Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «В стране Знаек» разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
Программа внеурочной деятельности «В стране Знаек» обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Актуальность программы позволяет показать, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов, чисел, знаков. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов, развития интеллектуальных возможностей, обеспечение полноты и глубины знаний, развитие сообразительности, смекалки, побуждение к самообразованию, к эмпирической работе с информационно - справочной и научно – популярной литературой по предметам.
Место курса в учебном плане
Во 2-4 классах - 34 часа в год. Занятия проводятся в учебном кабинете.
Цели программы: создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи программы:
способствовать расширению кругозора
развивать мотивацию к познанию и творчеству
формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
обучать младших школьников работе с различными источниками информации
развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных форм проведения занятий.
Основу программы составляют развивающие упражнения:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
задания на развитие мышления;
задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Формы и методы работы:
Планируемые результаты освоения программы
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
Обучающиеся научатся
- логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- сравнивать предметы, понятия;
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- копировать, различать цвета, анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнять задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Увеличится скорость и гибкость мышления, улучшится память.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся проводится диагностика (тестирование) в начале учебного года и в конце. Оценка идет по количеству правильно выполненных заданий. Идет сравнение показателей как индивидуальных, так и в целом классного коллектива.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результатами занятий программы «В сране Знаек» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные результаты:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;
перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем).
овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
марафон.
Формы учета знаний и умений
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе. Предполагается участие школьников в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в предметных декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.) участие в интеллектуальных играх (КВН; Парад умников; Брейн - ринги; турниры и т.д.)
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Содержание программы
Название темы | Кол-во часов |
Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный» | 1 |
Страна «Почитай - ка» | 1 |
Математический КВН | 1 |
Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина». | 1 |
Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д. | 1 |
Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я написала». | 1 |
Буквенные головоломки. | 1 |
КВН «Времена года». | 1 |
Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» | 1 |
Игра «Цветик – семицветик» | 1 |
Тест «Сравнение», «Алгоритм» | 1 |
Звуковые схемы слова. | 1 |
Причинно-следственные цепочки | 1 |
КВН «Мы друзья природы» | 1 |
«Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам». | 1 |
Анаграммы, шарады. | 1 |
«Рисуй, как я». | 1 |
Игра «что из чего получается» | 1 |
КВН «Пословицы и поговорки» | 1 |
Расшифруй сообщение. | 1 |
Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 |
Игра «что из чего получается?» | 1 |
Тема и главная мысль текста. | 2 |
Необычные задачки. | 1 |
Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером» | 1 |
Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 |
Игра «Незнайкин бенефис» | 1 |
Игра «Художник» | 1 |
Тест «Отношения». | 1 |
Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | 1 |
Составление загадок, чайнвордов. | 1 |
Конкурс Эрудитов. | 1 |
Итоговый тест. | 1 |
Учебно-тематическое планирование
№№п/п | Тема занятия | Ко-во часов | Описание примерного содержания занятий | Примечания |
1. | Входной тест. «Самый внимательный, прилежный и старательный» | 1 | Выполнение входного теста, задания на развитие внимания, памяти и мышления. | |
