Пояснительная записка
Программа факультатива «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторской программы Нестерович Л.Н. «Занимательная математика».
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты
изучения курса «Занимательная математика»
Личностными результатами являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметными результатами являются:
— способность выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— умение анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— умение составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— умение выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— умение сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— умение объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
— умение анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
— умение моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
— умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Содержание
Тема 1. Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Тема 2. «Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.
Тема 3. Геометрия вокруг нас. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.
Тема 4. Волшебные переливания. Задачи на переливание.
Темы 5–6. В царстве смекалки. Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 7. «Шаг в будущее». Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Темы 8–9. «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.
Тема 10. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Темы 11–12. Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 13. Математические фокусы. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.
Тема 14. Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся).
Тема 15. Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.
Тема 16. Математическая копилка. Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.
Тема 17. Математическое путешествие. Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + + 150= 670
Тема 18. Выбери маршрут. Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др.
Тема 19. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).
Темы 20–21. В царстве смекалки. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
Тема 22. Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
Тема 23. Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.
Тема 24. Интеллектуальная разминка. Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
Тема 25. Разверни листок. Задачи и задания на развитие пространственных представлений.
Темы 26–27. От секунды до столетия. Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.
Тема 28. Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).
Тема 29. Конкурс смекалки. Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.
Тема 30. Это было в старину. Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»
Тема 31. Математические фокусы. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.
Темы 32–33. Энциклопедия математических развлечений. Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).
Тема 34. Математический лабиринт. Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
Основные виды учебной деятельности:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы;
предметные недели.
Формы проведения занятий:
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на микрогруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата фактич. |
1 | Интеллектуальная разминка. | 1 | | |
2 | «Числовой» конструктор. | 1 | | |
3 | Геометрия вокруг нас. | 1 | | |
4 | Волшебные переливания. | 1 | | |
5 | В царстве смекалки. | 1 | | |
6 | В царстве смекалки. | 1 | | |
7 | «Шаг в будущее». | 1 | | |
8 | «Спичечный» конструктор. | 1 | | |
9 | «Спичечный» конструктор. | 1 | | |
10 | Числовые головоломки. | 1 | | |
11 | Интеллектуальная разминка. | 1 | | |
12 | Интеллектуальная разминка. | 1 | | |
13 | Математические фокусы. | 1 | | |
14 | Математические игры. | 1 | | |
15 | Секреты чисел. | 1 | | |
16 | Математическая копилка. | 1 | | |
17 | Математическое путешествие. | 1 | | |
18 | Выбери маршрут. | 1 | | |
19 | Числовые головоломки. | 1 | | |
20 | В царстве смекалки. | 1 | | |
21 | В царстве смекалки. | 1 | | |
22 | Мир занимательных задач. | 1 | | |
23 | Геометрический калейдоскоп. | 1 | | |
24 | Интеллектуальная разминка. | 1 | | |
25 | Разверни листок. | 1 | | |
26 | От секунды до столетия. | 1 | | |
27 | От секунды до столетия. | 1 | | |
28 | Числовые головоломки | 1 | | |
29 | Конкурс смекалки. | 1 | | |
30 | Это было в старину. | 1 | | |
31 | Математические фокусы. | 1 | | |
32 | Энциклопедия математических развлечений. | 1 | | |
33 | Энциклопедия математических развлечений. | 1 | | |
34 | Математический лабиринт. | 1 | | |