
Пояснительная записка
В современном мире возрастает роль и ответственность системы образования в деле подготовки населения в области безопасной жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни. Только через образование можно обеспечить повышение уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и добиться снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства. Формулируя правила безопасного поведения, следует подробно объяснять их детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, осознанное поведение. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей внеурочной деятельности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности.
Рабочая программа кружка «Уроки безопасности» составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ООП школы, на основе авторской программы «Основы безопасной жизнедеятельности» (авторы Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова) для учащихся 1-4 классов образовательных учреждений.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры, правила и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического здоровья и осознанного поведения. Внеурочные занятия призваны способствовать формированию у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, навыкам безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Данная программа включает в себя, как теоретическую – изучение правил безопасного поведения, так и практическую – организация подвижных, сюжетно-ролевых игр.
Основная цель программы:
Овладение обучающимися правилами безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи программы:
- организовать освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- способствовать развитию качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитывать чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
-учить предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, по возможности оказывать первую медицинскую помощь;
- пропагандировать знания, обеспечивающие правильные действия учащихся в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся, а также следующие формы обучения: уроки-беседы, решение ситуативных задач, экскурсии, практические занятия с выходом в общественные места, тематическое спортивное ориентирование, просмотры тематических видеосюжетов, викторины, конкурсы, агитбригады.
В ходе реализации содержания программы обучающиеся должны овладеть правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, использовать приобретенный в школе опыт об основных понятиях здоровья и факторах, влияющих на него в реальной и повседневной жизни.
Место курса в образовательном процессе
На изучение предмета «Уроки безопасности» в учебном плане МОУ средней школы № 8 в 1 классе предусмотрено в год – 33 часа (33 учебные недели), в неделю – 1 час.
Содержание программы
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часа).
Что такое безопасность? Знакомство с возможными опасностями и возможностями их предвидеть. Что такое чрезвычайная ситуация? Возможные способы выхода из чрезвычайной ситуации. Железная дорога – зона повышенной опасности. Правила поведения на железной дороге. Подвижные игры на развитие наблюдательности и ловкости.
Наш класс (3 часа).
Опасная ситуация в школе. Безопасное поведение в школе. Учебная эвакуация из здания школы в случае чрезвычайной ситуации.
Наш дом и семья (8 часов).
Опасность у тебя дома. Огонь. Электричество. Ожог. Один дома. Звонок по телефону. Открывать ли дверь? Как вести себя с домашними животными. Когда четвероногие друзья опасны.
Безопасное поведение на дорогах (15 часов).
Участники дорожного движения. Наш город. Движение пешеходов и машин. Виды пешеходных переходов. Где и как правильно переходить дорогу. Какой переход самый безопасный? Сигналы и виды светофора. Дорожные знаки. Безопасный маршрут в школу. Виды транспорта: наземный, личный, специальные машины-помощницы. Мы пассажиры. Посадка и высадка пассажиров. Поведение детей в автобусе. Как защитить себя во время аварии.
Родная страна (3 часа).
Мы путешественники. Отдыхаем без опасности. Опасные растения и грибы. Съедобные грибы и ягоды. Безопасность в отдыхе на природе. Соблюдение безопасности при общении с дикими животными. Первая помощь при укусах насекомых, диких животных.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты.
Ученик научится:
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, получит установку на здоровый образ жизни;
- осознавать ответственность человека за общее благополучие;
- начальным навыкам адаптации в динамично изменяющемся мире;
- навыкам сотрудничества в различных ситуациях, умению не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ученик получит возможность научиться:
- этическим чувствам, прежде всего доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
Метапредметные результаты.
Ученик научится:
- использовать общие приемы решения задач;
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач;
- контролировать и оценивать результат деятельности;
- ставить и формулировать проблемы;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;
-передавать информацию (устным, письменным способом);
- оценивать информацию;
- синтезу, сравнению, классификации по заданным категориям;
- установлению аналогий, причинно-следственных связей;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ставить вопросы, обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- строить понятные для партнера высказывания;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- слушать собеседника;
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- составлять план и последовательность действий;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- использовать установленные правила в контроле способа решения;
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков;
- устанавливать аналогии, причинно-следственные связи;
- устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание.
Предметные результаты.
Ученик научится:
- применять на практике основные понятия здоровья и факторы, влияющие на него;
- представлять понятие о существующих опасных и чрезвычайных ситуациях в современных условиях жизнедеятельности;
- понимать элементарные правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте, на проезжей части, в лесу, на водоемах;
- использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной и повседневной жизни для действия в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- пользоваться бытовыми приборами;
- использовать по назначению лекарственные препараты;
- соблюдать общие правила безопасного поведения на дороге;
- соблюдать меры пожарной безопасности дома и на природе;
- соблюдать меры безопасного поведения на водоемах в любое время года;
- обращаться за помощью в случае необходимости соответствующих служб экстренной помощи.
Ученик получит возможность научиться:
- находить выход из чрезвычайной ситуации в соответствии с предложенными правилами;
- создавать памятки действовать в различных чрезвычайных ситуациях.
