Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МО Методический совет Директор СОШ № 5
Протокол №-___ от____________2015 г. _________________
от____________2015 г. от ___________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИЗО – СТУДИЯ
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Москвина Елена Николаевна
г. Рыбинск, 2015 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе:
1.Федеральный закон РФ « Об образовании в Российской Федерации». Приказ № 273 – ФЗ от 29.12.2012г.
2.ФГОС НОО. Приказ Минобрнауки России от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
3. ООП НОО СОШ №5 г.Рыбинска .Приказ 01-15/192-06 от 27.05.11.
4.Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. № 1067 г., зарегистрирован в Минюсте РФ 30 января 2013 г. № 26755. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
5.Методического письма о преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области в 2015/2016 уч.г.
6. Авторской программы Е.И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. — 2011).
Данная программа относится к духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности обучающихся.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы 9–11 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства.
Место в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 4 года. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 34 часа в год, из расчета 1 ч. в неделю.
Общая характеристика программы
Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера. Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Изобразительное искусство – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Основная цель программы: Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно-творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
Для качественного развития творческой деятельности программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Используются методы:
Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях. Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогом изучения разделов, тем;
- итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Учитель и родители как участники педагогического процесса.
Целью сотрудничества учителей и родителей является создание неформальной дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, осуществление эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей разного возраста.
Задачами сотрудничества являются:
усиление нравственных аспектов школьной жизнедеятельности детей и молодежи;
гуманизация взаимоотношений семьи и школы;
развитие у школьников опыта формального и неформального общения со взрослыми;
освоение родителями навыков делового общения и сотворчества с учителями и детьми;
оказание родителями содержательной помощи учителю в организации учебно-воспитательной работы, в том числе обучение детей в домашних условиях.
Сотворчество учителей и родителей в воспитании, обучении и развитии детей во внеурочной деятельности может успешно осуществляться по следующим направлениям (содержание сотворчества):
непосредственное участие родителей в организации различимых форм совместной внеурочной работы с детьми;
развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной, исследовательской деятельности в школе и в домашних условиях.
Описание ценностных ориентиров
Ценность жизни – реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – реализуется через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы - воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений.
Ценность семьи- формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества - формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма - любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества - сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Планируемые результаты:
Универсальные Учебные Действия:
Личностные УУД: эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художекственных произведений, стремиться к совершенствованию собственной художественной культуры;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к художественных произведений, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении художника;
интерес к рисованию, к созданию собственных рисунков, к художественной форме общения;
интерес к изучению шедевров искусства великих художников;
осознание ответственности за выполненное художественное художественное пороизведение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план последовательности работы над художественны произведением);
пользоваться словарями, справочниками, эциклопедиями;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать художественные средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи с использованием терминологии художника.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Обучающийся научится:
разнообразие возможных выразительных средств изображения;
значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная и воздушная перспективы;
различные виды декоративного творчества: батик, флористика, цветоделие;
основы дизайна;
творчество мастеров русского искусства: А.К. Саврасова, В.А. Серова, М.А. Врубеля, И.И. Левитана, М. В. Нестерова, К.Е. Маковского.
правила создания экспозиций, основы прикладной графики.
Обучающийся получит возможность научиться:
работать в определённой цветовой гамме;
добиваться тональной и цветовой градации при передаче объёма предметов несложной формы;
передавать пространственные планы способом загораживания;
передавать движение фигур человека и животных;
сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
свободно рисовать кистью орнаментальные композиции растительного характера;
решать художественно творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.
