СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные Эрудиты"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности. срок реализации год. 70 часов- по два часа в неделю. Охватывает разный возрастной состав 5-11 классы. Содержит разнообразные виды математической деятельности. Шашки и шахматы, развитие устного и письменного счета, логические задачи, задачи на смекалку. По каждому блоку проводятся турниры, соревнования и конкурсы. Данная деятельность повышает мотивацию к учению, вызывает интерес к науке, развиваеет логическое, аналитическое мышление,умение сравнивать и делать выводы. Способствует развитию творческой деятельности!

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юные Эрудиты"»






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по научно- познавательному направлению

«Юные эрудиты»


Классы: 5 - 6

Срок реализации 1 год






Составитель: Дудина Ю.В.

учитель математики























2019 - 2020 уч. год



1. Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности научно- познавательного направления «Юные эрудиты» разработана на основе «Примерные программы  по внеклассной работе по математике «Стандарты   второго поколения. Математика 5 – 9 класс»  – М.: Просвещение,  2011 г. и

«Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, предназначена обучающимся 5–6 классов и рассчитана на проведение 2 часов в неделю, 70 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания

Срок реализации программы 1 год.

2. Цели и задачи курса

Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.    

Задачи программы:

-   создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;

- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;

- расширение кругозора учащихся;

- развитие мелкой моторики рук;

- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.


3. Планируемые результаты освоения программы

Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.



Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;

- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;

- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;

- умение преодолевать трудности.


Метапредметные результаты:

- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;

- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;

- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;

- действие в соответствии с заданными правилами;

- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;

- сопоставление полученного результата с заданным условием;

- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;

- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);

- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;

- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;

- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;

- воспроизведение способа решения задачи.

- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;

- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).

Предметные результаты:

- создание фундамента для математического развития;

- формирование  механизмов  мышления, характерных для математической деятельности;

- осознание значения математики для повседневной жизни человека;

- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;

- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов







4. Содержание программы.

Вводное занятие.

Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.

Шахматно-шашечный турнир.

Шахматная доска и фигуры. Место шахмат в мировой культуре.

Ходы и взятия фигур. Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур.

Цель и результат шахматной партии. Понятия шax, мат.

Квалификационные соревнования.

Приемы быстрого счета.

Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.

Решение задач

Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи, решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.

Геометрическая мозаика

Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.

Математика в жизни

Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.


Составление презентаций.

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Итоговое занятие.


5. Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество часов

Организационное занятие.

1

Шахматно-шашечный турнир

19

Приемы быстрого счета.

12

Занимательные математические задачи

9

Геометрическая мозаика

12

Математика в жизни

6

Компьютерные презентации

11

Итого

70



6. Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата

Тема занятия

план

факт

1



Организационное занятие.

Шахматно-шашечный турнир (19)5-11 классы

2-3



Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 5 класса

4-5



Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 6 класса

6-7



Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 7 класса

8-9



Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 8 класса

10-11



Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 9 класса

12-13



Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 10-11 класса

14-15



Турнир победителей 5-6 классов

16-17



Турнир победителей 7-8 классов

18-19



Турнир победителей 9-11 классов

20



Награждение победителей. Чаепитие. Обсуждение результов

Приемы быстрого счета (12 ч)5-11 классы

21



Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9.

22



Умножение двухзначных чисел на 11;13.

23



Промежуточное приведение к «круглым» числам.

24



Использование изменения порядка счета.

25



Умножение и деление на 5,50,500.

26



Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков.

27



Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест».

28



Умножение двухзначных чисел, близких к 100.


29-31



Соревнование по устному счету группы: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы

32



Награждение победителей. Чаепитие. Обсуждение результатов.

Занимательные математические задачи (9 ч) 5 классы

33



Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки

34



Задачи на определение возраста.

35



Задачи, решаемые с конца.

36



Задачи на взвешивание и переливание.

37



Задачи, решаемые уравниванием.

38



Задачи на движение.

39



Логика и рассуждения. Логические задачи

40-41



Конкурс по решению олимпиадных задач.

Геометрическая мозаика (12ч) 5 классы




42



Простейшие геометрические фигуры.

43



Геометрия на клетчатой бумаге.

44



Вырезание из бумаги.

45



Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации.

46



Конструирование фигур из треугольников.

47



Геометрические головоломки.

48



Задачи на разрезание и складывание фигур.

49



Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

50



Топологические опыты.

51-52



Турнир по геометрии.

53



Награждение победителей конкурса по решению олимпиадных задач и турнира по геометрии. Чаепитие. Обсуждение результатов

Математика в жизни (6 ч) 5 классы

54



Поступки делового человека

55



Учёт расходов семьи на питание

56-57



Кулинарные рецепты

58



Таблица игр по футболу

59



Подсчёт вариантов

Компьютерные презентации (11ч) 5 классы

60



Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа

61-62



Компьютерные презентации. Дизайн, шаблон, анимация, редактирование, вставка: текста, таблиц, геометрических объектов.

63-64



Составление линейной презентации на тему "Планеты Солнечной системы"

65



Гиперссылки. Древовидные презентации.

66-69



Составление древовидной презентации на тему "Съедобные и несъедобные грибы"

70



Общий просмотр составленных презентаций. Обсуждение результатов работы.