РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Искусство слова»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, с учётом Положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по учебным предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС ООО (приказ №99 от 01.09.15)
Образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Саралинская СОШ» на 2018-2019 учебный год
В учебном плане МБОУ «Саралинская СОШ» в 8 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на внеурочную деятельность «Искусство слова» отведено в общем объеме 35 часов, 1 час в неделю.
«Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», -сказал великий русский писатель А.И. Куприн. Овладение языком – процесс долгий и сложный, но жизненно необходимый современному школьнику и выпускнику. Задача школы-воспитание гармонично развитой личности, формирование которой невозможно без обучения грамотному, выразительному чтению и правильной речи. От этого зависит будущая успешность выпускника его умение правильно выбрать будущую профессию, получить образование, представить себя на современном конкурентном рынке труда, а значит стать успешным. В учебниках по русскому языку большинство упражнений на орфографию и пунктуацию имеют практическую направленность, однако преподавание русского языка сегодня не может сводиться лишь к обеспечению практической грамотности, оно должно способствовать и повышению культуры речи учащихся, которая неразрывно связана с общей культурой. Наблюдения последних лет показывают, что проблемы, связанные с формированием речи учащихся, часто обусловлены неумением читать и осмысливать прочитанное. Через правильно организованное чтение человек не только расширяет свой кругозор, развивает речь и мышление, но и укрепляет и воспитывает в себе необходимые в жизни моральные качества. Исключительно велика роль и значение чтения в учебном процессе, в приобретении обучающимися знаний из учебной и другой литературы по всем изучаемым дисциплинам, поэтому необходимо совершенствовать навыки чтения на уроках русского языка. Дело в том, что навыки зрелого чтения формируются у учащихся не менее 6 лет, следовательно, работа по обучению чтению должна оставаться одной из самых важных не только в начальной школе, но и в среднем звене.
Рамки урока далеко не всегда позволяют уделять достаточное внимание обучению правильному и выразительному чтению, формированию умения быстро и верно пересказать текст, построить свое высказывание четко, правильно, лаконично. В этом может помочь данный курс внеурочной деятельности.
Актуальность программы обусловлена тем, что с 2019 года для всех девятиклассников станет обязательным итоговое собеседование, которое вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.
Цель: развитие связной речи, совершенствование навыков чтения и устной речи обучающихся, обеспечивающих успешное прохождение итогового собеседования по русскому языку.
Задачи программы:
Совершенствование умения владения разными видами чтения текстов разных стилей и жанров.
Совершенствование умения пересказывать текст, владеть различными видами диалога и монолога.
Формирование умения соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.
Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения, а также осуществлять речевой самоконтроль.
Общая характеристика курса
Курс рассчитан на 37 часов и предназначен для учащихся 8 класса. Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Формы проведения занятий:
лекции (лекция-диалог, проблемная лекция, лекция с практическими заданиями).
практические занятия (работа индивидуальная, работа в парах, работа в группах, собеседование, урок-концерт, экскурсия, диспут, «круглый стол», конференция).
Личностные и метапредметные результаты
Личностные:
- развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Метапредметные:
-развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-владение устной речью, монологической контекстной речью, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы.
Предметные: знать/ понимать/ уметь
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- умение извлекать информацию из разных источников; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);
- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;
- работать над расширением словарного запаса;
- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике;
Содержание курса.
Чтение.
Значение чтения как вида речевой деятельности. Техника чтения. Виды чтения. Обучение выразительному чтению. Интонация. Темп чтения.
Пересказ.
Классификации пересказов. Способы сжатия текста. Фактологическая точность при пересказе.
Работа с высказыванием.
Уместность, логичность включения высказывания в текст.
Способы цитирования.
Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, предложения с вводными словами.
Монологическое высказывание.
Создание устного высказывания. Текст. Признаки текста. Композиция. Виды связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Основные правила построения текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Коммуникативная задача текста. Речевая ситуация.
Диалог.
Правила ведения диалога. Нормы русского речевого этикета.
Языковые нормы.
Орфоэпические нормы. Речевые нормы. Грамматические нормы.
