СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный турист»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный турист"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный турист»»


Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности «Юный турист»

8 – 9 классы (ФГОС), 2019г.


Программа внеурочной деятельности «Юный турист» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897). Программа рассчитана на два года (69 часов) и предназначена для учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы.

Занятия проводятся в школьном спортзале или на местности (на специально оборудованном туристском полигоне).

Педагоги, проводящие занятия с детьми, выбирают конк­ретные упражнения и приёмы обучения исходя из своего пе­дагогического опыта, особенностей физического развития и уровня практической подготовки детей, пришедших на занятия.

Подведение итогов занятий проводится в форме спортив­ных игр и состязаний по нормативам Всероссийской спор­тивной квалификации.

Желающие, успешно освоившие «Юный турист», могут выполнить нормативы соответствующих спортивных разрядов.

Работа по программе «Юный турист» предполага­ет проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на местности и в спортивном зале

.

Цель программы: социальная адаптация подростков через занятия туризмом

Для достижения цели программы поставлены следующие задачи:

1.Познавательно-обучающая:

  • обучить основам туристского быта, элементам туристской техники, топографии и ориентирования

2.Оздоровительная:

  • создать условия для физического развития организма подростка, закаливания

  • пропагандировать здоровый образ жизни

3.Воспитательная:

  • воспитать чувства уверенности в себе, товарищеской взаимопомощи и др.

4.Социально-адаптивная:

  • развить такие личностные качества, как сознание своей индивидуальности, уникальности, адекватной самооценки

  • развить такие моральные качества, как ответственность за свои поступки и решения, помощь младшим и менее опытным, право на помощь старших

создать условия для эффективного физического и психического развития
























ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

г. НОЯБРЬСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБОУ СОШ № 6)



«Рассмотрено»

на заседании методического объединения по внеурочной деятельности

Протокол № 4

от «31» мая 2018 года

Руководитель методического объединения: ____________

/В.А. Волкова/

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР____________

/О.В.Мосиевских/

от «31» августа 2018 года


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ № 6

_______________________

/Ю.Г.Садовская/

от «31» августа 2018 года

Приказ от 31 августа 2018 г

№ 460-од.








Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Юный турист»

для 8 - 9 классов


8 класс: 1 час в неделю (всего 35 часов)

9 класс: 1 час в неделю (всего 34 часа)







Автор-составитель:

учитель МБОУ СОШ №6

Заикин Анатолий Алексеевич












2017-2018 уч.г.



Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по физической культуре (Примерные программы основного общего образования. Физическая культура. – М.: Просвещение, 2012. – Стандарты второго поколения) с учетом авторской программы под редакцией В.И. Ляха, А.А. Зданевича. Рабочие программы. Физическая культура 1–11 классы.

Предлагаемая программа предназначена для оздорови­тельной работы с детьми, проявляющими интерес к физичес­кой культуре и спорту. Программа «Юный турист»предназначена для детей, которые стремятся освоить мастерство в спортивном туризме (туристское многоборье).

Занятия проводятся в разновозрастных группах детей (10—15 лет), в школьном спортзале или на местности (на специально оборудованном туристском полигоне).

Педагоги, проводящие занятия с детьми, выбирают конк­ретные упражнения и приёмы обучения исходя из своего пе­дагогического опыта, особенностей физического развития и уровня практической подготовки детей, пришедших на занятия.

Известно, что результаты занятий в объединениях спор­тивно-оздоровительного профиля зависят не только от физи­ческих особенностей детей, но и от их стремления освоитьприёмы спортивного мастерства, от природных задатков и способностей, от волевых усилий и других индивидуальных особенностей личности.

Подведение итогов занятий проводится в форме спортив­ных игр и состязаний по нормативам Всероссийской спор­тивной квалификации.

Желающие, успешно освоившие Юный турист, могут выполнить нормативы соответствующих спортивных разрядов.

Работа по программе «Юный турист» предполага­ет проведение игр, спортивных конкурсов и состязаний на местности и в спортивном зале

Перечень личного снаряжения юного туриста: рюкзак объёмом 90—100 л; спальный мешок в чехле; туристские бо­тинки или обувь на твёрдой подошве; обувь спортивная (типа шиповок); сапоги резиновые; фляжка ёмкостью 1 — 1,5 л; го­ловной убор; штормовка и брюки (ветрозащитный костюм); спортивный тренировочный костюм; свитер шерстяной; сто­ловые принадлежности (тарелка, кружка, ложка, нож склад­ной);блокнот и ручка; мазь от кровососущих насекомых; фо­нарик с комплектом батареек; спасательный жилет; страхо­вочная система, сблокированная с четырьмя карабинами (полуавтоматы); гермомешок для личного снаряжения (спич­ки, зажигалка, линза, рыболовные принадлежности и т. п.).

