СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый русский язык» для младших школьников.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма по внеурочной деятельности по русскому языку с 1-4 классы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Веселый русский язык» для младших школьников.»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселый русский язык» имеет общеинтеллектуальную направленность, предназначена для учащихся 7 – 10 лет и рассчитана на 4 года обучения. На каждый год обучения отводится: в 1 классе 33 часа, во 2 – 4 классах по 34 часа, по 1 часу в неделю. Занятия по данной программе содействуют интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию младших школьников через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества, углубляют программный материал по предмету русского языка, придают ему системный, комплексный характер.

Работая по программе, возможно пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова и над своей речью, формировать способность к авторской письменной речи, сочинительству.

1. Пояснительная записка

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Веселая грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа кружка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы «Веселая грамматика» (1 – 2 классы) (авторы – составители: Беркутова Г.И., Пантелеева Т.И.) и программы «Веселая грамматика (для 3 – 4 классов) (составители: Ракитянская Е.Б., Однокозова Н.А.).

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Веселый русский язык” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Веселый русский язык” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость разработанной программы внеурочной деятельности «Веселый русский язык» заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.

Общая характеристика учебного предмета

Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного

языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Особенности программы «Веселый русский язык»

1 класс «Путешествия по Стране Слов»

2 класс «Секреты орфографии»

3 класс «Занимательное словообразование»

4 класс «Занимательная лингвистика»

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.



Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Программа рассчитана на 4 года (для 1 – 4 классов). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут (во 2 классе).


Планируемые результаты по окончании 1 года обучения


Формируемые УУД

Средства формирования УУД

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цельдеятельности с помощью учителя;

  • учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работатьпо предложенному учителем плану


Познавательные УУД:

  • находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;


Коммуникативные УУД:

  • оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушатьи пониматьречь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



по окончании 2 года обучения


Формируемые УУД

Средства формирования УУД

Личностные результаты:

  • осознаватьроль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции;

  • пониматьэмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать вниманиена особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • определять и формулироватьцель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказыватьсвоё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работатьпо предложенному учителем плану


Познавательные УУД:

  • находить ответына вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводыв результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовыватьинформацию из одной формы в другую: подробно пересказыватьнебольшие тексты.


Коммуникативные УУД:

  • оформлятьсвои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушатьи пониматьречь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читатьи пересказыватьтекст;

  • договариватьсяс одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).




по окончании 3-4 года обучения


Формируемые УУД

Средства формирования УУД

Личностные результаты:

  • эмоциональность; умение осознаватьи определять(называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознаватьи определятьэмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствоватькрасоту и выразительность речи, стремитьсяк совершенствованию собственной речи;

  • любовьи уважениек Отечеству, его языку, культуре;

  • интереск чтению, к ведению диалога с автором текста; потребностьв чтении;

  • интереск письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интереск изучению языка;

  • осознаниеответственности за произнесённое и написанное слово.



Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулироватьтему и цели урока;

  • составлять планрешения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работатьпо плану, сверяя свои действия с целью, корректироватьсвою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определятьстепень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.


Познавательные УУД:

  • перерабатыватьи преобразовыватьинформацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоватьсясловарями, справочниками;

  • осуществлятьанализ и синтез;

  • устанавливатьпричинно-следственные связи;

  • строитьрассуждения;


Коммуникативные УУД:

  • адекватно использоватьречевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказыватьи обосновыватьсвою точку зрения;

  • слушатьи слышатьдругих, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариватьсяи приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.






Формы и способы проверки результативности

  • по количеству детей, участвующих в занятии, - индивидуальная, фронтальная и групповая.

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - деловая игра, тренинг, способствующие развитию трудовых навыков и интеллекта, викторина, игра, мастерская, лаборатория, практикум, выставка с просмотром и обсуждением детских работ, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, технологические карты, учебные элементы;

  • по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.


Формы проведения итогов реализации рабочей программы


Основными критериями оценки достигнутых результатов считаются:

  • самостоятельность работы;

  • осмысленность действий;

  • разнообразие освоенных задач.

