СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности.»



Рассмотрено

на заседании методического объединения

классных руководителей



Принято

на заседании педагогического совета

МБОУ Калачеевская СОШ № 6



.


Утверждено

приказом директора МБОУ Калачеевская СОШ № 6




по школе № 51/1 от 01.09.2011 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности


«Наш край»

в 4 «Б» классе

Бутковой Елены Михайловны


Возраст обучающихся – 10-11 лет







  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Наш край» разработана в соответствии с

соответствии с п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", Уставом образовательного учреждения.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Данная программа соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Цели изучения курса: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины. Цели реализации программы: формирование у младших школьников гражданско-патриотических ценностей, бережного отношения к историческому и культурному наследию своей малой родины.

Содержание предлагает решение следующих задач:

обучающие:

- формировать у младших школьников представление об историческом прошлом и настоящем нашего села, города, края; о личностях, оставивших заметный след в истории;

о вкладе, который внесли соотечественники в историческое и культурное наследие города, края, страны; о культуре, обычаях и традициях своего народа;

- прививать младшим школьникам умение и навыки поисковой деятельности: учить наблюдать и описывать факты, систематизировать собранный материал, оформлять его, осуществлять анализ и самоанализ;

- расширять и углублять знания учащихся по окружающему миру;

- использовать цифровую лабораторию «Эйнштейн» для выполнения проектов и экспериментов.


развивающие:

- развивать коммуникативные навыки и умения в процессе общения, учить работать в группах, способствовать развитию психических процессов: воображения, памяти, мышления, речи;

- расширять исторический и экологический кругозор учащихся;

- формировать учебную самостоятельность и деловые качества.

воспитательные:

- воспитывать уважение и любовь к родному краю;

- способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим, культурным и природным ценностям села, города;

- воспитывать умение строить позитивные межличностные отношения со сверстниками и старшеклассниками;

- содействовать формированию социально активной, нравственной личности с гражданским самосознанием.

Рабочая программа внеурочной деятельности школьников основа на следующих принципах:

принцип природосообразности – предполагает, что краеведческая деятельность школьников должна основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя;

принцип культуросообразности – предполагает, что деятельность школьников должна основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры;

принцип коллективности – предполагает, что краеведческая деятельность детей, осуществляясь в детско-взрослых коллективах различного пита, даёт школьнику опыт

жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных гражданского самосознания, самоопределения и самореализации;

принцип диалогичности – предполагает, что духовно-ценностная ориентация детей и их развитие осуществляются в процессе тесного взаимодействия педагога и учащихся в социальном творчестве, содержанием которого является обмен гражданскими ценностями (ценностями выработанными историей культуры конкретного общества; ценностями, свойственными субъектам образования как представителям различных поколений и субкультур; индивидуальными ценностями конкретных субъектов образования), а также совместное продуцирование гражданских ценностей;


принцип патриотической направленности – предусматривает обеспечение в процессе социального творчества субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, народами России, российской культурой и историей. Реализация принципа патриотической направленности в программе внеурочной деятельности предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образы политических, этнокультурных, исторических, гражданско-политических явлений и предметов, собственных действий по отношению к Отечеству; стимулирование переживаний, которые выступают регуляторами конкретных действий, ориентируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству;

принцип проектности – предполагает последовательную ориентацию всей деятельности педагога на подготовку и «выведение» школьника в самостоятельное проектное действие, разворачивающееся в логике замысел – реализация – рефлексия. В ходе проектирования перед человеком всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но желаемое и в будущем осуществленное в результате его активности. Это может быть и событие, и предмет, - главное, что ученик должен себе представить, что это должно быть и чем это должно быть для него. В логике действий данного принципа в программе предусматриваются исследовательские и социальные проекты школьников;

принцип поддержки самоопределения воспитанника: самоопределение – процесс формирования личностью собственного осмысленного и ответственного отношения к социальной действительности. Приобретение школьниками опыта социального самоопределения происходит в совместной с взрослыми и сверстниками социально значимой деятельности.

Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко-краеведческой работы и преемственности обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий

из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнёрами школы: областным краеведческим музеем, библиотеками города и района.

Структура программы курса «Наш край» включает разделы с определённой направленностью по каждому году обучения:

1 класс - направление «Родной дом»;

2 класс – «Памятники старины»;

3 класс - «Город Никитина и Кольцова»;

4 класс – «История родного города».

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, игры, продуктивная деятельность по изготовлению объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини-представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн», конференции, фотовыставки и фотоочерк, написание очерков и статей в школьную и городскую газеты, составление и разгадывание кроссвордов, конкурс исторических хроник, круглые столы. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слёты, экскурсии, походы. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города, парках, скверах и т.д. Программа реализуется с использованием следующих видов внеурочной деятельности: игровая, познавательная, спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, досугово-развлекательная; проблемно-ценностное общение, художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность).

Программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.


Место курса в учебном плане:

Программа рассчитана на работу с учащимися в возрасте от 7 до 11 лет в течение четырёх лет. Предусмотренные программой занятия проводятся как на базе одного отдельно взятого класса, так и в группах при участии учащихся параллельного или шефствующего класса, социальных партнёров, родителей учащихся. На изучение курса выделено 135 часов на четыре года обучения, каждый из которых предполагает реализацию определённого направления историко-краеведческой работы и преемственности обучения. Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий

из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35-45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением общего количества часов.

Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями в развитии и самосовершенствовании, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста. Цели внеурочной деятельности детерминированы изложенными в государственном стандарте требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересами и потребностями обучающихся, запросами их родителей, ценностными установками педагогического коллектива образовательного учреждения.

В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию младших школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъективного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.

Неоценимым источником развития и воспитания личности являются инновационные формы внеурочной деятельности, среди которых следует особо выделить краеведение. Российский академик Д. С. Лихачёв отметил, только «любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества». Воспитывать настоящих граждан – патриотов своей Родины невозможно без изучения истории. Поэтому в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края, его истории, культуры, традиций. В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе.

Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. С возрастом у человека любовь к «малой родине» перерастает в любовь к «большой Родине». Таков многоуровневый характер патриотического чувства.


Для формирования гражданственности и патриотизма необходимо выполнить два основных условия:

1.Эмоциональное благополучие ребёнка в детстве. Оно возникает, если ребёнок ощущает сердечное тепло, внимание, заботу со стороны родных и близких в своей семье, детском саду, школе, в том, где он родился. Тогда и в его душе рождается ответное чувство любви и привязанности к матери, к отцу, к своей семье, к друзьям, к родному краю, которое становится в будущем основой преданности, любви и уважения к своей стране.

2. Целенаправленное патриотическое воспитание, в результате которого патриотизм из разряда общественно значимых ценностей переходят в структуру личностно значимых ценностей человека и становится его устойчивым нравственным чувством. При организации патриотического воспитания важно использовать мощнейший потенциал дошкольного возраста для дальнейшего познавательного, эмоционального, волевого, нравственного развития ребёнка.

Главным чувством, которое должно сформировываться в процессе патриотического воспитания у младших школьников, является любовь и чувство сопричастности к малой родине, к месту, где он живёт, а затем уже и к Родине – России.

Данная учебная программа ориентирована не на запоминание школьниками предоставленной информации, а на активное их участие в процессе её освоения и применения. Программа обеспечивает содержательную преемственность краеведческой деятельности обучающихся в начальной и основной школе.


Формы организации образовательного процесса:

  • Индивидуальная,

  • Коллективная,

  • работа в малых группах.

Технологии обучения:

  • Технология продуктивного чтения.

  • Технология критического мышления.

  • Технология проектной деятельности.

  • Проблемно – диалогическая технология.

  • Здоровьесберегающие технологии.

Виды и формы контроля: тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, беседа.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Наш край»:

Основное направление краеведения в 4 классе – историческое. Это знакомство с прошлым нашего края –по ленте времени, по карте. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.

Программа содержит шесть разделов.

1. Что и как изучает история

2. Путешествие в глубь времён

3.Дворянско-купеческий город

4. Истории немеркнущая слава.

5. Суровые годы Великой Отечественной войны

6. Наш край сегодня.



В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.


При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

- основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

- эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности номам поведения в природе;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города (села) и края.

Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной и предусматривает:

1 уровень (1 класс):

- оценку достижений обучающихся (портфолио) – происходит на каждом уровне реализации программы. В каждый «портфель достижений» обучающегося входят дневники наблюдений, исследования, проекты, интервью, творческие работы (приложения);

- создание исследовательских мини-проектов совместно с учащимися-шефами;

2 уровень (2-3 классы):

- оценку достижений обучающихся (портфолио);

- создание и защиту собственных проектов;

- создание и защиту презентаций – представлений по изученной теме;

3 уровень (4 класс):

- участие в конкурсах и конференциях исследовательских работ школьного, городского, всероссийского уровня;

- представление коллективного результата деятельности обучающихся в форме исследовательских проектов с последующей передачей фото и видеоматериалов в школьный музей;

- составление викторин, игр, разгадывание кроссвордов и ребусов;

- создание и защиту собственного проекта;

- создание презентаций – представлений по изученной теме;

- организацию и проведение конкурсов исследовательских работ – соревнований, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;

- участие в конференциях и конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней.

Планируемые результаты изучения курса:

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

1.Регулятивные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильной выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов данной задачи;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

- различать способ и результат действия;

обучающийся получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

- оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями интернета;

- осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ

- выражать речь в устной и письменной форме;

- проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети интернет;

- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Обучающийся научится:

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владей диалогической формой речи;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимопонимании с ними;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов- задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

- точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Тематическое планирование

Тема занятия

Количество часов

Планируемые результаты

Что и как изучает история

6


Как люди узнают о прошлом

2

Узнают о происхождении и смысле понятия история.

