СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности Фольклор мордовского края 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с легендами и преданиями древней мордвы, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности Фольклор мордовского края 5 класс»

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке при выполнении проектной деятельности;

-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности

-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, их родному языку; , -осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;

-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;

-положительное отношение к языковой деятельности; -понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы; -развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;

-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа -мордовский язык;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия: -проговаривать (сначала в слух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;

-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.

Вносить соответствующие коррективы; -принимать и сохранять цель и учебную задачу;

-высказывать свои предположения относительно способа; -планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;

-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника -в памятках) в планировании и контроле способа решения;

-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);

решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;

-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные УУД

-ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения;

-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;

-осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно); -воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); -ориентироваться в учебнике; -работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; -пользоваться словарями и справочным материалом учебника;

-осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов

разных видов (художественного и познавательного);

-составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя ( с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);

-составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

-анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);

-осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);

-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;

-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебнике и учебных пособиях( в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;

-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;

-обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);

Коммуникативные УУД

строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; -слушать собеседника и понимать речь других;

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста;

-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;

-задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнера высказывания;

-признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

-формулировать собственное мнение и аргументировать его;

-работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнеру;

Предметные результаты:

-понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы; -уметь отвечать на вопросы самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;

-называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала; -давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность; -усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для обучения;

-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;

-рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;

-усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказки и воспроизводить их наизусть;

В области говорения: -уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре; -кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку.

В области аудирования (произношения): -понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов; -воспроизвести наизусть изученные слова.

В области чтения: -развивать технику чтения вслух;

-читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.

В области письма: -писать краткое поздравление, текст ( с опорой на образец, рисунок); -списывать тексты с различными видами заданий.

В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется регионализации образования, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.

Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в программе предлагаются образцы русского, мордовского, татарского фольклора.

Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся средней школы (5 кл.) общеобразовательных учебных заведений, где изучаются мордовские (мокша, эрзя) языки. Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с легендами и преданиями древней мордвы, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.

Данная цель реализуется в задачах:

  1. Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.

  2. Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.

  3. Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности..

  4. Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.



Содержание программы

  1. Вводное занятие. 1 час

Что такое устное народное творчество? Виды устного народного творчества.

  1. Мы живём в многонациональной семье. 3 часа.

История , культура края, традиции и обычаи жителей Республики Мордовия. Народности России.

  1. Легенды и предания древней мордвы. 11 часов.

Сотворение мира. Первые люди. Баторова гора. Шайтанский напиток. Самое первое слово. Почему Сура так называется. Богиня плодородия и духи добра. Хромой Пурьгине-паз – повелитель грома. Огненный цветок. Киля – девушка-богатырь. Чёрный родник. Предание о Тюштяне. Куйгорож (мокшанская сказка). Почему вода в море солёная. Как появилась первая гусыня. Почему канюк плачет. Почему кошка с собакой не дружат. Как слепни коров пасли. Змеиная трава. Почему коршун и курица в ссоре. Мороз солнце и ветер. Петушок и кошечка (эрзянская сказка).

  1. «Масторава» - мордовский героический эпос. 1 час.

Знакомство с мордовскими божествами – героями фольклора. Обзор.



  1. Посещение краеведческого музея. 1 час.

Знакомство с бытом древней мордвы, русского народа.





































Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Вводное занятие.

1



2-4

Мы живем в многонациональной семье.

3



5

Легенды и предания древней мордвы. Сотворение мира. Первые люди. Самое первое слово.

1



6

Легенды и предания древней мордвы. Баторова гора. Шайтанский напиток.

1



7

Легенды и предания древней мордвы. Почему Сура так называется. Богиня плодородия и духи добра.

1



8

Легенды и предания древней мордвы. Хромой Пурьгине-паз – повелитель грома.

1



9

Легенды и предания древней мордвы. Огненный цветок.

1



10

Легенды и предания древней мордвы. Киля – девушка-богатырь.

1



11

Легенды и предания древней мордвы. Чёрный родник.

1



12

Легенды и предания древней мордвы. Предание о Тюштяне.

1



13

Легенды и предания древней мордвы. Куйгорож (мокшанская сказка). Просмотр мультипликационного фильма из серии «Гора самоцветов».

1



14

Легенды и предания древней мордвы. Почему вода в море солёная. Как появилась первая гусыня. Почему канюк плачет. Почему кошка с собакой не дружат. Как слепни коров пасли. Змеиная трава. Почему коршун и курица в ссоре. Мороз солнце и ветер.

1



15

Легенды и предания древней мордвы. Петушок и кошечка (эрзянская сказка). Просмотр мультипликационного фильма из серии «Гора самоцветов».

1



16

«Масторава» - мордовский героический эпос.

1



17

Посещение краеведческого музея.

1




Итого

17





















Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено на методическом объединении учителей русского языка и литературы

Протокол №___от ______________________

______________________________________

Согласовано с заместителем директора по УВР___________________________________

Утверждаю:

Приказ №____от_______________________



Директор ___________________Т.П.Шестакова







Рабочая программа внеурочной деятельности

Эрзянский язык

(5 класс)









Составитель:

Рыбалко Ольга Валентиновна, учитель эрзянского языка









с.Кемля 2019г.