Образовательное Учреждение города Челябинска
Муниципальная Бюджетная Образовательная Организация
Средне Образовательная Школа № 53
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по ВР Директор МБОУ СОШ№53
________________ ______________________
дата: г. дата: г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Мир сказок»
Направление: Социальное, духовно-нравственное, культурное
Возрастная группа: 4 класс
Срок реализации: учебный год
Челябинск, 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
| Стр. |
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Учебно-Тематическое планирование | 7 |
3. Содержание курса | 10 |
4. Мониторинговая карта | 13 |
5. Материально техническое обеспечение | 15 |
6.Список использованной литературы | 16 |
7.Приложение | 17 |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка разработана на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предлагаемое тематическое планирование интегрированного курса кружковых занятий, включающего в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство.
В настоящее время возникла необходимость включения во внеурочную работу всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному курсу. Внеурочная работа – органичная часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его.
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Учебный материал курса кружка предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей.
1.Цель и задачи программы кружка:
- формирование нравственной и духовной культуры, эстетическое развитие личности ребенка,
- осмысление им традиционных духовно-нравственных ценностей народа.
Задачи:
• Образовательная: приобщить детей к истокам родной и зарубежной культуры посредством введения их в духовный мир авторской сказки.
• Воспитательная: воспитывать у детей любовь к культурному наследию своего народа, трудолюбие, послушание и уважение к родителям и близким людям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
• Развивающая: развивать у детей социальные навыки: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать, содействовать развитию речи детей, дать им навыки кукловождения, сценического мастерства, участия в организации выставок и спектаклей.
2. Принципы интегрированного курса:
Интегрированный курс кружка предусматривает такие виды деятельности как, чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, ролевая игра, инсценировка, с учетом возрастных особенностей учащихся.
- интеграция;
- систематичность;
- наглядность;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
Различные виды чтения.
Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
Устный журнал, театрализация.
Лепка из пластилина.
Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
Конкурсы, викторины.
Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.
3. Сроки реализации программы:
Программа кружка рассчитана на проведение занятий во внеурочное время с детьми 4 класса (начальная школа).
Программа рассчитана на 34 часа за год при недельной нагрузке 45 минут 1 раз в неделю.
4. Ожидаемый результат:
В ходе занятий младшие школьники будут не только овладевать необходимыми теоретическими и практическими знаниями по содержанию программы, но и смогут проявить себя в духовно привлекательных, личностно значимых для них формах творческой деятельности.
Требования к результатам обучения по программе интегрированного курса кружка:
Должны знать:
способы соединения деталей и соединительные материалы;
рисунок, набросок, иллюстрация;
работа с разными средствами изобразительного искусства.
Должны уметь:
реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности;
с помощью учителя анализировать произведение, планировать практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;
самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы;
размышлять о характере и поступках героя;
высказывать своё отношение к прочитанному;
Обучающийся будет способен проявлять следующие отношения:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу перед аудиторией.
Личностные результаты:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.
Мотивация любой деятельности.
Самооценка на основе критериев успешности этой деятельности.
Целостный, социально-ориентированный взгляд на мир.
Навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Проявление интереса к творческим успехам товарищей.
Психологическое обеспечение программы.
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- формирование умений учащихся по данному виду обучения;
Предполагаемые результаты развития УУД
Результат | УУД |
1.Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных работ (коллективных и индивидуальных). | Коммуникативные Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания. |
2.Получение специальных знаний. | Познавательные Предпосылка и условие успешности обучения. |
3.Сформированность специальных умений и навыков. | Регулятивные Планирование совместной деятельности, ориентация на образец и правило выполнения действия. |
4.Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. | Личностные Положительная динамика детского отношения к процессу познания. |
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, театрализованное представление, практическая работа, коллективные, индивидуальные и самостоятельные работы, защита творческих работ, консультация.
Методы контроля: консультация, викторина, составление устного журнала, конкурсы, защита и презентация работ, выступление, выставка, презентация.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ
Программа «Мир сказок» включает четыре относительно самостоятельных подпрограммы:
Подпрограмма «Кукольное представление сказки Золушка».Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.
