СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 3 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 3 класса составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Программа разработана на основе программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочурова , 2015

«Положения о рабочей программе МБОУ-ООШ № 20 х. Сальский Кагальник»

Цель курса: развитие познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения.

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.




МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На основании учебного плана на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

В соответствии с календарным учебным графиком и расписанием на 2019-2020 учебный год на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» в 3 классе основной школы отводится 30 часов из расчёта 1 час в неделю.

Авторская программа рассчитана на 34 часа. Данная программа будет выполнена за 30 часов.

Сокращение произведено по теме «Энциклопедия математических развлечений» на 2 часа , (авторская программа –3 часа .данная программа –2 часа); «Интеллектуальная разминка»-1 час (авторская программа –2 часа данная программа –1 час); «От секунды до столетия.»-1 час (авторская программа –2 часа данная программа -1 час).

























Ценностными ориентирами содержания являются: — формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; — освоение эвристических приёмов рассуждений; — формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных; — развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся; — формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы; — формирование пространственных представлений и пространственного воображения; — привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются: — развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; — развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления. Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы.





















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Числа. Арифметические действия. Величины Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.). Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Числа-великаны (миллион и др.). Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.). Занимательные задания с римскими цифрами. Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения — математические игры: — «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; — игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»; — игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»; — игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ; — математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»; — работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.; — игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия: — сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; — моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками; — анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его; — выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии; — аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач. Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия: — анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

— искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; — моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации; — конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; — объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия; — воспроизводить способ решения задачи; — сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием; — анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи; — оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; — конструировать несложные задачи.







































РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий на занятии.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).


Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

– выполнять умножение и деление чисел с 0, 1, 10; 100

– решать уравнения вида а ± х = b; х – а = b; а • х = b; а : х = b; х:а = b;

– решать задачи в 2–3 действия;

– находить длину ломаной и периметр многоугольника как сумму длин его сторон;

– находить периметр и площадь прямоугольника (квадрата) с помощью соответствующих формул;

– чертить квадрат по заданной стороне, прямоугольник по заданным двум сторонам;

– узнавать и называть объемные фигуры: куб, шар, пирамиду;

– записывать в таблицу данные, содержащиеся в тексте;

– читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

– решать арифметические ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

– составлять истинные высказывания (верные равенства и неравенства);

– заполнять магические квадраты размером 3х3;

– находить число перестановок не более чем из трех элементов;

– находить число пар на множестве из 3–5 элементов (число сочетаний по 2);

– находить число пар, один элемент которых принадлежит одному

множеству, а другой – второму множеству;

– проходить числовые лабиринты, содержащие двое-трое ворот;

– объяснять решение задач по перекладыванию одной-двух палочек с заданным условием и решением;

– решать простейшие задачи на разрезание и составление фигур;

– уметь объяснить, как получен результат заданного математического фокуса.

Универсальные учебные действия:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 класс - 30 часов

п/п

Тема

Основные виды деятельности обучающихся

Формы контроля

Дата

План

Коррекция


1.Числа. Арифметические действия. Величины (8 часов)

1.

Интеллектуальная разминка.

Решение олимпиадных задач

Фронтальная

2.09


2.

«Числовой» конструктор.

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,

90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

Комбинированная

9.09


3.

Геометрия вокруг нас.

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников

Индивидуальная

16.09


4.

Волшебные переливания.

Решение задач на переливание.


Фронтальная

23.09


5.

6.

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты.

Групповая

30.09

7.10


7.

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник».

Групповая

14.10


8.

«Солнечный» конструктор


Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием.

Индивидуальная

21.10



2. Числовые головоломки.(4 часа)

9.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

Групповая

11.11


10.

11.

Интеллектуальна разминка

Работа в центрах деятельности :конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи

Фронтальная

18.11

25.11


12.


Математические фокусы

Порядок выполнении действий в числовых выражений (без скобок, со скобками).Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4,…15

Индивидуальная

2.12



3.Форма организации обучения(8 часов)

13.

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками»

Фронтальная

9.12


14.

Секреты чисел

Числовой палиндром- число, которое читается одинаково слева на права и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30)

Комбинированная

16.12


15.

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, втого из жизни ( газеты, детские журналы), дл составлении задач.

Фронтальная

23.12


16.

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль 1-й раунд: 640 – 140= 500 500 + 180= 680 680 – 160= 520 520 + 150= 670

Групповая

13.01


17.

Выбери маршрут


Единица длины километр. Составление карты путешествии : на определенном транспорте по выбранному маршруту

Фронтальная

20.01


18.

Интеллектуальная разминка

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку)

Индивидуальная

27.01


19.

20.

В царстве смекалки.

Сбор информации и выпуск математической газеты

Групповая

3.02

10.02



4.Мир занимательных задач.(10 часов)

21.

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недосстающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ

Фронтальная

17.02


22.

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.

Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

Фронтальная

2.03


23.

Интеллектуальна разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.


Комбинированая

16.03


24.

Разверни листок

Задачи и задании на развитие пространственных представлений

Фронтальная

30.03


25.

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута ,секунда ; сутки, неделя , год, век. Что происходит за одну минуту в городе ( стране, мире). Что успевает сделать человек за одну минуту, один час ,за один день, за сутки? Составление различных задач, использующих данные о возрасте своих родственников.

Индивидуальная

6.04


26.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

Индивидуальная

13.04


27.

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи- шутки. Задачи смекалки.


Фронтальная

20.04


28.

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пуд, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач.

Групповая

27.04


29.

Математические фокусы

Алгоритм умножении (делении) трехзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных »цифр в записи решении.

Фронтальная

18.05


30.

Энциклопеди математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.)

Индивидуальная

25.05




РАССМОТРЕННО СОГЛАСОВАНО

Руководитель МО Заместитель директора по УВР

__________/Корж Н.В./ ___________/Бунечко Е.В./

________________ ___________________