Общеобразовательное учреждение «Карповская школа»
Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №8 от28.08. 2019г | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И.Кормакова «____» ________ 2019г | Утверждаю: Директор школы _________М.А.Абрамова Приказ № __________2019 г |
ПРОГРАММА
Внеурочной деятельности
«МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ»
Составитель - Прудникова Ольга Райнгольдовна,
Учитель начальных классов
Срок реализации программы – 4 года
Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов по 1 занятию в неделю.
1 класс – 33 часа,
2 – 4 классы по 34 часа.
2019-2020 учебный год
Введение
Развитие современного цивилизованного общества основано на коллективной деятельности людей. Самосохранение цивилизации во многом зависит от того, научатся ли люди эффективно и мирно сотрудничать при решении тех сложных задач, которые ставит перед ними жизнь, смогут ли развить в себе уживчивость, терпимость друг к другу.
Одной из важнейших задач образования в современном мире становится развитие у учащихся навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. В центре внимания должно стоять формирование у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Поэтому особая роль в этом процессе отводится периоду обучения в начальной школе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных семей, с разным жизненным опытом и опытом коммуникативной деятельности. Ведь именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным временем для активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного развития.
Задача учителя заключается в том, чтобы направлять учащихся на коллективную творческую деятельность через организацию сотрудничества. Только в совместной деятельности в процессе решения проблемы и столкновения мнений появляется реальная возможность сформировать навыки общения. Взаимодействие между учащимися является основой успешного развития классного коллектива. Выстраивая систему деятельности на каждом этапе программы, реализуется арсенал содержания, технологий, приемов и форм.
И все это - вместе с детьми.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: создать условия, способствующие формированию у младших школьников навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
развивать навыки конструктивного взаимодействия и психологической готовности к сотрудничеству;
развивать навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях;
способствовать формированию толерантного общения, оптимизировать внутригрупповое сотрудничество;
формировать умения общаться и вырабатывать позитивный эмоциональный тон общения; развивать социальное доверие и воспитывать новые способы поведения;
формировать умения равноправного взаимодействия; развивать эмоции сочувствия, сопереживания;
формировать представления о товариществе и дружбе;
активизировать творческий потенциал детей, развивать навыки презентации;
воспитывать уважение к традициям и культуре разных народов.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЕТЕЙ
Данная программа ориентирована на обучающихся начальных классов.
В этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству и самостоятельности. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка. Он учится общаться со сверстниками, жить по правилам, сотрудничать в команде.
Младший школьный возраст — это возраст преобладания положительных эмоций и личностной активности. В этом возрасте идёт активное познание окружающего мира, приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа “Мы разные, но мы вместе” предлагает каждому ребенку свободный выбор деятельности, возможность реализоваться в разнообразном творчестве, создание ситуации успеха для каждого, возможность получить более высокий личностный статус и позитивную “Я - оценку”, а также эмоционально-психологическую защиту. Именно здесь создаются условия для максимальной социальной адаптации, здесь развиваются творческие качества личности. Организация жизнедеятельности школьников во внеурочное время предоставляет им широкие возможности самореализации в различных видах социально и личностно значимой деятельности, образцов высокой культуры, нравственности, духовности, позитивного взаимодействия человека с окружающей средой.
Важной особенностью занятий по данной программе является возможность организации коллективной творческой деятельности младших школьников, направленной на развитие навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.
Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.
Программа построена с учётом следующих принципов:
добровольность;
общественная направленность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
предоставление самостоятельности и опора на инициативу;
учет интересов ребенка;
содружество и сотворчество детей и взрослых.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы - 4 года.
Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов по 1 занятию в неделю.
1 класс – 33 часа, 2 – 4 классы по 34 часа.
РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Предлагаемая программа реализуется в рамках внеурочной деятельности. В учебном плане на эту программу отводится 1 час в неделю. Он является обязательным и предусматривает участие всех учащихся класса.
Внеурочная деятельность осуществляется через организацию КТД и позволяет использовать групповые и индивидуальные творческие занятия, выездные мероприятия, экскурсии, праздники, тренинги, социальные акции, походы, проекты, конференции, конкурсы и т.д.
Формы организации учебного процесса:
совместная (групповая) деятельность обучающихся;
игры и тренинги;
самостоятельная деятельность;
практикумы;
беседы;
деловые игры и др.
Занятия проводит классный руководитель. Классный руководитель обеспечивает условия для проведения учебной и воспитательной работы в тесном контакте с коллегами:
учителя-предметники, работающие в классе, отвечают за организацию работы и содержание учебной деятельности, за проведение мероприятий в рамках программы;
библиотекарь оказывает практическую помощь классному руководителю;
социальный педагог помогает в работе с детьми группы риска и социально неблагополучными семьями.
В реализации программы по обучению младших школьников взаимодействию и сотрудничеству в групповой деятельности “Мы разные, но мы вместе”, родители играют активную роль, показывая пример организованного общения:
входят в состав малых групп вместе с детьми (2-3 человека) в процессе различных мероприятий и праздников;
образуют отдельную группу-команду из нескольких родителей, соревнуясь с детьми в различных состязаниях;
оказывают разнообразную помощь детям – членам группы-команды по подготовке к различным мероприятиям (декорации, костюмы, музыкальное оформление, составление сценариев, репетиции и т.д.)