Ожидаемые результаты Программа предусматривает достижение трёх уровней результатов
Первый уровень результатов (1 класс) | Второй уровень результатов (2-3 класс) | Третий уровень результатов (4 класс) |
освоение детьми основных правил изображения; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни; обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием
| способность к художественному познанию мира; приобретение опыта творческого выполнения задания; желание общаться с искусством участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства; формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников | умение осознано использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения; активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов; формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности |
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставки могут быть:
однодневные - проводится в конце каждого занятия с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогом изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ обучающихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Материально – техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | кол-во | Примечания |
|
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
-
| Авторские программы по изобразительному искусству | Д | |
-
| Методические журналы по искусству | Д | |
-
| Учебно-наглядные пособия | Ф Д | 1. Таблицы «Основы декоративно-прикладного искусства» 2. Таблицы «Основы цветоведения». 3. Репродукции картин художников. |
| Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д | Детские книги. |
-
| Энциклопедии по искусству, справочные пособия | Д | . |
-
| Книги о художниках и художественных музеях | Д | 1. Мир Леонардо. 2. Кустодиев . 3. Третьяковская галерея. |
-
| Словарь искусствоведческих терминов | П | |
2. Экранно-звуковые пособия (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) |
2.1 | Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям | Д | |
2.2 | Видеофильмы: - по памятникам архитектуры - по художественным музеям - по творчеству отдельных художников - по декоративно-прикладному искусству | Д | Лувр. Эрмитаж. Третьяковская галерея. Московский Кремль. Петербург и его пригороды. Из истории русского костюма. Музей изо им. Пушкина. Античное искусство. Народные промыслы. |
3. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ |
3.1 | Мольберты | К | - |
3.2 | Краски акварельные | К | 1набор на человека |
3.3 | Краски гуашевые | К | 1 набор на двух человек |
3.4 | Тушь | К | - |
3.5 | Бумага А3, А4 | К | На каждого ученика. |
3.6 | Бумага цветная | К | - |
3.7 | Фломастеры | К | - |
3.8 | Восковые мелки | К | На каждого ученика. |
3.9 | Пастель | Ф | На каждого ученика. |
3.10 | Уголь | | На каждого ученика. |
3.11 | Пластилин / глина | К | На каждого ученика. |
3.12 | Клей и ножницы | К | На каждого ученика. |
4. МОДЕЛИ И НАТУРНЫЙ ФОНД |
4.1 | Муляжи фруктов и овощей | Д | - |
4.2 | Гербарии | Ф | - |
4.3 | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Д | Образцы дымковских игрушек, матрешки, Хохломские изделия, глиняные изд. с гжельской росписью. |
4.4 | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | П | |
4.5 | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы. | П | - |
Интернет ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://HYPERLINK "http://school-collektion.edu/ru"schoolHYPERLINK "http://school-collektion.edu/ru"-HYPERLINK "http://school-collektion.edu/ru"collektionHYPERLINK "http://school-collektion.edu/ru".HYPERLINK "http://school-collektion.edu/ru"eduHYPERLINK "http://school-collektion.edu/ru"/HYPERLINK "http://school-collektion.edu/ru"ru
Коллекция «Мировая художественная культура»: httpHYPERLINK "http://www.art.september.ru/"://HYPERLINK "http://www.art.september.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.art.september.ru/".HYPERLINK "http://www.art.september.ru/"artHYPERLINK "http://www.art.september.ru/".HYPERLINK "http://www.art.september.ru/"septemberHYPERLINK "http://www.art.september.ru/".HYPERLINK "http://www.art.september.ru/"ruHYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/"://HYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/"musikHYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/"eduHYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/".HYPERLINK "http://www.musik.edu.ru/"ru
Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
Газета «1 сентября»: wwwHYPERLINK "http://www.1september.ru/".1HYPERLINK "http://www.1september.ru/"septemberHYPERLINK "http://www.1september.ru/".HYPERLINK "http://www.1september.ru/"ru
Литература.
Для учителя.
Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
5.Энциклопедический словарь: «Избранный Брокгауз». – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
Для родителей и обучающихся.
Искусство (Малая детская энциклопедия) / сост. К. Люцис. – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2001.
2.Энциклопедический словарь юного художника. – М.: Педагогика, 1983.
3 .Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
Содержание программы
Для эффективного развития творческих способностей и прочного усвоения теоретических знаний обучающимися программа составлена по разделам, которые чередуются в течение учебного года по возрастанию сложности предлагаемых заданий.
Раздел «Основы живописи».
Обязательное изучение творчества выдающихся художников настоящего и прошлого, Развитие цветового зрения на занятиях по изучению цветоведения, развитие творческой фантазии, передача цветовой гармонии при создании колорита, Развитие навыков прозрачной лессировки и вы разительного пастозного мазка, Учебные задания могут быть краткосрочными и долговременными. Эффективным средством обучения являются и экскурсии на художественные выставки в музеи. Особое внимание обращается на развитие навыков работы акварелью и гуашью.
Раздел «Тематическое рисование».
Тематическое рисование позволяет детям в полную меру проявить творческую инициативу, художественные способности, свободу воображения, фантазию. Тематические рисунки выполняются самыми разнообразными художественными материалами. Для выполнения тематического рисунка предшествуют предварительные наблюдения, наброски, эскизы. Как правило, тематические рисунки являются показателями уровня усвоения разнообразных теоретических сведений, основ изобразительной грамоты ( строение формы, конструкции, композиции, светотени, фактуры…).
Раздел «Основы графики».
