СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика" 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Веселая грамматика" 3 класс»


Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учётом :

-программы для общеобразовательных учреждений «Веселая грамматика» автор В.В. Волина Веселая грамматика. М.: Знание, 2015 г.

- Положения о рабочей программе МБОУ-ООШ № 20 х. Сальский Кагальник

Цели курса

Расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие.


Задачи учебного курса

  • способствовать развитию интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  • совершенствование общего языкового развития учащихся;

  • способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

  • способствовать развитию смекалки и сообразительности.

  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе




















МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


На основании учебного плана на изучение курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» в 3 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение курса внеурочной деятельности «Веселая грамматика» в 3 классе основной школы отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Авторская программа рассчитана на 35 часов.

Данная программа будет выполнена за 34 часа. Сокращение произведено в теме: «Имя существительное – часть страны Речь» (авторская программа 2 часа- данная программа 1 час.).


ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе общения на занятиях.

















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА» 3 КЛАСС


Состав слова

Образование слов

Где прячутся ошибки. Хорошо ли ты знаешь грамматику? Анкетирование. Работа с тестовыми заданиями Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах). Слова – тезки. (Омонимы). Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). Слова с противоположным значением. (Антонимы). Словарное богатство родного языка.

Главные и второстепенные члены предложения

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении? Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.


Признаки частей речи

Как морфология порядок навела. (О частях речи). Имя существительное – часть страны Речь. Сказка о падежах. Этимология названий падежей.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное? Очень занимательное – имя прилагательное. Универсальные заменители. (Назначение местоимений). Глагол – часть страны Речь. Глагол и его друзья. Глагол – настоящий богач среди частей речи. Сила любви. НЕ с глаголами. Откуда появились глаголы – исключения? В царстве наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Ссора предлогов со всеми словами. Служебное положение частиц.



















РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Тематическое планирование

3 класс- 34 часа

п/п

Тема

Основные виды деятельности обучающегося

Формы контроля

Дата

План

Коррекция


Состав слова (1 час)

1.

Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударною гласного звука, написание которой надо проверять.

Фронтальная

3.09



Образование слов (7 часов)

2.

Слова – родственники. (Об однокоренных словах).

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Находить в словах значимую часть слова – корень, подбирать однокоренные слова.


Индивидуальная

10.09


3..

4.


Слово одно, а значений - несколько.

(О многозначных словах).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.


Фронтальная

17.09

24.09


5.

6.

Слова – тезки. (Омонимы).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. 

Комбинированная

1.10

8.10


7.

Слова с противоположным значением.

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.

Фронтальная

15.10


8.

Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).

Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных.

Познакомиться с этимологией слов синоним и антоним. 

Групповая

22.10



Главные и второстепенные члены предложения (3 часа)

9.

10.

Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.

Различать распространѐнное (с второстепенными членами) и нерас-пространѐнное (без второстепенных членов) предложения. Составлять нераспространѐнные и распространѐнные предложения.

Фронтальная

5.11

12.11


11.

Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?

Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.


Фронтальная

19.11



Признаки частей речи (23 часа)

12.

Имя существительное – часть страны Речь

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщѐнному лексическому значению и вопросу.


Индивидуальная

26.11


13.

 Сказка о падежах. Этимология названий падежей

Запоминать названия падежей и вопросы.

.

Групповая

3.12


14.

15.

Хорошо ли ты знаешь имя существительное?

Определять грамматические признаки имен существительных: одушевлѐнное или неодушевленное, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.


Фронтальная

10.12

17.12


16.

Очень занимательное – имя прилагательное.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб-щѐнному лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имѐн прилагательных.

Фронтальная

24.12


17.

Словарное богатство родного языка.

Создавать устные и письменные тексты-рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Комбинированная

14.01


18.

Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб-щѐнному лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имѐн прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагательному.

Фронтальная

21.01


19.

Универсальные заменители. (Назначение местоимений).

Составлять из предложений текст, подбирать к нему заголовок, записывать составленный текст.

Составлять по рисункам диалоги.

Групповая

28.01


20.

Глагол – часть страны Речь.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщѐнному лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Комбинированная

4.02


21.