Актуальность программы состоит в создании условий для активного включения обучающихся в формировании у них морально-нравственных, духовных, патриотических качеств и развитие чувства любви к Родине, физическое совершенствование детей и подростков.

Педагогическая целесообразность программы заключается в выборе форм и методов работы с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования. Здесь закладываются основы знаний, умений, навыков социализации, активной гражданской и социально значимой деятельности.

Цель программы:социальная адаптация подростков через занятия туризмом

Для достижения цели программы поставлены следующие задачи:

1.Познавательно-обучающая:

  • обучить основам туристского быта, элементам туристской техники, топографии и ориентирования

2.Оздоровительная:

  • создать условия для физического развития организма подростка, закаливания

  • пропагандировать здоровый образ жизни

3.Воспитательная:

  • воспитать чувства уверенности в себе, товарищеской взаимопомощи и др.

4.Социально-адаптивная:

  • развить такие личностные качества, как сознание своей индивидуальности, уникальности, адекватной самооценки

  • развить такие моральные качества, как ответственность за свои поступки и решения, помощь младшим и менее опытным, право на помощь старших

  • создать условия для эффективного физического и психического развития


Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета


«Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые долж­ны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, пред­назначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минималь­ное содержание образования, которое в обязательном поряд­ке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предме­ту «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — част­ное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способнос­тей учащихся, проявляющихся в активном применении зна­ний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках обра­зовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных об­ластях культуры.

В области познавательной культуры:

  • понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности челове­ка, сознания и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

  • понимание здоровья как важнейшего условия самораз­вития и самореализации человека, расширяющего сво­боду выбора профессиональной деятельности и обес­печивающего долгую сохранность творческой актив­ности;

  • понимание физическои культуры как средства органи­зации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

В области нравственной культуры:

  • бережное отношение к собственному здоровью и здо­ровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные воз­можности и нарушения в состоянии здоровья;

  • уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

  • ответственное отношение к порученному делу, проявле­ние осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результа­ты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

  • добросовестное выполнение учебных заданий, осознан­ное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполне­ния заданий;

  • рациональное планирование учебной деятельности, уме­ние организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

  • поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использова­ние занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

  • восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетически­ми канонами, формирование физической красоты с по­зиций укрепления и сохранения здоровья;

  • понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекатель­ностью;

  • восприятие спортивного соревнования как культурно- массового зрелищного мероприятия, проявление адек­ватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

  • владение культурой речи, ведение диалога в доброжела­тельной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

  • владение умением вести дискуссию, обсуждать содержа­ние и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений; и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

В области физической культуры:

  • владение способами организации и проведения разно­образных форм занятий физической культурой, их пла­нирования и содержательного наполнения;

  • владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оз­доровительной физической культуры, активное их ис­пользование в самостоятельно организуемой спортивно- оздоровительной и физкультурно-оздоровительной дея­тельности;

  • владение способами наблюдения за показателями инди­видуального здоровья, физического развития и физи­ческой подготовленности, использование этих показате­лей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобрета­ется и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях твор­чески их применять при решении практических задач, свя­занных с организацией и проведением самостоятельных заня­тий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

  • знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

  • знание основных направлений развития физической куль­туры в обществе, их целей, задач и форм организации;

  • знания о здоровом образе жизни, его связи с укрепле­нием здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здо­рового образа жизни.

В области нравственной культуры:

  • способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культу­рой, доброжелательное и уважительное отношение к за­нимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

  • умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

  • способность проявлять дисциплинированность и уважи­тельное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила иг­ры и соревнований.

В области трудовой культуры:

  • способность преодолевать трудности, выполнять учеб­ные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспе­чивать безопасность мест занятий, спортивного инвен­таря и оборудования, спортивной одежды;

  • способность самостоятельно организовывать и прово­дить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зави­симости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

  • способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физичес­ких упражнений и режимы физической нагрузки в за­висимости от индивидуальных особенностей физичес­кого развития;

  • способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать уп­ражнения координационной, ритмической и пластичес­кой направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физичес­кой подготовленности;

  • способность вести наблюдения за динамикой показате­лей физического развития и осанки, объективно оцени­вать их, соотнося с общепринятыми нормами и пред­ставлениями.

