СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Искусство слова»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 8 класса составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897, с учётом Положения о порядке разработки, утверждения и реализации рабочей программы по учебным предметам и программам внеурочной деятельности в соответствии ФГОС ООО (приказ №99 от 01.09.15)

Образовательной программы основного общего образования и учебного плана МБОУ «Саралинская СОШ» на 2018-2019 учебный год

В учебном плане МБОУ «Саралинская СОШ» в 8 классе в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на внеурочную деятельность «Искусство слова» отведено в общем объеме 35 часов, 1 час в неделю.

«Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен», -сказал великий русский писатель А.И. Куприн.  Овладение языком – процесс долгий и сложный, но жизненно необходимый современному школьнику и выпускнику. Задача школы-воспитание гармонично развитой личности, формирование которой невозможно без обучения грамотному, выразительному чтению и правильной речи. От этого зависит будущая успешность выпускника его умение правильно выбрать будущую профессию, получить образование, представить себя на современном конкурентном рынке труда, а значит стать успешным. В учебниках по русскому языку большинство упражнений на орфографию и пунктуацию имеют практическую направленность, однако преподавание русского языка сегодня не может сводиться лишь к обеспечению практической грамотности, оно должно способствовать и повышению культуры речи учащихся, которая неразрывно связана с общей культурой. Наблюдения последних лет показывают, что проблемы, связанные с формированием речи учащихся, часто обусловлены неумением читать и осмысливать прочитанное. Через правильно организованное чтение человек не только расширяет свой кругозор, развивает речь и мышление, но и укрепляет и воспитывает в себе необходимые в жизни моральные качества. Исключительно велика роль и значение чтения в учебном процессе, в приобретении обучающимися знаний из учебной и другой литературы по всем изучаемым дисциплинам, поэтому необходимо совершенствовать навыки чтения на уроках русского языка. Дело в том, что навыки зрелого чтения формируются у учащихся не менее 6 лет, следовательно, работа по обучению чтению должна оставаться одной из самых важных не только в начальной школе, но и в среднем звене.

Рамки урока далеко не всегда позволяют уделять достаточное внимание обучению правильному и выразительному чтению, формированию умения быстро и верно пересказать текст, построить свое высказывание четко, правильно, лаконично. В этом может помочь данный курс внеурочной деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что с 2019 года для всех девятиклассников станет обязательным итоговое собеседование, которое вводится в рамках реализации Концепции преподавания русского языка и литературы для проверки навыков устной речи у школьников.

Цель: развитие связной речи, совершенствование навыков чтения и устной речи обучающихся, обеспечивающих успешное прохождение итогового собеседования по русскому языку.

Задачи программы:

  • Совершенствование умения владения разными видами чтения текстов разных стилей и жанров.

  • Совершенствование умения пересказывать текст, владеть различными видами диалога и монолога.

  • Формирование умения соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка.

  • Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения, а также осуществлять речевой самоконтроль.


Общая характеристика курса

Курс рассчитан на 37 часов и предназначен для учащихся 8 класса. Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся.

Формы проведения занятий:

лекции (лекция-диалог, проблемная лекция, лекция с практическими заданиями).

практические занятия (работа индивидуальная, работа в парах, работа в группах, собеседование, урок-концерт, экскурсия, диспут, «круглый стол», конференция).


Личностные и метапредметные результаты

Личностные:

- развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

Метапредметные:

-развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности;

-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

-владение устной речью, монологической контекстной речью, умение правильно и последовательно излагать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы.

Предметные: знать/ понимать/ уметь

- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- умение извлекать информацию из разных источников; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;

- владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

- расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

- совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

- работать над расширением словарного запаса;

- применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике;

Содержание курса.

Чтение.

Значение чтения как вида речевой деятельности. Техника чтения. Виды чтения. Обучение выразительному чтению. Интонация. Темп чтения.

Пересказ.

Классификации пересказов. Способы сжатия текста. Фактологическая точность при пересказе.

Работа с высказыванием.

Уместность, логичность включения высказывания в текст.

Способы цитирования.

Предложения с прямой речью, предложения с косвенной речью, предложения с вводными словами.

Монологическое высказывание.

Создание устного высказывания. Текст. Признаки текста. Композиция. Виды связи предложений в тексте. Тема и основная мысль текста. Основные правила построения текста. Типы речи: описание, повествование, рассуждение. Коммуникативная задача текста. Речевая ситуация.

Диалог.

Правила ведения диалога. Нормы русского речевого этикета.

Языковые нормы.

Орфоэпические нормы. Речевые нормы. Грамматические нормы.































Тематическое планирование

с определением основных видов деятельности обучающихся

п/п

Тема занятия

Форма проведения занятия

Основные виды деятельности обучающихся

Дата

по плану

по факту

1

Итоговое собеседование по русскому языку. Структура. Знакомство с демоверсией.