Рисунок представляет собой своеобразный стержень, на котором держится изобразительное искусство. В процессе рисования необходимо изучать натуру, ее форму, пропорции, пространственное положение. Особое внимание уделяется выработке графических навыков изображений линий, штрихов разными графическими материалами (карандашом, мелками, пастелью, тушью, фломастерами и т.д.). Предлагаются задания рисование с натуры, по воображению. Изучаются виды графики. Предлагаются краткосрочные зарисовки и длительные композиции. Дети знакомятся с творчеством художников.
Раздел «Декоративно- прикладное искусство. Народные промыслы России».
Данный раздел готовит учащихся к пониманию художественных образов в декоративном искусстве, знакомит с различными средствами их выражения, формирует интерес к собственной декоративной изобразительной деятельности. Учащиеся знакомятся с народными промыслами России, узнают их историю, традиции. Хохломская роспись, Городецкая роспись, Вологодское кружево, Дымковская игрушка, Семеновская матрешка, Роспись Гжели и т. д. Большой интерес представляет современное декоративно- прикладное искусство (батик, гобелен, витраж и т. д.) На занятиях дети знакомятся с видами орнаментов, разнообразием узоров. При выполнении таких работ необходимо проявлять творческое воображение, умение аккуратно изображать кистью элементы росписи.
Раздел Тематическое рисование «Изображение человека».
Самым сложным изображением для детей является изображение человека, но мир без людей не существует. Доступнее и проще для понимания детьми законов изображения человека является изучение их в игровой форме. Предлагается рассмотреть себя в зеркале, проанализировать форму куклы, , рассмотреть лицо своей мамы. После таких наблюдений изучаются пропорции фигуры человека, передача движения. Рекомендуется познакомить детей с историей моделирования одежды. Интересные тематические композиции заинтересуют детей в выработке навыков изображения человека. Рекомендуется знакомство с творчеством известных художников.
Раздел «Анималистический жанр».
Детям интересно познать окружающий их мир, изобразить его по своему творческому воображению . Правильное изображение животных, рыб, насекомых, птиц всегда нравится детям. На занятиях дети знакомятся с природой и животным миром разных стран. Изучают пропорции, цвет, повадки разных животных, применяют выразительные художественные средства для создания образа. Рекомендуется выполнять зарисовки с натуры.
Раздел «Жанры изобразительного искусства».
На занятиях дети знакомятся с жанром пейзажа, натюрморта, портрета. Знакомятся с выдающимися художниками и их произведениями, Изучают особенности изображения пространства, воздушную и линейную перспективу. Учатся передавать объем с помощью светотени, цвета. Знакомятся с правилами получения новых цветовых сочетаний, создавать гармоничный колорит в своих творческих композициях. Изображение натюрморта предлагается выполнять с натуры, по представлению, по памяти. Пейзаж также можно изображать с натуры ( пленер) и по представлению. При выполнении работ необходимо использовать все средства художественной выразительности.
Поурочное планирование
№ п/п | Название раздела | Форма и вид контроля | Примечание |
1. | Правила Т.Б. Беседа «Лето в произведениях художников. Композиция «Мой отдых летом» (акварель, гуашь, цвет. карандаши, фломастеры). | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Лето в произведениях художников». |
2-3. | Коврик из осенних листьев. Обрывная аппликация. Знакомство с техникой. | Выставка работ обучающихся. Поделка. | |
4. | В золоте Хохломы – золото осени. Беседа: «Золотая Хохлома». Эскиз вазы с элементами хохломской росписи | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Золотая Хохлома». |
5. | Изготовление тарелочки с использованием техники папье-маше. | Выставка работ обучающихся. Поделка. | |
6. | Грунтовка тарелочки. Хохломские узоры. Упражнения. | Выставка работ обучающихся. Поделка. | |
7. | Роспись тарелочки. Элемент «травка» (кисточка, гуашь). | Выставка работ обучающихся. Поделка. | |
8. | Хохломская роспись. Оживка. Окончательная отделка изделия. Покрытие тарелочки лаком. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
9. | Витражи для терема Деда Мороза и Снегурочки. Эскиз | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Витражи». |
10. | Экскурсия в зимний парк. Наблюдение. Зарисовки. | Экскурсия. | |
11. | Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Грабарь. «Февральская лазурь», Г. Нисский. «Подмосковье. Февраль»); беседа о красоте зимней природы. Рисование по теме: «Какого цвета снег» (гуашь, акварель) | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
12. | Рисование на тему: «Зимние забавы» (акварель, гуашь, цвет. карандаши, фломастеры). Беседа о способах изображения человека в движении. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
13. | Беседа: «Рождество». Рождественская открытка | Выставка работ обучающихся. Открытка. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Рождество» |
14. | Богатыри земли русской. Рисование по представлению (цвет. карандаши, фломастеры). Обсуждение и анализ картины П. Д. Корина Александр Невский. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Русские богатыри» |
