Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 59 им. И.Ромазана»
г. Магнитогорска
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Основного ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
раздел «Программы отдельных учебных предметов, курсов»
рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ЧЕРЧЕНИЕ»
7 класс
на 2017- 2018 учебный год
Составила: Сибирякова С. Л.,
педагог дополнительного образования,
МОУ «СОШ № 59 им.И.Ромазана»
г.Магнитогорска
Магнитогорск, 2017 г.
Пояснительная записка.
Актуальность программы.
Школа после уроков — это мир творчества, проявления и раскрытия каждым учащимся своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать его занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется «штучная выделка» настроенных на успех романтиков, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки, техники.
Специфика программы:
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия чертежа с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Место в учебном плане: программа рассчитана на 1 год обучения – по 2,5 часа в неделю, т.е. 87,5 часов в год.
Программа составлена на основе авторской программы: содержание предмета соответствуют варианту авторской программы по черчению, под редакцией В.А.Гервера. – М.: Просвещение, 2000г.,рекомендованной Министерством образования и науки РФ (В соответствии с требованиями ФГОС ООО)
Цель программы:
Дать возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов черчения, графики, бумажной пластики, моделирования, и.т.д.
Формировать художественное мышление и нравственные черты личности через различные способы решения творческих графических задач.
Задачи программы:
- Создать условие для развития природных творческих задатков и способностей;
- Учить применять свои творческие способности в жизненной реальности, т. е. на практике (архитектура, дизайн и. т. д.)
- Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде графической культуре;
- Научить приёмам исполнительского мастерства;
- Научить правильно, использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
- Всестороннее развитие логического и образного мышления, пространственных представлений; качеств мышления;
- Развитие инженерного мышления у учащихся, усиление политехнической направленности обучения;
- Развитие творческих способностей, знакомство с требованиями технической эстетики;
- Ознакомление учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД;
- Обучение в процессе чтения чертежей воссоздавать образы предметов, анализировать их форму и конструкцию;
- Развитие всех видов мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников;
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Умение рационально использовать чертежные инструменты;
Умение организовать самостоятельную графическую деятельность.
Метапредметные результаты:
Способности оценивать результаты графической деятельности, собственной и одноклассников.
анализировать форму предметов в натуре и по их чертежам;
анализировать графический состав изображений;
читать и выполнять чертежи, эскизы и наглядные изображения несложных предметов;
выбирать необходимое число видов на чертежах;
осуществлять несложное преобразование формы и пространственного положения предметов и их частей;
применять графически е знания в новой ситуации при решении задач с творческим содержанием;
выполнять необходимые разрезы и сечения;
Формы и методы работы:
формы - коллективная, групповая, индивидуальная.
методы - репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные.
Продуктом работы будет:
Литература:
Ботвинников, Александр Давыдович. Черчение: 9-й класс: учебник для общеобразовательных организаций/ А.Д. ботвинников, В.Н. виноградов, И.С. Вышнепольский. Москва: АСТ: Астрель,2015.
Гордиенко Н.А. Черчение: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений/ Н.А. Гордиенко, В.В. Степакова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.
Графические задачи для развития познавательного интереса школьников: Сборник заданий с методическими указаниями/ Сост. Ю.С. Немцева. – Магнитогорск: МаГУ, 2004.
Екатеринушкина А.В. Пластическое моделирование. Магнитогорск: МаГУ-2005.
Методика внеклассной и внешкольной работы по черчению: Спецкурс для студентов художественно-графического факультета. Магнитогорск: МаГУ, 2004.
Немцева Ю.С. Моделирование изделий по чертежу: методические рекомендации для старшеклассников. – магнитогорск: МаГУ – 2008.
Питерских А. С. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – 4 – е изд. – М.: Просвещение, 2015.
Подшибякин В.В. Черчение. Практикум. – Саратов: Лицей, 2006.
Ройтман И.А., Владимиров Я.В. Черчение: Учеб. для уч-ся 9 кл. общеобразоват. Учреждений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Слово о Магнитке. Сост. Н. Карташов. – М.: Политиздат, 1979.
