СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Малыши и экология" 1 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Малыши и экология" 1 класс»







1. Пояснительная записка



В современном мире количество информации удваивается каждые 10-15лет, в связи с этим возникла необходимость построить систему образования так, чтобы ребёнок умел «выживать» в постоянно меняющемся мире с огромным потоком информации. Экологическая культура является стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом. Экологическое образование сегодня – это основа новой нравственности, нового мировоззрения, интенсивного комплексного совершенствования всех его аспектов и направлений, это опора для решения многочисленных вопросов практической жизни людей в условиях устойчивого развития общества. Формирование экологического поведения – это залог выживания человека на нашей планете.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) второго поколения предусматривает общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, которое базируется на деятельностном подходе.



2. Общая характеристика учебного предмета



Цель: формировать экологическое поведение, через познавательную активность и самостоятельную творческую деятельность.

Задачи: Образовательные:

  • Формировать представление о целостности органического мира.

  • сформировать знания о единстве человека-природы-общества.

  • познакомить с многообразием объектов, процессов и явлений живой природы.

  • Формировать исследовательские навыки.

  • Формировать знания и умения, способствующие творческой реализации обучающихся.

  • Развивающие:

  • Развивать интерес к познанию природы родного края, России.

  • Развивать познавательную активность, логическое мышление, память, кругозор.

  • Развивать умение работать в коллективе.

  • Развивать навыки самообразования. Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе и её объектам.

  • Обогащать эмоциональный мир ребёнка, через непосредственное его общение с миром природы.

  • Воспитывать чувство ответственности за своё поведение в природе, за состояние окружающей среды и всего живого.

Данная программа рассчитана на четыре года обучения. Предполагает доступное изложение материала с учётом возрастных особенностей детей.



3. Описание места учебного предмета в учебном плане



программа направлена на развитие личности в рамках деятельностного подхода, которое обеспечивается формированием универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и

самосовершенствованию.

В связи с этим и возникла необходимость создания данной программы по внеурочной деятельности.

Педагогическая целесообразность: заключается в формировании знаний экологического поведения, исторического, культурного и природного наследия родного края, формирование навыков изучения природы через проектную деятельность, реализация идеи развития личности ребенка, его творческих сил и способностей, воспитание потребности в самообразовании.

Программа «Введение в экологию» включает 4е блока, разработана для обучающихся 7-10лет (1-4классов).



4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

направлена на развитие духовно-нравственного, творческого и исследовательского потенциала обучающихся;

  • учитывает историко-культурную специфику МО;

  • практические занятия связаны с использованием ИКТ;

С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей на занятиях использую интерактивные игры, презентации в сочетании с эвристической беседой, викторины, загадки, художественное и декоративно-прикладное творчество, экскурсии в музей, в природу, беседы, конкурсы. Освоение экологического материала проходит в процессе дружеского общения теоретической части занятия, закрепление теоретического материала происходит в процессе самостоятельной практической творческой деятельности: художественное и декоративно-прикладное творчество, сочинения, моделирование, защита проектов. В работе над творческим проектом необходимо, чтобы ребёнок мог логически изложить материал. В методе обучения проектированию важно разъяснить ребенку последовательность действий и операций, связанных с созданием творческого проекта.







5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

Личностные результаты: мотивация к обучению и творчеству, осмысленное отношение к процессу обучения, проявление инициативы, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, организовывать собственную деятельность, привлекать к сотворчеству родителей. Понимание роли человека во взаимодействии с природой, понимание взаимосвязей в системе природа-человек-общество. Принятие норм нравственного поведения в природе, в обществе.

Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, приобретение обучающимися экологического опыта, через конкретную самостоятельную деятельность, для расширения базовых знаний, использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности.

К метапредметным результатам относятся:

Познавательные УУД - уметь сравнивать, обобщать, доказывать и анализировать. Владеть способами получения информации, методами представления полученной информации: описание, рассуждение, опрос моделирование, поиск, защита проекта.

Регулятивные УУД- умение организовывать, планировать различные виды деятельности: творческую, поисковую, исследовательскую. Коммуникативные УУД - умение общаться, рассказывать, описывать, рассуждать – способность в связной форме передать результаты изученного, логически последовательно изложить материал.