Подпрограмма «Театральная постановка сказки Спящая Красавица». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков.
Подпрограмма «Постановка сказки Снежная Королева с использованием техники работы с пластилином и видеосъемки». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).
Подпрограмма «Организация сюжетной линии сказки 12 месяцев при помощи изобразительного искусства». Выполнение учащимися творческих работ.
Общая характеристика содержания подпрограмм
Подпрограмма «Кукольное представление сказки Золушка»
Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.
Подпрограмма «Театральная постановка сказки Спящая Красавица»
В ходе подготовки театральной постановки учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками :
ставить вопросы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Подпрограмма «Постановка сказки Снежная Королева с использованием техники работы с пластилином и видеосъемки»
Основное содержание работы - презентация результатов собственных исследований, овладение умениями аргументировать собственные суждения.
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты проектных работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Подпрограмма «Организация сюжетной линии сказки 12 месяцев при помощи изобразительного искусства»
Основное содержание работы — презентация собственных творческих работ с использованием результатов освоения программы.
Учебно-тематический план 4 класс |
№ н/н | Тема занятий | Количество часов | В том числе | Формы |
теория | практика |
Раздел 1. «Кукольное представление сказки Золушка». | 8 | 3 | 5 | |
1 | Знакомство с автором произведения: «Золушка». | 1 | 1 | | «Литературный ринг». |
2 | Знакомство со сказкой - «Золушка». | 1 | 1 | | КВН |
3 | Работа со сказкой «Золушка». | 1 | 1 | | Беседа, вертушка. |
4 | Учимся сценическому мастерству. | 1 | | 1 | Мастер-классы. |
5 | Изготовление эскиза и миниатюрной куклы. Создание книжки-малышки. | 1 | | 1 | Создание моделей. |
6 | Изготовление куклы. | 1 | | 1 | Практическая работа. |
7 | Репетиция. | 1 | | 1 | Экскурссия в сказку. |
8 | Кукольный театр сказки: «Золушка». | 1 | | 1 | Представление. |
Раздел 2. «Театральная постановка сказки Спящая Красавица». | 8 | 4 | 4 | |
9 | Знакомство с автором произведения: «Спящая красавица». | 1 | 1 | | Беседа, дискуссия. |
10 | Знакомство со сказкой - «Спящая красавица». | 1 | 1 | | Кроссворд, беседа. |
11 | Работа со сказкой «Спящая красавица». | 1 | 1 | | Игра, практическая работа. |
12 | Индивидуальные занятия по актерскому мастерству | 1 | 1 | | Мастер-классы, консультации. |
13 | Репетиция сказки по группам. | 1 | | 1 | Практическая работа, тренировка. |
14 | Самостоятельная подготовка. Изготовление атрибутов и афиши. | 1 | | 1 | Проект, практическая работа. |
15 | Общая репетиция. | 1 | | 1 | Тренировка, демонстрация. |
16 | Представление сказки «Спящая красавица». | 1 | | 1 | Презентация, конкурс. |
Раздел 3. «Постановка сказки Снежная Королева с использованием техники работы с пластилином и видеосъемки». | 10 | 3 | 7 | |
17 | Знакомство с автором произведения: «Снежная Королева». | 1 | 1 | | Экскурсия. |
18 | Знакомство со сказкой - «Снежная Королева». | 1 | 1 | | Сбор информации. |
19 | Работа со сказкой «Снежная Королева». | 1 | 1 | | Проведение игр, практическая работа. |
20 | Что можно сделать из пластилина? | 1 | | 1 | Конкурс, беседа. |
21 | Что такое камера и как с ней работать? | 1 | | 1 | Поход за территорию школы. |
22 | «Камера.... мотор!» | 1 | | 1 | Мастер-классы. |
23 | Что такое мультфильмы из пластилина? | 1 | | 1 | Демонстрация,наблюдение, обсуждение фильма. |
24 | Выполнение работы в технике пластилин. | 1 | | 1 | Практическая работа. |
25 | Съемка мультфильма по частям. | 1 | | 1 | Практическая работа. |
26 | Презентация мультфильма. | 1 | | 1 | Представление проекта. |
Раздел 4. «Организация сюжетной линии сказки 12 месяцев при помощи изобразительного искусства». | 8 | 4 | 4 | |
27 | Знакомство с автором произведения: «12 месяцев ». | 1 | 1 | | Беседа, конкурс. |
28 | Знакомство со сказкой - «12 месяцев ». | 1 | 1 | | «Что? Где? Когда?». |
29 | Работа со сказкой «12 месяцев ». | 1 | 1 | | Беседа. |
30 | Изготовление рисунка к сказке: «12 месяцев ». | 1 | | 1 | Выставка. |
31 | Репетиция сказки по плану. | 1 | 1 | | Практическая работа. |
32 | Изготовление эпизода сказки: «12 месяцев » в виде рисунка. | 1 | | 1 | Выполнение проекта. |
33 | Репетиция творческого представления рисунка. Создание журнала. | 1 | | 1 | Практическая работа. |
34 | Сказка «12 месяцев ». | 1 | | 1 | Представление рисунка. |
Итого: | | 34 | 14 | 20 | |
Содержание занятий в четвертом классе
Подпрограмма «Кукольное представление сказки Золушка».