Лента времени

2

Познакомятся с содержанием понятий: дата, год, век, тысячелетие.

История на карте

2

Узнают отличительные особенности и условные знаки географической и исторической карты.

Путешествие в глубь времен

8


Город чудный, город древний (о Воронеже и Калаче)

Проектная работа с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн»

2

Узнают о первых упоминаниях о городах Воронежа и Калача, об истории строительства Воронежа и Калача.

Воронеж-колыбель русского флота

2

Узнают о начале кораблестроительных работ в крае, о строительстве адмиралтейства в городе Воронеже.

Петровский парус

2

Узнают об отличительных особенностях и истории создания кораблей военно-морского флота, об эмблемах кораблей.

Петровская эпоха

2

Узнают о значении деятельности Петра 1 для Воронежского края.

Дворянско-купеческий город

6


Прогулка по старинному городу

Изучение темы с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн»

2

Совершат заочное путешествие по старому городу Воронежу. Рассмотрят

достопримечательности и улицы Воронежа (презентация).

Традиции русского дворянства

2

Познакомятся с правилами светского этикета 19 века, узнают, как жили и одевались дворяне, как воспитывали детей.

На русской ярмарке

Изучение темы с использованием цифровой лаборатории «Эйнштейн»

2

Узнают об особенностях русской ярмарки, о товарах ярмарок Воронежского края.

Истории немеркнущая слава

4


Свидетели суворовских походов

2

Познакомятся со Старковым Яковом Михайловичем – свидетелем ратных подвигов русских воинов.

«России верные сыны»: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года

2

Познакомятся с героями Отечественной войны 1812 года: Мариным С. Н., Мариным А. Н., Петровым М. М., Ефимовым А. А.. Сазоновым Ф. В.

Суровые годы великой Отечественной войны

5


Край родной войною опаленный

2

Узнают о датах и событиях военной истории родного края.

Их подвиг бессмертен

2

Узнают о земляках Героях Советского Союза.

«Никто не забыт, ничто не забыто!»

1

Узнают о разгроме гитлеровцев в Воронежской области, о трудовом подвиге воронежцев.

Наш край сегодня

4


Воронеж-столица Центрального Черноземья

2

Узнают о современных предприятиях , о их значении в хозяйственной и нравственно-духовной жизни города.

Символика родного края

2

Познакомятся с геральдикой, с гербами Воронежа, Калача и других городов Воронежской области.

Люби и знай свой край

1


Проверь себя

1

Подведут итоги: история Воронежского края, знаменитые земляки, государственные праздники, семейные и личные праздники.





















Приложение к рабочей программе

по внеурочной деятельности «Наш край»

в 4 классе







Календарно-тематическое планирование


по внеурочной деятельности


«Наш край »

в 4 «Б» классе

Бутковой Елены Михайловны


Возраст обучающихся – 10-11 лет



МБОУ Калачеевская СОШ № 6

2018 - 2019 учебный год





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дата

Наименование раздела,

темы занятия

Кол-во часов

план

факт

Т

П

Что изучает история

1



Как люди узнают о прошлом.

1


2



Как люди узнают о прошлом.


1

3



Лента времени.

1


4



Лента времени.


1

5



История на карте

1


6



История на карте


1

Путешествие в глубь времён

7



«Город чудный, город древний».

1


8



«Город чудный, город древний».


1

9



Воронеж – колыбель русского флота.

1


10



Воронеж – колыбель русского флота.


1

11



Петровский парус

1


12



Петровский парус


1

13



Петровская эпоха.

1


14



Петровская эпоха.


1

Дворянско – купеческий город

15



Прогулка по старинному Воронежу.

1


16



Прогулка по старинному Калачу.


1

17



Традиции русского дворянства.

1


18



Традиции русского дворянства.


1

19



На русской ярмарке.

1


20



На русской ярмарке ( город Калач).


1

Истории немеркнущая слава

21



Свидетель суровых походов.

1


22



Свидетель суровых походов.


1

23



России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.

1


24



России верные сыны: подвиги воронежцев в Отечественной войне 1812 года.


1

Суровые годы Великой Отечественной войны.

25



«Край родной, войною опалённый»

1


26



«Край родной, войною опалённый»


1

27



«Их подвиг бессмертен»

1


28



«Их подвиг бессмертен» .О героях Советского Союза Калачеевского района.


1

29



«Никто не забыт, ничто не забыто»


1

Наш край сегодня

30



Воронеж – столица Центрального Черноземья.

1


31



Воронеж – столица Центрального Черноземья.


1

32



Символика родного края.

1


33



Символика родного края.


1

Люби и знай свой край

34



Проверь себя.


1




Итого: 34

16

18