Программа курса внеурочной деятельности
«Занимательная математика» для 2 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике для 2 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон «Об образовании РФ» №273 от 2012 г
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программой начального общего образования по математике с учетом авторской программы Башмакова М.И., Нефедовой М.Г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/15 учебный год» от 31 марта 2014 года № 253.
Программа «Занимательная математика» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».
Цель курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.
Задачи курса:
Познавательные:
- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;
- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;
Развивающие:
- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);
- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;
- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;
- развивать математическую речь;
Воспитательные:
- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».
Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.
Режим занятий – 1 час в неделю. Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Количество детей в группе 10-15 человек.
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Принципы программы:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность
Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»
Личностные, метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета (курса).
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
За время изучения курса ученики овладеют метапредметными универсальным учебным действиям:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
Использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.
К концу обучения по курсу внеурочной деятельности «Занимательная математика» во 2 классе обучающиеся должны уметь:
- решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);
- решать словесные и картинные ребусы;
- заполнять магические квадраты размером 3х3;
- находить число пар, один элемент которых принадлежит одному множеству, а другой – второму множеству;
- проходить числовые и словесные лабиринты, содержащие двое-трое ворот;
- объяснять решение задач по перекладыванию палочек и спичек с заданным условием и решением;
- решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;
- уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность
самостоятельная работа;
работа в парах, в группах;
творческие работы
Методы проведения занятий
Словесные
Наглядные
Практические
Исследовательские
Формы проведения занятий
индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);
групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).
Основные принципы распределения учебного материала:
от простого к сложному;
увеличение объёма материала;
наращивание темпа выполнения заданий;
смена различных видов деятельности;
увеличение количества часов на выполнение логических заданий каждый год.
Итоговый контроль осуществляется в формах:
Содержание учебного предмета.
Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч). Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.
Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.
Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.
Творческие задания (10 ч). Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».
Диагностика (2 ч). Диагностика степени владения логическими операциями.
Распределение учебных часов по разделам программы:
№ | Тема | Количество часов |
1 | Сравнение, обобщение, классификация. | 5 |
2 | Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания. | 3 |
3 | Логические задания. | 9 |
4 | Комбинаторика и конструкции. | 5 |
5 | Творческие задания. | 10 |
6 | Диагностика. | 2 |
6. Тематическое планирование
№ | Темы занятий | Форма проведения занятия | Количество часов | Дата проведения |
Теоретических | Практических | план | фактич. |
1 | Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей. | диагностика | | 1 | | |
2 | Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы. | КВН | | 1 | | |
3 | Математические фокусы со спичками | Игры со спичками (палочками) | | 1 | | |
4 | Математические лабиринты. Числовые треугольники. | Работа в парах | | 1 | | |
5-6 | Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. | Творческие задания | | 1 | | |
7-8 | Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20. Логические вопросы. | Игра-путешествие | | 1 | | |
9 | Лишнее слово. Выделение признаков предметов. Сравнение. | Работы в группах | | 1 | | |
10 | Разбиение по какому-либо признаку. Игра «Посели в свой домик» | Математические игры | | 1 | | |
11-12 | Задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически-поисковые задания. | Работы в группах | | 1 | | |
13 | Чтение изографов. Словесные лабиринты. | Математические игры | | 1 | | |
14-15 | Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. | Математические игры Творческие задания | | 1 | | |
16 | Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд. | Работа в парах | | 1 | | |
17-18 | Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. | Математические игры | | 1 | | |
19-20 | Игра «Шифровальщик». Палиндромы. | Математические игры Конкурс математических газет | 1 | 1 | | |
21-22 | Занимательная геометрия. Головоломки со спичками. Графический диктант. | Конкурс знатоков | 1 | 1 | | |
23-24 | Логические задачи. Шарады. Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100. | Соревнования | | 1 | | |
25-26 | Задачи-шутки. Нестандартные задачи. | Блиц-турнир по решению задач | | 1 | | |
27 | Оригами. Изучение свойств квадрата. | Практикум | | 1 | | |
28-29 | Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка». | Викторина | | 1 | | |
30 | Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках. | Работа в парах | | 1 | | |
31 | Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах. | Конкурсно-игровая программа | | 1 | | |
32 | Нахождение закономерностей. Распределение по группам. | Соревнование | | 1 | | |
33 | Задачи в стихах. Ребусы. | Блиц-турнир | | 1 | | |
34 | Конкурс эрудитов. | Конкурс | | 1 | | |