Приложение 1
Комитет по делам образования города Челябинска
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический центр г. Челябинск»
ИТОГОАЯ РАБОТА
по курсу
«Организация внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования»
«Маленькая страна »
для обучающихся 2б класса
(умеренная умственная отсталость)
Исполнитель:
Халитова Т.М.
учитель
МБОУС(К)ОШ № 57
2017 год
Программа занятий внеурочной деятельности
"Маленькая страна"
Пояснительная записка
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс
Актуальность выбора определена следующими факторами: программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся с умеренной умственной отсталостью,на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции, логическое мышление.
Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В процессе занятии по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи. Данная программа дает возможность закреплять знания и умения, полученные детьми на уроках, проводимых по учебному плану. Спецификой программы является то, что ребенок познает окружающий мир через развитие познавательных способностей.
Программа «Маленькая страна» была разработана на основе учебно – методического пособия «За три месяца до школы» О. Холодова
Цель и задачи программы
Цель программы:развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи программы:
-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
-развитие языковой культуры и формирование речевых умений;
-развитие познавательной активности;
-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.
Отличительные особенности программы
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся с умеренной умственной отсталостью. с учащихся с умеренной умственной отсталостьюслабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции, логическое мышление.
Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы и т.д., что привлекательно для школьников с умеренной умственной отсталостью.
В курсе используются задания разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе занятий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задания по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.
В программе создана система учебных заданий, направленных на развитие познавательных процессов у детей с целью усиления их психологического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В уроки включены специально подобранные задания, направленные на развитие познавательных процессов у детей, что приемлемо использовать для школьников с умеренной умственной отсталостью. Задания переработаны с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух – трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В занятия включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных.
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в СКОУ VIII вида является развитие мышления. С этой целью на занятиях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Модель занятия такова:«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания способствуют развитию этих необходимых качеств. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА(15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа
Программа рассчитана на работу с детьми 7 – 10 лет. Срок реализации второй год. Частота встреч: 2 раза в неделю.
Занятия по программе «Маленькая страна» относятся к внеурочной деятельности и проводится после уроков, в количестве 68 часов в год.
Планируемые результаты
владение простейшими навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия
формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;
слушать и понимать речь других;
пересказывать текст;
Уровень результатов работы по программе:
первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни
Ребенок учится чувствовать себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, чувствовать потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.
второй уровень - второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом
Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Развивается художественный, эстетический вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и.
третий уровень - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия
Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим.
Учащийся владеет начальными практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять свои знания в течение всей своей жизни.
Оценка планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит в ходе наблюдения за учащимися при выполнении различных заданий.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
-степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
-поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
-результаты выполнения тестовых заданий при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
В основе построения курса лежит принцип разнообразия заданий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия.
Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти.
Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания.
Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие мышления.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи.
Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Учебно–тематическое планирование 2 год обучения
№ | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | - |
2 | Осень. Зима, зимние забавы. Весна. Скоро лето | 8 | 4 | 4 |
3 | Осенняя ярмарка. Сад, огород: фрукты, ягоды, овощи. | 4 | 2 | 2 |
4 | Одежда, обувь, головные уборы. | 3 | 1 | 2 |
5 | Лиственные деревья. Хвойные деревья. Грибы. | 4 | 2 | 2 |
6 | Домашние и дикие животные и их детеныши. | 8 | 4 | 4 |
7 | Птицы | 2 | 1 | 1 |
8 | Рыбы. | 2 | 1 | 1 |
9 | Новогоднее путешествие. | 2 | 1 | 1 |
10 | Дом, семья. Мебель. Посуда | 5 | 2 | 3 |
11 | Наш город, моя улица. Транспорт. Правила дорожного движения | 6 | 3 | 3 |
12 | Профессии. День защитника Отечества. Военные профессии. | 4 | 1 | 3 |
13 | Мамин праздник. | 2 | 1 | 1 |
14 | Насекомые. Цветы. | 4 | 2 | 2 |
15 | Время | 2 | 1 | 1 |
16 | Космос. День космонавтики. | 2 | 1 | 1 |
17 | Школа. | 2 | 1 | 1 |
18 | День Труда | 1 | - | 1 |
19 | День Победы | 2 | 1 | 1 |
20 | Летние игры | 2 | 1 | 1 |
21 | В стране Знаний. | 1 | - | 1 |
22 | Итоговое занятие «Что мы умеем делать хорошо» | 1 | - | 1 |
| Итого | 68 | 31 | 37 |
Содержание
Вводное занятие.
