СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Маленькая страна"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для детей с умеренной умственной отсалостью

Просмотр содержимого документа
«КТП Маленькая страна 1 класс»

Календарно-тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности «Маленькая страна»

1 четверть

Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

Итак, мы начинаем…

05.09


Что ждет будущих учеников в школе

Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, конструкторских способностей, рефлексии


2

Итак, мы начинаем…

07.09


Что ждет будущих учеников в школе

Развитие внимания, зрительной памяти, логического мышления, конструкторских способностей, рефлексии


3

Чему учат в школе?

12.09


Зачем нужно учиться

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


4

Чему учат в школе?

14.09


Зачем нужно учиться

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


5

Про звонок и про урок

19.09


Значение школьного звонка и урока

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, мышления, рефлексии


6

Про звонок и про урок

21.09


Значение школьного звонка и урока

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, мышления, рефлексии


7

Семицветная дуга

26.09


Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева «Цветик-семицветик»

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


8

Семицветная дуга

28.09


Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В.Катаева

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


9

Рисуем бусы

03.10


Порядок расположения цветов в Российском флаге

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии


10

Рисуем бусы

05.10


Порядок расположения цветов в Российском флаге

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии


11

Развиваем фонематический слух

10.10


Что такое фонематический слух. Рифма

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии


12

Развиваем фонематический слух

12.10


Что такое фонематический слух. Рифма

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии


13

Поговорим о временах года

17.10


Отличительные особенности четырех времен года

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, рефлексии


14

Поговорим о временах года

19.10


Отличительные особенности четырех времен год

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, рефлексии


15

Осень

24.10


Отличительные особенности осени как времени года

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, рефлексии


16

Осень

26.10


Отличительные особенности осени как времени года

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, рефлексии


17

Зима

31.10


Отличительные особенности зимы как времени года

Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии


18

Зима

01.11


Отличительные особенности зимы как времени года

Развитие внимания, мышления, воображения, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлексии


Уроков по плану – 18, проведено фактически –

2 четверть


Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

Весна

14.11


Отличительные особенности весны как времени года

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии


2

Весна

16.11


Отличительные особенности весны как времени года

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии


3

Лето

21.11


Отличительные особенности лета как времени года

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


4

Лето

23.11


Отличительные особенности лета как времени года

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


5

Слушаем сказку

28.11


Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Русская народная сказка «Лиса и волк»

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, мышления, рефлексии


6

Слушаем сказку

30.11


Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Русская народная сказка «Лиса и волк»

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, мышления, рефлексии


7

Дни недели

05.12


История возникновения названий и порядок следования дней недели

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


8

Дни недели

07.12


История возникновения названий и порядок следования дней недели

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


9

Развиваем мелкую моторику

12.12


Упражнения для укрепления мелкой моторики рук

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии


10

Развиваем мелкую моторику

14.12


Упражнения для укрепления мелкой моторики рук

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии


11

Размеры предмета

19.12


Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии


12

Размеры предмета

21.12


Сравнение предметов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии


13

Геометрические фигуры

26.12


Точка, линия, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Понятие «лево-право», «верх-низ». Виды углов

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, рефлексии


14

Геометрические фигуры

28.12


Точка, линия, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Понятие «лево-право», «верх-низ». Виды углов

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, рефлексии



Уроков по плану – 14, проведено фактически –

3 четверть

Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

И снова сказка

16.01


Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


2

И снова сказка

18.01


Авторская сказка. Популярные герои авторских сказок. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах»

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


3

Еще о геометрических фигурах

23.01


Точка, линия, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Понятие «лево-право», «верх-низ». Предметы, имеющие геометрическую форму

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


4

Еще о геометрических фигурах

25.01


Точка, линия, треугольник, квадрат, прямоугольник, круг. Понятие «лево-право», «верх-низ». Предметы, имеющие геометрическую форму

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


5

Развиваем воображение и фантазию

30.01


Чем отличается воображение от фантазии

Развитие внимания, слуховой памяти, воображения, фантазии, чувства рифмы, речи, рефлексии


6

Развиваем воображение и фантазию

01.02


Чем отличается воображение от фантазии

Развитие внимания, слуховой памяти, воображения, фантазии, чувства рифмы, речи, рефлексии