В области коммуникативной культуры:

  • способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятий­ным аппаратом;

  • способность формулировать цели и задачи занятий фи­зическими упражнениями, аргументированно вести диа­лог по основам их организации и проведения;

  • способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

  • В области физической физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гим­настики и физической подготовки; способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направлен­ностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных осо­бенностей организма;

  • способность проводить самостоятельные занятия по ос­воению новых двигательных действий и развитию ос­новных физических качеств, контролировать и анализи­ровать эффективность этих занятий.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются прежде всего в по­ложительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных об­ластях культуры.

В области познавательной культуры:

  • владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

  • владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

  • владение знаниями по основам организации и проведе­ния занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержа­ния занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

  • способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной де­ятельности;

  • способность активно включаться в совместные физкуль­турно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

  • владение умением предупреждать конфликтные ситуа­ции во время совместных занятий физической культу­рой и спортом, разрешать спорные проблемы на осно­ве уважительного и доброжелательного отношения к ок­ружающим.

В области трудовой культуры:

  • умение планировать режим дня, обеспечивать опти­мальное сочетание нагрузки и отдыха;

  • умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

  • умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

  • красивая (правильная) осанка, умение ее длительно со­хранять при разнообразных формах движения и пере­движений;

  • хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

  • культура движения, умение передвигаться красиво, лег­ко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

  • владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных сис­тем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физи­ческой культурой;

  • владение умением достаточно полно и точно формули­ровать цель и задачи совместных с другими детьми за­нятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оз­доровительной деятельностью, излагать их содержание;

  • владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы по­ведения и взаимодействия с партнерами во время учеб­ной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

  • владение навыками выполнения жизненно важных дви­гательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

  • владение навыками выполнения разнообразных физи­ческих упражнений различной функциональной направ­ленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

умение максимально проявлять физические способнос­ти (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.


Содержание

  1. История становления, развития спортивного туриз­ма. Основные понятия, термины в спортивном туризме

История становления и развития различных видов спор­тивного туризма (туристского многоборья) в России. Основ­ные понятия и термины в спортивном туризме (туристском многоборье). Становление и развитие государственно-общест­венной системы детского туризма. Опыт успешной деятель­ности туристских объединений (команд) обучающихся.

Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет с опытом развития детского туризма в России, с сайтами федераций спортивного туризма.

  1. Нормативно-правовое обеспечение различных видов спортивного туризма

Федерация спортивного туризма и спортивного ориенти­рования и развитие массового туристского движения молодёжи. Правила соревнований по туристскому многоборью. Разряд­ные (спортивно-технические квалификационные) требования по спортивному туризму (туристскому многоборью). Права и обязанности судей туристских соревнований. Права и обязан­ности участников (спортсменов), капитанов команд. Система проведения соревнований школьников по спортивному туриз­му (туристскому многоборью). Положения о туристских сорев­нованиях, слётах. Условия проведения соревнований. Техни­ческая информация о дистанциях.

Практическая работа: ознакомление с правилами соревнований по туристскому многоборью; ознакомление с условиями проведения туристского слёта учащихся.

  1. Физико-технические основы топографии и ориен­тирования на местности

Особенности изображения рельефа местности на геогра­фических картах и на спортивных картах. Условные обозна­чения различных географических объектов на спортивных картах. Особенности работы с компасом при ориентировании на местности. Определение расстояний и азимутов на местнос­ти. Особенности ориентирования и преодоления (пробегания) различных видов местности (горы, речные поймы, болота, лесные завалы и т. п.).

Практическая работа: освоение опыта движения по компасу на пересечённой местности; соревнования по туристс­кому ориентированию на местности (маркированная трасса).

  1. Правила выполнения расчётов оптимальных вариан­тов преодоления препятствий и дистанций на соревнова­ниях

Планирование работы команды на различных этапах ту­ристских слётов. Взаимодействие членов туристской команды при преодолении естественных или искусственных препят­ствий на дистанции во время соревнований. Определение времени (оптимальное время, контрольное время, нормальное время), необходимого для преодоления различных техничес­ких этапов. Обязанности капитана, штурмана и хронометриста на дистанции во время соревнований при контроле за време­нем прохождения дистанции (преодоление технического этапа).

Практическая работа: выполнение расчётов преодоле­ния естественных или искусственных препятствий на дистан­ции во время соревнований; определение времени, которое необходимо для преодоления различных технических этапов (при использовании различных тактико-технических приёмов).