- Какое слово отличается от других?
- Какое слово самое короткое/самое длинное?
- Подскажи словечко
Развитие восприятия
Осень. Зима, зимние забавы. Весна. Скоро лето
- Отгадай загадки
- Подбери парное слово.
- Что общего и чем отличаются друг от друга?
- Когда так говорят?
- Что не так?
Практическая работа:1. - Обводка.- Штриховка.2. - Пальчиковая гимнастика. - Последовательные картинки
3. Осенняя ярмарка. Сад, огород: фрукты, ягоды, овощи.
- Хитрые вопросы
- Умные задачки
- Запомни слова
- Запомни цепочку слов
Практическая работа:1. - Зашумленные картинки
Одежда, обувь, головные уборы.
Зрительно-моторная координация. Запомни слова. Запомни цепочку слов
Лиственные деревья. Хвойные деревья и грибы. Хвойные деревья.
Загадки о грибах области. Когда так говорят? Хитрые вопросы.
Практическая работа:1.Что лишнее? Дифференциация предметных картинок по заданным признакам
Домашние и дикие животные и их детеныши.
Подбери признак/действие. Закончи предложение.
Практическая работа:1.Систематизация по признаку. Последовательные картинки
Птицы
Запомни слова. Запомни цепочку слов
Рыбы.
Рыбы водоемов нашей местности
Новогоднее путешествие.
Развития мышления. Что такое Новый год?
Дом, семья. Мебель. Посуда
Виды домой. Что такое семья?
Практическая работа:1.Обводка.Штриховка.(Мебель.Посуда)
Наш город, моя улица. Транспорт. Правила дорожного движения
Наш город – Челябинск.
Практическая работа:1.Дифференциация предметных картинок по заданным признакам
Профессии. День защитника Отечества. Военные профессии.
Знакомство с разными профессиями.
Практическая работа:1. Изготовление открытки для пап
Мамин праздник.
Знакомство с знаменательной датой
Насекомые. Цветы.
Знакомство с насекомыми и цветами.
Практическая работа:1.Отгадай загадки.Узнай по признаку. Назови части целого. Назови ласково
Время
Знакомство с понятием: время
Космос. День космонавтики.
12 апреля – день космонавтики.
Школа.
Наша школа.
День Труда
История праздника
День Победы
Просмотр презентации про День Победы
Летние игры
Практическая работа: 1. Играем в летние игры
В стране Знаний.
Просмотр презентации: «Сказочное путешествие в страну Знаний»
Итоговое занятие «Что мы умеем делать хорошо»
Практическая работа: 1.Что изменилось? Нахождение предмета с предыдущей страницы.Копирование по точкам/клеткам.
Методическое обеспечение программы
Все материалы для работы предоставляются родителями детей.
Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.)
-наглядный(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по инструкциям учителя)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный(дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
-репродуктивный ( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
-исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
-индивидуально-фронтальный– чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
-групповой – организация работы в группах
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем
Занятия предполагают теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.
Практическая частьпредполагает использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера.
Список литературы
Холодова О.А. Рабочая тетрадь Юным умникам и умницам. За три месяца до школы. Для детей 5-6 лет.- М.: РОСТ книга, 2011.
Рабочие тетради для раскрашивания, вырезания, наклеивания.