Пояснительная записка
Программа курса «Умники и умницы» направлена на формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы. Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи программы:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
воспитание целеустремленности и настойчивости;
формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
Виды внеучебной деятельности:
игровая деятельность;
познавательная деятельность;
проблемно-ценностное общение;
художественное творчество;
трудовая деятельность.
Формы внеурочной воспитательной деятельности
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах: исследование, экскурсии, работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, встречи с интересными людьми, конкурсы, выставки. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровье сберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.
I.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
Ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
Способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
Положительное отношение к проектной деятельности;
Адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем.
Внимание к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;
Метапредметные результаты:
Обучающийся научится:
Принимать и сохранять учебную задачу;
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Строить сообщения в устной и письменной форме;
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
Формулировать собственное мнение и позицию;
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Осмысливать задачи, планировать этапы предстоящей деятельности, прогнозировать последствия деятельности.
Выдвигать предположения, установливать причинно–следственные связи, находить несколько вариантов решения проблемы.
Самостоятельно находить необходимую информацию (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), недостающую информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурировать информацию, выделять главное.
Взаимодействовать с участниками проекта, оказывать взаимопомощь в группе в решении общих задач, находить компромиссное решение.
Требования к уровню подготовки учащихся
К концу изучения курса ученик научится:
Различать, что такое информационный проект и практико-ориентированный проект;
Определять методы исследования: эксперимент, интервьюирование, анкетирование, моделирование;
Правилам выбора темы и объекта исследования, виды оформления
проектов;
Правилам осуществления самоконтроля;
Правилам успешной презентации работы.
Основам работы с компьютером;
Понимать, что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих;
Использовать способы и методы, стимулирующие саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе
Ученик получит возможность научиться:
Выбирать пути решения задачи исследования;
Классифицировать предметы, явления и события;
Самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;
Правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;
Собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;
Осуществлять сотрудничество со взрослыми;
Презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности
II.Содержание курса внеурочной деятельности
Введение
Кто я? Моя семья? Чем я люблю заниматься. Хобби.
Учусь создавать проект
О чем я больше всего хочу рассказать. Выбор темы проекта. Как собирать материал. Твои помощники.
Проблема. Решение проблемы. Гипотеза. Предположение. Играем в предположение. Цель проекта. Задачи проекта. Выбор нужной информации. Интересные люди – твои помощники.
Продукт проекта. Виды продуктов. Макет. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Визитка. Как правильно составить визитку к проекту. Мини – сообщение. Выступление перед знакомой и незнакомой аудиторией.
Играем в ученых. Окрашивание цветка в разные цвета. «Мобильные телефоны». Получение электричества с помощью волос. Поилка для цветов.
Тест «Чему ты научился?». Твои впечатления от работы над проектом. Памятка для учащихся – проектантов. Пожелания будущим проектантам. Твои советы им.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
| Введение | 2 |
| Учусь создавать проект | 31 |
| Итого | 33 |
Литература
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2012. 68 с.
Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2012. 108 с.
Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 2011. – 140с.
Для учителя
М.В. Дубова Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2008
Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова. Учусь создавать проекты. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём: Рабочие тетради для 3 класса: в 2-х частях. – М. : Издательство РОСТ. 2013 г.
Для обучающихся:
Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
Интернет - ресурсы
А.В.Горячев, Н.И. Иглина "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2008
Р. И. Сизова, Р. Ф. Селимова. Учусь создавать проекты. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём: Рабочие тетради для 3 класса: в 2-х частях. – М. : Издательство РОСТ. 2013 г.