этих качеств используются упражнения, где обычные предметы, благодаря фантазии ребенка совершают невероятные превращения. Использование этюдов помогает развивать воображение и смоделировать жизненные ситуации.
Тема 3. Раскрепощение мышц. Ряд упражнений помогает снять физиологический зажим мышц, который происходит из-за психоэмоционального состояния актеров – новичков, впервые попавших на сцену, способствуют раскрепощению упражнения с воображаемыми предметами.
Тема 4. Сценическое общение. Необходимо научить актера общаться на сцене «глаза в глаза». Для этого используются упражнения на взаимодействие партнеров.
Тема 5. Сценическое событие. Придумывание различных ситуаций с событием и развязкой. Навыки построения этюда.
Тема 6. Действия с воображаемыми предметами. Помогают снять мышечный зажим, напряжение развивает фантазию, включают эмоциональную память
Тема 7. Этюд – сценическое произведение с одним событием. Придумывая этюды и воплощая их в жизнь, ребенок развивает свое воображение и фантазию, учится грамотно строить сценическое произведение, в игровой форме попадает в предлагаемые обстоятельства.
Блок III. Сценическая речь.
Тема 1. Техника речи и ее значение. Знакомство с техникой речи как основой хорошей дикции. Использование упражнений и тренингов для речевого аппарата.
Тема 2. Дикция. Четкое произношение всех звуков речи – неотъемлемая часть спектакля. Для выработки хорошей дикции используются чистоговорки, скороговорки, целый ряд упражнений и тренингов.
Тема 3. Понятие об интонации и тембре. Знакомство детей с разнообразием подтекстов. Первые навыки отрабатываются в скороговорках и небольших упражнениях. Тренировка тембра голоса происходит в произношении текстов, требующих морально-эстетических и других оценок. Например, мудрость – глупость, доброта – жестокость, смелость – трусость и другие.
Тема 4. Совмещение речи и движения. Используя специальные упражнения добиваться легкости текста при различных физических действиях.
Тема 5. Сила звука и эмоциональная выразительность. Для снятия излишнего напряжения при сильно звучащей речи используются следующие упражнения: «Сони», «Добьюсь цели», «Шутка» и другие. Стараться сохранить выразительную «линию звучания», при большой силе звука, уметь удержать звук от повышения.
Блок IV. Сценическое движение.
Тема 1. Этюды на пластическую выразительность. Этюды помогают научиться владеть своим телом. Это – «скульптуры», «живая фотография» и другие задания.
Тема 2. «Хаотичное» движение в пространстве. Цель занятия научить актера движению, не задевая партнера, не меняя скорости упражнения. Упражнение «Я хрустальный», различные перестановки со стульями и перемещение групповое и парное.
Блок V. История театра.
Тема 1. Скоморохи. История возникновения театра на Руси.
Тема 2. Театральные профессии. Познакомить детей с профессиями актер, режиссер, осветитель, гример, костюмер и другими.
Тема 3. Кукольный театр. Отличие кукольного и драматического театра. Профессии в кукольном театре.
Тема 4. Виды и системы кукол. Знакомство с перчаточными и тростевыми куклами, марионетками, напольными куклами.
Обеспечение программы
Материально-техническое обеспечение | Дидактико-методическое обеспечение |
магнитофон столы стулья декорации костюмы музыкальный центр видеокамера фотоаппарат | книги и иллюстрации для детей по истории театра сборники пьес и другого постановочного материала игрушки мягкие, мячи, скакалки для тренингов записи классической музыки видиотека с детскими мультфильмами и сказками |
Форма занятий: беседы, экскурсия, рисование, просмотр спектакля, репетиция, игры с превращениями, игры с пением, игры мимики, мини – спектакли, тренинги, показ коллективной творческой работы, посещение театра, театрализованные игры, репетиционные занятия, постановочные занятия, информационные занятия.
Форма отчёта: выступления, концерты, спектакли.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности «Театральная студия »
В процессе занятий по данной программе обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения:
Познавательные
знать театры родного города, их особенности;
знать традиции и обычаи своего народа;
знать некоторые виды театров (кукольный, настольный, теневой, театр игрушек);
знать некоторые приёмы и манипуляции, применяемые в знакомых видах театров;
знать театральные профессии (актер, гример, костюмер, декоратор, режиссер, осветитель, суфлер);
уметь разыгрывать сценки по сказкам, стихотворениям, рассказам, песням с использованием кукол, элементов одежды, декораций;
чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами;
иметь представление о театре, о театральной культуре;
иметь представление об устройстве театра.
Личностные
этические потребности, ценности, чувства, эмоционально-нравственная отзывчивость;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из них;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки;
самооценка на основе критериев успешности деятельности;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
уважительное отношение к чужому мнению;
Регулятивные
определять общую цель и пути ее достижения;
предвосхищать результат;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
использовать речь для регуляции своего действия;
вносить изменения в способ действия, в план действия.
Коммуникативные
умение вступать в диалог;
участие в коллективном обсуждении проблем, сотрудничество с группой сверстников, учет разных мнений и умение выразить свое;
умение договариваться и находить общее решение;
формулировать свои затруднения;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных задач;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
строить понятные для партнера высказывания, ставить вопросы и обращаться за помощью.