Подведение итогов реализации программы проводится в форме конкурсов, выставок, КТД и т.п.






Тематическое планирование

1-й класс «Путешествия по Стране Слов»

№ Название раздела Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

теория

практика

всего


1

В мире безмолвия и неведомых звуков.



1

Игры, инсценирован.

2

В страну слов. Первые встречи.



1

Игры,загадки,рассказ

3

К тайнам волшебных слов.



1

Сказки,загадки

4

К тайнам волшебных слов.



1

Инсценирование,игры

5

Выбор друзей в Стране Слов



1

Сказки, игры

6

К несметным сокровищам Станы Слов.



1

Головолом,беседа

7

Чудесные превращения слов.



1

Игры,инсценирование

8

В гости к Алфавиту.



1

Сказки, игры

9

В гости к Алфавиту.



1

Сказки, игры

10

К тайнам звуков и букв.



1

Загадки, тренир.упр.

11

Встреча с Радугой.



1

Сказки, игры.

12

В Страну Говорящих Скал



1

Головоломки, рассказ

13

Вглубь веков на Машине времени.



1

Ребусы

14

В Королевстве ошибок.



1

Сказка, игры

15

В Страну Слогов.



1

Игры, головоломки

16

Неожиданная остановка в пути.



1

Игры

17

В удивительном городе Неслове.



1

Инсценир.,загад.,голов.

18

Чудеса в Стране Слов.



1

Ребусы, головоломки

19

Чудеса в Стране Слов.



1

Ребусы, головоломки

20

К словам разнообразным, одинаковым, но разным.



1

Шарады, ребусы, головоломки

21

На карнавале слов.



1

Стихи, игры

22

На карнавале слов.



1

Стихи, игры

23

В Театре близнецов.



1

Головолом., загадки

24

Конкурс знающих.



1

Кроссворд, головолом.

25

Новое представление.



1

Инсценировки

26

Необычный урок.



1

Головоломки

27

Следопыты развлекают гостей.



1

Послов., загадки, стихи

28

В Клубе весёлых человечков.



1

Головолом., игры

29

К словам – родственникам. Почему их так назвали?



1

Словообразующий словарь, ребусы

30

К словам – родственникам. Почему их так назвали?



1

Словообразующий словарь, ребусы

31

Экскурсия в прошлое.



1

Рассказы

32

Полёт в будущее.



1

Игры, головоломки

33

Итоговое занятие.



1

Ребусы, шарады, инсценировки


34



Календарно-тематическое планирование

2-й класс «Секреты орфографии»


Тема

Кол-во часов

Дата план.

Дата факт.

Примечание

1.

Как обходились без письма?

Рассказ, песенки

1

7.09.16



2.

Древние письмена.

Сказка, иероглифы

1

14.09.16



3.

Как возникла наша письменность?

Финикийский и греческий алфавиты

1

21.09.16



4.

Меня зовут Фонема.

Стихи, инсценировка

1

28.09.16



5.

Меня зовут Фонема.

Стихи, инсценировка

1

5.10.16



6.

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ, игры

1

12.10.16



7.

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ, игры

1

19.10.16



8.

Для всех ли фонем есть буквы?

Рассказ, игры

1

26.10.16



9.

«Ошибкоопасные» места

Сказка, трениров. упр

1

9.11.16



10.

Тайны фонемы

Сказка, трениров. упр

1

16.11.16



11.

Опасные согласные

Песенки – запоминалки

1

23.11.16



12.

Опасные согласные

Игры, трениров. упр.

1

30.11.16



13.

На сцене гласные

Игры, трениров. упр.

1

7.12.16



14.

«Фонемы повелевают буквами»

ребусы трениров.упр.

1

14.12.16



15.

Когда ь пишется, а когда не пишется?

Игры, трениров. упр.

1

21.12.16



16.

Ваши старые знакомые

Игры, трениров. упр.

1

28.12.16



17.

Правила о непроизносимых согласных

Песенки, тренир.упр

1

18.01.17



18.

Правила о непроизносимых соглас.

Песенки, тренир.упр

1

25.01.17



19.

Волшебное средство – «самоинструкция»

Игры, трениров. упр.

