СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»

Рассмотрено

на заседании методического объединения

классных руководителей

.


Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ Калачеевская СОШ № 6



.


Утверждено

приказом директора МБОУ Калачеевская СОШ № 6



по школе № 51/1 от 01.09.2011 г.




ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


«Секреты грамматики»

в 4 «Б» классе

Бутковой Елены Михайловны

Возраст обучающихся – 10-11 лет











  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты грамматики» разработана в соответствии с соответствии с п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", Уставом образовательного учрежден

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Данная программа соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Цели изучения курса:

Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи курса:

Обучающие:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • развитие мотивации к изучению русского языка;

  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;

  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать смекалку и сообразительность;

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;

  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой;

  • использование фотостудии.

Место курса в учебном плане:

Согласно учебному плану МБОУ Калачеевская СОШ №6 на 2018-2019 учебный год на изучение курса (внеурочной деятельности) «Секреты грамматики» в 4 классе отводится 34 ч. из расчета 1 ч. в неделю.

Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность “Секреты грамматики”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по внеурочной деятельности “Секреты грамматики”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Секретам грамматики” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Секреты грамматики” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Секретам грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуальная.

  • Коллективная. Работа в малых группах.

Технологии обучения:

  • Технология продуктивного чтения.

  • Технология критического мышления.

  • Технология проектной деятельности.

  • Проблемно – диалогическая технология.

  • Здоровьесберегающие технологии.

Виды и формы контроля: тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа.

  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Секреты грамматики»

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

  • использовать фотостудию.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Планируемые результаты изучения курса «Секреты грамматики»

Учащиеся должны знать:

-отличительные признаки основных языковых единиц;

- основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией;

-слова, словосочетания, предложения, текста;

-основные орфографические и пунктуационные правила;

-о некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных;

Учащиеся должны уметь:

-четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи;

- подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты;

- различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы;

- пользоваться орфографическим., словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями;

- пользоваться фотостудией.



  1. Содержание программы

Фонетика и орфоэпия (7 часов)

Тема 1. Что такое орфоэпия?(1ч.)

Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.

Тема 2.Что такое фонография или звукозапись? (1ч.)

Знакомство с понятиями «фонография» и «звукозапись».Знакомство с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширение знаний о буквах и звуках.

Тема 3. Звуки не буквы! (1ч.)

Знакомство с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции. Рассказ учителя об отличии « буквы» от «звука». Составление транскрипций.

Тема 4. Звучащая строка. (1ч.)

Знакомство с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание». Знакомство с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс». Развитие фонематического слуха.

Тема 5. Банты и шарфы. (1ч.)

Знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с произношением слов банты и шарфы . Разыгрывание ситуаций с этими словами.

Тема 6. «Пигмалион» учит орфоэпии. (1ч.)

Продолжить знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Знакомство с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион». Правильная постановка ударений в словах.

Тема 7. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях. (1ч.)

Знакомство с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями. Познакомить с образованием звукоподражаний. Сравнение звукоподражаний разных языков. Развитие культуры речи. Выполнение заданий по теме «Орфоэпия и фонетика».

Лексикология (27 часов)

Тема 8. Имена вещей. (1ч.)

Знакомство с термином « лексика», и лексическим значением слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка . Обогащение словарного запаса учащихся.

Тема 9. О словарях энциклопедических и лингвистических. (1ч.)

Дается понятие о лексическом значении слов. Знакомство с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Сравнение роли энциклопедических и лингвистических словарей. Обучение умению пользоваться различными словарями.

Тема 10. В царстве смыслов много дорог. (1ч.)

Знакомство с многозначными словами, словами- омонимами. Рассматриваются способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов».

Тема 11. Как и почему появляются новые слова? (1ч.)

Продолжение знакомства с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.

Тема 12. Многозначность слова. (1ч.)

Рассказ о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

Тема 13. «Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов. (1ч.)

Рассматривается понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определение первоисточников слова,.

Тема 14. Об одном и том же- разными словами. (1ч.)

Изучается особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Тема 15. Как возникают названия. (1ч.)

Тема 16. Слова – антиподы. (1ч.)

Беседа по содержанию стихотворения В. Полторацкого «Слово о словах». Вводится понятие «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Тема 17. Фразеологические обороты. (1ч.)

Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Вводится понятие «фразеологические обороты». Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Нахождение фразеологизмов в отрывке из повести А. Рыбакова «Приключение Кроша».

Тема 18. Словари «чужих» слов. (1ч.)

Рассматриваются особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Вводится понятие «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.

Тема 19. Капитан и капуста. (1ч.)

Знакомство с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

Тема20. «Он весь свободы торжество». (1ч.)

Исследуются языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Вводится понятие «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Тема21. Мы говорим его стихами. (1ч.)

Вводятся понятия «крылатые выражения» и «афоризмы. Нахождение афоризмов и крылатых выражений в произведениях А. С. Пушкина.Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Тема22. Слова, придуманные писателями. (1ч.)