лекция

Восприятие лекции учителя. Работа над анализом структуры итогового собеседования по русскому языку и критерии его оценивания.



2

Значение чтения как вида речевой деятельности. Техника чтения. Виды чтения.

лекция

Восприятие лекции учителя. Работа над понятиями «техника и виды чтения».



3

Выразительное чтение. Интонация. Темп чтения.

лекция с практическими заданиями

Восприятие лекции учителя.

Работа над понятиями «выразительное чтение, интонация, темп чтения». Выполнение практических заданий.



4

Обучение выразительному чтению.

практическое занятие

Чтение текстов научно-популярного характера о выдающихся людях России.

Отработка навыка выразительного чтения.



5

Пересказ. Классификации пересказов.

Выделение микротем текста.

лекция с практическими заданиями

Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «пересказ, микротемы текста». Анализ текста.



6

Способы сжатия текста. Фактологическая точность при пересказе.

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «способы сжатия текста».



7

Обучение пересказу.

практическое занятие

Отработка навыков выделения микротем текста, сжатия текста: исключения, обобщения, замены. Пересказ текстов научно-популярного характера о выдающихся людях России.



8

Работа с высказыванием. Способы цитирования текста.

лекция с практическими заданиями

Восприятие лекции учителя, выполнение практических заданий по отработке умения включения высказывания в текст разными способами цитирования.



9

Пересказ текста с включением приведенного высказывания.

практическое занятие

Отработка умения уместного и логичного включения в текст высказывания о выдающихся людях России.



10

Работа с текстом.

практическое занятие

Итоговая практическая работа по чтению и пересказу текста. Индивидуальная работа.



11

Текст. Признаки текста. Композиция. Виды связи предложений в тексте.

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «текст, композиция, тема, основная мысль текста».



12

Тема и основная мысль текста. Основные правила построения текста.

лекция с практическими заданиями

Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «тема, основная мысль текста». Анализ текста.



13

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиями «типы речи».



14

Коммуникативная задача текста. Речевая ситуация.

Создание текста –описания фотографии.

практическое занятие

Отработка навыков создания монологического высказывания на одну из предложенных тем на основе описания фотографии.



15

Коммуникативная задача текста. Речевая ситуация.

Создание текста –описания фотографии.

практическое занятие

Отработка навыков создания монологического высказывания на одну из предложенных тем на основе описания фотографии.



16

Создание текста-повествования.

практическое занятие

Отработка навыков создания монологического высказывания-повествования на одну из предложенных тем на основе жизненного опыта.



17

Создание текста-рассуждения.

практическое занятие

Отработка навыков создания монологического высказывания-рассуждения по поставленному вопросу.



18

Диалог. Правила ведения диалога

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «диалог».



19

Нормы русского речевого этикета.

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «речевой этикет».



20

Диалог по заданной теме.

практическое занятие

Отработка умения навыков ведения диалога.



21

Диалог по заданной теме.

практическое занятие

Отработка умения навыков ведения диалога.



22

Монолог и диалог.

практическое занятие

Итоговая практическая работа по созданию монологического высказывания и диалога.

Индивидуальная работа.



23

Монолог и диалог.

практическое занятие

Итоговая практическая работа по созданию монологического высказывания и диалога.

Индивидуальная работа.



24

Монолог и диалог.

практическое занятие

Итоговая практическая работа по созданию монологического высказывания и диалога.

Индивидуальная работа.



25

Орфоэпические нормы.

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «орфоэпические нормы».



26

Соблюдение орфоэпических норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление орфоэпических норм.

Работа с орфоэпическим словарем.



27

Соблюдение орфоэпических норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление орфоэпических норм.

Работа с орфоэпическим словарем.



28

Соблюдение орфоэпических норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление орфоэпических норм.

Работа с орфоэпическим словарем.



29

Речевые нормы.

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «речевые нормы».



30

Соблюдение речевых норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление речевых норм. Отработка умения находить и редактировать речевые ошибки.



31

Соблюдение речевых норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление речевых норм. Отработка умения находить и редактировать речевые ошибки.



32

Соблюдение речевых норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление речевых норм. Отработка умения находить и редактировать речевые ошибки.



33

Грамматические нормы.

лекция

Восприятие лекции учителя, работа с понятиям «грамматические нормы».



34

Соблюдение грамматических норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление грамматических норм. Отработка умения находить и редактировать грамматические ошибки.



35

Соблюдение грамматических норм.

практическое занятие

Отработка и закрепление грамматических норм. Отработка умения находить и редактировать грамматические ошибки.



36

Зачет в форме итогового собеседования

практическое занятие

Отработка навыков успешного прохождения собеседования по русскому языку



37

Анализ типичных ошибок.

практическое занятие

Отработка умения проводить анализ результатов выполнения заданий итогового собеседования.