Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО Руководитель ШМО ________ Протокол № ___ от «__ » ____________2018 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________ «__»____________2018 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ от «__»______________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДИИ
общекультурного направления
«Мы раскрасим целый свет»
1-А , 1-Б классы
на 2018/19 учебный год
Количество часов – 33 (1 час в неделю)
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОН РФ от 06.10.2009 г. №373), в соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ от 12.05 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования», письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 04.12.2014 № 01-14/2014 по вопросам организации внеурочной деятельности.
Рабочая программа кружка «Мы раскрасим целый свет» составлена на основе Программы курса «Мы раскрасим целый свет» А.В. Преди.
Программа курса внеурочной деятельности располагается в предметной области «Искусство» и, вместе с тем, использует возможности предметных областей для интеграции содержания и способов взаимодействия в художественно-эстетическом образовании младших школьников.
Цель: развитие способностей художественно-образного, эмоционально-ценностного и целостного восприятия и выражения в творческих работах отношения младших школьников к окружающему миру.
Задачи:
- расширение первоначальных представлений о роли и возможностях изобразительного искусства в жизни человека;
-формирование целостной картины современного мира;
- создание условий для развития эстетического вкуса, умений выражать свое отношение художественными средствами, для формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности;
- формирование универсальных учебных действий, связанных с практическими умениями художественного восприятия, анализа и оценки окружающего мира;
- развитие умений художественно-эстетической деятельности рисунок, живопись, художественное конструирование и другие);
- воспитание качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества на основе уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Реализация программы направлена на формирование следующих результатов:
— личностные: российская гражданская идентичность, чувство гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; формирование эстетических потребностей; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
— метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в художественной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать свои действия; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), готовить свое выступление и выступать с графическим сопровождением; составлять тексты в устной и письменной формах; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свои способы изображения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
СОДЕРЖАНИЕ КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСИ
Образ природы и деревни. Знакомство с темой года. Разговор о деревне. Перечисление рисунков, которые нужно будет нарисовать в течение года. Знакомство с художественными материалами. Правила безопасности работы с ножницами.
Деревья. Деревья разной формы. Сравнение форм деревьев. Хвойные и лиственные деревья. Наблюдение за природой. Поэтапность рисования дерева. Практический результат: рисование и конструирование деревьев разной формы, размера и цвета.
Дикие животные. Начинаем осваивать способ рисования животных гуашью, без карандашного рисунка. Учимся вырезать рисунки по контуру. Правила безопасности работы с ножницами. Рисуем разных лесных животных (по выбору каждого учащегося) — медведя, белку, зайца, кабана и др. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных животных. Практический результат: рисунки лесных животных, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.
Домашние животные. Рисуем разных домашних животных (по выбору каждого учащегося) — лошадь, корову, собаку, свинью. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования или нарисовать животного своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных животных. Практический результат: рисунки домашних животных, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.
Домашние птицы. Рисуем домашних птиц (по выбору каждого учащегося) — гуся, курицу, индюка и др. Ребенок может воспользоваться схемой этапов рисования или нарисовать птицу своим способом. Сделанные рисунки вывешиваются на доску и обсуждаются. Дети угадывают изображенных птиц. Практический результат: рисунки домашних птиц, сделанные гуашью и вырезанные по контуру.
Рыбы. Речные рыбы. Знакомство с графическими материалами. Смотрим поэтапность рисования рыбы. Практический результат: рисунки рыб разного размера, нарисованные графическими материалами и вырезанные по контуру.
Цветы. Изготовление цветов разного размера для переднего и дальнего планов.. Аппликация из частей растения (корень, стебель, лист, цветок). Практический результат: сделанные из цветной бумаги цветы разного размера.
Подсолнухи. Учащимся предлагается сделать свою оригинальную композицию с подсолнухами, изобразить их такими же яркими красками, какими пользовался художник. Материал — гуашь. Практический результат: рисунок подсолнуха гуашью, вырезанный по контуру.
Овощи. Рисуем деревенский огород (редиска, морковка, свекла, помидоры, огурцы, капуста). Расположение растений на грядке. Аппликация или гуашь. Овощи должны наполовину торчать из земли, чтобы быть узнаваемыми. Угадай и дорисуй овощи (свекла, морковь, редиска). Практический результат: рисунки или аппликация овощей, «посаженных» в грядку.
Грибы . Разговор о грибах — съедобных и несъедобных. Аппликация или гуашь. Практический результат: рисунки грибов небольшого размера, вырезанные по контуру.