На изучение предмета «Экология и малыши» в учебном плане МОУ средней школы № 8 в 1 классе предусмотрено в год – 33 часа (33 учебные недели), в неделю – 1 час.



6. Содержание учебного предмета

Ι «Что такое экология?» 2 часа

ΙΙ «Сезонные изменения в природе. Осень.» 9 часа ΙΙΙ «Сезонные изменения в природе. Зима.» 8 часов

IV «Сезонные изменения в природе. Весна.» 9 часов

V «Подготовка и защита проектов» 5 часов

8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса по учебному предмету

Материально-техническую поддержку осуществляет образовательное учреждение, реализующее данную программу.

Кабинет. Мебель.

Технические средства: персональный компьютер -1шт., принтер – 1шт., мультимедийное оборудование – 1шт.

Канцелярские принадлежности: фломастеры – 20 шт., простые карандаши – 20шт., ручки шариковые – 20шт., ластики – 20шт., альбомы-20шт., тетради -20шт., ватманы – 20шт., пластилин – 10шт., цветная бумага – 10шт, цветной картон – 10шт, Клей-карандаш – 20шт.

Информационное обеспечение образовательного процесса (подбирается на основе опыта других педагогов и разрабатывается самим педагогом: беседы, презентации, вопросы, задания, тесты, карточки и пр., а так же разработки занятий, обязательно включает диагностичные цели и задачи).









п/п



Тема



Кол-во часов

Виды деятельности



Дата по плану



Дата по факту

Ι

«Что такое экология?»

2







1.1.

Введение в экологию.

1

Введение понятия «экология»





1.2.

Игра «Цветок жизни»

1

Игра различных ролей в группе





ΙΙ

«Сезонные изменения в природе. Осень

9







2.1.

Осень. Особенности времени года.

1

Учатся определять и формулировать видов деятельности на уроке





2.2.

Сезонные изменения в жизни растений. Листопад.

1

Сравнение и анализ природных изменений в природе





2.3.

Грибное царство. Съедобные грибы.

1

Устанавливают соответствие названия и изображения





2.4.

Грибное царство. Ядовитые грибы.

1

Классифицируют съедобные и несъедобные грибы





2.5.

Художественное творчество «Разноцветная осень».

1

Наблюдение и творческая работа





2.6.

Сезонные изменения в природе. Наблюдения.

1

Экскурсия на школьный двор





2.7.

Сезонные изменения в жизни животных. Перелёты птиц осенью.

1

Сравнение и анализ изменений в жизни птиц





2.8.

Сезонные изменения в жизни животных. Смена окраски шерсти млекопитающих.

1

Сравнение и анализ изменений в жизни животных





2.9.

Подготовка животных к зиме.

1

Практическая работа





ΙΙΙ

«Сезонные изменения в природе. Зима.»

8







3.1.

Зима. Особенности времени года.

1

Сравнение и анализ природных изменений в природе





3.2.

Снег - особое состояние воды. Проведение опытов.

1

Проведение опытов





3.3.

Необычные формы снежинок.

1

Практическая работа. Наблюдение и зарисовки.





3.4.

4.1.

Весна. Особенности времени года.

1

Сравнение и анализ природных изменений в природе



4.2.

Возвращение перелётных птиц.

1

Узнавание перелетных птиц по картинке



4.3.

Пробуждение природы.

1

Творческая работа



4.4.

Весенние первоцветы. Проведение опытов.

1

Практическая работа. Опыты.



4.5.

Пробуждение животных.

1

Сравнение и анализ изменений в жизни животных



4.6.

Экскурсия на пришкольный участок «Звенит весенняя капель». Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

Экскурсия



4.7.

Человек и природа.

1

Выступления с докладами



4.8.

Красная книга.

1

Создание классной «красной книги»



4.9.

Экскурсия в лес «Лето, здравствуй!» наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

Экскурсия



V

«Подготовка и защита проектов»

5




5.1.

Создаём свой проект о сезонных изменениях в природе, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Организация творческих групп. Распределение обязанностей



5.2.

Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Работа с литературой



5.3.

Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Творческая работа



5.4.

Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Творческая работа



5.5.

Защита проектов в виде стендового доклада. Подведение итогов по программе.

1

Защита проекта




ИТОГО:

33




Зимняя спячка. (медведь, барсук, ёж, белка)

1

Работа с литературой





3.5.

Зимующие птицы (воробьи, синицы, свиристели, снегири и пр.) изготовление простых кормушек.

1

Практическая работа. Изготовление простых кормушек





3.6.

Особенности зимовки растений.

1

Работа в группах





3.7.

Жизнь животных зимнего леса (волк, лиса, заяц, рысь, лось)

1

Сравнение и анализ изменений в жизни животных





3.8.

Экскурсия «Зимняя сказка». Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

Экскурсия





IV

«Сезонные изменения в природе. Весна.»

9







4.1.

Весна. Особенности времени года.

1

Сравнение и анализ природных изменений в природе



4.2.

Возвращение перелётных птиц.

1

Узнавание перелетных птиц по картинке



4.3.

Пробуждение природы.

1

Творческая работа



4.4.

Весенние первоцветы. Проведение опытов.

1

Практическая работа. Опыты.



4.5.

Пробуждение животных.

1

Сравнение и анализ изменений в жизни животных



4.6.

Экскурсия на пришкольный участок «Звенит весенняя капель». Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

Экскурсия



4.7.

Человек и природа.

1

Выступления с докладами



4.8.

Красная книга.

1

Создание классной «красной книги»



4.9.

Экскурсия в лес «Лето, здравствуй!» наблюдения за сезонными изменениями в природе.

1

Экскурсия



V

«Подготовка и защита проектов»

5




5.1.

Создаём свой проект о сезонных изменениях в природе, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Организация творческих групп. Распределение обязанностей



5.2.

Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Работа с литературой



5.3.

Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Творческая работа



5.4.

Создаём свой проект, используя рисунки и поделки ребят всего класса.

1

Творческая работа



5.5.

Защита проектов в виде стендового доклада. Подведение итогов по программе.

1

Защита проекта




ИТОГО:

33






Список литературы используемой учителем.

1. Гагарин, А.В. Воспитание природой: из цикла «Страница психолога». / А.В.

Гагарин // Биология в школе. – 2003. - №3

2. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза., Малыхина Л.Б. и др., Учитель- 2013г.

3. Михеева Л.Н. «Праздники. Традиции и ремесла народов России». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011.

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Бурменская Г.В. и др. Просвещение 2014г.

5. Начальная школа. Школа после уроков. Вильданова И.Л. и др., Учитель – 2014г. 6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2

изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.

7. Региональные программы по экологии для образовательных учреждений ХМАО – Югры: учеб. Пособ./ Г.Н.Гребенюк, Н.А.Иванова, Е.С.Овечкина и др.- Х-М.: Полиграфист, 2005.-248с.

8. Смирнов Д.В. «Юный турист: изучаю родной край». Издательский центр «Вентана-Граф», 2011

9. Учусь создавать проект. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф., РОСТкнига 2012г. 10. Образовательные ресурсы интернета.

11. http://mosmetod.ru/files/metod/dopolnitelnoe/Методическая_база/Программно-методическоебеспечение_внеурочной_деятельности.pdf

12. http://programma-fgos.ru/load/polnye_kratkie/rabochie_programmy_s_pourochnym_planirovaniem/7-2-10

13. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/regionalnyy-komponent/2014/10/13/variant-rabochey-programmy-kursa-moy-kray



6.Список литературы, рекомендуемый для учащихся:

1. Азбука. Звери и птицы России: книга для чтения детям. Шустова И.Б., Дрофа – 2008г.

2. Экологические сказки, Фадеева Г.А., Учитель – 2004г.

3. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Плешаков А.А., Румянцев А.А., Просвещение -2014г

4. Зелёные страницы. Плешаков А.А., Просвещение -2014г. 5. Край родной. Азбука краеведения, Екатеринбург, 2001г. 6. Я познаю мир (растения), Москва – АСТ 2000г.

7. Я познаю мир (животные), Москва – АСТ 2000г. 8. Красная книга Росси.

9. Красная книга Тюменской обл. 10. Красная книг МО.