Уровень образования: среднее общее образование
АННОТАЦИЯ
к рабочей программе курса внеурочной деятельности« В мире географии»
Нормативная основа разработки рабочей программы | 1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897. 2. Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15); 3.Программой внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам); 4.Программой курса "География. 5-9 классы"/ Автор-составитель Домогацкий Е.М., - 2-е изд. – М.: ООО «ТИД "Русское слово - учебник", 2016. – 120 с. - (Инновационная школа); 5.Рабочей программой к ученику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского А.А. Плешакова «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н.В. Болотникова, С.В. Банников. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. —48 с. — (Инновационная школа); 6.Федеральным перечнем учебников на 2019-2020 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; 7.Учебным планом ОАНО Школа «Ника» на 2019-2020 уч. год. |
Цели и задачи изучения предмета | Вовлечь обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов, способствовать формированию системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни. Расширение географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру. Основные задачи: активизировать познавательную деятельность обучающихся; повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов; формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий Московской области, названий улиц города Москвы, представление о собственных именах и фамилиях; развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; побудить обучающихся к исследовательской работе; развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний; совершенствовать навыки работы с географическими картами; на основе историко-географического подхода формировать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к географической среде. |
Место предмета в учебном плане | Программа внеурочного курса «В мире географии» предназначена для учащихся 7-ых классов и является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу «География» 7 класс. На изучение данной дисциплины отводится 34 часа в год, из расчета 1час в неделю. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение | Учебно-методическое обеспечение Аверьянов К. А. Алексеевское. Аминьево. Косино. Люблино. Медведково. Свиблово // История сел и деревень Подмосковья. XIV-XX вв. Вып. 2. М., 1993. Аверьянова М. Г. Край Раменский: Очерки краеведа. — М., 1995. Агеева Р. А. Гидронимия Москвы //Вопр. географии, сб.126. — М.,1985. С. 60-73. Афанасьев А. П. Финно-угорская гипотеза топонима Москва. // Вопр. географии, сб.126. - М., 1985. С. 90-100. Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. — М., 1979. Беспалов Ю. В. Южный рубеж Московии (Из истории Подмосковья). — Пущино, 1990. Бондарук Г. П. Русские местные географические термины в топонимии Центра //Вопр. географии, сб,94. — М.,1974. С. 185-194. Бурак Е Ю., Сапронова Т. Ф., Смолицкая Г. П. Названия московских храмов. — М., 1997. Векслер А. Г. Москва в Москве. — М., 1968. Вес. — Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М., 1974. Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории //Исто- рич. записки, 1945, № 17. С. 24-52. Веселовский С. Б. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья //Подмосковье. — М., 1955. Географические названия России. Топонимический словарь .Евгений Поспелов Год издания: 2008 Издательство: АСТ, Астрель История с географией Э. А. Вартаньян Год издания: 1996 Издательство: Калан, Бахрах Очерки топонимики Э. М. Мурзаев Год издания: 1974 Издательство: Мысль Занимательная топонимика Г. П. Смолицкая Год издания: 2001 Издательство: Армада-пресс Полный словарь названий московских улиц Я. З. Рачинский История России Год издания: 2011 Издательство: Москва Топонимия Москвы Г. П. Смолицкая, М. В. Горбаневский Год издания: 1982 Издательство: Наука "Атлас Москвы и Московской области (4 карты в 1 атласе)" Редактор: Ким А., Перемышленникова А. В. Издательство: Атлас-Принт, 2017 г. |
| ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА» 117303 г. Москва, Малая Юшуньская, д.4 телефон (495) 587-49-64 е-mail: nou@nika-school.ru ОГРН 1167700052079 ИНН/КПП 7727282640/ 772701001 ОКПО 41114158 р/с 40703810138110001621 в ПАО «Сбербанк России» г. Москвы к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 |
| | Приложение к Основной образовательной программе ________общего образования на 2019 - 2020 г.г. Утверждено приказом директор ОАНО Школа «НИКА» от ____________ № ____ . |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В мире географии
Уровень общего образования: среднее общее образование, 7 классы
34 часа
Программу составила:
Пивова С.А.
