СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса:Вовлечь обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов, способствовать формированию системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 7 класса»

Уровень образования: среднее общее образование


АННОТАЦИЯ


к рабочей программе курса внеурочной деятельности« В мире географии»



Нормативная основа разработки рабочей программы


1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010г. №1897. 2. Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);

3.Программой внеурочной деятельности. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011. — 96 с. — (Работаем по новым стандартам);

4.Программой курса "География. 5-9 классы"/ Автор-составитель Домогацкий Е.М., - 2-е изд. – М.: ООО «ТИД "Русское слово - учебник", 2016. – 120 с. - (Инновационная школа);

5.Рабочей программой к ученику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского А.А. Плешакова «География. Введение в географию» для 5 класса общеобразовательных организаций / авт.-сост. Н.В. Болотникова, С.В. Банников. — 3-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2018. —48 с. — (Инновационная школа);

6.Федеральным перечнем учебников на 2019-2020 учебный год, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

7.Учебным планом ОАНО Школа «Ника» на 2019-2020 уч. год.



Цели и задачи изучения предмета

Вовлечь обучающихся в активную практическую и исследовательскую деятельность по изучению происхождения названий географических объектов, способствовать формированию системы географических знаний и умений как компонента научной картины мира, умений и навыков использования географических знаний в практической деятельности и повседневной жизни.

Расширение географических знаний, умений, опыта, творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру.

Основные задачи:

активизировать познавательную деятельность обучающихся;

повысить информационную и коммуникативную компетентность обучающихся в области изучения географических объектов;

формировать у обучающихся умения самостоятельно приобретать и применять знания по истории формирования названий физической карты мира, политической карты мира и карты России, географических названий Московской области, названий улиц города Москвы, представление о собственных именах и фамилиях;

развивать у обучающихся творческие способности, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

побудить обучающихся к исследовательской работе;

развивать практические географические умения извлекать информацию из различных источников знаний;

совершенствовать навыки работы с географическими картами;

на основе историко-географического подхода формировать у обучающихся эмоционально-ценностное отношение к географической среде.


Место предмета в учебном плане

Программа внеурочного курса «В мире географии» предназначена для учащихся 7-ых классов и является дополнительным, вспомогательным курсом по отношению к курсу «География» 7 класс. На изучение данной дисциплины отводится 34 часа в год, из расчета 1час в неделю.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Аверьянов К. А. Алексеевское. Аминьево. Косино. Люблино. Медведково. Свиблово // История сел и деревень Подмосковья. XIV-XX вв. Вып. 2. М., 1993.

Аверьянова М. Г. Край Раменский: Очерки краеведа. — М., 1995.

Агеева Р. А. Гидронимия Москвы //Вопр. географии, сб.126. — М.,1985. С. 60-73.

Афанасьев А. П. Финно-угорская гипотеза топонима Москва. // Вопр. географии, сб.126. - М., 1985. С. 90-100.

Баскаков Н. А. Русские фамилии тюркского происхождения. — М., 1979.

Беспалов Ю. В. Южный рубеж Московии (Из истории Подмосковья). — Пущино, 1990.

Бондарук Г. П. Русские местные географические термины в топонимии Центра //Вопр. географии, сб,94. — М.,1974. С. 185-194.

Бурак Е Ю., Сапронова Т. Ф., Смолицкая Г. П. Названия московских храмов. — М., 1997.

Векслер А. Г. Москва в Москве. — М., 1968.

Вес. — Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена, прозвища и фамилии. — М., 1974.

Веселовский С. Б. Топонимика на службе у истории //Исто- рич. записки, 1945, № 17. С. 24-52.

Веселовский С. Б. О происхождении названий некоторых древнейших селений Подмосковья //Подмосковье. — М., 1955.

Географические названия России. Топонимический словарь .Евгений Поспелов

Год издания: 2008 Издательство: АСТ, Астрель

История с географией Э. А. Вартаньян Год издания: 1996 Издательство: Калан, Бахрах

Очерки топонимики Э. М. Мурзаев Год издания: 1974 Издательство: Мысль

Занимательная топонимика Г. П. Смолицкая Год издания: 2001 Издательство: Армада-пресс

Полный словарь названий московских улиц Я. З. Рачинский История России Год издания: 2011 Издательство: Москва

Топонимия Москвы Г. П. Смолицкая, М. В. Горбаневский Год издания: 1982 Издательство: Наука

"Атлас Москвы и Московской области (4 карты в 1 атласе)" Редактор: Ким А., Перемышленникова А. В. Издательство: Атлас-Принт, 2017 г.












































ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ШКОЛА «НИКА»

117303 г. Москва, Малая Юшуньская, д.4

телефон (495) 587-49-64 е-mail: nou@nika-school.ru

ОГРН 1167700052079 ИНН/КПП 7727282640/ 772701001 ОКПО 41114158

р/с 40703810138110001621 в ПАО «Сбербанк России» г. Москвы

к/с 30101810400000000225 БИК 044525225






Приложение

к Основной образовательной программе

________общего образования на 2019 - 2020 г.г.


Утверждено

приказом директор ОАНО Школа «НИКА»

от ____________ № ____ .










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В мире географии

Уровень общего образования: среднее общее образование, 7 классы

34 часа





Программу составила:

Пивова С.А.


