РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «зАНИМАТЕЛЬНАЯ ГРАММАТИКА» 2-4 КЛАССЫ
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных ФГОС НОО требований к результатам обучения учащихся:
Личностными результатами
обучающихся являются: готовность ученика
целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для
исследования математической сущности предмета (явления, события, факт); способность
характеризовать собственные знания по предмету, формировать вопросы, устанавливать,
какие из предложенных математических задач могут быть им успешно решены;
познавательный интерес к математической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность
анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик,
устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего
мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения
практической и учебной задач; умение моделировать, решать учебные задачи с помощью
знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной
задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоенные знания о числах
и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства
арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,
диаграммы для решения математических задач.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Звуки и буквы.
Алфавит.
Состав слова.
Образование слов (простейшие случаи).
Главные и второстепенные члены предложения.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола,
местоимения, предлога, наречия).
Обучающиеся должны уметь:
Писать слова с изученными орфограммами.
Писать и разбирать предложения с однородными членами.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Производить фонетический разбор, разбор слова по составу, синтаксический разбор
предложения, морфологический разбор.
Находить и исправлять ошибки с изученными орфограммами.
Различать падежи.
Ставить правильно падежные вопросы к разным частям речи.
Правильно писать падежные окончания имен существительных, имен прилагательных,
местоимений.
Различать служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Правильно писать НЕ с глаголами.
Отличать глаголы-исключения от других частей речи или глаголов, правописание
которых можно проверить.
Различать типы спряжения глаголов.
Правильно писать –тся, -ться в глаголах, окончания глаголов 2 лица единственного числа. Различать типы склонений имен существительных.
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами
обучающихся являются: освоенные знания о числах
и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства
арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,
диаграммы для решения математических задач.
3-й класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами
обучающихся являются: освоенные знания о числах
и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства
арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,
диаграммы для решения математических задач.
4-й класс
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметными результатами
обучающихся являются: освоенные знания о числах
и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах;
умения выбирать и использовать входе решения изученные алгоритмы, свойства
арифметических действий, способы нахождения величин, приемы решения задач; умения
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы,
диаграммы для решения математических задач.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание программы курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» на уровне начального образования предполагает изучение следующих разделов:
Содержание курса внеурочной деятельности | Форма занятий | Характеристика деятельности обучающихся |
Дорога к письменности (3 ч.) Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки согласных и гласных звуков. Состав слова. Признаки родственных слов. Виды пересказа. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. | Игровые упражнения, дидактические игры. Турнир любителей русского языка. | Преобразовывать информацию из одной формы в другую; Строить рассуждения; Слушать и понимать речь других; Осознавать роль языка и реч составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; Осознавать роль языка и речи в жизни людей.и в жизни людей. - составлять высказывания с учетом цели общения, обстановки и ролевых отношений партнеров, воспринимать речь партнера; Осознавать роль языка и речи в жизни людей. Знать элементарные сведения из истории родного языка, Знать элементарные представления о языке как знаковой системе на основе простейших наглядно-образных моделей слов и предложений. |
В путь за «главным» правилом. (11 ч.) Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. | Игровые упражнения, дидактические игры Брей-ринг. Олимпиада | вести диалог с собеседником, проявляя к нему внимание и уважение; строить речевые высказывания. Понимать определение «фонема». Отличать гласные и согласные фонемы. Определять расхождение в написании и произношении звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные по звонкости-глухости согласные в конце слова; Определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм. Различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные на основе их произношения. определять «ошибкоопасные» места в слове, проверять слова, используя правила проверки этих орфограмм; |