У обучающихся в процессе занятий данным видом деятельности могут быть развиты следующие качества личности:
уважительное отношение к себе и к людям, ко всему живому, природе;
творческие интересы, навыки самостоятельного поиска, творчества;
умение конструктивно общаться;
умение владеть собой, своими желаниями, выражением своих эмоций, действиями и мыслями;
чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;
умение реалистично оценивать себя и конструктивно определять свои главные жизненные задачи, свое жизненное предназначение;
здоровый и гармоничный образ жизни;
стремление и умение жить в гармонии с собой и миром;
умение создавать и осуществлять жизненные проекты для реализации своего предназначения;
целостные представления о людях и мире.
Контроль и учет знаний, умений обучающихся
В целях учета и контроля знаний, умений и навыков обучающихся могут использоваться следующие формы: фронтальный опрос, самостоятельная практическая работа, тесты, творческая работа в группах, чтение наизусть отрывка произведения. Оценка личностных результатов может осуществляться в ходе разнообразных психолого-педагогических мониторинговых исследований.
Тестовые задания по некоторым темам приведены в одном варианте. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности: уровень А – базовый, В – средней сложности, С – повышенной сложности. К каждому заданию даются три варианта ответа.
Тест по теме «Театральные профессии»
А 1. Специалист, который ставит спектакль, называется
1) суфлер;
2) костюмер;
3) постановщик;
2. Художник, оформляющий сцену, съемочную площадку – это..
1) актер;
2) декоратор;
3) гримёр.
3. Кто во время представления подсказывает слова роли актерам?
1) суфлер;
2) кукловод;
3) режиссер.
4. Артист, управляющий куклами из-за ширмы, - это….
1) костюмер;
2) осветитель;
3) кукловод.
5. Творческий работник, художественный организатор, руководитель театральной постановки – это…
1) актер;
2) режиссер;
3) гримёр.
В 1. Вставьте пропущенное слово:
……. исполняет роли в театральных представлениях.
2. Докончите предложение:
Осветитель – специалист, ответственный за ………………………………………………………… .
С 1. Докончите предложение:
Над внешним видом актера в театре работают: ……………………………………………………………………….. .
Тест по теме «Театральная терминология»
А1. Объявление о спектакле, концерте – это…
антракт;
аншлаг;
афиша.
2. Короткий перерыв между действиями спектакля называется…
авансцена;
афиша;
антракт.
3. Как называется речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе?
диалог;
монолог;
аншлаг.
4. Устанавливаемое на сцене живописное, объемное или архитектурное изображение места и обстановки сценического действия – это…
декорация;
занавес;
кулиса.
5. Какое слово пропущено?
………………. – это разговор между двумя лицами.
аншлаг;
монолог;
диалог.
В1. Докончите предложение:
Занавес – это несколько соединенных полотнищ, закрывающих сцену от ………………………………............................................. .
2. Вставьте недостающее слово.
Краткая сюжетная схема театрального представления, спектакля – это ……………………………….. .
С1. Одно из значений этого слова: «успешное представление при полном зале». О каком слове идет речь? ……………………………………………………………..
Тест по теме «Устройство театра»
А1. Специальная площадка, на которой происходит представление, называется…
фойе;
сцена;
зал.
2. Помещение в общественном здании для хранения верхней одежды посетителя – это …
гардероб;
портал;
фойе.
3. Какое слово пропущено? «……………….. – зал в театре для пребывания зрителей во время антрактов, перед началом спектакля, сеанса.
авансцена;
зал;
фойе.
4. Род рамы, отделяющей театральную сцену от зрительного зала, называется ….
портал;
гардероб;
антракт.
5. Передняя часть сцены называется …….
занавес;
авансцена;
портал.
В1. Вставьте пропущенное слово:
Кулиса – это плоская часть театральной декорации в боковой части …………………
2. Вставьте подходящие по смыслу слова:
Ширма – комнатная складная переносная перегородка из рам, обтянутых
…………………….., ………………………..
С 1. . Помещение для публики в театре называется …………………… ………...
Библиографический список
Александрова З. «Люблю театр». М., «Детская литература», 1971г.
2. Гиацинтова С. «Жизнь театра». М., «Детская литература», 1963 г. Серия «В мире прекрасного».
3. Мочалов Ю. «Первые уроки театра» М: «Просвещение», 1986Г.
4. Образцов С. « Всю жизнь я играю в куклы» Изд. «Малыш» 1985г.
5. Устинов Л. «Театральные сказки» М: «Советский писатель», 1985г.
Литература для педагога
1. Акимов А. «Не только о театре». Л.- М., «Искусство», 1966г.
2. Захаржевская Р.В. «Костюм для сцены» (часть1) М: «Советская Россия» 1973г.
3. Логинова В.А. «Заметки художника гримера». (Методическое пособие) М: Искусство 1978г
4. Лисица А.П. «Секрет бутафора» М: «Советская Россия» 1977г.
5. Львов Н. «Грим и образ». М., Профиздат, 1960г.
6. Попов В. «Звуко-шумовое оформление спектакля». М., «Искусство», 1961г.
7. Ремез О. «Мизансцена – язык режиссера». М., «Искусство», 1963г.
8. Рубина Ю.И. «Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельностью» М «Просвещение», 1974г.