Сказка о глаголе, о спряжении глагола.

Определять спряжение глаголов.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Фронтальная

11.02


22.

23.

Глагол и его друзья.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщѐнному лексическому значению и вопросу.


Групповая

18.02

25.02


24.

25.

Глагол – настоящий богач среди частей речи.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщѐнному лексическому значению и вопросу.

Фронтальная

3.03

10.03


26.

27.

Сила любви. НЕ с глаголами.

Работать над написанием частицы не с глаголами.

Индивидуальная

17.03

31.03


28.

29.

Откуда появились глаголы – исключения?

Добывать из интернета информацию об образовании глаголов.

Добывать из интернета информацию об образовании глаголов.

Фронтальная

Комбинированная

7.04

14.04


30.

31.


Хорошо ли ты знаешь глагол?

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщѐнному лексическому значению и вопросу.

Групповая

21.04

28.04


32.


В царстве наречий.

Распознавать наречие среди других частей речи.

Определять роль наречия в предложении

Групповая

12.05


33.

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.

Узнавать служебные части речи в устной и письменной речи.

Правильно употреблять их в речи.

Фронтальная

19.05


34.

Хорошо ли ты знаешь части речи?

Классифицировать знания о всех частях речи.

Составить сводную таблицу о частях речи.

Индивидуальная

26.05




РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

__________/Корж Н.В./ ___________/Бунечко Е.В./

________________ ___________________




Учебно-методическое обеспечение

  • Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2015 г.

  • Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 2015 г.

  • Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996

  • Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2012 г.

  • Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 2015 г.

  • Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 2011 г.

  • Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.

  • Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  • Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.

  • Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.

  • Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997 г.

  • Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г

  • Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  • Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.

  • Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.

  • Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.

  • Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.

  • Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 2013.

  • Персональный компьютер

  • Мультимедийный проектор

  • Интерактивная доска









РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕСЕЛАЯ ГРАММАТИКА»

Программа обеспечивает достижение обучающимися определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты обучения.

В результате изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся: осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнѐт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

Метапредметные результаты обучения.

В процессе изучения курса «Занимательная грамматика» обучающиеся научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; научатся

выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач ( диалог, устные монологические высказывания, письменные тесты) с учетом особенностей разных видов речи. Ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

Предметные результаты обучения.

У четвероклассников будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
















Требования к уровню подготовки учащихся в 3 классе

Учащиеся должны иметь представление:
о личных местоимениях; 
о предлогах перед местоимениями; 
о наречиях: разряды наречий по значению, правописание наречий (справа, издалека, докрасна, вправо, налево, засветло).

Учащиеся должны знать:
склонение прилагательных в единственном числе мужского, женского и среднего рода;
склонение имен прилагательных во множественном числе;
правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе;
понятие о неопределенной форме глагола;
изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение);
глаголы 1-го и 2-го спряжения;
правописание безударных личных окончаний глаголов;
мягкий знак после шипящих в окончании глаголов 2-го лица в единственном числе;
изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам;
обозначение гласных и согласных в приставках;
правописание частицы не с глаголами;
правописание неопределенной формы и 3-го лица глаголов (ться, -тся);
виды предложений.

Учащиеся должны уметь:
ставить знаки препинания в предложениях простых, в простых с однородными членами;
устанавливать связь слов в предложении по вопросам, выделять главные члены предложения (основу предложения) и словосочетания:
распознавать местоимения, определять их число и лицо;
писать раздельно местоимение с предлогом;
правильно писать падежные окончания прилагательных;
подбирать к прилагательным слова, близкие и противоположные по значению;
определять время, число и спряжение глаголов;
спрягать глаголы, правильно писать личные окончания:
распознавать неопределенную форму глаголов;
писать мягкий знак после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица в единственном числе;
писать не с глаголами раздельно;
писать -ться в неопределенной форме и -тся в 3-м лице глаголов;
писать диктанты различных видов;
объяснять орфограммы по пройденному материалу.





Система оценивания


Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.










РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

__________/Корж Н.В/ ___________/Бунечко Е.В./

____ ________20___года ____ ____________20___года