7

Трудные задания от Василисы Премудрой

06.02


Василиса Премудрая – героиня русских народных сказокВыполнение занимательных заданий

Развитие внимания, логического мышления, чувства рифмы, зрительной памяти, артистических способностей, рефлексии


8

Трудные задания от Василисы Премудрой

08.02


Василиса Премудрая – героиня русских народных сказокВыполнение занимательных заданий

Развитие внимания, логического мышления, чувства рифмы, зрительной памяти, артистических способностей, рефлексии


9

Еще несколько трудных заданий от Василисы Премудрой

20.02


Выполнение занимательных заданий

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, зрительной памяти, ориентации в пространстве, воображения, артистических способностей, рефлексии


10

Еще несколько трудных заданий от Василисы Премудро

22.02


Выполнение занимательных заданий

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, зрительной памяти, ориентации в пространстве, воображения, артистических способностей, рефлексии


11

Развиваем речь

27.02


Антонимы – слова «наоборот»

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии


12

Развиваем речь

01.03


Антонимы – слова «наоборот»

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии


13

Качества характера

06.03


Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


14

Качества характера

08.03


Что такое характер. Положительные и отрицательные черты характера

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


15

Домашние животные

13.03


Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, конструкторских и артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии


16

Домашние животные

15.03


Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, конструкторских и артистических способностей, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии


17

Дикие животные

20.03


Разнообразие диких животных, экзотические животные, сведения о жирафе

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии


18

Дикие животные

22.03


Разнообразие диких животных, экзотические животные, сведения о жирафе

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии


Уроков по плану – 18, проведено фактически –

4 четверть


Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

Еще немного о диких животных

03.04


Сведения о страусе. Семейство кошачьих. Бирманская сказка «Коровы врозь – тигру радость»

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематического слуха, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


2

Еще немного о диких животных

05.04


Сведения о страусе. Семейство кошачьих. Бирманская сказка «Коровы врозь – тигру радость

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематического слуха, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


3

Предмет в пространстве

10.04


Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии


4

Предмет в пространстве

12.04


Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии


5

Снова о предмете в пространстве

17.04


Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии


6

Снова о предмете в пространстве

19.04


Место предметов в пространстве, их взаимное расположение, направление движения

Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, ориентации в пространстве, конструкторских способностей, рефлексии


7

Сказочное ассорти

24.04


Что такое «ассорти», разнообразие сказок и сказочных героев

Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


8

Сказочное ассорти

26.04


Что такое «ассорти», разнообразие сказок и сказочных героев

Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


9

Внешний вид человека

01.05


Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены

Развитие внимания, речи, слуховой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии


10

Внешний вид человека

03.05


Необходимость соблюдения элементарных правил гигиены

Развитие внимания, речи, слуховой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии


11

Эстафета занимательных заданий

08.05


Выполнение занимательных заданий

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, воображения, речи, рефлексии


12

Эстафета занимательных заданий

10.05


Выполнение занимательных заданий

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, воображения, речи, рефлексии


13

Трамвайчик «Первоклашка»

15.05


Качества личности, необходимые ученику

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


14

Трамвайчик «Первоклашка»

17.05


Качества личности, необходимые ученику

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


15

Тестируем и тренируем внимание, мышление, память

22.05


Задания на определение объема внимания, мышления, памяти

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


16

Тестируем и тренируем внимание, мышление, память

24.05


Задания на определение объема внимания, мышления, памяти

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


Уроков по плану – 16, проведено фактически –


Просмотр содержимого документа
«КТП Маленькая страна 2 класс»

Календарно-тематическое планирование занятий по программе внеурочной деятельности «Маленькая страна»


1 четверть

Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

Вводное занятие


01.09


Снова в школу

Развитие внимания, памяти, мышления, речи


2

Школа

06.09


Наш учитель, учебные предметы, школьные принадлежности

Развитие внимания, памяти, мышления


3

Школа

08.09


Наша школа, класс, одноклассники

Развитие внимания, ориентации в пространстве, рефлексии


4

Осень.