Продолжается работа над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Вводятся понятия «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Нахождение индивидуально- авторских неологизмов в произведениях А. С. Пушкина.

Тема 23. Слова уходящие и слова – новички. (1ч.) Изучение особенностей устаревших слов- архаизмов. Знакомство со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов.

Тема 24. Словарь языка Пушкина. (1ч.) Рассматривается особенность построения «Словаря языка Пушкина». Знакомство с созданием «Словаря языка Пушкина».Беседа о значении этого словаря. Работа со словарем.

Тема 25. Смуглая Чернавка. (1ч.) Рассматривается особенность древнерусских имен. Знакомство с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина. Показать значение древнерусских имен.

Тема 26. Паронимы, или «ошибкоопасные» слова. (1ч.)

Знакомство с понятием «паронимы». Рассматриваются виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи .

Тема27. Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика». (1ч.)

Знакомство с явлением межъязыковой паронимии. Рассматриваются виды паронимов и способы их образования.

Тема 28. Какой словарь поможет избежать ошибок? (1ч.)

Знакомство со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов. Способы образования паронимов. Работа над умением правильно употреблять паронимы в устной и письменной речи.

Тема 29. Словарь- грамотей. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей орфографического словаря. Беседа о значении орфографического словаря. Работа с орфографическим словарем.

Тема 30. Научная этимология. (1ч.)

Знакомство со словарной статьей этимологического словаря. Рассматривается значение этимологического словаря, история происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка»и «запятая».Работа с этимологическим словарем.

Тема 31. Какие бывают имена? (1ч.)

Знакомство с наукой «ономастика», С традиционными кличками животных на Руси. Рассматриваются способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Тема32. Древнерусские имена. (1ч.)

Знакомство с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем.

Тема33. Отчество и фамилия. (1ч.)

Беседа об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Знакомство с наукой «антропонимика». Объяснение происхождений фамилий на примере стихотворения С. Михалкова.

Тема 34. Надо ли останавливаться перед зеброй? (1ч.)

Знакомство со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении. Использование уже имеющегося названия предмета. Вводится понятие «метафорическая номинация».









IV. Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

Что такое орфоэпия?

1

Познакомятся с нормами литературного произношения. Углубят и расширят знания и представления о литературном языке. Познакомятся с понятиями «орфоэпия», «орфография».

Что такое фонография или звукозапись?

1

Познакомятся с понятиями «фонография» и «звукозапись». Познакомятся с историей письма, с этапом развития письменности – фонографией. Расширят знаний о буквах и звуках.

Звуки не буквы!

1

Познакомятся с наукой фонетикой, правилами чтения и записи транскрипции.


Звучащая строка.

1

Познакомятся с фонетическими явлениями «звукозапись», «звукоподражание», с терминами «ономатопеи», «аллитерация», «ассонанс».

Банты и шарфы.

1

Познакомятся с наукой орфоэпия, с нормами произношения, с произношением слов банты и шарфы.

«Пигмалион» учит орфоэпии.

1

Продолжат знакомство с наукой орфоэпия, с нормами произношения. Познакомятся с героями и содержанием комедии Бернарда Шоу «Пигмалион»..


Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1

Познакомятся с ономатопоэтическими словами или звукоподражаниями, с образованием звукоподражаний.


Имена вещей.

1

Познакомятся с термином « лексика», и лексическим значением слов. с толковыми словарями русского языка .

О словарях энциклопедических и лингвистических.

1

Познакомятся с лингвистическими словарями русского языка, с особенностями словарной статьи. Научатся пользоваться различными словарями.


В царстве смыслов много дорог.

1

Познакомятся с многозначными словами, словами- омонимами. Рассмотрят способы и причины образования нескольких значений у слова. Практическая работа «Отличие многозначных слов и слов- омонимов

Как и почему появляются новые слова?

1

Продолжат знакомство с лексическим значением слов. Работа с различными толковыми словарями, с историей появления новых слов в русском языке.


Многозначность слова.

1

Узнают о свойстве « многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделят отличительные признаки многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями. Игра «Прямое и переносное значение слов».

«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.

1

Рассмотрят понятие «этимология», строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями. Определят первоисточники слова,.


Об одном и том же - разными словами.

1

Изучат особенность синонимического ряда слов. Работа со словами- синонимами и правильным употреблением их в речи.

Как возникают названия.

1

Узнают о главных функциях языка, о понятии «система номинации». Работа с этимологическими и историческими словарями.


Слова – антиподы.

1

Познакомятся с понятим «антонимы». Работа с пословицами и поговорками. Работа со «Словарем антонимов русского языка».

Фразеологические обороты.

1

Изучат особенности фразеологических сочетаний, познакомятся с понятием «фразеологические обороты».

Словари «чужих» слов.

1

Рассмотрят особенности строения словарной статьи словаря иностранных слов. Познакомятся с понятием «устойчивые обороты». Работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.