Учитель
высшей квалификационной
категории
квалификация
г. Москва
2019 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире географии»
Личностные результаты освоения программы:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
•осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы:
Регулятивные универсальные учебные действия:
определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
учиться планировать учебную деятельность на занятии.
высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).
определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.
добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
слушать и понимать речь других.
выразительно читать и пересказывать текст.
вступать в беседу на занятии и в жизни.
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.
В результате освоения учебного предмета, курса выпускник (ученик) научиться понимать и объяснять:
основные географические понятия: «топонимика», «топоним», «ороним», «гидроним», «урбанимия», «ойконимия», «годонимия», «ономастика»;
различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения.
описывать: основные источники географической информации;
географическое положение объектов (по карте);
объекты и территории по картам, картинам и другим источникам информации, создавая их географический образ;
особенности материальной и духовной культуры.
определять (измерять): географическую информацию по картам различного содержания;
вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.
называть и показывать: крупнейшие населённые пункты России и Московской области, главные улицы г. Москвы
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: свободного чтения карт различного содержания;
проведения поиска географической информации из различных источников.
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
В результате освоения учебного предмета, выпускник (ученик) получит возможность научиться –выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов;
видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности
«В мире географии»
№ п/п | Название раздела, тем | Форма организации | Вид деятельности |
1. | Введение. География и топонимика (3 часа). Топонимика - наука о географических названиях. История развития топонимики как науки; значение науки для географии Практическая работа 1. Выбор тем для творческих проектов | практики, стажировки. | игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. |
2. | Изучение номенклатуры(2 ч.). Методика изучения, установление названий, написание названий, произношение названий. «Биографии» слов, ставших топонимами. Методы топонимических исследований, причины возникновения топонимов. Значение русского языка в расшифровке географических названий, отражающих формирование русской этнической общности.. | практики, стажировки. | игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. |
3. | Топонимика и физико-географическая карта (3 ч) Происхождение названий природных объектов. Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа). Практическая работа 2 Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы | исследования, практики, стажировки,. | игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. |
4. | История географических открытий и топонимика (3 ч) Топонимика и история географических открытий. Открытия зарубежных путешественников. Открытия русских путешественников. Имена исследователей и путешественников в топонимике. Практическая работа 3 Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира». | исследования, практики, стажировки, | игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. |
5. | Топонимика на политической карте мира (4 ч) Топонимика и изучение политической карты мира. Изменения в названиях на политической карте после Октябрской революции и второй мировой войны. Крушение колониальной системы и новое в топонимике. Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов. Практическая работа 4 «Историческое формирование названий стран мира». | исследования, практики, стажировки, научные ярмарки. | игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение. |
6. | Топонимия России (4ч) О чём говорят названия на карте России. Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте. Практическая работа 5. «Имена землепроходцев на карте России». Практическая работа 6. «Изменение названий географических объектов на карте России». | познавательные беседы, выставки, музеи, исследования | игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение |
7. | Урбанимика (2 ч) Урбанимия – наука, изучающая названия городов. История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование. | олимпиады, исследования | игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение |
8. | Топонимика как источник изучения родного края в социокультурной среде. Топонимия Москвы и Московской области (3 ч) Топонимика и местная географическая терминология. Роль местных географических терминов в топонимике. Словарь местных географических терминов. Формирование географических названий на карте Московской области | работа над проектом, олимпиады, экскурсии. | познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая. |
9. | Ойконимия Московской области (3 ч). Особенности региональной топонимики; Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Московской области. Практическая работа7. Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Московской области. Работа с картой) | работа над проектом, олимпиады, экскурсии. | познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая. |
10. | Годонимы г.Москвы (3 ч) Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.). Названия улиц г. Москвы, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами. Практическая работа 8. «История возникновения названий улиц г. Москвы». | работа над проектом, экскурсии. | познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая |
11. | Классификация топонимов (3 ч) Ономастика – наука о собственных именах. Антропотопонимы. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах. «Что в имени твоём...». Фитотопонимы, зоотопонимы, потамонимы и др… | работа над проектом, олимпиады, экскурсии. | познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая |
12. | Итоговое занятие (1 ч) | | |