1

1.02.17



20.

Волшебное средство – «самоинструкция»

Игры, трениров. упр.

1

8.02.17



21.

Строительная работа морфем

Песенки – запоминалки

1

15.02.17



22.

Где же хранятся слова?

игры

1

22.02.17



23.

Где же хранятся слова?

словарь

1

1.03.17



24.

Поговорим обо всех приставках сразу

Игры, трениров. упр.

1

15.03.17



25.

Поговорим обо всех приставках сразу

Игры, трениров. упр.

1

22.03.17



26.

Слова – «родственники»

Игры, трениров. упр.

1

5.04.17



27.

Слова – «родственники»

Игры, трениров. упр.

1

12.04.17



28.

Кто командует корнями?

Игры, трениров. упр.

1

19.04.17



29.

Кто командует корнями?

Игры, трениров. упр.

1

26.04.17



30.

Кто командует корнями?

Игры, трениров. упр.

1

3.05.17



31.

«Не лезьте за словом в карман!»

Игры, трениров. упр.

1

10.05.17



32.

«Не лезьте за словом в карман!»

Игры, трениров. упр.

1

17.05.17



33.

«Пересаженные» корни

словарь, трениров. упр.

1

24.05.17



34.

Итоговое занятие

олимпиада

1

31.05.17









3 класс

35

Сказочное царство слов .




36

Путешествие в страну Слов.




37

Путешествие в страну Слов




38

Чудесные превращения слов.




39

Чудесные превращения слов.




40

В гостях у слов - родственников.




41

В гостях у слов - родственников.




42

Добрые слова.




43

Добрые слова.




44

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова.




45

Новые слова в русском языке.




46

Новые слова в русском языке.




47

Встреча с зарубежными друзьями.




48

Синонимы в русском языке.




49

Синонимы в русском языке.




50

Слова - антонимы.




51

Слова - омонимы.




52

Крылатые слова.




53

В королевстве ошибок.




54

В королевстве ошибок.




55

В стране Сочинителей.




56

В стране Сочинителей.




57

Искусство красноречия.




58

Искусство красноречия.




59

Праздник творчества и игры.




60

Трудные слова.




61

Трудные слова.




62

Анаграммы и метаграммы.




63

Анаграммы и метаграммы.




64

Шарады и логогрифы.




65

Шарады и логогрифы.




66

Откуда пришли наши имена.




67

Занимательное слообразование.




68

КВН по русскому языку.














4 класс «Занимательная лингвистика»



Название раздела

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся



теория

практика

всего


Фонетика и орфоэпия (7 часов)





1

Что такое орфоэпия?



1

Рассказы

2

Что такое фонография или звукозапись?



1

Фонография

3

Звуки не буквы!



1

Рассказы, транскрипция

4

Звучащая строка.



1

Беседа, трениров.упр.

5

Банты и шарфы.



1

Инсценировка

6

«Пигмалион» учит орфоэпии.



1

Комедия

7

Кис- кис! Мяу! или кое- что о звукоподражаниях.



1

Беседа

Лексикология (27 часов)





8

Имена вещей.



1

Толкование слов

9

О словарях энциклопедических и лингвистических.



1

Лингвистический словарь

10

В царстве смыслов много дорог.



1

Практическая работа

11

Как и почему появляются новые слова?



1

Толкование слов

12

Многозначность слова.



1

Толкование слов, рассказ

13

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.



1

Этимологический словарь

14

Об одном и том же - разными словами.



1

Беседа,трениров.упр.

15

Как возникают названия.



1

Этим., истор. словари

16

Слова – антиподы.



1

Словарь антонимов

17

Фразеологические обороты.



1

Повесть

18

Словари «чужих» слов.



1

Словарь иностр. слов

19

Капитан и капуста.



1

Словарь

20

«Он весь свободы торжество».



1

Стихи

21

Мы говорим его стихами.



1

Афоризмы
















22

Слова, придуманные писателями.



1


23

Слова, уходящие и слова – новички.



1


24

Словарь языка Пушкина.



1


25

Смуглая Чернавка.



1


26

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».



1


27

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».