Тематическое планирование
с определением основных видов деятельности обучающихся
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения занятия | Основные виды деятельности обучающихся | Дата |
по плану | по факту |
1 | Итоговое собеседование по русскому языку. Структура. Знакомство с демоверсией. | лекция | Восприятие лекции учителя. Работа над анализом структуры итогового собеседования по русскому языку и критерии его оценивания. | | |
2 | Значение чтения как вида речевой деятельности. Техника чтения. Виды чтения. | лекция | Восприятие лекции учителя. Работа над понятиями «техника и виды чтения». | | |
3 | Выразительное чтение. Интонация. Темп чтения. | лекция с практическими заданиями | Восприятие лекции учителя. Работа над понятиями «выразительное чтение, интонация, темп чтения». Выполнение практических заданий. | | |
4 | Обучение выразительному чтению. | практическое занятие | Чтение текстов научно-популярного характера о выдающихся людях России. Отработка навыка выразительного чтения. | | |
5 | Пересказ. Классификации пересказов. Выделение микротем текста. | лекция с практическими заданиями | Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «пересказ, микротемы текста». Анализ текста. | | |
6 | Способы сжатия текста. Фактологическая точность при пересказе. | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «способы сжатия текста». | | |
7 | Обучение пересказу. | практическое занятие | Отработка навыков выделения микротем текста, сжатия текста: исключения, обобщения, замены. Пересказ текстов научно-популярного характера о выдающихся людях России. | | |
8 | Работа с высказыванием. Способы цитирования текста. | лекция с практическими заданиями | Восприятие лекции учителя, выполнение практических заданий по отработке умения включения высказывания в текст разными способами цитирования. | | |
9 | Пересказ текста с включением приведенного высказывания. | практическое занятие | Отработка умения уместного и логичного включения в текст высказывания о выдающихся людях России. | | |
10 | Работа с текстом. | практическое занятие | Итоговая практическая работа по чтению и пересказу текста. Индивидуальная работа. | | |
11 | Текст. Признаки текста. Композиция. Виды связи предложений в тексте. | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «текст, композиция, тема, основная мысль текста». | | |
12 | Тема и основная мысль текста. Основные правила построения текста. | лекция с практическими заданиями | Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «тема, основная мысль текста». Анализ текста. | | |
13 | Типы речи: описание, повествование, рассуждение. | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «типы речи». | | |
14 | Коммуникативная задача текста. Речевая ситуация. Создание текста –описания фотографии. | практическое занятие | Отработка навыков создания монологического высказывания на одну из предложенных тем на основе описания фотографии. | | |
15 | Коммуникативная задача текста. Речевая ситуация. Создание текста –описания фотографии. | практическое занятие | Отработка навыков создания монологического высказывания на одну из предложенных тем на основе описания фотографии. | | |
16 | Создание текста-повествования. | практическое занятие | Отработка навыков создания монологического высказывания-повествования на одну из предложенных тем на основе жизненного опыта. | | |
17 | Создание текста-рассуждения. | практическое занятие | Отработка навыков создания монологического высказывания-рассуждения по поставленному вопросу. | | |
18 | Диалог. Правила ведения диалога | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «диалог». | | |
19 | Нормы русского речевого этикета. | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «речевой этикет». | | |
20 | Диалог по заданной теме. | практическое занятие | Отработка умения навыков ведения диалога. | | |
21 | Диалог по заданной теме. | практическое занятие | Отработка умения навыков ведения диалога. | | |
22 | Монолог и диалог. | практическое занятие | Итоговая практическая работа по созданию монологического высказывания и диалога. Индивидуальная работа. | | |
23 | Монолог и диалог. | практическое занятие | Итоговая практическая работа по созданию монологического высказывания и диалога. Индивидуальная работа. | | |
24 | Монолог и диалог. | практическое занятие | Итоговая практическая работа по созданию монологического высказывания и диалога. Индивидуальная работа. | | |
25 | Орфоэпические нормы. | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «орфоэпические нормы». | | |
26 | Соблюдение орфоэпических норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление орфоэпических норм. Работа с орфоэпическим словарем. | | |
27 | Соблюдение орфоэпических норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление орфоэпических норм. Работа с орфоэпическим словарем. | | |
28 | Соблюдение орфоэпических норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление орфоэпических норм. Работа с орфоэпическим словарем. | | |
29 | Речевые нормы. | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «речевые нормы». | | |
30 | Соблюдение речевых норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление речевых норм. Отработка умения находить и редактировать речевые ошибки. | | |
31 | Соблюдение речевых норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление речевых норм. Отработка умения находить и редактировать речевые ошибки. | | |
32 | Соблюдение речевых норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление речевых норм. Отработка умения находить и редактировать речевые ошибки. | | |
33 | Грамматические нормы. | лекция | Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «грамматические нормы». | | |
34 | Соблюдение грамматических норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление грамматических норм. Отработка умения находить и редактировать грамматические ошибки. | | |
35 | Соблюдение грамматических норм. | практическое занятие | Отработка и закрепление грамматических норм. Отработка умения находить и редактировать грамматические ошибки. | | |
36 | Зачет в форме итогового собеседования | практическое занятие | Отработка навыков успешного прохождения собеседования по русскому языку | | |
37 | Анализ типичных ошибок. | практическое занятие | Отработка умения проводить анализ результатов выполнения заданий итогового собеседования. | | |