15. | Открытка – поздравление «Защитникам Отечества». Использование шаблона и трафарета. Штрих. | Выставка работ обучающихся. | |
16 | Конкурс на самый красивый фантик. Орнамент для фантика разными художественными средствами. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
17-18. | Краски природы в нарядах русских красавиц. Беседа: вышивка рязанская, владимирская, архангельская, местных мастериц и о красоте народного декоративно-прикладного искусства. Украшение наряда красавицы.(цвет. карандаши, фломастеры) | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Виды вышивок». |
20. | Братья наши меньшие. Рисование по памяти. (акварель, гуашь, фломастеры) | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
21. | Декоративная работа (акварель, гуашь, цвет. карандаши, фломастеры). У всякого мастера свои фантазии. Ознакомление с произведениями народного искусства, в которых есть изображение птицы. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
22-23. | Иллюстрирование рус. нар. сказки «Гуси-лебеди». 1) Рисунок в карандаше. 2) Рисунок в цвете. (акварель, гуашь, цвет. карандаши, фломастеры) | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
24. | Беседа: «Художник- космонавт (о живописи А.А. Леонова). Рисунки на тему: «Вселенная глазами детей» (гуашь, набрызг). Изображение ракеты. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
25. | Коллективная работа «Встречаем Пасху». Выбор сюжета. Эскиз. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Пасха». |
26. | Украшение коллективной работы тесьмой, лентами и т.п. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
27. | Беседа: «Красота родной земли в произведениях графиков». Знакомство с разными видами графики. Линия – основа языка рисунка, освоения выразительности графической неразомкнутой линии, проведение пластичных, свободных линий. Рисование цветов с натуры (акварель, гуашь, цвет. карандаши, фломастеры). | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Графика». |
28. | Контраст толстой и тонкой линии. Тоновые пятна. Тоновой рисунок натюрморта из предметов (акварель, гуашь). | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
29. | Контраст темных и светлых пятен в графическом образе. Портрет человека. | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | |
30. | Весна-красна - праздник света и тепла. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (А..Саврасов. «Грачи прилетели», И. Левитан. «Март») и беседа о красоте весенней природы. Рисование первых весенних цветов. (акварель, гуашь, цвет. карандаши, фломастеры) | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Весна» |
31-32. | В весеннем небе салют Победы. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа на тему «Великая Отечественная война в произведениях художников» (А. Пластов. «Фашист пролетел», С.Герасимов. «Мать партизана», П.Логинов и В. Панфилов. «Знамя Победы»). Составление сюжетной аппликации. (Цвет. бумага, цвет. картон) | Выставка работ обучающихся. Поделки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Великая Отечественная война в произведениях художников» |
33. | Рисунок на тему «Встречаем лето». | Выставка работ обучающихся. Рисунки. | Единая коллекция ЦОР http://school-collection.edu.ru Презентация PowerPoint «Лето». |
34. | «Чему мы научились за год» (выставка работ) | Выставка работ. | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел | Кол-во часов | Характеристика основных видов учебных действий обучающихся | Формируемые УУД | Предметные результаты |
-
| Основы живописи | 4ч | Развитие цветового зрения на занятиях по изучению цветоведения, развитие творческой фантазии. | Личностные результаты: -формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; -развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; Коммуникативные УУД: - уметь пользоваться языком изобразительного искусства; - донести свою позицию до с Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -делать предварительный отбор источников информации; Регулятивные УУД: - проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться работать по предложенному учителем плану; - учиться отличать верно выполненное задание от неверного | Обучающийся научится: -иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях; -рассказывать о том, какая цветовая гамма используется в различных картинах; -рисовать цветными карандашами, простым карандашом, акварелью, гуашевыми красками. Обучающийся получит возможность научиться: -описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий; -описывать, в чём состоит образный характер различных произведений; -овладевать различными приёмами работы акварельными красками, гуашевыми красками; карандашом, -различать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях . |
2. | Тематическое рисование | 10ч | Умение конструировать объемные формы, усложняя их декоративными деталями; анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого | Личностные результаты: -формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; Коммуникативные УУД: - уметь пользоваться языком изобразительного искусства; - донести свою позицию до собеседника; Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Регулятивные УУД: - проговаривать последовательность действиц»; -учиться работать по предложенному учителем плану.
