Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Холмовская средняя общеобразовательная школа»
Бахчисарайского района Республики Крым
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Руководитель _______ Э.У. Сулейманова Протокол № ________ от «_____»____________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ___________ Т.А.Зоркова «_____»____________2019 г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Холмовская СОШ» ______________В.Н.Богачева Приказ №________ от «_____»___________2019 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка общеинтеллектуального направления
«Веселая математика»
в 5-Б классах
на 2019/2020 учебный год
Количество часов – 34 (1 час в неделю)
Разработала:
учитель математики
Сарибан Юлия Дмитриевна
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселая математика» составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ МОН РФ от 17.12.2010 г. №1897).
- письма Министерства образования и науки РФ от 12.05.11 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования», письмом Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 04.12.2014 г. № 01-14/2014 по вопросам внеурочной деятельности.
Перечень учебно – методического обеспечения:
«Математика 5 ». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. С.М.Никольский,М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин; Москва, «Просвещение» 2010.
Спивак А. В. Тысяча и одна задача по математике. М.: Просвещение, 2002.
Спивак А. В. Математический праздник. М.: Бюро Квантум, 2000.
Фарков А. В. Математические кружки в школе. 5 – 8 классы. М.: Айрис-пресс, 2008
Фарков, А.В. Готовимся к олимпиадам по математике : учеб. – метод. пособие /А.В. Фарков.- М.: Экзамен, 2007.- 157с.
АльховаЗ.Н.Макеева А.В.Внеклассная работа по математике-Саратов.Лицей,2003
.Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .
А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.
Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.
Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969 г.
«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г.
Цифровые образовательные ресурсы:
www.fipi.ru
http://matematika.ucoz.com/
http://www.ege.edu.ru/
http://www.mioo.ru/ogl.php
http://1september.ru/
http://www.prosv.ru - сайт издательства «Просвещение»
http://www.vgf.ru/ - сайт Издательского центра «ВЕНТАНА-ГРАФ»
http://www.drofa.ru/ - сайт издательства «ДРОФА»
http://wvvvv.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ
http://vvvvvv.fipi.ru - федеральный институт педагогических измерений
http://school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Цели изучения программы:
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою деятельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи изучения программы:
создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических знаний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные
осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями
умение решать логические задачи
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
В результате изучения курса пятиклассник научится:
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики
применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами
извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
строить речевые конструкции;
изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
выполнять вычисления с реальными данными;
выполнять проекты по всем разделам данного курса;
2.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1) Введение в «Удивительный мир математики»(2 ч.). История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов. Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические миниатюры Пифагор и Архимед.
2) Магия чисел. (10ч.). Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
признаки делимости
умножение двузначных чисел на11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени). Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магический квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры (Блез Паскаль, Пьер Ферма)
3) Математическая логика.(6 ч.) Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логических задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками. Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4) Первые шаги в геометрии (10 ч.) Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и складывание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометрические головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5) Математические игры.(6 ч.) Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Кубики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем | Кол-во часов (всего) |
1 | Введение в «Удивительный мир математики» | 2 |
2 | Магия чисел. | 10 |
3 | Математическая логика | 6 |
4 | Первые шаги в геометрии | 10 |
5 | Математические игры. | 6 |
| Итого | 34 |