13.09


Отличительные особенности ранней осени как времени года

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления


5

Сад

15.09


Садовые деревья – яблоня, груша

Развитие внимания, памяти, мышления


6

Огород

20.09


Растения огорода – морковь, картофель, свекла

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения


7

Фрукты, ягода, овощи

22.09


Отличительные особенности фруктов, овощей и ягод

Развитие мышления, речи, мелкой моторики


8

Осенняя ярмарка

27.09


Разнообразие плодов сада и огорода

Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой моторики


9

Одежда


29.09


Одежда для мальчиков и девочек

Развитие внимания, памяти, мышления, рефлексии


10

Обувь

04.10


Обувь для разных времен года

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии, рефлексии


11

Головные уборы

06.10


Головные уборы для разных времен года

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления


12

Осень.

11.10


Отличительные особенности поздней осени как времени года

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, ориентации в пространстве, речи


13

Лиственные деревья

13.10


Разнообразие лиственных деревьев ближайшего окружения – береза, тополь, рябина

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве


14

Хвойные деревья

18.10


Основные представители хвойных деревьев – ель, сосна

Развитие внимания, памяти, мышления


15

Лиственные и хвойные деревья

20.10


Отличительные особенности лиственных деревьев от хвойных

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, мелкой моторики


16

Грибы

25.10


Разнообразие грибов – съедобные и несъедобные

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления


17

Домашние животные

27.10


Разнообразие домашних животных

Развитие внимания, памяти, мышления, воображения


18

Домашние животные

01.11


Роль домашних животных в жизни человека

Развитие внимания, памяти, мышления, мелкой мотрики


Уроков по плану – 18, проведено фактически –

2 четверть


Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

Домашние животные и их детеныши

10.11


Животные, живущие рядом с человеком

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, рефлексии


2

Дикие животные

15.11


Разнообразие диких животных

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, фантазии, речи


3

Дикие животные

17.11


Роль диких животных в природе

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


4

Дикие животные и их детеныши

22.11


Животные леса и их детеныши

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, ориентации в пространстве, воображения, моторики


5

Домашние и дикие животные

24.11


Отличие домашних животных от диких

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, мышления, рефлексии


6

Животные и их детеныши

29.11


Роль животных в жизни человека

Развитие внимания, зрительной и смысловой памяти, мышления, рефлексии


7

Зима

01.12


Отличительные особенности зимы как времени года

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии, речи


8

Зимние забавы

06.12


Игры в зимний период


Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


9

Птицы

08.12


Разнообразие птиц города

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии


10

Птицы

13.12


Роль птиц в природе

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, речи, рефлексии


11

Рыбы

15.12


Разнообразие рыб в водоемах

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, мелкой моторики


12

Рыбы

20.12


Роль рыб в природе

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии


13

Новогоднее путешествие

22.12


Что такое Новый год

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, рефлексии


14

Новогоднее путешествие

27.12


Поздравительная новогодняя открытка

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, речи, рефлексии



Уроков по плану – 14, проведено фактически –








3 четверть

Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

Дом



Наш дом, обстановка квартиры

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


2

Семья



Моя семья, члены семьи

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


3

Дом, семья



Домашние обязанности школьника

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


4

Мебель



Многообразием мебели в квартире

Развитие внимания, мышления, зрительной памяти, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


5

Посуда



Разнообразие посуды: чайная, столовая, для приготовления пищи

Развитие внимания, слуховой памяти, воображения, фантазии, чувства рифмы, речи, рефлексии


6

Наш город



Наш город – Челябинск

Развитие внимания, слуховой памяти, воображения, фантазии, чувства рифмы, речи, рефлексии


7

Моя улица



Улицы города, улица, на которой я живу

Развитие внимания, логического мышления, чувства рифмы, зрительной памяти


8

Транспорт



Транспорт нашего города

Развитие внимания, логического мышления, зрительной памяти


9

Профессии



Разнообразие профессий человека

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, зрительной памяти, ориентации в пространстве, воображения, артистических способностей, рефлексии


10

Профессии



Орудия труда представителей разных профессий

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, зрительной памяти, ориентации в пространстве


11

Военные профессии



Основные военные профессии

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии


12

День защитника Отечества



Поздравительная открытка ко Дню защитника Отечества

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, воображения, речи, рефлексии