2. | Страна «Почитай - ка» | 1 | Учащиеся работают с текстом: читают, отвечают на вопросы, выполняют задания к тексту. | |
3. | Математический КВН | 1 | Конкурсы, эстафеты по математике. | |
4. | Игра – викторина «Сказки А.С.Пушкина». | 1 | Игра «Узнай сказку», кроссворд, ребусы и т.д. | |
5. | Игры «Четыре стихии», «Срисуй по клеточкам», «Лабиринт» и т.д. | 1 | Игры на развитие внимания, памяти, мышления. | |
6. | Занимательная грамматика: «Лена, Наташа, Светлана и Алла - с буквы заглавной я написала». | 1 | Игровые и развлекательные задания | |
7. | Буквенные головоломки. | 1 | Игры с буквами: «составь слово», «Отгадай», «Буква потерялась» и т.д. | |
8. | КВН «Времена года». | 1 | Игры «Назови художника», «Кто больше», «Бывает – не бывает». | |
9. | Интеллектуальная игра «Обо всём на свете» | 1 | Игры и задания на развитие внимания, памяти, воображения. | |
10. | Игра «Цветик – семицветик» | 1 | Интеллектуальная игра – путешествие. | |
11. | Тест «Сравнение», «Алгоритм» | 1 | Работа с тестами. | Тест №2 |
12. | Звуковые схемы слова. | 1 | Игры на развитие умения делить слова на слоги, выделять звуки в разных позициях в слове, давать характеристику звукам слова. | |
13. | Причинно-следственные цепочки | 1 | Учимся устанавливать причинно-следственные связи через различные игры и задания. | |
14. | КВН «Мы друзья природы» | 1 | Закрепление знаний о природе, её особенностях, загадки, конкурсы, викторины. | |
15. | «Найди отличия», «Чем похожи», «Распредели по группам». | 1 | Игры на развитие мышления, внимания, памяти. | |
16. | Анаграммы, шарады. | 1 | Отгадывание анаграмм, шарад. Прямое и переносное значение слов. | |
17. | «Рисуй, как я». | 1 | Графические диктанты, самостоятельное составление подобных диктантов. | |
18. | Игра «что из чего получается» | 1 | Учимся расуждать. | |
19. | КВН «Пословицы и поговорки» | 1 | Учимся составлять пословицы, объяснять их значение, по началу пословицы, находить её продолжение. | |
20. | Расшифруй сообщение. | 1 | Учимся строить текст. | |
21. | Симметрия. Симметричные фигуры. | 1 | Понятие «Симметрия», учимся строить симметричные фигуры. | |
22 | Игра «что из чего получается?» | 1 | Учимся рассуждать. | |
23 24. | Тема и главная мысль текста. | 2 | Чтение сказок. Учимся выделять тему и главную мысль текста сказок. | |
25. | Необычные задачки. | 1 | Решение логических задачек | |
26. | Интеллектуальная игра «Кто хочет стать миллионером» | 1 | Игра на развитие памяти, мышления, обогащение знаний учащихся в разных направлениях. | |
27. | Викторина «Что? Где? Когда?» | 1 | Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей | |
28. | Игра «Незнайкин бенефис» | 1 | Интеллектуальная игра с заданиями из разных предметных областей. | |
29. | Игра «Художник» | 1 | Работаем с геометрическими фигурами. Развиваем воображение, мышление. | |
30. | Тест «Отношения». | 1 | Работа с тестом. | |
31. | Логические упражнения. Игра «Угадай предмет». | | Игры, викторины и задания на развитие логического мышления. Решение логических задач – шуток. | |
32. | Составление загадок, чайнвордов. | 1 | Развитие творческого мышления, фантазии. | |
33. | Конкурс Эрудитов. | 1 | Игры на развитие логики, мышления, внимания. | |
34. | Итоговый тест. | 1 | | |
Приложение
2 класс
Тест «Алгоритм»
Выполни действия. Впиши результаты.
Задумай однозначное число;
Прибавь 5;
Сложи результаты действий 1 и 2 ;
Вычти 4 ;
Прибавь 10;
Вычти удвоенное задуманное число;
У тебя получилось 11?
Если нет, проверь правильность выполнения каждого действия.
Нарисуй рамку. Выполни действия:
Отметь внутри рамки две точки;
Обозначь эти точки буквами А и В;
Отметь внутри рамки точку, не лежащую на прямой АВ;
Обозначь эту точку буквой С;
Соедини отрезками прямой точки А и С; С и В; А и В.
Какая фигура у тебя получилась?
Какие действия и в каком порядке нужно выполнить, чтобы решить пример: 2 * 3 + 8 : ( 12 – 10) = ___ ?
Перечисли эти действия в нужном порядке:
_________________;
_________________;
_________________;
_________________;
_________________ .
2 класс
Тест «Сравнение»
Назови предметы, которые имеют указанные признаки:
Деревянный, удобный, письменный … .
Летний, солнечный, праздничный … .
Узкий, длинный, кожаный … .
Черная, рыхлая, влажная … .
Большие, сине, грустные … .
Душный, сухой, пыльный … .
Подбери близкие по значению слова.
Друг – товарищ.
Храбрый - … .