1


28

Какой словарь поможет избежать ошибок?



1


29

Словарь - грамотей.



1


30

Научная этимология.



1


31

Какие бывают имена?



1


32

Древнерусские имена.



1


33

Отчество и фамилия.



1


34

Надо ли останавливаться перед зеброй?



1



34





Содержание программы

1 год обучения

Тема 1. В мире безмолвия и неведомых звуков.(1ч.) Разыгрывание немых сцен. Сказка «Мир без слов». Звукоподражание и «теория ням-ням». Игры «Добавки», «Знаешь сам - расскажи нам».

Тема 2. В Страну Слов. Первые встречи. (1ч.) Игры «Слова – братья», «Эстафета». Разгадывание загадок. Сценка «Кто лишний». Головоломка «Ягоды». Рассказ «Снежные слова».

Тема3-4 . К тайнам волшебных слов. (2ч.) Сказка «Волшебные слова». Разгадывание загадок, прослушивание стихов и рассказов о волшебных словах. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».

Тема 5. Выбор друзей в Стране Слов. (1ч.)

Сказка «Игры гномов». Игры «Доброе – злое», «Только хорошее». Конкурс на внимание и чистописание. Парад Добрых слов.

Тема 6. К несметным сокровищам Страны Слов. (1ч.) Головоломка «Сколько родственников». Беседа о духовном богатстве и богатстве русского языка. Знакомство с толковым словарём. Конкурс на лучшее толкование слов. Игры «Назови по родству», «Кто больше?», «Цепочка слов».

Тема 7. Чудесные превращения слов.(1ч.)

Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась». Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся слово». Инсценирование стихотворения А.Шибаева.

Тема 8-9. В гости к Алфавиту. (2ч)

Чтение отрывка из книги С.Маршака «Весёлое путешествие от А до Я». Знакомство с орфографическим словарём. Пирамида «Всё на А». Сказка «Кутерьма». Игры «Волшебный колодец», «Помоги Р».

Тема 10. К тайнам звуков и букв. (1ч.) Разгадывание загадок. Тренировочные упражнения в произнесении звуков. Сказка «Лесной карнавал». Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги «Трудные буквы».

Тема 11. Встреча с Радугой.(1ч.)

Сказка «Слова, которые могут рисовать». Тайна госпожи Радуги. Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень». Игра «Исправь ошибку художника».

Тема 12. В Страну Говорящих Скал. (1ч.)

Рассказ учителя о тайнах рисуночного письма, о том, как наши предки научились писать и считать. Головоломка «Заколдованные слова»

Тема13. Вглубь веков на Машине времени. (1ч.)

Рассказ учителя о том, как на свет появились первые родственники алфавита. Разгадывание ребусов.

Тема 14. В Королевстве Ошибок.(1ч.)

Сочинение сказки. Прослушивание стихов и рассказов и работа по исправлению ошибок. Игра «Волшебная яблоня». Разыгрывание ситуаций.

Тема 15. В Страну Слогов. (1ч.)

Игра на внимание «Исправь ошибки». Хоровое декларирование. Разгадывание головоломки. Игра с мячом «Продолжи слово».

Тема 16. Неожиданная остановка в пути. (1ч.)

Проговаривание слов по слогам. Игры «Найди другое слово», «Пройди через ворота», «Найди пару». Рассказ учителя о речи.

Тема 17. В удивительном городе Неслове.(1ч.)

Работа со словарём. Инсценирование рассказа «Незнакомое слово». Игры «Преврати буквы в слова», «Угадай слово». Разгадывание загадок. Головоломка «Перекрёсток».

Тема 18-19. Чудеса в Стране Слов. (2ч.)

Разгадывание ребусов. Многозначные слова. Угадывание слов по их значению. Разыгрывание сценок. Головоломка. Слова – синонимы.

Тема 20. К словам разнообразным, одинаковым, но разным. (1ч.)

Слова – омонимы. Разгадывание загадок, шарад, ребусов. Инсценирование рассказов. Головоломка.

Тема 21-22. На карнавале слов(2ч.).

Рассказ учителя о словах-двойниках. Слова – омофоны. Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками.