Черчение: Учебник для учащихся средних общеобразовательных учреждений/ Под ред. Проф. Н.Г. преображенской. – Москва, 2004.
Цифровые образовательные ресурсы.
https://infourok.ru/prakticheskie-i-graficheskie-raboti-po-chercheniyu-1036848.htm
http://cherch.ru/graficheskoe_otobrazhenie/modelirovanie_formi_predmeta.html
https://www.kursoteka.ru/course/1786/lesson/5674/unit/15124
http://rx-fly.ru/architecture/drawing/10-5-raspolozhenie-vidov-na-chertezhe-mestnye-vidy.html
Учебно – тематическое планирование.
(7 класс)
Учебный план – 87,5 часов, 2,5 час в неделю.
№ темы | Тематика | Кол-во часов по программе | Количество часов, планируемое учителем | Контроль |
1гр | 2гр |
1 | Правила оформления чертежей. | 9 | 17,5 | 17,5 | Выставки графических работ, творческие проекты. |
-
| Проецирование. | 7 | 12,5 | 12,5 | Творческие проекты в создании природных объектов, архитектурных сооружений. |
2 | Аксонометрические проекции. | 10 | 17, 5 | 17, 5 | Выставки графических работ, творческие проекты. |
-
| Эскиз и технический рисунок. | 8 | 10 | 10 | Выставки работ с архитектурных сооружений и композиций геометрических тел. |
-
| Бумажная пластика. | | 12,5 | 12,5 | Творческие проекты в создании природных объектов, архитектурных сооружений. |
-
| Моделирование по чертежу. | | 15,0 | 15,0 | Выставки творческих работ. |
Всего | 34 часа | 85 часов | 85часов | |
Программа педагога отличается от авторской программы в связи с учебным планом школы и календарным планом проведения занятий.
Тематическое планирование.
№ темы | Кол-во часов | Дата | Тема | Содержание | Компетентности | Продукт, полученный в результате деятельности | Форма организации деятельности |
| 1 год обучения (7 класс) |
-
| 17,5 ч. | 07.09.17 – 19.11.17 | Правила оформления чертежей. | Введение в курс предмета «Черчение». Инструктаж по ПДД, ТБ. Основные правила оформления чертежа. Геометрические построения. Чертежный шрифт. Заполнение основной надписи чертежа. Правила нанесения размеров. Масштабы. | значение предмета «Черчение»; история развития чертежей; приемы работы чертёжными инструментами; понятие о государственных стандартах. | Выставки графических работ, творческие проекты. | Игра Дискуссия Развивающие задачи |
-
| 12,5 ч. | 21.10.17-30.11.17 | Проецирование. | Проецирование. Проецирование на две плоскости проекции. Проецирование на три плоскости проекции. Выполнение чертежа детали по ее наглядному изображению. Реконструкция изображения. | основные плоскости проекций; метод проецирования детали на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций; определение главного вида по наглядному изображению детали; - построение трёх видов. | Творческие проекты в создании природных объектов, архитектурных сооружений. | Дискуссия. Развивающие задачи. Урок – исследование. |
-
| 17,5 ч. | 07.12.17 – 25.01.18 | Аксонометрические проекции. | Аксонометрические проекции. Аксонометрические проекции плоских фигур. Аксонометрические проекции параллелепипеда. Аксонометрические проекции детали. Аксонометрические проекции окружности. Изометрическая проекция группы геометрических тел. Определение необходимого количества видов на чертеже. | Графическая неразомкнутая линия. Развитие динамики руки. Толстая и тонкая линия. Наглядное изображение. | Выставки графических работ, творческие проекты. | Игра Дискуссия. Развивающие задачи. Урок – исследование. |
-
| 10 ч. | 27.01.18 – 22.02.18 | Эскиз и технический рисунок. | Анализ геометрической формы предмета. Эскиз. Технический рисунок. Технический рисунок сконструированной детали. | назначение эскизов; определение эскиза; правила выполнения эскиза; определение формы детали после ее преобразования; назначение технического рисунка; определение технического рисунка; | Выставки работ с архитектурных сооружений и композиций геометрических тел. | Игра Дискуссия Развивающие задачи Урок – исследование. |