13

Мамин праздник



Мамин праздник – знаменательная дата

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


14

Мамин праздник



Поздравительная открытка к празднику 8 марта

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


15

Весна



Отличительные особенности весны как времени года

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии


16

Весна



Отличительные особенности весны как времени года

Развитие внимания, мышления, смысловой памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии


17

Насекомые



Разнообразие насекомых

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии


18

Насекомые



Роль насекомых в природе и в жизни человека

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, чувства рифмы, рефлексии


19

Цветы



Разнообразие комнатных цветов

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, ориентации в пространстве, речи


20

Цветы



Разнообразие садовых цветов

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в пространстве


Уроков по плану – 20, проведено фактически –

4 четверть


Тема занятия

План

Факт

Познавательный аспект

Развивающий аспект

Примечания

1

Транспорт



Разнообразие пассажирского транспорта

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематического слуха, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


2

Правила дорожного движения



Основные правила дорожного движения для пешеходов

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, фонематического слуха, воображения, конструкторских способностей, рефлексии


3

Правила дорожного движения



Основные правила дорожного движения для пешеходов

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, общей моторики


4

Космос.



Основные небесные тела – солнце, луна

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии


5

День космонавтики



12 апреля – День космонавтики

Развитие внимания, логического мышления, ориентации в пространстве, рефлексии


6

День труда



Трудовые дела младших школьников

Развитие внимания, мышления, воображения, фантазии, рефлексии


7

Время



Понятие о времени, дни недели

Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


8

Время



Понятие о времени, часы

Развитие внимания, быстроты реакции, нестандартного мышления, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


9

День Победы



Знаменательная дата – День Победы

Развитие внимания, речи, слуховой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии


10

День Победы



Поздравительная открытка к празднику

Развитие внимания, речи, слуховой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии


11

Скоро лето



Отличительные особенности лета как времени года

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, воображения, речи, рефлексии


12

Скоро лето



Признаки лета

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, воображения, речи, рефлексии


13

Летние игры



Игры, в которые можно играть на улице

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


14

Летние игры



Игры, в которые играем летом

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, речи, расширение словарного запаса, рефлексии


15

В стране знаний



Выполнение развивающих заданий


Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


16

Итоговое занятие «Что мы умеем делать хорошо»



Выполнение развивающих заданий

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии



Уроков по плану – 16, проведено фактически –


Просмотр содержимого документа
«Маленькая страна пояснительная 2б»

Приложение 1

Комитет по делам образования города Челябинска

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Учебно-методический центр г. Челябинск»








ИТОГОАЯ РАБОТА

по курсу

«Организация внеурочной деятельности в образовательной организации в условиях реализации ФГОС общего образования»



«Маленькая страна »

для обучающихся 2б класса

(умеренная умственная отсталость)



Исполнитель:

Халитова Т.М.

учитель

МБОУС(К)ОШ № 57













2017 год

Программа занятий внеурочной деятельности

"Маленькая страна"



Пояснительная записка

Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс

Актуальность выбора определена следующими факторами: программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся с умеренной умственной отсталостью,на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции, логическое мышление.

Образовательная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

В процессе занятии по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные задачи. Данная программа дает возможность закреплять знания и умения, полученные детьми на уроках, проводимых по учебному плану. Спецификой программы является то, что ребенок познает окружающий мир через развитие познавательных способностей.

Программа «Маленькая страна» была разработана на основе учебно – методического пособия «За три месяца до школы» О. Холодова

Цель и задачи программы

Цель программы:развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Задачи программы:

-развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

-развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

-развитие языковой культуры и формирование речевых умений;

-развитие познавательной активности;

-формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

-формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков.

Отличительные особенности программы

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся с умеренной умственной отсталостью. с учащихся с умеренной умственной отсталостьюслабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции, логическое мышление.

Материал каждого занятия рассчитан на 40 минут. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы и т.д., что привлекательно для школьников с умеренной умственной отсталостью.

В курсе используются задания разной сложности, поэтому сла­бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задания, кото­рые они могут решать успешно).

Ребенок на этих заняти­ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.

В системе занятий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задания по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления.