Тема 23. В театре близнецов. (1ч.)

Головоломка «Начни и закончи К». Работа со словарём. Шутки – каламбуры. Сценки «Есть», «Чей нос». Конкурс загадок.

Тема 24. Конкурс знающих. (1ч.)

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих». Головоломка «дай толкование каждому слову». Игры с омонимами, омофонами.

Тема 25. Новое представление. (1ч.)

Инсценировка отрывка из сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Весёлый аттракцион «доскажи словечко». Слова – синонимы (рассказ учителя). Сценка «Твёрдый знак». Игра «Найди друзей».

Тема 26. Необычный урок.(1ч.)

Головоломка «Все слова на А». Слова – антонимы (рассказ учителя). Игра «Угадай - ка!» со словами – антонимами.

Тема 27. Следопыты развлекают детей. (1ч.) «Узелки на память» (повторение правил). Загадки, игры, пословицы, стихотворения с антонимами. Прослушивание сказок, рассказов.

Тема 28. В Клубе весёлых человечков(1ч.).

Головоломка «Начинай на А». Подбор синонимов и антонимов. Игра в омонимы.

Тема 29-30. К словам – родственникам. Почему их так назвали? (2ч.) Рассказ учителя о родственных словах. Игра «Замечательный сад». Подбор родственных слов. Сказка «Вот так родственники!». Работа со словообразовательным словарём. Разгадывание ребусов. Тавтология. Игра «Домино».

Тема 31. Экскурсия в прошлое. (1ч.)

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы (рассказ учителя). В «музее» древних слов.

Тема 32. Полёт в будущее. (1ч.)

Рассказ учителя о неологизмах. Игра «Угадай-ка». Узелки на память. Головоломка «Вгостилёт».

Тема 33. Итоговое занятие. (1ч.)

Разгадывание ребусов, загадок, шарад. Игры со словами синонимами, антонимами, омонимам. Инсценирование рассказов, рассказов.


Содержание учебного предмета 2 год обучения


Тема 1. Как обходились без письма?(1 ч.)

Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

Тема 2. Древние письмена.(1 ч.)

Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы - «священные знаки.

Тема 3. Как возникла наша письменность? (1 ч.)

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит. Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема 4 -5. Меня зовут Фонема.(2 ч.)

Звуки-смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

Тема 6 - 8. Для всех ли фонем есть буквы?(2 ч.)

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «Моя Вообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

Тема 9 - 10. «Ошибкоопасные» места. (2 ч.)

«Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

Тема 11. Тайны фонемы.(1 ч.)

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 12 – 13. Опасные согласные. (2 ч.)

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

Тема 14. На сцене гласные.(1 ч.)

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение». Гласные без хлопот!

Тема 15. «Фонемы повелевают буквами».(1 ч.)

Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 16. Ваши старые знакомые. Практическое занятие.(1ч.)

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

Тема 17 – 18. Правила о непроизносимых согласных.(2 ч.)

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

Тема 19 – 20. Волшебное средство – «самоинструкция».(2 ч.)

Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

Тема 21. Память и грамотность.(1ч.)

Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа.

Тема 22. Строительная работа морфем.(1ч.)

«Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

Тема 23. Где же хранятся слова?(1ч.)

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 24 – 26. Поговорим обо всех приставках сразу.(2ч.)

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

Тема 27. Слова – «родственники».(1ч.)

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

Тема 28 – 30. Кто командует корнями?(2ч.)

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл.

Тема 31 – 32. «Не лезьте за словом в карман!»(2ч.)

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

Тема 33. «Пересаженные» корни.(1ч.)

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа со словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 34. Итоговое занятие. Олимпиада.(1ч.)


3 год обучения

Тема 1. Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.

Тема 2-3. Путешествие в страну слов. (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова - братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова». Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения». Шарады. Рассказ - загадка.

Тема 6-7. В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов. Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаков слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов - родственников.

Тема 8-9. Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами». Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10. Экскурсия в прошлое (1 ч.)

Знакомство со словами - историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

Тема 11-12. Новые слова в русском языке.(2ч.)

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах. Игра «Угадай-ка».

