МБОУ «Лицей № 35»
Администрация муниципального образования «Город Майкоп»
Республики Адыгея
Комитет по Образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Эколого-биологический лицей № 35»
Согласовано Протокол заседания МО № _____ «_____» _________2017 г. | Утверждено _________________ /Романенко О.В./ директор МБОУ «Лицей №35» Приказ № ____ от «____» ______ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
«Этикет»
7 класс
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: Мамсирова Аза Батырбиевна
Квалификация: первая категория
Педагогический стаж: __7лет___
2017 год
Программа внеурочной деятельности “Этикет!”, 5 класс.
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5 классов в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Актуальность программы заключается в усилении - усвоить основные понятия данного направления: этикет, нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Содержание
1. Пояснительная записка .................................................................................2
2. Содержание программы...............................................................................4
3. Планируемые результаты ………………………………………….……..5
4. Календарно-тематический план .................................................................8
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение.................8
6. Список литературы...........................................................................................8
Приложение ……………………………………………………………………...9
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Этикет» составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности под ред. В.Ф.Андреева и др., Москва Просвещение» 2010. (Программы подготовлены в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию).
В разделе «Внеурочная проектная деятельность» примерных программ основного общего образования уточняется, что под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Жизнь показывает, что многие школьники не умеют прилично вести себя: они грубы и развязны со взрослыми, невежливы друг с другом и нередко нарушают общественный порядок. В настоящее время, в век компьютерных технологий, дети книги практически не читают. А ведь именно на примерах литературных героев воспитываются положительные качества. Подрастающее поколение увлекается боевиками, фильмами ужасов, компьютерными играми, которые несут негативную информацию.
Данный курс призван помочь учителю во внеурочное время создать условия для развития информационно-коммуникативных компетентностей учащихся. Курс не только расширяет знания учащихся о своих земляках, помогает ощутить свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности. Материал по курсу « Этикет» в классе строится таким образом, чтобы вызвать интерес у пятиклассников к самому себе, как к личности.
Этот курс рассчитан на 35 часа (1 час в неделю) и предназначен для учащихся 5 класса.
Основные направления внеурочной деятельности - нравственность, мораль, культура, воспитанность, вежливость и т.д.;
- иметь четкое представление о том, кто может называться воспитанным, культурным человеком;
- Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».
- Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.
- Принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, принимать образ «хорошего ученика».
-Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
-Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения
в школе, дома, на улице, в общественных местах.
-Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства.
Адекватно воспринимать оценку учителя.
Воспитательные задачи:
- . Соблюдать простейшие нормы этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Развивающие задачи:
• развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;
• стимулирование стремления знать как можно больше об этикете,, затрагивающие проблемы охраны природы, развития любви ко всему живому важны и необходимы для укрепления нравственных позиций подростков.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1) теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2) практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Программа предназначена для учащихся 5 классов.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
2. Содержание программы
Направленность данной внеурочной образовательной программы: проектная деятельность.
Классы: 5-е.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 час в неделю. Всего: 35 часа.
Количество часов в 1-ой четверти- 8ч.;
Количество часов во 2-ой четверти-9 ч.;
Количество часов в 3 –й четверти-11 ч.;
Количество часов в 4-ой четверти-7 ч.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, в музее, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
беседы, викторины;
коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки;
экскурсии, поездки, походы;
трудовые дела.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
вести устный диалог на заданную тему;
участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор проектов.
5. Работа над проектами.
6. Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации— энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт-дисках, рассказы взрослых, экскурсии.
Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми.
Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.
При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:
• с уроками русского: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;
• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
• с уроками информатики: работа с компьютерами и СМИ,
с географией: работа с картами.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | формируемые умения | средства формирования |
личностные | формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии. развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. | организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | | |
регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве |
познавательные | умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации. добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; | осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета |
коммуникативные | Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). умение координировать свои усилия с усилиями других. • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия |
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Предполагаемые результаты обучения.