Радуга. Порядок расположения цветов в радуге. Смешение красок. Использование основных цветов (красный, желтый, синий) и белил для получения всех цветов радуги. Гуашь. Формат бумаги — А3. Схема смешения красок; раскрась кружки соответствующим цветом. Практический результат: рисунок радуги гуашью на бумаге форматом А3, вырезанный по контуру.
Деревенский дом. Говорим о сельской архитектуре. Дома из камня или дерева. Называем элементы дома, украшение окон — наличники. Смотрим узоры наличников и способ конструирования резных окон. Практический результат: нарисованные или сконструированные дома разного размера с белыми открывающимися ставнями.
Забор. Назначение забора. Аппликация. Практический результат: сделанные из цветной бумаги заборы для деревенских домов.
Мост. Назначение мостов. Деревянный мост через реку. Разговор о конструкции мостов. Аппликация. Смотрим поэтапность конструирования моста. Практический результат: сделанный из цветной бумаги мост через реку.
Облака. Беседа о форме облаков, их схожести с реальными фигурами. Изготовление облаков из фактурных материалов (калька, вата, ткань). Смотрим способ конструирования облаков из ваты. Практический результат: сделанные из ваты облака на бумажной основе разного размера.
Насекомые. Аппликация из цветной бумаги. Работа в тетради: раскрась насекомых; смотрим детали и способ конструирования насекомых из цветной бумаги. Практический результат: нарисованные или сделанные из цветной бумаги насекомые небольшого размера.
Бабочка. Разнообразие бабочек. Симметрия. Аппликация. Смотрим поэтапность конструирования бабочки из цветной бумаги. Практический результат: сделанные из цветной бумаги бабочки небольшого размера.
Птицы. Разнообразие птиц. Положение крыльев во время полета. Изображение гнезда. Работа Беседа по фотографиям птиц в полете. Раскрась водоплавающих птиц. Практический результат: рисунки птиц в полете, водоплавающих птиц (утки, лебеди); сделанное или нарисованное гнездо.
Жители деревни . Разговор о жителях деревни и их профессиях. Влияние профессии на одежду. Практический результат: сделанные из цветной бумаги жители деревни.
Природа деревни. Разговор о природных условиях, необходимых для жизни в деревне (лес, река, поле). Изображение простого пейзажа (линия горизонта, небо, река, поле) на бумаге форматом А1. Цветовое решение основных пространств картины. Работа губкой и крупными кистями. Гуашь. Смотрим поэтапность выполнения пейзажа. Практический результат: пейзаж — основа для итоговой композиции на бумаге форматом А1.
Составление итоговой композиции. Приклеивание деталей, определение плановости. Сначала раскладываем все рисунки перед собой. Начинаем с моста, затем располагаем дома и деревья на дальнем плане. Потом — растения и животных (маленьких — на дальний план, крупных — на передний). Важно акцентировать внимание ребенка на том, что фрагменты могут заходить друг на друга (звери выглядывать из-за деревьев и т.д.). Передний план — жители, цветы, рыбы и насекомые — наклеивается в самую последнюю очередь. Работа в тетради: смотрим поэтапность расположения рисунков на большом пейзаже. Практический результат: итоговая работа (на пейзаж [формат А1] наклеены рисунки из конверта, которые были нарисованы в течение года).
Доработка. Добавление или замена деталей. Проверка прочности приклеенных деталей. На этом занятии есть возможность доделать итоговую работу. Нарисовать какие-то детали сверху. На этом этапе учащиеся могут активно общаться и помогать друг другу.
Презентация. Делаем табличку с названием картины, подписываем свои ИМЯ и ФАМИЛИЮ, КЛАСС. Составить рассказ о картине. На презентацию можно пригласить родителей или других учеников и учителей школы. Фотографируем итоговые работы вместе с авторами.Практический результат: публичная презентация — завершение работы над проектом.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Образ природы и деревни | 1 |
2 | Деревья | 3 |
3 | Дикие животные | 2 |
4 | Домашние животные | 2 |
5 | Домашние птицы | 1 |
6 | Рыбы | 1 |
7 | Цветы | 2 |
8 | Подсолнухи | 1 |
9 | Овощи | 2 |
10 | Грибы | 1 |
11 | Радуга | 1 |
12 | Деревенский дом | 3 |
13 | Забор | 1 |
14 | Мост | 1 |
15 | Облака | 1 |
16 | Насекомые | 1 |
17 | Бабочка | 1 |
18 | Птицы | 1 |
19 | Жители деревни | 2 |
20 | Природа деревни | 1 |
21 | Составление итоговой композиции | 2 |
22 | Доработка | 1 |
23 | Презентация | 1 |
| | 1 |
| Итого | 33 часа |