Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 сл. Большая Орловка
«Утверждаю»
Директор школы_________ В.Н.Долматова
Приказ от 30 августа 2018 г. №231
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности общекультурного направления
« Основы финансовой грамотности»
Уровень общего образования, класс
основное общее 8а, 8б
Количество часов 33 ч (8А); 33ч (8Б)
Педагог дополнительного образования Иванова Марина Дмитриевна
Пояснительная записка.
1.1Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана программа внеурочной деятельности.
№ | Нормативные акты и учебно-методические документы |
1 | Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ |
2 | Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» |
3 | ФГОС ООО и Концепция духовно-нравственного воспитания граждан России |
4 | Нормативные требования СанПин 2.4.2. 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ» |
5 | Устав школы |
6 | Образовательная программа школы |
7 | Годовой календарный учебный график на 2018-2019 учебный год |
8 | Расписание занятий внеурочной деятельности на 2018-2019 учебный год |
9 | Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для 7-9 классов составлена на основе авторских учебных дополнительных образовательных программ по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. |
10 | 1.Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. 2.Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. |
1. 2 Общие цели образования с учетом специфики учебного предмета
Цели курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» направлены на формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи курса:
- способствовать формированию основ финансовой грамотности у учащихся 8-х классов;
- продолжить освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений;
- продолжить формирование практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Основные принципы, положенные в основу курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определённой системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
1.3Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год, в соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2018-2019 учебный год, в соответствии с расписанием на 2018-2019 учебный год:
Класс | Предмет | Количество часов(в год) по программе | Количество часов(в год) в рабочей программе | В неделю |
8а, б | | 34 | 33 | 1 |
В 8–9 классах обучаются дети в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни и показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи. В данном курсе вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге финансовых отношений.
Курс внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 8–9 классах состоит из разделов, каждый раздел имеет целостное, законченное содержание: изучается определённая сфера финансовых отношений и определённый круг финансовых задач, с которыми сталкивается человек в своей практической жизни.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете;
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
Метапредметными результатами изучения курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей;
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) согласно этическим нормам и правилам ведения диалога;
умение вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
•понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
•формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах;
•понимание и правильное использование экономических терминов;
•освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи
• умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения; развитие кругозора в области экономической жизни обществ и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Формы контроля: устный опрос; практикумы с решением практических задач, кроссворда и анаграмм; практическая аналитическая работа: анализ статистических данных, оценка результатов; доклад; творческая работа: буклет, компьютерная презентация, плакат, кейс, эссе; ролевая игра; квест-игра; исследовательская работа; проект (групповой, индивидуальный).
Формы организации и виды деятельности:
круглые столы,
конференции,
олимпиады,
общественно-полезные практики,
постановка и решение проблемных вопросов,
игровые моменты,
проекты,
практические работы,
Содержание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»
(8 класс, 33 часа)
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег. Из чего состоит денежная масса. Способы влияния государства на инфляцию.
Структура доходов населения России, её изменения в конце XX – начале XXI в.
Факторы, влияющие в России на размер доходов из различных источников. Зависимость уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи. Статьи семейного и личного бюджета. Обязательные ежемесячные траты семьи и личные трат.
Основные понятия: Деньги. Денежная масса. Эмиссия денег. Гознак. Центральный банк. Профицит. Дефицит. Инфляция. Семейный и личный бюджет.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния.
Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовое планирование. Основные виды финансовых услуг и продуктов для физических лиц. Возможные нормы сбережения по этапам жизненного цикла.
Основные понятия: Банк. Инвестиционный фонд. Страховая компания. Финансовые услуги.
Раздел 3. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем.
Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Виды банковских операций, осуществляемых банками. Необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций.
Основные понятия: Банк. Коммерческий банк. Центральный банк. Лицензия. Банковские операции. Виды банковских операций.