Тема «Знакомство с автором произведения: «Золушка».»
Знакомство с автором произведения «Золушка». Автор сказки Шарль Перро Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «произведение». Коллективное обсуждение вопросов , представление об авторе .
Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека) в ходе изучения доступных объектов ( выдается материал биография Шарль Перро и учащиеся должны выбрать основной материал ,который им понятен, и зачитывают классу ).
Тема «Знакомство со сказкой - «Золушка».»
Знакомство со сказкой «Золушка» в виде КВНа. При знакомстве со сказкой, узнаем кто читал сказку . При знакомстве со сказкой ,рассматриваются иллюстрации ,которые соотносятся со сказкой ,всех герой ,все события которые происходят в сказке, все проходит в виде КВНа.
Тема «Работа со сказкой «Золушка».»
При работе со сказкой « Золушка» учащимся предстоит чтение и понимание текста в сказке Шарля Перро «Золушка». После прочтения нужно определить «положительных» и «отрицательных» героев в сказке. Определить мораль сказки. Из сказки воспитывать умения эмоционального выражения. Так же нужно развивать речь, мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, развивать навыки пластичности, выразительности, грациозности. Сказку читают выразительно понимание и объяснение значений слов и выражений; составление плана к рассказу и сказке; подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану; творческий пересказ (изменения лица рассказчика). Такая тщательная проработка навыков работы с текстом дала возможность существенно повысить требования к учащимся.
Тема «Учимся сценическому мастерству.»
Что такое сценическое мастерство? Как создаются сценки? Что такое мастерство? Практические задания на продуцирование сценичеству.
Тема «Изготовление эскиза и миниатюрной куклы. Создание книжки-малышки»
Что такое эскиз? Что такое кукла? Что такое миниатюрная кукла? Какие куклы бывают? Показ кукол на демонстрации. Заготовки для кукол. Как создавать книжку-малышку? Правильные и ошибочные суждения - практическая работа.. Практические задания на изготовление эскиза и миниатюрной куклы ,создание книжки-малышки. Неправильные изготовления - поиск ошибок и исправления. Практические занятия по изготовлению куклы и создание книжки-малышки.
Тема «Изготовление куклы.»
Делаем кукол. Показ кукол. Выставка кукол.
Тема «Репетиция.»
Знакомство со словом репетиция. Практическая работа – выявление главных ролей . Практические задания типа - «что сначала, что потом».
Тема «Кукольный театр сказки: «Золушка».»
Постановка кукольного театра сказки « Золушка ».
Подпрограмма «Театральная постановка сказки Спящая Красавица»
Тема «Знакомство с автором произведения: «Спящая красавица».
Знакомство с автором произведения «Спящая красавица». Авторы сказки Братья Гримм. Коллективное обсуждение вопросов, рассказ о биографии Братьев Гримм.
Тема «Знакомство со сказкой - «Спящая красавица».»
