СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО



Приложение к основной образовательной

программе основного общего образования,

утвержденное приказом МБОУ «Горская ООШ»

42/4-19 от «02» сентября 2019г.



Рабочая программа

внеурочной деятельности


Направление: общекультурное

Наименование программы: музейное дело

Класс: 9

Количество часов: 34

Учитель: Воропаева Инна Сергеевна

Категория: первая
















2019-2020 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса разработана на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 г.; программы «Школьный музей» В.Е. Туманова, методическое пособие, изд. третье, дополненное. М.: Министерство образования и науки, ФЦДЮТ и К, 2006 г.

Согласно учебному плану МБОУ «Горская основная общеобразовательная школа» для 9 классов на 2019 - 2020 учебный год на изучение внеурочной деятельности в 9 классе отведено 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю.



Планируемые результаты внеурочной деятельности «Музейное дело».

Личностными результатами изучения курса являются:

Обучающийся научится:

  • уважению к прошлому, бережному отношению к реликвиям;

  • патриотизму и потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • интересу к музееведческой и научно-исследовательской деятельности.

Метапредметным результатами изучения курса внеурочной деятельности являются:

Обучающийся научится:

  • планированию своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;

  • умению различать способ и результат действия;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • самостоятельному исследовательскому поиску;

  • внесению коррективов в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

  • составлению планов поисково-исследовательского проекта;

  • нахождению и обработке информации;

  • ориентации в музейной терминологии;

  • анализу объектов, выделению главного;

  • умению договариваться, приходить к общему решению;

  • работать в группе;

  • высказыванию суждений, аргументации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • определению особенностей становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;

  • заполнению бланков музейной документации по работе с фондами;

  • проектированию простой экспозиции;

  • комплектованию материала для выставки;

  • составлению текста экскурсии к выставке;

  • ориентированию в экспозиционно-выставочном пространстве;

  • оформлению и хранению краеведческого материала, ведению элементарных краеведческих записей;

  • описанию конкретных экспонатов и событий.



Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Музейное дело»

Основные понятия и термины музееведения ( 2 ч).

Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др..

Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».

Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера.

Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.

Музеи мира (9 ч).

Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII– XXвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. Практическая работа: игра «Музеи мира». Творческое сочинение учащихся «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями». Классификация музеев в Российской Федерации. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музей. Музей-квартира. Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музей-храм, музей-заповедник, музей-панорама) виртуальные видео-экскурсии по музеям России; проектная работа в группах — презентационное сообщение по плану об одном из известных отечественных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, место расположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты). Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей. Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников – вещевые, письменные. Практическая работа: составление классификатора музейных предметов школьного музея.

Фондовая работа музеев (7 ч).

Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. Практическая работа: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой. Составление плана поисково-собирательской деятельности. Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение). Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности. Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).

Музейная экспозиция (6 ч).

Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки. Практическая работа: проектирование экспозиции.

Культурно-образовательная деятельность музея (10 ч).

Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода. Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке.



Тематическое планирование


№ п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Основные понятия и термины музееведения.

2

2

Музеи мира.

9

3

Фондовая работа музеев.

7

4

Музейная экспозиция

6

5

Культурно-образовательная деятельность музея

10


Итого:

34




«Согласовано»

Зам. директора по УВР:

__________ /И.В.Намёткина/

«_____» ____________20___г.