Рассмотрено на заседании методического объединения классных руководителей | Принято на заседании педагогического совета МБОУ Калачеевская СОШ № 6 . | Утверждено приказом директора МБОУ Калачеевская СОШ № 6 | | по школе № 51/1 от 01.09.2011 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Наш край»
в 4 «Б» классе
Бутковой Елены Михайловны
Возраст обучающихся – 10-11 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наш край» разработана в соответствии с
соответствии с п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", Уставом образовательного учреждения.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Данная программа соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Цели изучения курса: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины. Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.
Содержание предлагает решение следующих задач:
обучающие:
- формировать у младших школьников представление об историческом прошлом и настоящем нашего села, города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории;
о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;
- прививать младшим школьникам умение и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;
- расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру;
- использовать цифровую лабораторию «Эйнштейн» для выполнения проектов и экспериментов.
развивающие:
- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;
- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;
- формировать учебную самостоятельность и деловые качества.
воспитательные:
- воспитывать уважение и любовь к родному краю;
- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;
- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;
- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.
Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основа на следующих принципах:
принцип природосообразности – предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;
принцип культуросообразности – предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;
принцип коллективности – предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного пита, даёт школьнику опыт
жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самосознания, самоопределения и самореализации;
принцип диалогичности – предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;
принцип патриотической направленности – предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;
принцип проектности – предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и в будущем осуществленное в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действий данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников;
принцип поддержки самоопределения воспитанника: самоопределение – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.
Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко-краеведческой работы и преемственности обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий
из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнёрами школы: областным краеведческим музеем, библиотеками города и района.
Структура программы курса «Наш край» включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения:
1 класс - направление «Родной дом»;
2 класс – «Памятники старины»;
3 класс - «Город Никитина и Кольцова»;
4 класс – «История родного города».
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивная деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини-представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн», конференции, фотовыставки и фотоочерк, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, круглые столы. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слёты, экскурсии, походы. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города, парках, скверах и т.д. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово-развлекательная; проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность).
Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Место курса в учебном плане:
Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко-краеведческой работы и преемственности обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий
из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.
Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, ценностными установками педагогического коллектива образовательного учреждения.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеурочной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитывать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.
Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства.
Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:
1.Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.
2. Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходят в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребёнка.
Главным чувством, которое должно сформировываться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живёт, а затем уже и к Родине – России.
Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.
Формы организации образовательного процесса:
Индивидуальная,
Коллективная,
работа в малых группах.
Технологии обучения:
Технология продуктивного чтения.
Технология критического мышления.
Технология проектной деятельности.
Проблемно – диалогическая технология.
Здоровьесберегающие технологии.
Виды и формы контроля: тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа.
2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наш край»:
Основное направление краеведения в 4 классе – историческое. Это знакомство с прошлым нашего края –по ленте времени, по карте. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Программа содержит шесть разделов.
1. Что и как изучает история
2. Путешествие в глубь времён
3.Дворянско-купеческий город
4. Истории немеркнущая слава.
5. Суровые годы Великой Отечественной войны
6. Наш край сегодня.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности номам поведения в природе;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:
1 уровень (1 класс):
- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);
- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами;
2 уровень (2-3 классы):
- оценку достижений обучающихся (портфолио);
- создание и защиту собственных проектов;
- создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;
3 уровень (4 класс):
- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;
- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;
- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;
- создание и защиту собственного проекта;
- создание презентаций – представлений по изученной теме;
- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.
