
1. Пояснительная записка
В современном мире количество информации удваивается каждые 10-15лет, в связи с этим возникла необходимость построить систему образования так, чтобы ребёнок умел «выживать» в постоянно меняющемся мире с огромным потоком информации. Экологическая культура является стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Экологическое образование сегодня – это основа новой нравственности, нового мировоззрения, интенсивного комплексного совершенствования всех его аспектов и направлений, это опора для решения многочисленных вопросов практической жизни людей в условиях устойчивого развития общества. Формирование экологического поведения – это залог выживания человека на нашей планете.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения предусматривает общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, которое базируется на деятельностном подходе.
2. Общая характеристика учебного предмета
Цель: формировать экологическое поведение, через познавательную активность и самостоятельную творческую деятельность.
Задачи: Образовательные:
Формировать представление о целостности органического мира.
сформировать знания о единстве человека-природы-общества.
познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой природы.
Формировать исследовательские навыки.
Формировать знания и умения, способствующие творческой реализации обучающихся.
Развивающие:
Развивать интерес к познанию природы родного края, России.
Развивать познавательную активность, логическое мышление, память, кругозор.
Развивать умение работать в коллективе.
Развивать навыки самообразования. Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к природе и её объектам.
Обогащать эмоциональный мир ребёнка, через непосредственное его общение с миром природы.
Воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе, за состояние окружающей среды и всего живого.
Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Предполагает доступное изложение материала с учётом возрастных особенностей детей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане
программа направлена на развитие личности в рамках деятельностного подхода, которое обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию.
В связи с этим и возникла необходимость создания данной программы по внеурочной деятельности.
Педагогическая целесообразность: заключается в формировании знаний экологического поведения, исторического, культурного и природного наследия родного края, формирование навыков изучения природы через проектную деятельность, реализация идеи развития личности ребенка, его творческих сил и способностей, воспитание потребности в самообразовании.
Программа «Введение в экологию» включает 4е блока, разработана для обучающихся 7-10лет (1-4классов).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
направлена на развитие духовно-нравственного, творческого и исследовательского потенциала обучающихся;
С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей на занятиях использую интерактивные игры, презентации в сочетании с эвристической беседой, викторины, загадки, художественное и декоративно-прикладное творчество, экскурсии в музей, в природу, беседы, конкурсы. Освоение экологического материала проходит в процессе дружеского общения теоретической части занятия, закрепление теоретического материала происходит в процессе самостоятельной практической творческой деятельности: художественное и декоративно-прикладное творчество, сочинения, моделирование, защита проектов. В работе над творческим проектом необходимо, чтобы ребёнок мог логически изложить материал. В методе обучения проектированию важно разъяснить ребенку последовательность действий и операций, связанных с созданием творческого проекта.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты: мотивация к обучению и творчеству, осмысленное отношение к процессу обучения, проявление инициативы, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей. Понимание роли человека во взаимодействии с природой, понимание взаимосвязей в системе природа-человек-общество. Принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе.
Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, приобретение обучающимися экологического опыта, через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых знаний, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.
К метапредметным результатам относятся:
Познавательные УУД - уметь сравнивать, обобщать, доказывать и анализировать. Владеть способами получения информации, методами представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос моделирование, поиск, защита проекта.
Регулятивные УУД- умение организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую. Коммуникативные УУД - умение общаться, рассказывать, описывать, рассуждать – способность в связной форме передать результаты изученного, логически последовательно изложить материал.
На изучение предмета «Экология и малыши» в учебном плане МОУ средней школы № 8 в 1 классе предусмотрено в год – 33 часа (33 учебные недели), в неделю – 1 час.
6. Содержание учебного предмета
Ι «Что такое экология?» 2 часа
ΙΙ «Сезонные изменения в природе. Осень.» 9 часа ΙΙΙ «Сезонные изменения в природе. Зима.» 8 часов
IV «Сезонные изменения в природе. Весна.» 9 часов
V «Подготовка и защита проектов» 5 часов
8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету
Материально-техническую поддержку осуществляет образовательное учреждение, реализующее данную программу.