В программе создана сис­тема учебных заданий, направленных на развитие позна­вательных процессов у детей с целью усиления их психологического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В уроки включены специально подобранные задания, направленные на развитие познавательных про­цессов у детей, что приемлемо использовать для школьников с умеренной умственной отсталостью. Задания переработаны с учетом возрастных особенностей и воз­можностей детей.

В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания ус­ловно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;

  • задания на развитие памяти;

  • задания на совершенствование воображения;

  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це­лый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас­пределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формирова­нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен­но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре­шая двух – трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В занятия включены упражнения на развитие и совер­шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе­циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз­личные учебные термины. Вместе с тем у детей уве­личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива­ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады­вается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;

  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;

  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;

  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв­ления замаскированного рисунка;

  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных.

Задания, развивающие мышление

Приоритетным направлением обучения в СКОУ VIII вида является развитие мышления. С этой целью на занятиях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит­мическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

Модель занятия такова:«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличиваетсяобъем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

Используемые на этом этапе занятия задания способствуют развитию этих необходимых качеств. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА(15 минут)

На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози­ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто­ряются;

3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа

Программа рассчитана на работу с детьми 7 – 10 лет. Срок реализации второй год. Частота встреч: 2 раза в неделю.

Занятия по программе «Маленькая страна» относятся к внеурочной деятельности и проводится после уроков, в количестве 68 часов в год.

Планируемые результаты

  1. владение простейшими навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия

  2. формирование элементарных эстетических потребностей, ценностей и чувств

  3. формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни.

  4. совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  5. описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  6. выделять существенные признаки предметов;

  7. сравнивать между собой предметы, явления;

  8. обобщать, делать несложные выводы;

  9. классифицировать явления, предметы;

  10. определять последовательность событий;

  11. судить о противоположных явлениях;

  12. давать определения тем или иным понятиям;

  13. определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  14. выявлять функциональные отношения между понятиями;

  15. выявлять закономерности и проводить аналогии.

  16. определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  17. в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

  18. слушать и понимать речь других;

  19. пересказывать текст;


Уровень результатов работы по программе:


первый уровень - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни

Ребенок учится чувствовать себя свободно, раскованно, стремится к знаниям и красоте, чувствовать потребность прилагать собственные усилия, для формирования целостного взгляда на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

второй уровень - второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом

Раскрываются скрытые внутренние силы ребенка, то, что заложено в нем природой. Открытие своих глубинных потенциалов. Развивается художественный, эстетиче­ский вкус ребенка, его учат видеть красоту мира и природы и.

третий уровень - приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия

Учащийся владеет и проявляет общепринятые нормы культуры общения, в том числе уважение к окружающим.

Учащийся владеет начальными практическими навыками и умениями, которые позволяют ему быть социально защищенным в обществе, применять свои знания в течение всей своей жизни.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит в ходе наблюдения за учащимися при выполнении различных заданий.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

-степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

-поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

-результаты выполнения тестовых заданий при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;


В основе построения курса лежит принцип разнообразия заданий. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия.

Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти.

Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания.

Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления.

Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи.

Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Формирование умения давать несложные определения понятиям.


Учебно–тематическое планирование 2 год обучения

                                            Темы

      Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

1

1

-

2

Осень. Зима, зимние забавы. Весна. Скоро лето

8

4

4

3

Осенняя ярмарка. Сад, огород: фрукты, ягоды, овощи.

4

2

2

4

Одежда, обувь, головные уборы.

3

1

2

5

Лиственные деревья. Хвойные деревья. Грибы.

4

2

2

6

Домашние и дикие животные и их детеныши.

8

4

4

7

Птицы

2

1

1

8

Рыбы.

2

1

1

9

Новогоднее путешествие.

2

1

1

10

Дом, семья. Мебель. Посуда

5

2

3

11

Наш город, моя улица. Транспорт. Правила дорожного движения

6

3

3

12

Профессии. День защитника Отечества. Военные профессии.

4

1

3

13

Мамин праздник.

2

1

1

14

Насекомые. Цветы.

4

2

2

15

Время

2

1

1

16

Космос. День космонавтики.

2

1

1

17

Школа.