• Должен знать правила этикета и социального быта: вежливые слова, как вести себя в школе, классе, столовой
Ученик должен усвоить сущность понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, интерес, любовь к ближнему, вежливость, самолюбие, себялюбие, грубость, наушничество, подлость, обман, черствость души, щедрость души.
Должен знать, как помочь товарищу в учебе и как принять эту помощь. Должен уметь для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену, беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок, соблюдать правила дорожного движения. Следить за результатами. Производить мелкий ремонт. Знать состав своей семьи и уметь с ними общаться.
Должен уметь достойно вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке. Правильно выбирать книгу. Уметь закаливать свой организм.
применять "золотое правило нравственности" в повседневной жизни при общении с людьми;
овладеть основами вежливого обращения и знакомства с людьми;
согласно правилам этикета здороваться и прощаться с людьми;
овладеть культурой поведения в школе, семье, на улице, общественном транспорте, в театре;
овладеть культурой разговора, искусством спора;
использовать в речи вежливые интонации и не допускать использования грубых слов.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности: Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); Целеполагать (ставить и удерживать цели); Планировать (составлять план своей деятельности); Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное); Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других). |
Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:
альбом;
газета;
плакат;
серия иллюстраций;
справочник;
стенгазета;
сценарий праздника;
фотоальбом;
3. Содержание тематического планирования
«Этикет»
Раздел I. 1. Введение. (1 час).
Содержание и задачи работы внеурочного занятия на предстоящий год. Организация занятий, формы и методы исследовательской работы. Правила ТБ при работе с ПК. Программа текстовый редактор Word. Программа PowerPoint. Работа с интернетом, знакомство с сайтом «Википедия». Исследовательская работа. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему».
Раздел II. 2. Быть воспитанным – что это значит (10 часов)
Раздел III. 3. Этика и этикет (7 часов).
Раздел IV. 4. Этика отношения окружающим Адыгейский этикет.
(10 часов).
Сбор материала об адыгейском этикете.
Раздел V. Самопознание Самовоспитание Итоговое занятие. (8ч.)
Оформление и защита творческих работ. Компьютерная презентация результатов работы. Выставки фотографий.
Открытое мероприятие. Всего: 35 часа
4. Календарно-тематический план (Приложение1)
5. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
компьютер;
проектор;
экран;
памятки для каждого ученика;
художественные рисунки и иллюстрации;
настольные игры;
книги со сказками.
1.http://yandex.ru
Список литературы для учителя
Мир общения. Этикет для детей. «Каро». Санкт Петербург 2003
Смирнова Е.А. Воспитательная работа во 2 классе. «Экстремум». Волгоград 2005.
Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М: Владос, 2008
Шемшурина А.И. Этические диалоги с детьми 1 – 4 - х классов: в помощь учителю. Москва 2006
Каландарова Н.Н. Уроки речевого творчества. Москва «Вако» 2009-175с.
Большая книга по этикету.- М: АСТ, 2000.-711с.,ил.
Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: книга для уч-ся.-изд.2-дораб.-М:Просвещение, 1988.-144с.,ил.
Зеньковский В. Психология детства.- М: 1996.
Как красиво накрыть стол.- М: АСТ-ПРЕСС, 2001.-156с.,ил.
Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах.-М: Фаир-пресс, 2002.-208с.
Кругляницо Т.Ф. и др. Этика Т.Ф. Кругляницо. Л.Е. Гаркушина, Н.А.Селиверстова. М: Спектр,1994 Правила этикета.- М: Русское слово, 1996.-126с.
Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников: Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов.- М.: Школьная пресса, 2002.-112с.
Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни.- М: Акалис, 1996.-152с.,ил.
Энциклопедия этикета: правила поведения в обществе и дома. М: Россия молодая. 1996.-192с.,ил.
ФГОС Примерные программы начального образования. – «Просвещение», Москва, 2009
ФГОС Планируемые результаты начального общего образования. – «Просвещение», Москва. 2009.
