РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по научно- познавательному направлению
«Юные эрудиты»
Классы: 5 - 6
Срок реализации 1 год
Составитель: Дудина Ю.В.
учитель математики
2019 - 2020 уч. год
1. Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности научно- познавательного направления «Юные эрудиты» разработана на основе «Примерные программы по внеклассной работе по математике «Стандарты второго поколения. Математика 5 – 9 класс» – М.: Просвещение, 2011 г. и
«Математика. Занятия школьного кружка. 5 – 6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007, предназначена обучающимся 5–6 классов и рассчитана на проведение 2 часов в неделю, 70 часов в год. Занятия проводятся после всех уроков основного расписания
Срок реализации программы 1 год.
2. Цели и задачи курса
Цель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности, развитие интереса к математическому творчеству, расширение математического кругозора и эрудиции.
Задачи программы:
- создание условий для самостоятельной познавательной и творческой деятельности;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления, любознательности, умения проводить самостоятельные наблюдения, сравнивать, анализировать жизненные ситуации;
- расширение кругозора учащихся;
- развитие мелкой моторики рук;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
3. Планируемые результаты освоения программы
Внеурочная деятельность по программе «Занимательная математика» способствует формированию у обучающихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - качеств весьма важные в практической деятельности любого человека.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- критичность мышления, внимательность, находчивость, настойчивость, целеустремленность, любознательность;
- инициатива, активность и сообразительность при выполнении разнообразных заданий, при решении математических задач, в том числе, проблемного и эвристического характера;
- умение преодолевать трудности.
Метапредметные результаты:
- сравнение разных приемов действий, выбор удобных способов для выполнения конкретного задания;
- моделирование в процессе совместного обсуждения алгоритма выполнения задания; использование его в ходе самостоятельной работы;
- применение изученных способов учебной работы и приёмов вычислений для работы;
- действие в соответствии с заданными правилами;
- участие в обсуждении проблемных вопросов, высказывание собственного мнения и аргументирование своей позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения;
- сопоставление полученного результата с заданным условием;
- контроль своей деятельности: обнаружение и исправление ошибок;
- анализ текста задачи: ориентирование в тексте, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин);
- поиск и выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
- моделирование ситуации, описанной в тексте задачи;
- конструирование последовательности «шагов» (алгоритм) решения задачи;
- объяснение (обоснование) выполняемых и выполненных действий;
- воспроизведение способа решения задачи.
- анализ предложенных вариантов решения задачи, выбор из них верных, выбор наиболее эффективного;
- оценка предъявленного готового решения задачи (верно, неверно).
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития;
- формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности;
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить логические обоснования;
- применение к решению математических и нематематических задач предполагающее умение: выполнение вычислений с натуральными числами, решение текстовых задач арифметическим способом и с помощью уравнения, читать и использовать информацию в виде таблиц, диаграмм, решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов
4. Содержание программы.
Вводное занятие.
Организационное занятие. Правила техники безопасности на занятиях. Цели и задачи. Планируемые виды деятельности и результаты.
Шахматно-шашечный турнир.
Шахматная доска и фигуры. Место шахмат в мировой культуре.
Ходы и взятия фигур. Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур.
Цель и результат шахматной партии. Понятия шax, мат.
Квалификационные соревнования.
Приемы быстрого счета.
Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. Умножение двухзначных чисел на 11;13. Промежуточное приведение к «круглым» числам. Использование изменения порядка счета. Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Умножение и деление на 5,50,500. Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». Умножение двухзначных чисел, близких к 100.
Решение задач
Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки. Задачи на определение возраста. Задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Задачи на переливание. Задачи, решаемые уравниванием. Логика и рассуждения. Логические задачи. Решение олимпиадных задач.
Геометрическая мозаика
Простейшие геометрические фигуры. Геометрия на клетчатой бумаге. Вырезание из бумаги. Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. Конструирование фигур из треугольников. Геометрические головоломки. Задачи на разрезание и складывание фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Топологические опыты. Турнир по геометрии.