  1. Психологическая, морально-нравственная и физи­ческая подготовка юных туристов-многоборцев

Понятие о психологических тренингах, о диагностике и самоконтроле психического и физического состояния туриста- спортсмена. Составление психолого-педагогического портрета (черты характера, способности, предрасположенность, таланты и психологическая совместимость). Принципы взаимопо­мощи в команде. Психологический настрой и физическая выносливость туриста-многоборца. Сущность закаливания, его значение для повышения сопротивляемости организма к заболеваниям и повышение работоспособности. Спортивные травмы и их предупреждение. Лечебные и профилактические свойства витаминов, продуктов питания (ягод и фруктов, мёда, чеснока, лука и пр.). Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятия «спортивная форма», «утомление», «перетренировка». Дневник самоконтроля туриста-спортсмена.

Практическая работа: тренинги и тренировки; диа­гностика и самоконтроль психологического и физического состояния; выполнение комплекса упражнений утренней гим­настики; ведение дневника наблюдений за выполнением режима дня туриста-спортсмена.

  1. Организация питания, тренировочный режим и режим отдыха туристов-многоборцев

Понятие о правильном и здоровом питании туриста- спортсмена, о калорийности различных продуктов питания, о режиме дня и о здоровом образе жизни. Утренняя физичес­кая зарядка. Разминка перед стартами во время туристских соревнований.

Практическая работа: решение задач по расчёту коли­чества различных продуктов питания исходя из их калорий­ности, веса и цены; составление меню на двух-трёхдневные полевые тренировочные сборы; приготовление пищи на кост­ре; чистка и мытьё котлов, личной посуды.

  1. Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях

Законы РФ об охране окружающей среды. Понятия «эко­логическая обстановка», «экологическое загрязнение», «эко­логически чистый маршрут, источник, продукт». Туризм и ох­рана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака. Самообслуживание в спортивном туризме. Комфорт в туризме и его самостоятельное создание туристами-спортсменами на туристских слётах и соревнованиях при размещении в полевых условиях. Организация отдыха туристов-спортсменов, их культурных развлечений на туристских слётах. Обо­рудование и благоустройство туристского костра. Оборудова­ние места отдыха, приёма пищи.

Соблюдение правил охраны природы при организации и проведении соревнований. Обеспечение личной гигиены и техники безопасности туриста-спортсмена. Система должностно-ролевого самоуправления в команде туристов-спортсменов на туристском слёте; командир, штурман, повар, санитар, завхоз, журналист и др.

Практическая работа: тренинги по освоению опыта спортивного мастерства различных видов туристско-бытовых навыков; соблюдение экологических норм и правил охраны природы при участии в туристских соревнованиях и на тре­нировках на местности.

  1. Техника безопасности в спортивном туризме

Основные правила безопасности при проведении сорев­нований по ориентированию на местности и туристскому многоборью. Соблюдение требований безопасности при вы­полнении различных видов физических упражнений. Требо­вания безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения. Требования безопасности при тренировках и занятиях на местности.

Значение физической и тактической подготовки для пре­дупреждения безопасности. Утомление, усталость, беспеч­ность, самоуверенность, пренебрежение и другие факторы, являющиеся причинами нарушения правил безопасности, травматизма. Понятия «аварийная ситуация», «радиофициро­ванный КП (этап)». Алгоритм действий спортсмена-туриста в аварийной ситуации. Определение направления выхода к бли­жайшему КП (техническому этапу), выход на финиш при травмировании участника.

Практическая работа: ознакомление с правилами со­блюдения безопасности при движении по дистанции во время соревнований, на технических этапах, на этапах ориентиро­вания, при работе на склонах, в опасных местах.


Зачетные требования (ожидаемые результаты)

Общая физическая подготовка



Виды упражнений

Возраст




13 лет

14 лет

1

Бег 30 метров

4.9

4.7

2

Прыжки в длину

350

365

3

Прыжки в высоту

115

120

4

Метание теннисного мяча

42

45

5

Метание гранаты 700 гр.

-

-

6

Кросс без учета времени

1500

2000

7

Подтягивание

8

10


Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительнойлитературы


Алексеев А. А. Горообразование и горный рельеф: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2005.

Алексеев А. А. Питание в туристском походе: Пособие для инструкторов и преподавателей туризма в школе. — М., 2006.

Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

Васнев В.А.Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Добарина И. А., Жигарев О. Л. Основы школьного туризма: Методическое пособие для учителей и студентов. — Новосибирск: Издательство Новосибирского государственного педагогического университета, 1998.

Карманная энциклопедия туриста /Автор-составитель Шабанов А. М. — М.: Вече, 2004.

Лях В.И. Физическая культура: Учеб.для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.

Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб.для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ.ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.

Талм Е. И. Энциклопедия туриста. — М.: «Большая российская энциклопедия», 1993.

Шаповал Г. Ф. История туризма: Пособие. — Минск: Экоперспектива, 1999.