«Фонемные» и «нефонемные» правила (20 ч.) Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. Пересказать текст | Игровые упражнения, дидактические игры Кроссворды, головоломки Урок- сказка | Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки Использовать правило при написании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с непроизносимыми согласными на основе алгоритма проверки написания. составлять план пересказа, пересказывать тексты. -формулировать определения приставки; Объяснять значение приставок в слове. Выделять в словах приставки. Образовывать слова с помощью приставки. |
«Царство слов» (9 ч.) Правила правописания слов с изученными орфограммами. Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола). Главные члены предложения. Состав слова. Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно. | Занятие-игра диалогическая, здоровье-сберегающая Занятия с элементами игр и игровых элементов. | Объяснять, откуда такое разнообразие слов в русском языке. Строить речевое высказывание в устной форме. Оценивать конкретные выступления одноклассников. Проанализировать правила охраны своего здоровья. Использовать речь для регуляции своего действия. |
«Такие разные слова» (9ч.) Разбирать предложения по членам предложения. Обозначать на письме интонацию перечисления. Разбирать слова по составу. Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова. Писать правильно слова с удвоенными согласными. | Занятие-практикум групповая, здоровье-сберегающая Дидактические игры. Ребусы. | Оценивать конкретные примеры добрых слов Формировать ориентации на понимание причин успеха деятельности. Характеризовать условия .необходимые для возникновения новых слов. Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Объяснять, откуда пришли слова. Строить речевое высказывание в устной форме |
«Занимательное словообразование» (17 ч.) Определять род, число имен существительных и имен прилагательных. Определять число, время глаголов. Писать НЕ с глаголами. Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Составлять рассказы по картинке. | Урок-проект проблемно-диалогическая, здоровье-сберегающая Комбинированное занятие Кроссворды, головоломки | Характеризовать условия, необходимые для нахождения и исправления орфографических ошибок Строить рассуждение, включающее установление причинно -следственных связей. Строить речевое высказывание в устной форме. Анализировать различные тексты . Пробовать создавать свои речи. Оценивать конкретные выступления одноклассников. Объяснять, что обозначают трудные слова, анализировать тексты художественной литературы. Осваивать правила поведения в разных ситуациях. |
Фонетика и орфоэпия (7 ч.) Отличительные признаки основных языковых единиц; Основные термины и понятия, связанные с лексикой, синтаксисом, фонетикой, морфологией, орфографией; Слова, словосочетания, предложения, текста; | Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи). . Брей-ринг. Олимпиада по русскому языку. | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы, травка). Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. |
Лексикология (27 ч.) Основные орфографические и пунктуационные правила; О некоторых нормах русского языка: произносительных, словоупотребительных; Четко артикулировать слова, воспринимать и воспроизводить интонацию речи; | Игра «Подбери к слову синонимы, антонимы». . Упражнения, кроссворд с синонимами и антонимами. | Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп. Распознавать текст- рассуждение. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. |
Научная этимология (6 ч.) Подбирать антонимы, синонимы, фразеологические обороты; Различать слова- паронимы, омонимы, архаизмы, неологизмы; Пользоваться орфографическим, словобразовательным, фразеологическим, этимологическими словарями | Игра «Назови признаки родственных (однокоренных слов)». Турнир любителей русского языка КВН | Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Находить в словах значимую часть слова – корень, подбирать однокоренные слова. Называть признаки родственных (однокоренных слов). Выделять корень в однокоренных словах. Наблюдать за образованием однокоренных слов. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова. Подбирать однокоренные слова к данному слову. по русскому языку. Оценивать свои знания. |
3. Тематическое планирование
Раздел (ч.) | Класс (ч.) |
2 | 3 | 4 |
Дорога к письменности (3 ч.) | 3 | - | - |
В путь за «главным» правилом. (11 ч.) | 11 | - | - |
«Фонемные» и «нефонемные» правила (20 ч.) | 20 | - | - |
«Царство слов» (9 ч.) | - | 9 | - |
«Такие разные слова» (9 ч.) | - | 9 | - |
«Занимательное словообразование» (17 ч.) | - | 16 | - |
Фонетика и орфоэпия (7 ч.) | - | - | 7 |
Лексикология (27 ч.) | - | - | 22 |
Научная этимология (6 ч.) | - | - | 6 |
Итого: 102 (ч.) | 34 | 34 | 34 |
11