DVD «Уроки тётушки Совы» - ТО «Маски», Москва, 2009.
DVD «Азбука безопасности на дороге» - ТО «Маски», Москва, 2009.
«Воспитательная работа в начальной школе» - С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина, ТЦ «Учитель», Воронеж. 2006.
«Как себя вести» - В.Волина . «Дидактика плюс», Санкт-Петербург 2004.
Приложение №1
№ | Тема | Коли-чество часов | Дата проведеня за-нятия | Форма проведения | Дополнительная деятельность, содержание занятий. |
Раздел I. Введение. (1час) |
1 | Что такое этикет? История возникновения этикета. | 1 | | Беседа (теория) | Правила ТБ при работе с ПК.Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. |
Раздел I1. Быть воспитанным – что это значит (10 часов) 2 | Вежливость как основа воспитанности | 3 | | Практическое занятие, групповая работа | Работа с компьютером. | 3 | Какого ты рода племени? | 2 | | Практическое занятие, групповая работа | Работа с компьютером. | 4 | Точность, обязательность, аккуратность | 2 | | Практическое занятие, групповая работа | Работа с интернетом. | 5 | Но лучше всех, поверьте, бабушка моя | 1 | | Лекция. | Обсуждение и выбор тем исследова-ния, актуализация проблемы. Работа над актуальностью выбранной проблемы. | 6 | Уважай человека | 2 | | Практическое занятие, групповая работа | Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. | Раздел I11 Этика и этикет (7 часов) |
7 | Не сладок плод бездельного досуга | 1 | | Лекция. | |
8 | Этические нормы этикета | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Коллективно-творческая работа с картой Арского района. |
9 | Этикет за столом | 1 | | Лекция, викторина. | Коллективно-творческая работа(сервировка стола) |
10 | Этикет за столом | 1 | | Лекция, экскурсия. | Коллективно-творческая работа(составление меню) |
11 | Дома и в гостях | 2 | | Беседа (теория), экскурсия | Экскурсия |
12 | В школе ты хозяин и гость | 1 | | Экскурсия. | Экскурсия по школе |
Раздел IV Этика отношения окружающим Адыгейский этикет. (10 часов). |
13 | Ты живёшь среди людей | 1 | | Лекция. | Написать письмо другу,родителям,взрослому |
14 | Добротой себя измерь | 2 | | Практическое занятие, групповая работа | Нарисовать рисунок групповой |
15 | Чью старость утешил? | 1 | | Беседа (теория), экскурсия. | Экскурсия к памятникам героев ВОВ |
16 | Раздели печаль и радость другого | 1 | | Практическое занятие, групповая работа. | встречи с ветеранами войны и тыла. Сбор информации. |
17 | О матерях можно говорить бесконечно | 1 | | Практическое занятие, групповая работа. | Нарисовать маме открытку,написать благодарственное письмо) |
18 | Умей быть благодарным | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | написать благодарственное письмо) |
19 | Что значит быть рыцарем? | 1 | | Беседа (теория), | Групповой рисунок |
20 | Какая она настоящая девочка? | 1 | | Практическое занятие, групповая работа. | Групповое описание |
21 | Завтрашний характер в сегодняшнем поступке | 1 | | Практическое занятие, групповая работа. | Работа с интернетом |
| Раздел V Самопознание Самовоспитание Итоговое занятие (7 часов) |
18 | Я и окружающая природа | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Работа с интернетом |
19 | Ваш внутренний портрет | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Написовать автопортрет |
20 | Интернет и этикет | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Работа с интернетом |
21 | У меня такой характер | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Знакомство с героями Р,А |
23 | Настоящий друг Я в общении | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Творческая работа, оформление альбома. |
24 | Адыгейский этикет | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Выставка работ, фотографий |
24 | Адыгейский этикет. Итоговое занятие. | 1 | | Практическое занятие, групповая работа | Проведение открытого мероприятия для учащихся школы “ ” |
13