Планируемые результаты изучения курса:
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
1.Регулятивные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
- различать способ и результат действия;
обучающийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
2. Познавательные универсальные учебные действия:
обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;
- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ
- выражать речь в устной и письменной форме;
- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владей диалогической формой речи;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимопонимании с ними;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Тематическое планирование
Тема занятия | Количество часов | Планируемые результаты |
Что и как изучает история | 6 | |
Как люди узнают о прошлом | 2 | Узнают о происхождении и смысле понятия история. |
Лента времени | 2 | Познакомятся с содержанием понятий: дата, год, век, тысячелетие. |
История на карте | 2 | Узнают отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты. |
Путешествие в глубь времен | 8 | |
Город чудный, город древний (о Воронеже и Калаче) Проектная работа с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн» | 2 | Узнают о первых упоминаниях о городах Воронежа и Калача, об истории строительства Воронежа и Калача. |
Воронеж-колыбель русского флота | 2 | Узнают о начале кораблестроительных работ в крае, о строительстве адмиралтейства в городе Воронеже. |
Петровский парус | 2 | Узнают об отличительных особенностях и истории создания кораблей военно-морского флота, об эмблемах кораблей. |
Петровская эпоха | 2 | Узнают о значении деятельности Петра 1 для Воронежского края. |
Дворянско-купеческий город | 6 | |
Прогулка по старинному городу Изучение темы с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн» | 2 | Совершат заочное путешествие по старому городу Воронежу. Рассмотрят достопримечательности и улицы Воронежа (презентация). |
Традиции русского дворянства | 2 | Познакомятся с правилами светского этикета 19 века, узнают, как жили и одевались дворяне, как воспитывали детей. |
На русской ярмарке Изучение темы с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн» | 2 | Узнают об особенностях русской ярмарки, о товарах ярмарок Воронежского края. |
Истории немеркнущая слава | 4 | |
Свидетели суворовских походов | 2 | Познакомятся со Старковым Яковом Михайловичем – свидетелем ратных подвигов русских воинов. |
«России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года | 2 | Познакомятся с героями Отечественной войны 1812 года: Мариным С. Н., Мариным А. Н., Петровым М. М., Ефимовым А. А.. Сазоновым Ф. В. |
Суровые годы великой Отечественной войны | 5 | |
Край родной войною опаленный | 2 | Узнают о датах и событиях военной истории родного края. |
Их подвиг бессмертен | 2 | Узнают о земляках Героях Советского Союза. |
«Никто не забыт, ничто не забыто!» | 1 | Узнают о разгроме гитлеровцев в Воронежской области, о трудовом подвиге воронежцев. |
Наш край сегодня | 4 | |
Воронеж-столица Центрального Черноземья | 2 | Узнают о современных предприятиях , о их значении в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города. |
Символика родного края | 2 | Познакомятся с геральдикой, с гербами Воронежа, Калача и других городов Воронежской области. |
Люби и знай свой край | 1 | |
Проверь себя | 1 | Подведут итоги: история Воронежского края, знаменитые земляки, государственные праздники, семейные и личные праздники. |
| Приложение к рабочей программе по внеурочной деятельности «Наш край» в 4 классе |
Календарно-тематическое планирование
по внеурочной деятельности
«Наш край »
в 4 «Б» классе
Бутковой Елены Михайловны
Возраст обучающихся – 10-11 лет
МБОУ Калачеевская СОШ № 6
2018 - 2019 учебный год
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Дата | Наименование раздела, темы занятия | Кол-во часов |
план | факт | Т | П |
Что изучает история |
1 | | | Как люди узнают о прошлом. | 1 | |
2 | | | Как люди узнают о прошлом. | | 1 |
3 | | | Лента времени. | 1 | |
4 | | | Лента времени. | | 1 |
5 | | | История на карте | 1 | |
6 | | | История на карте | | 1 |
Путешествие в глубь времён |
7 | | | «Город чудный, город древний». | 1 | |
8 | | | «Город чудный, город древний». | | 1 |
9 | | | Воронеж – колыбель русского флота. | 1 | |
10 | | | Воронеж – колыбель русского флота. | | 1 |
11 | | | Петровский парус | 1 | |
12 | | | Петровский парус | | 1 |
13 | | | Петровская эпоха. | 1 | |
14 | | | Петровская эпоха. | | 1 |
Дворянско – купеческий город |
15 | | | Прогулка по старинному Воронежу. | 1 | |
16 | | | Прогулка по старинному Калачу. | | 1 |
17 | | | Традиции русского дворянства. | 1 | |
18 | | | Традиции русского дворянства. | | 1 |
19 | | | На русской ярмарке. | 1 | |
20 | | | На русской ярмарке ( город Калач). | | 1 |
Истории немеркнущая слава |
21 | | | Свидетель суровых походов. | 1 | |
22 | | | Свидетель суровых походов. | | 1 |
23 | | | России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года. | 1 | |
24 | | | России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года. | | 1 |
Суровые годы Великой Отечественной войны. |
25 | | | «Край родной, войною опалённый» | 1 | |
26 | | | «Край родной, войною опалённый» | | 1 |
27 | | | «Их подвиг бессмертен» | 1 | |
28 | | | «Их подвиг бессмертен» .О героях Советского Союза Калачеевского района. | | 1 |
29 | | | «Никто не забыт, ничто не забыто» | | 1 |
Наш край сегодня |
30 | | | Воронеж – столица Центрального Черноземья. | 1 | |
31 | | | Воронеж – столица Центрального Черноземья. | | 1 |
32 | | | Символика родного края. | 1 | |
33 | | | Символика родного края. | | 1 |
Люби и знай свой край |
34 | | | Проверь себя. | | 1 |
| | | Итого: 34 | 16 | 18 |