выступают в роли руководителей при подготовке групповых творческих работ, проектов учащихся (помощь в поиске необходимой информации в дополнительной литературе, Интернете, оформлении работ и т.д.);
инициативная группа, выбранная родителями, выступает в роли экспертов при оценке деятельности групп-команд учащихся;
групповая организация детей совместно с родителями применяется на родительских собраниях для разыгрывания и разрешения предложенных ситуаций, встречающихся в жизни детей и родителей;
групповые тренинги детей совместно с родителями и т.д.
Классный руководитель реализует следующие функции:
взаимодействие с семьями учащихся;
создание нравственных личностно-ориентированных ситуаций по осмыслению собственного жизненного опыта усилиями воспитанников;
создание воспитывающей среды в классе для формирования у учащихся ценностных отношений
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЗА КУРС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
приобретение обучающимися знаний о принятых в обществе нормах поведения и общения;
о правилах конструктивной групповой работы;
об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
о способах организации взаимодействия людей и общностей;
о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
развитие ценностных отношений учащихся к школе, окружающим людям, к природе, Отечеству;
стремление к коллективной творческой деятельности.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
приобретение опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками;
опыта волонтерской деятельности;
опыта творческой деятельности в социальном пространстве.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате освоения программы учащиеся овладеют следующими универсальными учебными действиями:
Личностные универсальные учебные действия
Развитие доброжелательности, позитивного отношения к жизни.
Развитие компетентности в вопросах нормативного поведения.
Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.
Выделение нравственного содержания своих поступков
Коммуникативные универсальные учебные действия
Формирование умения продуктивного взаимодействия, умения совместного принятия решения
Развитие коммуникативных умений в процессе межличностного взаимодействия.
Коммуникация как взаимодействие и коммуникация как сотрудничество
Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
Выражение своего мнения и аргументация свое точки зрения
Регулятивные универсальные учебные действия
Умение контролировать процесс и результаты своей деятельности
Умение адекватно оценивать свою деятельность
Умение адекватно воспринимать оценку со стороны
Умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности
Формирование основ оптимистического восприятия мира
Формирование готовности к преодолению трудностей
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 класс
№ | Наименование разделов и тем урока. | Кол час | Дата проведения |
По плану | По факту |
1 | Информационный час “Как учись наши предки” | 1 | | |
2 | Работа с портфолио “Знакомьтесь. Я - второклассник” | 1 | | |
3 | Библиотечный час “Библиотека, книжка, я – вместе дружная семья” | 1 | | |
4 | Праздник первой оценки | 1 | | |
5 | Праздник “У нас в гостях бабушки и дедушки” | 1 | | |
6 | Досуговая программа “Осень, осень, в гости просим” | 1 | | |
7 | Встреча с сотрудниками ГИБДД | 1 | | |
8 | Работа с портфолио “Школьная мозаика” | 1 | | |
9 | Спортивно-развлекательная программа “ В гостях у Светофора” | | | |
10 | Фестиваль “Я, ты, он, она – вместе дружная семья” (ко Дню единства России) | 1 | | |
11 | Мастер-класс “Содержи в порядке книжки и тетрадки” | 1 | | |
12 | Мастер-класс “В гостях у русских мастеров” | 1 | | |
13 | Работа с портфолио “Законы школьной жизни” | 1 | | |
14 | Акция “Покормите птиц зимой” | 1 | | |
15 | Мастер-класс “Скоро праздник Новый год” | 1 | | |
16 | Сбор-разбор “Как живёшь, дневник?” | 1 | | |
17 | Работа с портфолио “Что я умею… Мои школьные достижения” | 1 | | |
18 | Рыцарский турнир вежливости | 1 | | |
19 | Библиотечный час “Страна, в которой я живу” | 1 | | |
20 | Спортивный праздник “Защитники Отечества” | 1 | | |
21 | Работа с портфолио “Моя родина Россия. Я – гражданин России” | 1 | | |
22 | Викторина “Символы моей Родины” | 1 | | |
23 | Играем в народные игры | 1 | | |
24 | Прогулка-наблюдение “Первые вестники весны. Герасим – грачевник” | 1 | | |
25 | Праздник “Идёт-поёт Весна” | 1 | | |
26 | Работа с портфолио “Доброе чтение” | 1 | | |
27 | Защита проекта “На зарядку становись” | 1 | | |
28 | Мастер-класс “Космический фестиваль” | 1 | | |
29 | Работа с портфолио “Я здоровье сберегу, сам себе я помогу” | 1 | | |
30 | Мастер-класс “Игры наших мам и пап, бабушек и дедушек” | 1 | | |
31 | Вахта памяти “Мы этой памяти верны” | 1 | | |
32 | Семейный праздник “Тепло родного очага” (к международному Дню семьи) | 1 | | |
33 | Работа с портфолио “Под крышей дома моего” | 1 | | |
34 | Презентация достижений “Моя школьная жизнь” | 1 | | |