Познакомить со сказкой «Спящая красавица» Братьев Гримм. Заинтересовать в чтении сказки. Развивать навыки чтения. Воспитывать любовь к сказкам.
Тема «Работа со сказкой «Спящая красавица».»
Сказка « Спящая красавица». Чтение и понимание текста. Разобрать сказка по частям ,выделение героев . Выразительно чтение сказки.
Тема «Индивидуальные занятия по актерскому мастерству»
Что такое актерское мастерство? Кто такой актер?
Тема «Репетиция сказки по группам.»
Распределение ролей. Постановка ролей .
Тема «Самостоятельная подготовка. Изготовление атрибутов и афиши.»
Определить группы отвечающие за подготовку атрибут и афиш .Распределение обязанностей .
Тема «Общая репетиция.»
Генеральная репетиция сказки с готовыми атрибутами и афишами .
Тема «Представление сказки «Спящая красавица».
В виде презентации и конкурса представляют сказку. Выразительно ,красиво проигрывают роли .
Подпрограмма «Постановка сказки Снежная Королева с использованием техники работы с пластилином и видеосъемки»
Тема «Знакомство с автором произведения: «Снежная Королева».»
Ознакомить учащихся с удивительным датским писателем-сказочником, мастером пера, волшебником слова — Х. К. Андерсеном; рассказать о необычности сказок писателя, их многогранности; проследить главную мысль сказки.
Тема «Знакомство со сказкой - «Снежная Королева».
Рассмотрение иллюстраций по теме сказка «Снежная королева» . Спросить пересказ учащихся ,тех кто читал сказку и знает ее. Распределение по группам .
Поиск информации о сказке .Чтение сказки .
Тема «Работа со сказкой «Снежная Королева».»
Беседа по прочитанному .С чего начинается эта сказка?
Игра «Зеркальце». В сердце каждого человека живёт и добро, и зло. Зло несут отрицательные черты характера, с которыми человек ведет постоянную борьбу. Учитель предлагает глядя в наше волшебное зеркало, назвать свою отрицательную черту, от которой вам бы хотелось избавиться.
В конце урока мы должны будем знать: Главные биографические факты Х.К.Андерсена. Сколько сказок написал Андерсен, и как они называются. О чем сказка «Снежная королева» и кто её главные герои. Реальное и фантастическое в этой сказке.
Тема «Что можно сделать из пластилина?»
Что такое пластилин ? Как вы думаете ,из чего он состоит? Что можно сделать из пластилина ? Конкурс «Лучшая работа».
Тема «Что такое камера и как с ней работать?»
Что такое камера? Кто умеет пользоваться камерой ? Кому интересно запечатлевать интересные вещи? Изучение устройства камеры .Распределение групп по работе с камерой .
Тема «Камера…мотор!»
Проба съемки .
Тема «Что такое мультфильмы из пластилина?
Что такое мультфильмы? Что такое мультфильмы из пластилина ? Смотрели ли вы такие мультики? Как вы думаете интересный такой мультик ? Кто бы хотел снять такой мультфильм сам .
Тема «Выполнение работы в технике пластилин.»
Пластилин .Что такое пластилин ? Техника работы с пластилином . Изготовление игрушек из пластилина .
Тема «Съемка мультфильма по частям».
Группы съемочной команды работают над съемкой мультфильма по частям.
Распределение сказки на части .
Съемка первая часть ,вторая, третья…
Тема «Презентация мультфильма».
Готовый , презентабельный мультфильм для показа .
Подпрограмма «Организация сюжетной линии сказки Двенадцать месяцев при помощи изобразительного искусства».
Тема «Знакомство с автором произведения: «Двенадцать месяцев ».»
Знакомство с автором произведения « Двенадцать месяцев ». Автор сказки С.Я. Маршак Коллективное обсуждение вопросов, представление об авторе . Подготовить автобиографию про С.Я . Маршака.
Тема «Знакомство со сказкой - « Двенадцать месяцев ».»
Расширение знаний детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака. Знакомство сказкой – пьесой «Двенадцать месяцев». Развивается навыки выразительного и выборочного чтения.
Тема «Работа со сказкой « Двенадцать месяцев ».»