Скоро - … .
Разломать - … .
Думать - … .
Редко - … .
Сравни самолет и автобус.
Сходство | Различие |
Самолет | Автобус |
Какой признак отличия лежит в основе деления:
Перелетных и зимующих птиц;
Хвойные и лиственные деревья.
Выдели признаки сходства.
Песок, крупа - … .
Глина, снег - … .
Книга, телевизор - … .
Чайник, утюг - … .
Напиши красивое сравнение.
Например: Осенние листья лежат, как пестрый ковер.
Красногрудые снегири похожи на … .
Волосы мягкие, как … .
Голос звучал нежно, как … .
Подбери такое слово-прилагательное, которое подходило бы сразу к двум словам.
Например: друг ( старый) шкаф.
Настроение ( … ) утро.
Обида ( … ) таблетка.
Торт ( … ) загар.
Дополнительное задание.
а) Пропали гласные:
Н … В … Д … Н … Н
К … Р … С … Л
Р … С … Н … К
б) Восстанови порядок букв и получи слово.
ИКОРКДОЛ
ЯЯЛБНО
2 класс
Тест « Отношения».
Определи тип отношений, запиши рядом.
Телевизор – экран Воробей – утка
Брюки – одежда Горький – сладкий
Почтальон – письмо Сегодня – завтра
Гололед – перелом руки Карман – кнопка
Допиши второе понятие, соответственно указанным отношениям.
а) Вид – род
лето - …
столяр - …
поезд - …
б) Целое – часть
растение - …
рыба - …
воздух - …
в) Противоположности
аккуратный - …
прямой - …
бросил - …
г) Рядоположности
люстра - …
Буратино - …
сердце - …
д) Функциональные
уши - …
гитара - …
корова - …
е) Последовательности
седьмой - …
завтра - …
молния - …
ж) Причина – следствие
игра со спичками - …
долго был летом на солнце - …
погибло много птиц - …
Составить самостоятельно пару понятий:
род – вид;
рядоположности;
целое – часть;
причины – следствия.
Зачеркни неверные пары.
Род – вид: звери – животные.
Противоположные: жара – засуха.
Причина – следствие: утро – вечер.
Последовательные: последний этаж – чердак.
Функциональные: медведь – берлога.
Целое – часть: озеро – глубина.
Рядоположности: река – рыба.
Напиши противоположные понятия:
свежая газета - …
свежая рубашка - …
свежий хлеб - …
Расположи понятия от более широкого к более узкому ( пронумеруй).
Спортивная обувь, кеды, обувь.
Первоклассник, Петя Иванов, человек, школьник.
Построй сам такую цепочку.
Роза - … - … - … .
Расшифруй слова.
а) М З К - … б) Ц Е Л С Н Т И А
К Р К Д Л - … И Ч Т О Н К И Л
З М Л Т Р С Н - …
2 класс
Итоговый тест
Впишите слово, которое является понятием данного определения.
Мера длины, равная 100 см, - … .
Явление природы, вследствие которого река выходит из берегов, - … .
Твердое состояние воды непрозрачного цвета - … .
Математическое действие, при котором происходит увеличение числа в несколько раз, - … .
Четырехугольник, у которого все углы прямые, - … .
Небесное тело, которое самостоятельно излучает свет, - … .
Полезное ископаемое: жидкое, с резким запахом, горит - … .
Положение губ, характерное для выражения хорошего настроения, - … .
Дополни определение.
Час – это единица времени.
Гроза – это явление природы.
Корень – это часть растения.
Самостоятельно составь определение.
Дневник – это … .
Делитель – это … .
Береза – это … .
Справедливость – это … .
Вычеркни определения с ошибками.
Враг – это человек, который желает тебе зла.
Утюг – предмет бытовой техники для одежды.
Чай – это кипяченая вода чайнике.
Шуба – зимняя верхняя одежда из меха.
Лимон – это цитрусовый фрукт желтого цвета, кислый на вкус.
Корова – животное, которое дает молоко.
Ствол – это древесный стебель.
Объясни своими словами крылатые выражения.
Юмор – это жизненная рессора, которая помогает облегчить удары судьбы.
Глаза – зеркало души.