Тематическое планирование 8а класс
№ | Название темы. раздела | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения по плану факт |
1 | | Введение в курс «Основы финансовой грамотности». | 1 | 03.09 | |
Раздел 1. | Управление денежными средствами семьи | 15 ч. | | |
Тема 1 | Происхождение денег | 4ч | | |
2 | | Деньги: что это такое? | 1 | 10.09 | |
3 | | Современные деньги | 1 | 17.09 | |
4 | | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | 24.09 | |
5 | | Функции денег | 1 | 01.10 | |
Тема 2 | Источники денежных средств семьи. | 3ч | | |
6 | | Какие бывают источники доходов | 1 | 08.10 | |
7 | | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 15.10 | |
8 | | Практикум по теме: «Источники денежных средств семьи» | 1 | 22.10 | |
Тема 3 | Контроль семейных расходов | 2ч | | |
9 | | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать? | 1 | 12.11 | |
10 | | Практикум по теме: « Семейные расходы» | 1 | 19.11 | |
Тема 4 | Построение семейного бюджета | 6ч | | |
11 | | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | 26.11 | |
12 | | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 03.12 | |
13 | | Соотношение доходов и расходов. Почему нужно планировать семейный бюджет? | 1 | 10.12 | |
14 | | Итоговая работа по разделу «Управление денежными средствами семьи » | 1 | 17.12 | |
15 | | Проектная работа по теме «Рационально ли мы используем семейные денежные средства?» | 1 | 24.12 | |
16 | | Практикум по теме « Семейный бюджет » | 1 | 14.01 | |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 9ч | | |
Тема 5 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 3ч | | |
17 | | Для чего нужны финансовые организации | 1 | 21.01 | |
18 | | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | 28.01 | |
19 | | Практикум по теме «Услуги финансовых организаций, как источник увеличения семейных доходов» | 1 | 04.02 | |
Тема 6 | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 6ч | | |
20 | | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | 11.02 | |
21 | | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | 18.02 | |
22 | | Практикум по теме «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния» | 1 | 25.02 | |
23 | | Итоговая работа по разделу «Способы повышения семейного благосостояния». Ролевая игра. | 1 | 04.03 | |
24 | | Проектная работа по теме « Рациональный бюджет школьника» | 1 | 11.03 | |
25 | | Дискуссия « Разумные расходы-статья доходов» | 1 | 18.03 | |
Раздел 3 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7ч | | |
Тема 7 | Банки и их роль в жизни семьи | 7ч | | |
26 | | Что такое банк и чем он может быть вам полезен. | 1 | 01.04 | |
27 | | Банки в родном посёлке | 1 | 08.04 | |
28 | | Банковские вклады (депозиты) | 1 | 15.04 | |
29 | | Польза и риски банковских карт | 1 | 22.04 | |
30 | | Практическая работа по теме «Банки и их роль в жизни семьи» | 1 | 29.04 | |
31 | | Проектная работа по теме « Депозиты и их виды» | 1 | 06.05 | |
32 | | Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | 1 | 13.05 | |
33 | | Итоговое повторение курса «Финансовая грамотность» | 1 | 20.05 | |
Тематическое планирование 8б класс
№ | Название темы. раздела | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения по плану факт |
1 | | Введение в курс «Основы финансовой грамотности». | 1 | 06.09 | |
Раздел 1. | Управление денежными средствами семьи | 15 ч. | | |
Тема 1 | Происхождение денег | 4ч | | |
2 | | Деньги: что это такое? | 1 | 13.09 | |
3 | | Современные деньги | 1 | 20.09 | |
4 | | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | 27.09 | |
5 | | Функции денег | 1 | 04.10 | |
Тема 2 | Источники денежных средств семьи. | 3ч | | |
6 | | Какие бывают источники доходов | 1 | 11.10 | |
7 | | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | 18.10 | |
8 | | Практикум по теме: «Источники денежных средств семьи» | 1 | 25.10 | |
Тема 3 | Контроль семейных расходов | 2ч | | |
9 | | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать? | 1 | 08.11 | |
10 | | Практикум по теме: « Семейные расходы» | 1 | 15.11 | |
Тема 4 | Построение семейного бюджета | 6ч | | |
11 | | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | 22.11 | |
12 | | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | 29.11 | |
13 | | Соотношение доходов и расходов. Почему нужно планировать семейный бюджет? | 1 | 06.12 | |
14 | | Итоговая работа по разделу «Управление денежными средствами семьи » | 1 | 13.12 | |
15 | | Проектная работа по теме «Рационально ли мы используем семейные денежные средства?» | 1 | 20.12 | |
16 | | Практикум по теме « Семейный бюджет » | 1 | 27.12 | |
Раздел 2 | Способы повышения семейного благосостояния | 9ч | | |
Тема 5 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 3ч | | |
17 | | Для чего нужны финансовые организации | 1 | 10.01 | |
18 | | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | 17.01 | |
19 | | Практикум по теме «Услуги финансовых организаций, как источник увеличения семейных доходов» | 1 | 24.01 | |
Тема 6 | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 6ч | | |
20 | | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | 31.01 | |
21 | | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | 07.02 | |
22 | | Практикум по теме «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния» | 1 | 14.02 | |
23 | | Итоговая работа по разделу «Способы повышения семейного благосостояния». Ролевая игра. | 1 | 21.02 | |
24 | | Проектная работа по теме « Рациональный бюджет школьника» | 1 | 28.02 | |
25 | | Дискуссия « Разумные расходы-статья доходов» | 1 | 07.03 | |
Раздел 3 | Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 7ч | | |
Тема 7 | Банки и их роль в жизни семьи | 7ч | | |
26 | | Что такое банк и чем он может быть вам полезен. | 1 | 14.03 | |
27 | | Банки в родном посёлке | 1 | 21.03 | |
28 | | Банковские вклады (депозиты) | 1 | 04.04 | |
29 | | Польза и риски банковских карт | 1 | 11.04 | |
30 | | Практическая работа по теме «Банки и их роль в жизни семьи» | 1 | 18.04 | |
31 | | Проектная работа по теме « Депозиты и их виды» | 1 | 25.04 | |
32 | | Итоговая работа по разделу «Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем» | 1 | 16.05 | |
33 | | Итоговое повторение курса «Финансовая грамотность» | 1 | 23.05 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического объединения
учителей обществознания
и естествознания ____________/ Светикова Н.Г./
МБОУ СОШ №3 сл. Б-Орловка
№ 1 от 28.08. 2018 г. 29.08.18 г.
Руководитель МО________/ Ковалева Н.Г./