2

1

1

18

День Труда

1

-

1

19

День Победы

2

1

1

20

Летние игры

2

1

1

21

В стране Знаний.

1

-

1

22

Итоговое занятие «Что мы умеем делать хорошо»

1

-

1


Итого

68

31

37


Содержание

  1. Вводное занятие.

- Какое слово отличается от других?

- Какое слово самое короткое/самое длинное?

- Подскажи словечко

Развитие восприятия

  1. Осень. Зима, зимние забавы. Весна. Скоро лето

- Отгадай загадки

- Подбери парное слово.

- Что общего и чем отличаются друг от друга?

- Когда так говорят?

- Что не так?

Практическая работа:1. - Обводка.- Штриховка.2. - Пальчиковая гимнастика. - Последовательные картинки

3. Осенняя ярмарка. Сад, огород: фрукты, ягоды, овощи.

- Хитрые вопросы

- Умные задачки

- Запомни слова

- Запомни цепочку слов

Практическая работа:1. - Зашумленные картинки

  1. Одежда, обувь, головные уборы.

Зрительно-моторная координация. Запомни слова. Запомни цепочку слов

  1. Лиственные деревья. Хвойные деревья и грибы. Хвойные деревья.

Загадки о грибах области. Когда так говорят? Хитрые вопросы.

Практическая работа:1.Что лишнее? Дифференциация предметных картинок по заданным признакам

  1. Домашние и дикие животные и их детеныши.

Подбери признак/действие. Закончи предложение.

Практическая работа:1.Систематизация по признаку. Последовательные картинки

  1. Птицы

Запомни слова. Запомни цепочку слов

  1. Рыбы.

Рыбы водоемов нашей местности

  1. Новогоднее путешествие.

Развития мышления. Что такое Новый год?

  1. Дом, семья. Мебель. Посуда

Виды домой. Что такое семья?

Практическая работа:1.Обводка.Штриховка.(Мебель.Посуда)

  1. Наш город, моя улица. Транспорт. Правила дорожного движения

Наш город – Челябинск.

Практическая работа:1.Дифференциация предметных картинок по заданным признакам

  1. Профессии. День защитника Отечества. Военные профессии.

Знакомство с разными профессиями.

Практическая работа:1. Изготовление открытки для пап

  1. Мамин праздник.

Знакомство с знаменательной датой

  1. Насекомые. Цветы.

Знакомство с насекомыми и цветами.

Практическая работа:1.Отгадай загадки.Узнай по признаку. Назови части целого. Назови ласково

  1. Время

Знакомство с понятием: время

  1. Космос. День космонавтики.

12 апреля – день космонавтики.

  1. Школа.

Наша школа.

  1. День Труда

История праздника

  1. День Победы

Просмотр презентации про День Победы

  1. Летние игры

Практическая работа: 1. Играем в летние игры

  1. В стране Знаний.

Просмотр презентации: «Сказочное путешествие в страну Знаний»

  1. Итоговое занятие «Что мы умеем делать хорошо»

Практическая работа: 1.Что изменилось? Нахождение предмета с предыдущей страницы.Копирование по точкам/клеткам.

Методическое обеспечение программы

Все материалы для работы предоставляются родителями детей.

Формы и методы обучения:
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
-словесный (беседа, рассказ, лекция и т.д.)
-наглядный(показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) учителем, работа по образцу и др.)
-практический (выполнение работ по инструкциям учителя)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный(дети воспринимают и усваивают готовую информацию)
-репродуктивный ( учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности)
-исследовательский (самостоятельная творческая работа учащихся)
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
-индивидуально-фронтальный– чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
-групповой – организация работы в группах
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем

Занятия предполагают теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала. Для оказания помощи детям в создании ярких образов рекомендуется проводить эмоциональную беседу, задавать вопросы, которые способствуют активизации мышления, творческого воображения.

Практическая частьпредполагает использование дидактических, развивающих и познавательных игр; игр на развитие внимания, памяти, глазомера.

Список литературы

  1. Холодова О.А. Рабочая тетрадь Юным умникам и умницам. За три месяца до школы. Для детей 5-6 лет.- М.: РОСТ книга, 2011.

  2. Рабочие тетради для раскрашивания, вырезания, наклеивания.





© 2019, 387 1