Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты:
-развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке при выполнении проектной деятельности;
-представление о бережном отношении к материальным ценностям; развитие интереса к проектно-творческой деятельности
-осознавание положительного отношения к народам, говорящим на разных языках, их родному языку; , -осмысление необходимости бережного отношения к природе и всему живому на Земле;
-представление о своей родословной, о достопримечательностях своей малой родины;
-положительное отношение к языковой деятельности; -понимание нравственного содержания поступков окружающих людей, ориентация в поведении на принятые моральные нормы; -развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
-развитие чувства любви к родине, чувства гордости за свою родину, народ, великое достояние мордовского народа -мордовский язык;
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: -проговаривать (сначала в слух, потом на уровне внутренней речи) последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
-оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий.
Вносить соответствующие коррективы; -принимать и сохранять цель и учебную задачу;
-высказывать свои предположения относительно способа; -планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи;
-учитывать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника -в памятках) в планировании и контроле способа решения;
-выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника - в памятках);
решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.
Познавательные УУД
-ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы ее решения;
-находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
-осознавать познавательную задачу, воспринимать ее на слух, решать ее (под руководством учителя или самостоятельно); -воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты); -ориентироваться в учебнике; -работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; -пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
-осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов
разных видов (художественного и познавательного);
-составлять устно небольшое сообщение об изучаемом языковом объекте по вопросам учителя ( с опорой на графическую информацию учебника или прочитанный текст);
-составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;
-анализировать изучаемые факты, явления языка с выделением их существенных признаков (в процессе коллективной организации деятельности);
-осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
-осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях;
-пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебнике и учебных пособиях( в том числе в электронном приложении к учебнику), для решения учебных и практических задач;
-осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданным признакам и самостоятельно выделенным основаниям;
-обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, слово и член предложения, имя существительное и часть речи и др.);
Коммуникативные УУД
строить монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; -слушать собеседника и понимать речь других;
-оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста;
-принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);
-выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем и одноклассниками;
-задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнера высказывания;
-признавать существование различных точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;
-формулировать собственное мнение и аргументировать его;
-работать в парах, учитывать мнение партнера, высказывать свое мнение, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; проявлять доброжелательное отношение к партнеру;
Предметные результаты:
-понимать речь учителя, детей, речь в звукозаписи в объеме программы; -уметь отвечать на вопросы самому задавать вопросы, вести небольшой диалог;
-называть свое имя и спрашивать имена других, понимать обращенную к ним речь в рамках предусмотренного программой языкового материала; -давать краткое описание предмета, явления, указывая наиболее существенные признаки: цвет, вкус, размер, принадлежность; -усвоить словарь и весь лексический материал, предназначенный для обучения;
-правильно произносить и различать на слух звуки, слова, словосочетания и предложения эрзянского языка, соблюдать интонацию повествовательных и восклицательных предложений;
-рассказывать о себе, о своей семье, о жизни в школе в форме краткого изложения;
-усвоить несколько произведений из устно-поэтического творчества мордовского народа: песенки, считалки, загадки, сказки и воспроизводить их наизусть;
В области говорения: -уметь поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить участвовать в игре; -кратко рассказать о себе, своей семье, друге, школе, описать картинку.
В области аудирования (произношения): -понимать на слух учителя, одноклассников, основное содержание небольших текстов; -воспроизвести наизусть изученные слова.
В области чтения: -развивать технику чтения вслух;
-читать про себя и понимать полностью тексты, построенные на изученном языковом материале.
В области письма: -писать краткое поздравление, текст ( с опорой на образец, рисунок); -списывать тексты с различными видами заданий.
В настоящее время в Республике Мордовия большое внимание уделяется регионализации образования, что способствует формированию любви к родному краю, уважения к народам, населяющим республику, воспитанию культуры межэтнического общения.
Данная программа отражает современные тенденции в образовании, в частности, направленность на реализацию этнокультурного и поликультурного подходов в учебно-воспитательном процессе. В связи с этим в программе предлагаются образцы русского, мордовского, татарского фольклора.
Программа составлена для внеурочной деятельности учащихся средней школы (5 кл.) общеобразовательных учебных заведений, где изучаются мордовские (мокша, эрзя) языки. Это связано с тем, что именно на начальной ступени обучения происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.