Учебно-тематическое планирование
№№ п/п | Название раздела программы | Количество часов | Контрольные работы |
1. | Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях | 3 | нет |
2. | Наш класс. | 3 | нет |
3. | Наш дом и семья. | 8 | нет |
4. | Безопасное поведение на дорогах. | 15 | нет |
5. | Родная страна. | 4 | нет |
| Итого: | 33 | нет |
Календарно-тематическое планирование занятий
№№ заня-тия | Тема заятия | Коли-чество часов | Характеристика деятельности ученика | Дата проведения |
плани-руемая | факти-ческая |
1 четверть (9 часов) |
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях (3 часа) |
1. | Мир и безопасность. | 1 | Выделять опасные ситуации в жизни. Знакомство с возможностями предвидеть опасные ситуации. | | |
2. | Опасные и чрезвычайные ситуации. | 1 | Умение узнавать и классифицировать чрезвычайные ситуации. Учиться действовать при опасной и чрезвычайной ситуации. Участие в подвижных играх на развитие наблюдательности и ловкости. | | |
3. | Железная дорога – зона повышенной опасности. | 1 | Знакомство с опасностями на железной дороге и правилами поведения детей на железной дороге. | | |
Наш класс (3 часа) |
4. | Опасная ситуация в школе. | 1 | Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в школе, и правилами поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций. | | |
5. | Учебная эвакуация из здания школы. | 1 | Знакомство и порядком эвакуации детей из здания школы в случае возникновения опасной ситуации. | | |
6. | Безопасное поведение в школе. | 1 | Закрепление знания правил поведения в школе ежедневно и при возникновении опасных ситуаций. | | |
Наш дом и семья (8 часов) |
7. | Опасность у тебя дома. | 1 | Знакомство с возможными опасными ситуациями, которые могут быть опасными, дома и правилами поведения при возникновении опасной ситуации. | | |
8. | Огонь – наш друг и враг. | 1 | Знакомство с ролью огня в жизни человека, с опасными ситуациями, связанными с возникновением пожаров и правилами поведения при возникновении пожара. | | |
2 четверть (7 часов) |
9. | Электричество. | 1 | Знакомство с ролью электричества в жизни человека и правилами безопасного поведения при обращении с электричеством. | | |
10. | Звонок по телефону. | 1 | Знакомство с правилами безопасного ведения разговора по телефону. | | |
11. | Звонок в дверь. | 1 | Знакомство с правилами общения с незнакомыми людьми (при звонке незнакомого человека в дверь). | | |
12. | Как вести себя с домашними питомцами. | 1 | Знакомство с правилами безопасного общения с домашними животными. | | |
13. | Когда опасны четвероногие друзья. | 1 | Знакомство с правилами ухода за домашними животными и закрепление правил безопасного поведения при общении с домашними животными. | | |
14. | Как вести себя с незнакомыми людьми. | 1 | Закрепление правил безопасного общения с незнакомыми людьми. | | |
Безопасное поведение на дорогах (15 часов) |
15. | Участники дорожного движения. | 1 | Знакомство с элементами улиц и дорог и участниками дорожного движения (водители, пассажиры, пешеходы). | | |
3 четверть (9 часов) |
16. | Виды пешеходных переходов. | 1 | Знакомство с видами пешеходных переходов и правилами безопасного перехода улиц и дорог, какой переход самый безопасный. | | |
17. | Где и как правильно переходить дорогу? | 1 | Знакомство с видами пешеходных переходов и правилами безопасного перехода улиц и дорог. Игры по правилам дорожного движения. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. | | |
18. | Светофоры, их виды и сигналы. | 1 | Знакомство с историей и назначением светофора, с их видами и сигналами. | | |
19-20. | Дорожные знаки. | 2 | Знакомство с назначением и группами дорожных знаков, действие пешеходов в зоне действия отдельных знаков. | | |
21. | Безопасные маршруты в школу. | 1 | Составление безопасного маршрута в школу. Участие в викторине по правилам дорожного движения. | | |
22. | Виды транспорта. | 1 | Знакомство с назначением и видами транспорта (воздушный, наземный и водный) и группами транспорта по назначению. | | |
23-24. | Мы пассажиры. | 2 | Знакомство с видами пассажирского транспорта, а также правилами посадки и выхода из пассажирского транспорта, поведения в транспорте. | | |
4 четверть (8 часов) |
25. | Внимание, авария! Как защитить себя во время аварии? | 1 | Знакомство с различными видами аварий и правилами поведения при аварии. Оказание первой медицинской помощи при аварии. | | |
26-27. | Безопасные места для детских игр. | 1 | Знакомство с безопасными местами для детских игр. Участие в конкурсе плакатов на заданную тему. | | |
28-29. | Игры и викторины по правилам дорожного движения. | 2 | Участие в играх и викторинах по правилам дорожного движения. Участие в агитбригаде по правилам дорожного движения. | | |
Родная страна (4 часа) |
30. | Мы путешественники. | 1 | Знакомство с тем, как собраться в путешествие и правилами безопасного поведения в путешествии. | | |
31. | Отдыхаем на воде без опасности. | 1 | Знакомство с правилами безопасного поведения на воде в разные времена года. | | |
32. | Лесные опасности. | 1 | Знакомство с правилами безопасного поведения в лесу (ядовитые ягоды и грибы), правилами безопасного поведения при общении с дикими животными, оказанием первой помощи при укусах насекомых, домашних и диких животных. | | |
33. | Итоговая викторина по ОБЖ. | 1 | Участие в итоговой игре-викторине по ОБЖ, конкурсе плакатов по заданной теме. | | |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Книгопечатная продукция:
Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Окружающий мир. Основы безопасной жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 1 класс. М., Просвещение. 2015.
Бабина Р.П. Азбука пешехода. Учебное пособие. 1 класс. М., Мнемозина. 2007.
Печатные пособия:
Разрезной и наглядный материал по основам безопасной жизнедеятельности.
Основы безопасной жизнедеятельности. Таблицы. 1 класс.
Технические средства обучения:
Классная доска.
Интерактивная доска и проектор.
Компьютер.
Принтер, ксерокс.
CD и DVDдиски по ОБЖ в 1 классе.
Интернет – ресурсы к занятиям по ОБЖ.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1.Наборы дорожных знаков.
2. Набор предметных картинок.
3. Наборное полотно.
4. Набор настольных игр по правилам дорожного движения.
5. Настольные игры по ОБЖ.