Капитан и капуста.

1

Познакомятся с историей происхождения и образования слов капитан и капуста, говядина и ковбой, портные и мошенники. Работа со словарем. Сравнение значения слов.

«Он весь свободы торжество».

1

Исследуют языковые особенности произведений А. С. Пушкина. Познакомятся с понятием «литературный язык» и «живая народная речь». Нахождение строк народной речи в произведениях А. С. Пушкина.

Мы говорим его стихами.

1

Знакомство с понятием «крылатые выражения» и «афоризмы». Найдут афоризмы и крылатые выражения в произведениях А. С. Пушкина. Работа по обогащению словарного запаса учащихся.

Слова, придуманные писателями.

1

Продолжат работу над языковыми особенностями произведений А. С. Пушкина. Знакомство с понятиями «индивидуально- авторские неологизмы» и «окказиональные неологизмы». Найдут индивидуально- авторские неологизмы в произведениях А. С. Пушкина.

Слова, уходящие и слова – новички.

1

Изучат особенности устаревших слов- архаизмов. Познакомятся со словами- новичками. Работа над пониманием и умение правильно употреблять архаизмы в речи. Рассматриваются виды неологизмов и виды архаизмов

Словарь языка Пушкина.

1

Рассмотрят особенности построения «Словаря языка Пушкина». Познакомятся с созданием «Словаря языка Пушкина».

Смуглая Чернавка.

1

Рассмотрят особенности древнерусских имен. Познакомятся с историей русских имен, с первыми русскими именами, на примере произведений А. С. Пушкина.

Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1

Познакомятся с понятием «паронимы». Рассмотрят виды паронимов и способы их образования.

Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика».

1

Познакомятся с явлением межъязыковой паронимии. Рассмотрят виды паронимов и способы их образования

Какой словарь поможет избежать ошибок?

1

Познакомятся со словарной статьей «Словаря паронимов» , с видами словарей паронимов.

Словарь- грамотей.

1

Познакомятся со словарной статьей орфографического словаря. Узнают о значении орфографического словаря.

Научная этимология.

1

Познакомятся со словарной статьей этимологического словаря. Рассмотрят значение этимологического словаря, историю происхождения слов «вол», «волк» и «волынка», «запонка» и «запятая». Работа с этимологическим словарем.

Какие бывают имена?

1

Познакомятся с наукой «ономастика», с традиционными кличками животных на Руси. Рассмотрят способы и причины образования омонимов среди имен собственных. Работа со словарями.

Древнерусские имена.

1

Познакомятся с историей образования древнерусских имен. Работа с этимологическим словарем

Отчество и фамилия.

1

Узнают об истории появления отчеств и фамилий в русском языке. Познакомятся с наукой «антропонимика»..

Надо ли останавливаться перед зеброй?

1

Познакомятся со способами номинации, аффиксальном словообразовании и словосложении.

































Приложение к рабочей программе

по внеурочной деятельности «Секреты грамматики»

в 4 классе







Календарно-тематическое планирование


по внеурочной деятельности


«Секреты грамматики»

в 4 «Б» классе

Бутковой Елены Михайловны

Возраст обучающихся – 10-11 лет








КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Наименование раздела,

темы занятия

Кол-во часов

план

факт

Т

П

Фонетика и орфоэпия.

1.



Что такое орфоэпия?

1


2.



Что такое фонография или звукозапись?


1

3.



Звуки не буквы! Проектная работа с использованием фотостудии


1

4.



Звучащая строка.

1


5.



Банты и шарфы.

1


6.



«Пигмалион» учит орфоэпии.

1


7.



Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях.

1


Лексикология.

8.



Имена вещей.

1


9



О словарях энциклопедических и лингвистических.


1

10



В царстве смыслов много дорог.

1


11.



Как и почему появляются новые слова?

1


12.



Многозначность слова. Проектная работа с использованием фотостудии


1

13



«Откуда катится каракатица?» О словарях, которые рассказывают об истории слов.


1

14.



Об одном и том же - разными словами.

1


15



Как возникают названия.

1


16



Слова – антиподы.

1


17



Фразеологические обороты.


1

18



Словари «чужих» слов.

Проектная работа с использованием фотостудии


1

19



Капитан и капуста.

1


20



«Он весь свободы торжество».

1


21



Мы говорим его стихами.

1


22



Слова, придуманные писателями.


1

23



Слова уходящие и слова – новички.


1

24



Словарь языка Пушкина.


1

25



Смуглая Чернавка.

1


26



Паронимы, или «ошибкоопасные слова».

1


27



Ошибка Колумба. «Ложные друзья переводчика»

1


28



Какой словарь поможет избежать ошибок?


1

29



Словарь- грамотей.


1

30



Научная этимология.

1


31



Какие бывают имена? Проектная работа с использованием фотостудии


1

32



Древнерусские имена.

1


33



Отчество и фамилия.

1


34



Надо ли останавливаться перед зеброй?



Итого:

34 ч.

28

6