Учитель

высшей квалификационной

категории

квалификация



г. Москва

2019 год


  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В мире географии»

Личностные результаты освоения программы:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

•осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Метапредметные результаты освоения программы:

Регулятивные универсальные учебные действия:

определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

учиться планировать учебную деятельность на занятии.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную литературу, простейшие приборы и инструменты).

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Познавательные универсальные учебные действия:

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.

делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной задачи.

добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях.

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи

слушать и понимать речь других.

выразительно читать и пересказывать текст.

вступать в беседу на занятии и в жизни.

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты:

Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны; формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем; формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.



В результате освоения учебного предмета, курса выпускник (ученик) научиться понимать и объяснять:

основные географические понятия: «топонимика», «топоним», «ороним», «гидроним», «урбанимия», «ойконимия», «годонимия», «ономастика»;

различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического отображения.

описывать: основные источники географической информации;

географическое положение объектов (по карте);

объекты и территории по картам, картинам и другим источникам информации, создавая их географический образ;

особенности материальной и духовной культуры.

определять (измерять): географическую информацию по картам различного содержания;

вид и тип карт и других источников знаний для получения необходимой информации.

называть и показывать: крупнейшие населённые пункты России и Московской области, главные улицы г. Москвы

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: свободного чтения карт различного содержания;

проведения поиска географической информации из различных источников.

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.


В результате освоения учебного предмета, выпускник (ученик) получит возможность научиться –выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов;

видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.








  1. Содержание рабочей программы курса внеурочной деятельности

«В мире географии»


№ п/п

Название раздела, тем

Форма организации

Вид деятельности


1.

Введение. География и топонимика (3 часа).

Топонимика - наука о географических названиях. История развития топонимики как науки; значение науки для географии

Практическая работа 1. Выбор тем для творческих проектов


практики, стажировки.

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

2.

Изучение номенклатуры(2 ч.).

Методика изучения, установление названий, написание названий, произношение названий. «Биографии» слов, ставших топонимами.

Методы топонимических

исследований, причины

возникновения топонимов. Значение русского языка в

расшифровке географических

названий, отражающих

формирование русской этнической общности..

практики, стажировки.

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

3.

Топонимика и физико-географическая карта (3 ч)

Происхождение названий природных объектов.

Изучение гидронимов (водные объекты) и оронимов (формы рельефа).

Практическая работа 2

Работа в группах по изучению происхождения названий объектов природы

исследования, практики, стажировки,.

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

4.

История географических открытий и топонимика (3 ч)

Топонимика и история географических открытий.

Открытия зарубежных путешественников. Открытия русских путешественников. Имена исследователей и путешественников в топонимике. Практическая работа 3 Составление таблиц «Имена русских первопроходцев на карте мира» и «Имена иностранных путешественников на карте мира».

исследования, практики, стажировки,

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

5.

Топонимика на политической карте мира (4 ч)

Топонимика и изучение политической карты мира.

Изменения в названиях на политической карте после Октябрской революции и второй мировой войны. Крушение колониальной системы и новое в топонимике.

Политическая карта мира. Названия стран мира. Появление, изменение названий на мировой карте под влиянием политических процессов.

Практическая работа 4

«Историческое формирование названий стран мира».

исследования, практики, стажировки, научные ярмарки.

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение.

6.

Топонимия России (4ч)

О чём говорят названия на карте России.

Географические названия природных объектов; изменение названий во времени; история изучения России в именах первопроходцев на карте.

Практическая работа 5. «Имена землепроходцев на карте России». Практическая работа 6. «Изменение названий географических объектов на карте России».

познавательные беседы, выставки, музеи, исследования

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение

7.

Урбанимика (2 ч)

Урбанимия – наука, изучающая названия городов.

История возникновения названий городов; изменение названий городов во времени, города в советский период, переименование.

олимпиады, исследования

игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение

8.

Топонимика как источник изучения родного края в социокультурной среде. Топонимия Москвы и Московской области (3 ч)

Топонимика и местная географическая терминология.

Роль местных географических терминов в топонимике. Словарь местных географических терминов.

Формирование географических названий на карте Московской области

работа над проектом, олимпиады, экскурсии.

познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая.

9.

Ойконимия Московской области (3 ч). Особенности региональной топонимики;

Различие понятий «топонимия», «топонимика», «ойконимия»; знакомство с ойконимией Московской области.

Практическая работа7.

Рассмотреть название городов, сёл и посёлков Московской области. Работа с картой)


работа над проектом, олимпиады, экскурсии.

познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая.

10.

Годонимы г.Москвы (3 ч)

Годонимия – наука, изучающая названия линейных объектов (улиц, проспектов, бульваров и др.).

Названия улиц г. Москвы, связанные с именами политических деятелей, учёных, деятелей культуры и искусства, с важнейшими историческими событиями, с природными объектами. Практическая работа 8. «История возникновения названий улиц г. Москвы».

работа над проектом, экскурсии.

познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая

11.

Классификация топонимов (3 ч)

Ономастика – наука о собственных именах. Антропотопонимы. Развитие ономастики; использование имён собственных в географических объектах. «Что в имени твоём...». Фитотопонимы, зоотопонимы, потамонимы и др…


работа над проектом, олимпиады, экскурсии.

познавательная, досугово-развлекательная, художественное творчество туристско-краеведческая

12.

Итоговое занятие (1 ч)










© 2020, 207 0

Похожие файлы