| Обучающийся научится: осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности; узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников; узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки; выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду; узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем. Обучающийся получит возможность научиться: передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы. понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира; изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой. |
-
| Основы графики | 2ч | Выработка графических навыков изображений линий, штрихов разными графическими материалами (карандашом, мелками, пастелью, тушью, фломастерами и т.д. Знакомство с творчеством художников. | Познавательные УУД: -умение отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы; - умение задавать вопросы, экспериментировать, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: вырабатывать способность различать способ и результат действия. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Личностные УУД: проявление интереса к процессу рисования; -отработка навыков самостоятельной и групповой работы. | Обучающийся получит возможность научиться: -описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий; -овладевать различными приёмами работы карандашом. Обучающийся научится: -иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях |
-
| Декоративно- прикладное искусство. Народные промыслы России | 8ч | Знакомство с народными промыслами России, узнают их историю, традиции. Хохломская роспись, Городецкая роспись, Вологодское кружево, Дымковская игрушка, Семеновская матрешка, Роспись Гжели и т. д. Выполнение эскизов росписи предметов быта на бумаге. | Коммуникативные УУД: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации; -задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение. Личностные УУД: проявление интереса к процессу рисования, способам решения новой частной задачи, желание учиться. Регулятивные УУД: вырабатывать способность различать способ и результат действия. Познавательные УУД: - нахождение необходимой информации; - сравнение предметов. | Обучающийся научится: -иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях; -рисовать цветными карандашами, простым карандашом, акварелью, гуашевыми красками; -выполнять декоративное панно в технике аппликации; -выполнять растительный орнамент. Обучающийся получит возможность научиться: -описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий; -овладевать различными приёмами работы акварельными красками, гуашевыми красками; карандашом; понимать об искусстве оформления книги в средневековой Руси. |
-
| Изображение человека | 4ч | Понимать роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображать портреты персонажей народных сказок, литературных произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. Эмоционально откликаться на красоту, быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. | Коммуникативные УУД: при работе в паре контролировать, оценивать, корректировать действия партнера; старается договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре. Личностные УУД: проявление интереса к процессу рисования, способам решения новой частной задачи. Регулятивные УУД: определение, формирование учебной задачи на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно. Познавательные УУД: нахождение необходимой информации. | Обучающийся научится: Изображать портреты персонажей народных сказок, литературных произведений, выражающих отношение народа к красоте и достоинству человека. Обучающийся получит возможность научиться: Эмоционально откликаться на красоту, быт, труд народа, отражённых а произведениях изобразительного искусства и выражать своё отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. |
6. | Анималистический жанр | 3ч | Знакомятся с природой и животным миром разных стран. Изучают пропорции, цвет, повадки разных животных, применяют выразительные художественные средства для создания образа. Выполняют зарисовки с натуры. | Личностные результаты: -формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства; - воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей; -развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач; Регулятивные УУД: -проговаривать последовательность действий на уроке; -учиться работать по предложенному учителем плану; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Коммуникативные УУД: - уметь пользоваться языком изобразительного искусства; - донести свою позицию до собеседника; -оформить свою мысль в устной и письменной форме Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; -делать предварительный отбор источников информации; небольшого текста); | Обучающийся научится: -иметь чёткое представление о жанрах живописи и их особенностях; -рисовать цветными карандашами, простым карандашом, акварелью, гуашевыми красками; Обучающийся получит возможность научиться: изучат пропорции, цвет, повадки разных животных, применять выразительные художественные средства для создания образа. Выполнять зарисовки с натуры. |
7. | Жанры изобразительного искусства | 3ч | Знакомство с жанром пейзажа, натюрморта, портрета, с выдающимися художниками и их произведениями, Изучение особенности изображения пространства, воздушную и линейную перспективу. Передают объем с помощью светотени, цвета. Знакомятся с правилами получения новых цветовых сочетаний, создавать гармоничный колорит в своих творческих композициях. | Личностные УУД: -формирование духовных и эстетических потребностей; -овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности; - воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала; - отработка навыков самостоятельной и групповой работы. Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; - делать предварительный отбор источников информации. Коммуникативные УУД: - уметь пользоваться языком изобразительного искусства: - донести свою позицию до собеседника; Регулятивные УУД: вырабатывать способность различать способ и результат действия.
| Обучающийся научится: использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла; составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика; использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно- творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий). Обучающийся получит возможность научиться: изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты; передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи; осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года; владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы. |
| Всего: | 34ч | | | |