Математика в жизни
Поступки делового человека. Учёт расходов семьи на питание. Кулинарные рецепты. Таблица игр по футболу. Подсчёт вариантов.
Составление презентаций.
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Итоговое занятие.
5. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
| Организационное занятие. | 1 |
| Шахматно-шашечный турнир | 19 |
| Приемы быстрого счета. | 12 |
| Занимательные математические задачи | 9 |
| Геометрическая мозаика | 12 |
| Математика в жизни | 6 |
| Компьютерные презентации | 11 |
Итого | 70 |
6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия |
план | факт |
1 | | | Организационное занятие. |
Шахматно-шашечный турнир (19)5-11 классы |
2-3 | | | Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 5 класса |
4-5 | | | Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 6 класса |
6-7 | | | Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 7 класса |
8-9 | | | Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 8 класса |
10-11 | | | Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 9 класса |
12-13 | | | Обсуждение правил и методов игры. Турнир среди учеников 10-11 класса |
14-15 | | | Турнир победителей 5-6 классов |
16-17 | | | Турнир победителей 7-8 классов |
18-19 | | | Турнир победителей 9-11 классов |
20 | | | Награждение победителей. Чаепитие. Обсуждение результов |
Приемы быстрого счета (12 ч)5-11 классы |
21 | | | Легкий способ умножения первых десяти чисел на 9. |
22 | | | Умножение двухзначных чисел на 11;13. |
23 | | | Промежуточное приведение к «круглым» числам. |
24 | | | Использование изменения порядка счета. |
25 | | | Умножение и деление на 5,50,500. |
26 | | | Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. |
27 | | | Метод умножения двухзначных чисел «крест на крест». |
28 | | | Умножение двухзначных чисел, близких к 100. |
29-31 | | | Соревнование по устному счету группы: 5-6 классы, 7-8 классы, 9-11 классы |
32 | | | Награждение победителей. Чаепитие. Обсуждение результатов. |
Занимательные математические задачи (9 ч) 5 классы |
33 | | | Математические головоломки. Задачи-шутки. Задачи-загадки |
34 | | | Задачи на определение возраста. |
35 | | | Задачи, решаемые с конца. |
36 | | | Задачи на взвешивание и переливание. |
37 | | | Задачи, решаемые уравниванием. |
38 | | | Задачи на движение. |
39 | | | Логика и рассуждения. Логические задачи |
40-41 | | | Конкурс по решению олимпиадных задач. |
Геометрическая мозаика (12ч) 5 классы | | | |
42 | | | Простейшие геометрические фигуры. |
43 | | | Геометрия на клетчатой бумаге. |
44 | | | Вырезание из бумаги. |
45 | | | Поиск треугольников в фигурах сложной конфигурации. |
46 | | | Конструирование фигур из треугольников. |
47 | | | Геометрические головоломки. |
48 | | | Задачи на разрезание и складывание фигур. |
49 | | | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
50 | | | Топологические опыты. |
51-52 | | | Турнир по геометрии. |
53 | | | Награждение победителей конкурса по решению олимпиадных задач и турнира по геометрии. Чаепитие. Обсуждение результатов |
Математика в жизни (6 ч) 5 классы |
54 | | | Поступки делового человека |
55 | | | Учёт расходов семьи на питание |
56-57 | | | Кулинарные рецепты |
58 | | | Таблица игр по футболу |
59 | | | Подсчёт вариантов |
Компьютерные презентации (11ч) 5 классы |
60 | | | Что такое мультимедиа; области применения. Технические средства мультимедиа |
61-62 | | | Компьютерные презентации. Дизайн, шаблон, анимация, редактирование, вставка: текста, таблиц, геометрических объектов. |
63-64 | | | Составление линейной презентации на тему "Планеты Солнечной системы" |
65 | | | Гиперссылки. Древовидные презентации. |
66-69 | | | Составление древовидной презентации на тему "Съедобные и несъедобные грибы" |
70 | | | Общий просмотр составленных презентаций. Обсуждение результатов работы. |