Чтение по ролям диалог девочки с месяцем Январём. (Январь, девочка, автор)
Обсуждение сказки .
Тема «Изготовление рисунка к сказке: « Двенадцать месяцев ».
Работа в группах. Изготовление рисунка из сказки « Двенадцать месяцев».
Тема «Репетиция сказки по плану».
Репетиция сказки по рисункам .
Составление плана по рисункам на доске.
Тема «Изготовление эпизода сказки: «Двенадцать месяцев » в виде рисунка».
Изготовление сюжета сказки .
Тема «Репетиция творческого представления рисунка. Создание журнала».
Показ сказки в виде сюжетных рисунков .
Создать устный журнал из сюжетных рисунков сказки.
Составить ребусы и загадки для журнала.
Тема «Сказка «Двенадцать месяцев ».
Постановка сказки . Сюжетное представление .
Способы проверки результатов освоения программы. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может происходить в виде защиты презентационных, практических, творческих работ. В процессе просмотра работ происходит обсуждение оригинальности замысла и его воплощение автором.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные : Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и исходить выходы из спорных ситуаций; Метапредметные : Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; Формирование умения планировать и оценивать учебные действия в соответствующими с поставленной задачей и условиями ее реализации; результата; Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отношения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Прогнозируемый воспитательный результат : Знают литературные сказки ; Имеют представление о сказках; Осознают себя частью семьи второго поколения, сохраняя связь с представителями старшего поколения ; Прогнозируемый воспитательный эффект: сохранять сказки для других поколений; развитие личностного отношения к окружающей среде и культурным традициям; | Диагностическая анкета «Мир сказок» для учащихся; Методика «Букет настроений» (авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др.) Комплексная методика анализа и оценки уровня воспитанности учащихся (автор Н. Г. Анетько) | Октябрь Январь Февраль Март Апрель |
Материально-техническая база
Для учителя | Для учащихся |
Компьютер , мультимедиа, проектор, книги со сказками, камера, раздаточный материал. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина. | Пластилин, доска, пластмассовый нож, книги со сказками , краски, листы для рисования, ткань, нитки, иголка. |
| |
| |
Список использованной литературы
Для учителя | Для учащихся | |
1. Горичева В.С., Нагибина М.И.[Текст]: Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / Ярославль : « Академия развития» ,1998.- 192 с. | Горичева В.С., Нагибина М.И.[Текст]: Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина / Ярославль : « Академия развития» ,1998.- 192 с. | |
2. Городкова Т.В.,Нагибина М.И.[Текст]: Мягкие игрушки- мультяшки и зверюшки./Пособие для родителей и педагогов.Ярославль : «Академия развитя»,1997.-240 с. | Городкова Т.В.,Нагибина М.И.[Текст]: Мягкие игрушки- мультяшки и зверюшки./Пособие для родителей и педагогов.Ярославль : «Академия развитя»,1997.-240 с. | |
3.Ефимова А.В.[Текст]: Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. М.: «Просвещение»,1978.-162 с. | Ефимова А.В.[Текст]: Работа с мягкой игрушкой в начальных классах. М.: «Просвещение»,1978.-162 с. | |
4. Шембель А.Ф.[Текст] : Рисование и лепка /Учеб.пособие для средн.-техн.училищ.-М.: Высш.школа, 1981.-96 с. | Шембель А.Ф.[Текст] : Рисование и лепка /Учеб.пособие для средн.-техн.училищ.-М.: Высш.школа, 1981.-96 с. | |
5. Методические рекомендации для учителя. 4 класс. Т.Н.Проснякова, Е.А. Мухина. | Сказка «Снежная королева» | |
6. Методика «Домик» авторы М. А. Александрова, Е. Г. Голубева и др. | Сказка « Двенадцать месяцев» | |
7. http://www.30kam-s4.edusite.ru/DswMedia/kompleksnayametodikaanalizaiocenkiurovnyavospitannostiuchashaixsya.pdf | Сказка « Спящая красавица» | |
8.Сказка « Снежная королева» | Сказка «Золушка» | | |
9. Сказка «Спящая красавица» | | |
10.Сказка « Золушка» | | |
| |
1