Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Учусь учиться » разработана на основе:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373);
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России;
Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов
Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;
Учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры,
упражнения» Языкановой Е.В.
Курс программы является интегрированным. Он объединяет в себе математику, информатику, русский язык, окружающий мир.
Программа «Учусь учиться » обращена к актуальной проблеме психологического
стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся
начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение
читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять
главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и
сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного
обучения.
Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по
развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения
мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится
определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения
педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся
учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в
средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в
решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих
полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых
познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума,
творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Логическое
мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение
нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов
развития мышления. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных
актуальных проблем современной начальной школы.
Цель и задачи программы
Цель: диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших
школьников.
Задачи программы:
обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения,
выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их
способностей;
развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой
памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение
копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным
указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции;
воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению;
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим
качествам;
- формирование умения работать в группе.
Курс развивающих занятий нацелен на интеллектуально-личностно-деятельностное развитие
младших школьников.
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных
форм проведения занятий. Основу программы составляют развивающие упражнения:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации,
умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
Результатами внеурочной деятельноти «Учусь учиться» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Учащиеся должны знать / уметь:
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей
рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся
проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по
количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как
индивидуальных, так и в целом классного коллектива. е данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
1. Метапредметные результаты
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный
образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей
рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Личностные результаты:
-чувство гордости за свою родину, российский народ
- целостное восприятие окружающего мира
-развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Предметные результаты
-использование приобретенных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и качественных отношений
-овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения наглядного представления данных.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся
проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по
количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как
индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Начальная диагностика. Тестирование. | | |
2 | Учимся решать, стараясь рассуждать | | |
3 | Учимся решать, стараясь рассуждать | | |
4 | Учимся решать, стараясь рассуждать | | |
5 | Поиск закономерностей | | |
6 | Поиск закономерностей | | |
7 | Поиск закономерностей | | |
8 | Разминка | | |
9 | Разминка | | |
10 | Упражнения на развитие внимания. Нарисуй такую же фигуру. Найди общее | | |
11 | Задания со спичками. | | |
12 | Задания со спичками. | | |
13 | « Слово рассыпалось». « Найди общее название». | | |
14 | «Шифровальщик» | | |
15 | Раздели слова на группы. Найди пару. | | |
16 | Тренировка внимания. | | |
17 | Тренировка внимания. Допиши определения. | | |
18 | Упражнения на развитие слуховой памяти. | | |
19 | Упражнения на развитие слуховой памяти. | | |
20 | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. | | |
21 | Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями. | | |
22 | Развитие внимания, ассоциативной памяти. | | |
23 | Развитие внимания, ассоциативной памяти. | | |
24 | Развитие слуховой памяти. | | |
25 | Развитие быстроты реакции. | | |
26 | Нестандартные задачи | | |
27 | Нестандартные задачи | | |
28 | Нестандартные задачи | | |
29 | Нестандартные задачи | | |
30 | Ребусы. | | |
31 | Ребусы. | | |
32 | Ребусы. | | |
33 | Учимся решать, стараясь рассуждать. | | |
34 | Учимся решать, стараясь рассуждать. | | |
35 | Учимся решать, стараясь рассуждать. | | |
36 | Мозговая гимнастика | | |
37 | Крылатые выражения. Анаграммы. Найди общее название. | | |
38 | Нарисуй такую же фигуру .Восстанови слова. | | |
39 | Развитие логики. | | |
40 | Собери слова « Слова рассыпались». Найди новое слово. | | |
41 | Классификация слов и предметов. Допиши пословицу. Раздели слова на группы. | | |
42 | Классификация слов и предметов. Допиши пословицу. Раздели слова на группы. | | |
43 | Развитие пространственного воображения. | | |
44 | Развитие пространственного воображения. | | |
45 | Мозговая гимнастика | | |
46 | Мозговая гимнастика | | |
47 | Совершенствование воображения. | | |
48 | Совершенствование воображения. | | |
49 | Деление слов на группы . «Нарисуй такую же фигуру». | | |
50 | Задания на развитие логического мышления. | | |
51 | Развиваем логику. | | |
52 | Поиск закономерностей. | | |
53 | Учимся решать, стараясь рассуждать. | | |
54 | Задания на развитие вербально- понятийного мышления. « Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд», « Допиши определение» | | |
55 | Задания на развитие вербально- понятийного мышления. « Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд», « Допиши определение» | | |
56 | Задания на развитие вербально- понятийного мышления. « Вставь по аналогии», «Продолжи числовой ряд», « Допиши определение» | | |
57 | Развитие быстроты реакции | | |
58 | Совершенствование воображения. | | |
59 | Совершенствование воображения. | | |
60 | Развитие пространственного воображения. | | |
61 | Развитие пространственного воображения. | | |
62 | Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. « Раздели слова на группы» | | |
63 | Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. «Нарисуй такую же фигуру» | | |
64 | Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти. « Шифровальщик» | | |
65 | Тренируем память. | | |
66 | Решаем, рассуждаем, составляем. | | |
67 | Решаем, рассуждаем, составляем. | | |
68 | Диагностика. Тестирование. | | |