Тема 13. Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Знакомство с заимствованными словами. Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15. Синонимы в русском языке (2ч.)

Знакомство со словами - синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова - синонимы». Нахождение слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова - антонимы (1ч.)

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов - антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

Тема17. Слова - омонимы (1ч.)

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18. Крылатые слова (1ч.)

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 19-20. В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22. В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.

Тема 23-24. Искусство красноречия. (2ч.)

Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25. Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27. Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29. Анаграммы и метаграммы. (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы. Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актер - терка).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов.

Тема32. Откуда пришли наши имена.(1ч.)

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 33. Занимательное словообразование (1ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 34. КВН по русскому языку. (1ч.)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.


4 год обучения

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2. Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись». Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы. Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка. Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами - омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов - омонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова.

Тема 14. Об одном и том же - разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами - синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)

Развитие речевых умений. Беседа о главных функциях языка. Вводится понятие «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.

Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально - авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально - авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина

Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.)

Изучение особенностей устаревших слов - архаизмов. Знакомство со словами - новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.)

Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина». Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.)

Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.

Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов», с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29. Словарь - грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».







Требования к подготовке учащихся

к концу 1-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

  • Признаки гласных и согласных звуков.

  • Буквы русского алфавита.

  • Родственные слова.

  • Антонимы, многозначные слова.

  • Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

  • Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звукобуквенный анализ слов.

  • Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

  • Делить слова на слоги.

  • Подбирать родственные слова.

  • Объединять слова в группы.

  • Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце.

  • Составлять текст по вопросам учителя.

  • Работа со словарями.

  • Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.





к концу 2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • Признаки согласных и гласных звуков.

  • Состав слова.

  • Признаки родственных слов.

  • Виды пересказа.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

  • Разбирать слова по составу.

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • Писать НЕ с глаголами.

  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

  • Составлять рассказы по картинке.

  • Пересказать текст.




к концу 3-го класса

Обучающиеся должны знать:

  • Правила правописания слов с изученными орфограммами.

  • Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).

  • Главные члены предложения.

  • Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

  • Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

  • Разбирать предложения по членам предложения.

  • Обозначать на письме интонацию перечисления.

  • Разбирать слова по составу.

  • Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

  • Писать правильно слова с удвоенными согласными.

  • Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.

  • Определять число, время глаголов.

  • Писать НЕ с глаголами.

  • Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

  • Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

  • Составлять рассказы по картинке.


к концу 4-го класса

учащиеся должны знать:

  • отличительные признаки основных языковых единиц;

  • основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

  • слова, словосочетания, предложения, текста;

  • основные орфографические и пунктуационные правила;

  • о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

учащиеся должны уметь:

  • четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

  • подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

  • различать слова - паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

  • пользоваться орфографическим, словообразовательным, фразеологическим, этимологическими словарям.


Критерии оценки, знаний, навыков


  • устный: при изложении оценки учитель отмечает недостатки выполненной работы, но основной аспект делает на её достоинства, чтобы у ребёнка сформировалось ощущение успеха с нацеленностью на исправление недостатков;

  • вручение призов, грамот, сертификатов.

Материально – техническое обеспечение программы


  • Компьютеры, мультимедиа-проектор, интерактивная доска

  • Предметные и сюжетные картинки.

  • Мультфильмы, презентации, видеоклипы.

Литература

1.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.

2.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.

3.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

4.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.

5.Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.

6.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.

7.Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

8.Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

9.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

10.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

11.Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

12.Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

13.Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

14.Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

15.Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

16.Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

17.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.

18.Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова - М: Просвещение 1984.

19.Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи…Занимательное пособие для развития детского речевого творчества. Владимир, 1992

20.Все наоборот: небылицы и нелепицы в стихах. М., 1992.

21.Смирнов А.Е. Сорок сорок из простокваши. М., 1992

22.Энциклопедический словарь юного филолога. М., 1984.

23.Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. М., 1991.

24.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М., 1980.

25.Петровский Н.А. Словарь русских личных имен. М., 1980

26.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. М., 1987

27.Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1980

28.Горбачевич К.С. Словарь эпитетов русского литературного языка. М., 1979.