Цель программы – привить любовь к «малой» Родине – Мордовии, познакомить детей с легендами и преданиями древней мордвы, формировать этническое самосознание, основы личностной культуры у детей различных национальностей, чувство толерантности, уважения к народам, населяющим республику, создавать благоприятные условия для межэтнического общения.
Данная цель реализуется в задачах:
Формирование чувства любви к Родине – Мордовии и России, своему городу, селу.
Формирование интереса и любви к устно-поэтическому творчеству, желания глубже узнать культуру народов, населяющих республику.
Создание эффективной образовательной среды, способствующей общению на поликультурной основе, формированию уважения к разным народам и их культурам, этнической толерантности..
Формирование чувства этнической гордости и этнического самосознания, у детей различных национальностей.
Содержание программы
Вводное занятие. 1 час
Что такое устное народное творчество? Виды устного народного творчества.
Мы живём в многонациональной семье. 3 часа.
История , культура края, традиции и обычаи жителей Республики Мордовия. Народности России.
Легенды и предания древней мордвы. 11 часов.
Сотворение мира. Первые люди. Баторова гора. Шайтанский напиток. Самое первое слово. Почему Сура так называется. Богиня плодородия и духи добра. Хромой Пурьгине-паз – повелитель грома. Огненный цветок. Киля – девушка-богатырь. Чёрный родник. Предание о Тюштяне. Куйгорож (мокшанская сказка). Почему вода в море солёная. Как появилась первая гусыня. Почему канюк плачет. Почему кошка с собакой не дружат. Как слепни коров пасли. Змеиная трава. Почему коршун и курица в ссоре. Мороз солнце и ветер. Петушок и кошечка (эрзянская сказка).
«Масторава» - мордовский героический эпос. 1 час.
Знакомство с мордовскими божествами – героями фольклора. Обзор.
Посещение краеведческого музея. 1 час.
Знакомство с бытом древней мордвы, русского народа.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1 | Вводное занятие. | 1 | | |
2-4 | Мы живем в многонациональной семье. | 3 | | |
5 | Легенды и предания древней мордвы. Сотворение мира. Первые люди. Самое первое слово. | 1 | | |
6 | Легенды и предания древней мордвы. Баторова гора. Шайтанский напиток. | 1 | | |
7 | Легенды и предания древней мордвы. Почему Сура так называется. Богиня плодородия и духи добра. | 1 | | |
8 | Легенды и предания древней мордвы. Хромой Пурьгине-паз – повелитель грома. | 1 | | |
9 | Легенды и предания древней мордвы. Огненный цветок. | 1 | | |
10 | Легенды и предания древней мордвы. Киля – девушка-богатырь. | 1 | | |
11 | Легенды и предания древней мордвы. Чёрный родник. | 1 | | |
12 | Легенды и предания древней мордвы. Предание о Тюштяне. | 1 | | |
13 | Легенды и предания древней мордвы. Куйгорож (мокшанская сказка). Просмотр мультипликационного фильма из серии «Гора самоцветов». | 1 | | |
14 | Легенды и предания древней мордвы. Почему вода в море солёная. Как появилась первая гусыня. Почему канюк плачет. Почему кошка с собакой не дружат. Как слепни коров пасли. Змеиная трава. Почему коршун и курица в ссоре. Мороз солнце и ветер. | 1 | | |
15 | Легенды и предания древней мордвы. Петушок и кошечка (эрзянская сказка). Просмотр мультипликационного фильма из серии «Гора самоцветов». | 1 | | |
16 | «Масторава» - мордовский героический эпос. | 1 | | |
17 | Посещение краеведческого музея. | 1 | | |
| Итого | 17 | | |
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Кемлянская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на методическом объединении учителей русского языка и литературы Протокол №___от ______________________ ______________________________________ Согласовано с заместителем директора по УВР___________________________________ | Утверждаю: Приказ №____от_______________________ Директор ___________________Т.П.Шестакова |
| |
Рабочая программа внеурочной деятельности
Эрзянский язык
(5 класс)
Составитель:
Рыбалко Ольга Валентиновна, учитель эрзянского языка
с.Кемля 2019г.