Кабинет. Мебель.
Технические средства: персональный компьютер -1шт., принтер – 1шт., мультимедийное оборудование – 1шт.
Канцелярские принадлежности: фломастеры – 20 шт., простые карандаши – 20шт., ручки шариковые – 20шт., ластики – 20шт., альбомы-20шт., тетради -20шт., ватманы – 20шт., пластилин – 10шт., цветная бумага – 10шт, цветной картон – 10шт, Клей-карандаш – 20шт.
Информационное обеспечение образовательного процесса (подбирается на основе опыта других педагогов и разрабатывается самим педагогом: беседы, презентации, вопросы, задания, тесты, карточки и пр., а так же разработки занятий, обязательно включает диагностичные цели и задачи).
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности
Дата по плану
Дата по факту
Ι
«Что такое экология?»
2
1.1.
Введение в экологию.
1
Введение понятия «экология»
1.2.
Игра «Цветок жизни»
1
Игра различных ролей в группе
ΙΙ
«Сезонные изменения в природе. Осень.»
9
2.1.
Осень. Особенности времени года.
1
Учатся определять и формулировать видов деятельности на уроке
2.2.
Сезонные изменения в жизни растений. Листопад.
1
Сравнение и анализ природных изменений в природе
2.3.
Грибное царство. Съедобные грибы.
1
Устанавливают соответствие названия и изображения
2.4.
Грибное царство. Ядовитые грибы.
1
Классифицируют съедобные и несъедобные грибы
2.5.
Художественное творчество «Разноцветная осень».
1
Наблюдение и творческая работа
2.6.
Сезонные изменения в природе. Наблюдения.
1
Экскурсия на школьный двор
2.7.
Сезонные изменения в жизни животных. Перелёты птиц осенью.
1
Сравнение и анализ изменений в жизни птиц
2.8.
Сезонные изменения в жизни животных. Смена окраски шерсти млекопитающих.
1
Сравнение и анализ изменений в жизни животных
2.9.
Подготовка животных к зиме.
1
Практическая работа
ΙΙΙ
«Сезонные изменения в природе. Зима.»
8
3.1.
Зима. Особенности времени года.
1
Сравнение и анализ природных изменений в природе
3.2.
Снег - особое состояние воды. Проведение опытов.
1
Проведение опытов
3.3.
Необычные формы снежинок.
1
Практическая работа. Наблюдение и зарисовки.
3.4.
4.1. | Весна. Особенности времени года. | 1 | Сравнение и анализ природных изменений в природе | | |
4.2. | Возвращение перелётных птиц. | 1 | Узнавание перелетных птиц по картинке | | |
4.3. | Пробуждение природы. | 1 | Творческая работа | | |
4.4. | Весенние первоцветы. Проведение опытов. | 1 | Практическая работа. Опыты. | | |
4.5. | Пробуждение животных. | 1 | Сравнение и анализ изменений в жизни животных | | |
4.6. | Экскурсия на пришкольный участок «Звенит весенняя капель». Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | Экскурсия | | |
4.7. | Человек и природа. | 1 | Выступления с докладами | | |
4.8. | Красная книга. | 1 | Создание классной «красной книги» | | |
4.9. | Экскурсия в лес «Лето, здравствуй!» наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | Экскурсия | | |
V | «Подготовка и защита проектов» | 5 | | | |
5.1. | Создаём свой проект о сезонных изменениях в природе, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Организация творческих групп. Распределение обязанностей | | |
5.2. | Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Работа с литературой | | |
5.3. | Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Творческая работа | | |
5.4. | Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Творческая работа | | |
5.5. | Защита проектов в виде стендового доклада. Подведение итогов по программе. | 1 | Защита проекта | | |
| ИТОГО: | 33 | | | |
Зимняя спячка. (медведь, барсук, ёж, белка)
1
Работа с литературой
3.5.