-
| 12,5 ч. | 01.03.18 – 19.04.18 | Бумажная пластика. | Развертки геометрических тел. Чертежи разверток геометрических тел. Построение простых форм. Развертки простых форм. Фактура. Способы передачи различной фактуры. | Объём и бумага. Бумагопластика. Развертки геометрических тел. | Творческие проекты в создании природных объектов, архитектурных сооружений. | Урок – исследование. Развивающие задачи. |
-
| 17,5 ч. | 14.04.18 – 31.05.18 | Моделирование по чертежу. | Моделирование по чертежу. Построение простых форм. Моделирование по чертежу. Развертки простых форм. Сложные геометрические формы. Создание объектов, содержащих сложные формы. Сложные геометрические формы. Создание объектов, содержащих сложные формы. Тематическое моделирование. По улицам родного города. Тематическое моделирование. | Навыки дизайнера. Объём и бумага. Бумагопластика. Развертки геометрических тел. | Выставки | Практика. Урок – исследование. Развивающие задачи. |
| 85 часов | | | | | | |
Календарно -тематическое планирование
1 год (7 класс)
№ п/п | Тема | Дата | Форма занятия |
| | |
Правила оформления чертежей. (17,5 ч) |
1. | Введение в курс предмета «Черчение». Инструктаж по ПДД, ТБ. | | | Занятие-знакомство. Экскурсия. |
-
| Основные правила оформления чертежа. | | | Занятие-путешествие. |
-
| Геометрические построения. | | | Занятие-игра. |
-
| Чертежный шрифт. | | | Дидактическая игра. |
-
| Заполнение основной надписи чертежа. | | | Занятие – практикум. |
-
| Правила нанесения размеров. | | | Занятие – практикум. |
-
| Масштабы. | | | Занятие – открытие. |
2. Проецирование. (12,5 ч.) |
-
| Проецирование. | | | Занятие – исследование. |
-
| Проецирование на две плоскости проекции. | | | Занятие – открытие. |
-
| Проецирование на три плоскости проекции. | | | Занятие – практикум. |
-
| Выполнение чертежа детали по ее наглядному изображению. | | | Занятие – исследование |
-
| Реконструкция изображения | | | Занятие – практикум. |
3. Аксонометрические проекции. (17,5 ч.) |
-
| Аксонометрические проекции. | | | Занятие – практикум. |
-
| Аксонометрические проекции плоских фигур. | | | Занятие – практикум. |
-
| Аксонометрические проекции параллелепипеда. | | | Занятие – практикум. |
-
| Аксонометрические проекции детали. | | | Занятие – практикум. |
-
| Изометрическая проекция группы геометрических те | | | Занятие – практикум. |
-
| Изометрическая проекция группы геометрических те | | | Занятие – исследование |
-
| Определение необходимого количества видов на чертеже | | | Занятие – практикум. |
4. Эскиз и технический рисунок. (10 ч.) |
-
| Анализ геометрической формы предмета. | | | Занятие – исследование |
-
| Эскиз. | | | Занятие – открытие. |
-
| Технический рисунок. | | | Занятие – открытие. |
-
| Технический рисунок сконструированной детали. | | | Занятие – открытие. |
5. Бумажная пластика. (12,5 ч.) |
-
| Развертки геометрических тел. | | | Занятие – практикум. |
-
| Чертежи разверток геометрических тел. | | | Занятие – практикум. |
-
| Построение простых форм. | | | Занятие - дискуссия |
-
| Развертки простых форм | | | Занятие – практикум. |
-
| Фактура. Способы передачи различной фактуры. | | | Занятие – исследование |
6. Моделирование по чертежу. (17,5 ч.) |
-
| Моделирование по чертежу. Построение простых форм. | | | Занятие – исследование |
-
| Моделирование по чертежу. Развертки простых форм. | | | Занятие – исследование |
-
| Сложные геометрические формы. Создание объектов, содержащих сложные формы. | | | Занятие – практикум. |
-
| Сложные геометрические формы. Создание объектов, содержащих сложные формы. | | | Занятие – практикум. |
-
| Тематическое моделирование. | | | Занятие - экскурсия |
-
| По улицам родного города. Тематическое моделирование. | | | Выставка творческих работ. |