Зимующие птицы (воробьи, синицы, свиристели, снегири и пр.) изготовление простых кормушек.
1
Практическая работа. Изготовление простых кормушек
3.6.
Особенности зимовки растений.
1
Работа в группах
3.7.
Жизнь животных зимнего леса (волк, лиса, заяц, рысь, лось)
1
Сравнение и анализ изменений в жизни животных
3.8.
Экскурсия «Зимняя сказка». Наблюдения за сезонными изменениями в природе.
1
Экскурсия
IV
«Сезонные изменения в природе. Весна.»
9
4.1. | Весна. Особенности времени года. | 1 | Сравнение и анализ природных изменений в природе | | |
4.2. | Возвращение перелётных птиц. | 1 | Узнавание перелетных птиц по картинке | | |
4.3. | Пробуждение природы. | 1 | Творческая работа | | |
4.4. | Весенние первоцветы. Проведение опытов. | 1 | Практическая работа. Опыты. | | |
4.5. | Пробуждение животных. | 1 | Сравнение и анализ изменений в жизни животных | | |
4.6. | Экскурсия на пришкольный участок «Звенит весенняя капель». Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | Экскурсия | | |
4.7. | Человек и природа. | 1 | Выступления с докладами | | |
4.8. | Красная книга. | 1 | Создание классной «красной книги» | | |
4.9. | Экскурсия в лес «Лето, здравствуй!» наблюдения за сезонными изменениями в природе. | 1 | Экскурсия | | |
V | «Подготовка и защита проектов» | 5 | | | |
5.1. | Создаём свой проект о сезонных изменениях в природе, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Организация творческих групп. Распределение обязанностей | | |
5.2. | Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Работа с литературой | | |
5.3. | Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Творческая работа | | |
5.4. | Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса. | 1 | Творческая работа | | |
5.5. | Защита проектов в виде стендового доклада. Подведение итогов по программе. | 1 | Защита проекта | | |
| ИТОГО: | 33 | | | |
Список литературы используемой учителем.
1. Гагарин, А.В. Воспитание природой: из цикла «Страница психолога». / А.В.
Гагарин // Биология в школе. – 2003. - №3
2. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза., Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2013г.
3. Михеева Л.Н. «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Бурменская Г.В. и др. Просвещение 2014г.
5. Начальная школа. Школа после уроков. Вильданова И.Л. и др., Учитель – 2014г. 6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2
изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.
7. Региональные программы по экологии для образовательных учреждений ХМАО – Югры: учеб. Пособ./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др.- Х-М.: Полиграфист, 2005.-248с.
8. Смирнов Д.В. «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011
9. Учусь создавать проект. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., РОСТкнига 2012г. 10. Образовательные ресурсы интернета.
11. http://mosmetod.ru/files/metod/dopolnitelnoe/Методическая_база/Программно-методическое_обеспечение_внеурочной_деятельности.pdf
12. http://programma-fgos.ru/load/polnye_kratkie/rabochie_programmy_s_pourochnym_planirovaniem/7-2-10
13. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/10/13/variant-rabochey-programmy-kursa-moy-kray
6.Список литературы, рекомендуемый для учащихся:
1. Азбука. Звери и птицы России: книга для чтения детям. Шустова И.Б., Дрофа – 2008г.
2. Экологические сказки, Фадеева Г.А., Учитель – 2004г.
3. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Плешаков А.А., Румянцев А.А., Просвещение -2014г
4. Зелёные страницы. Плешаков А.А., Просвещение -2014г. 5. Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2001г. 6. Я познаю мир (растения), Москва – АСТ 2000г.
7. Я познаю мир (животные), Москва – АСТ 2000г. 8. Красная книга Росси.
9. Красная книга Тюменской обл. 10. Красная книг МО.
