МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛИКИНО-ДУЛЁВО
Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования,
утвержденное приказом МБОУ «Горская ООШ»
№ 42/4-19 от «02» сентября 2019г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
Направление: общекультурное
Наименование программы: музейное дело
Класс: 9
Количество часов: 34
Учитель: Воропаева Инна Сергеевна
Категория: первая
2019-2020 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 9 класса разработана на основе авторской программы Д.В. Смирнова «Юные музееведы», опубликованной в сборнике «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под редакцией В.А. Горского. Стандарты второго поколения». 2-е издание. Москва. Просвещение. 2011 г.; программы «Школьный музей» В.Е. Туманова, методическое пособие, изд. третье, дополненное. М.: Министерство образования и науки, ФЦДЮТ и К, 2006 г.
Согласно учебному плану МБОУ «Горская основная общеобразовательная школа» для 9 классов на 2019 - 2020 учебный год на изучение внеурочной деятельности в 9 классе отведено 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю.
Планируемые результаты внеурочной деятельности «Музейное дело».
Личностными результатами изучения курса являются:
Обучающийся научится:
уважению к прошлому, бережному отношению к реликвиям;
патриотизму и потребности сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности;
Обучающийся получит возможность научиться:
Метапредметным результатами изучения курса внеурочной деятельности являются:
Обучающийся научится:
планированию своих действий в соответствии с конкретной поставленной задачей;
умению различать способ и результат действия;
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельному исследовательскому поиску;
внесению коррективов в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
составлению планов поисково-исследовательского проекта;
нахождению и обработке информации;
ориентации в музейной терминологии;
анализу объектов, выделению главного;
умению договариваться, приходить к общему решению;
работать в группе;
высказыванию суждений, аргументации.
Обучающийся получит возможность научиться:
определению особенностей становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды;
заполнению бланков музейной документации по работе с фондами;
проектированию простой экспозиции;
комплектованию материала для выставки;
составлению текста экскурсии к выставке;
ориентированию в экспозиционно-выставочном пространстве;
оформлению и хранению краеведческого материала, ведению элементарных краеведческих записей;
описанию конкретных экспонатов и событий.
Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Музейное дело»
Основные понятия и термины музееведения ( 2 ч).
Цели и задачи занятий по программе «Музейное дело». Основные понятия и термины музееведения. Этимология слова «музей». Основные задачи, стоящие перед музеем. Причины и условия возникновения музеев; вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция, коллекция, экспонат, и др..
Практическая работа: ознакомление с основными понятиями и терминами музейного дела; работа со словарем, творческая мастерская «Музейное лото».
Роль музея в жизни человека. Музей как сосредоточение истории и памяти народа. Особенности музейного здания, интерьера.
Становление и развитие музейного дела. Главные задачи и функции музеев.
Музеи мира (9 ч).
Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский мусейон). Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Кабинеты и галереи эпохи Возрождения (студило, антикварии, кунсткамеры, коллекции рода Медичи и других королевских фамилий). Естественнонаучные кабинеты XVI—XVII вв. Художественное коллекционирование в XVII в. Западноевропейские музеи в XVIII– XXвв. Музеи и картинные галереи Великобритании, Германии, Австрии, Италии, Франции. Практическая работа: игра «Музеи мира». Творческое сочинение учащихся «Музей, который я хотел бы посетить вместе с друзьями». Классификация музеев в Российской Федерации. Художественные музеи, научно-исследовательские, государственные. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, этнографические, художественные и др. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музей. Музей-квартира. Практическая работа: работа в группах: работа с интернет-ресурсами, подготовка сообщений (Музей-монастырь, музей-храм, музей-заповедник, музей-панорама) виртуальные видео-экскурсии по музеям России; проектная работа в группах — презентационное сообщение по плану об одном из известных отечественных музеев (история возникновения и развития музея, его профиль, место расположения, название и характеристика основных экспозиционных залов, уникальные коллекции и экспонаты). Практическая работа: обзорная экскурсия в краеведческий музей. Понятие о музейном предмете. Музейный предмет как памятник природы, истории и культуры, включенный в музейное собрание; как подлинное свидетельство (первоисточник) фактов, явлений, событий, процессов в природе и общественной жизни. Научная, историко-культурная (реликвийность, мемориальность), художественная, эстетическая ценность музейного предмета. Классификация музейных предметов. Основные типы источников – вещевые, письменные. Практическая работа: составление классификатора музейных предметов школьного музея.
Фондовая работа музеев (7 ч).
Понятие фондов музея. Комплектование фондов. Вещь музейного значения — музейный предмет — экспонат. Коллекции: характеристика и описание. Фондовый учет музейных предметов. Учетная документация. Условия сохранности музейных предметов. Режим хранения. Требования к температурно-влажностному, световому, биологическому и другим режимам хранения. Основные понятия о консервации и реставрации музейных предметов. Практическая работа: знакомство с фондами краеведческого музея; составление учётной карточки экспоната музея, методика заполнение анкеты респондента. Работа с музейными определителями, научной и справочной литературой. Составление плана поисково-собирательской деятельности. Домашнее задание: сбор информации для индивидуального проекта (краеведение). Основные направления научно-исследовательской деятельности музея (научные экспедиции; работа в библиотеке; встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов, обработка полученных данных). Изучение музейных предметов и коллекций. Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов краеведческого исследования и поисковой деятельности. Соблюдение научной культуры и этики исследовательской деятельности. Практическая работа: продолжение работы над проектом, выполнение индивидуальных поисково-исследовательских заданий (поиск информации по интересующей проблеме на стендах экспозиции музея, в архиве и т. д.), овладение основными формами поисково-исследовательской работы (работа в библиотеке, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний; анкетирование респондентов; документирование артефактов; поиск и сбор экспонатов).
Музейная экспозиция (6 ч).
Общая характеристика музейной экспозиции, разновидности экспозиционных материалов. Экспозиции (постоянные и временные, тематические). Экспозиционные материалы (музейные предметы, копии, тексты, фонокомментарии, указатели и др.). Понятие «экспозиционный ансамбль», его компоненты и особенности творческой работы по его созданию. Экспозиционно-выставочная деятельность этнографического музея-парка. Проект виртуальной выставки и концепция выставки. Практическая работа: проектирование экспозиции.
Культурно-образовательная деятельность музея (10 ч).
Роль культурно – просветительской работы музея в его социокультурной деятельности. Музей и общество. Коммуникативная связь музея с обществом. Виды культурно-просветительской работы музея. Музейная экскурсия. Подготовка и проведение экскурсии. Основные требования к экскурсии. Приемы, используемые при проведении экскурсии (особенности движения в экскурсии, встречи экскурсантов с участниками исторических событий, использование звукозаписей, кинофильмов и документальных хроник, прием исследования, элементы ритуала в экскурсии). Правила поведения экскурсовода. Практическая работа: работа в группах: написание текста обзорной экскурсии к выставке.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов |
1 | Основные понятия и термины музееведения. | 2 |
2 | Музеи мира. | 9 |
3 | Фондовая работа музеев. | 7 |
4 | Музейная экспозиция | 6 |
5 | Культурно-образовательная деятельность музея | 10 |
| Итого: | 34 |
«Согласовано»
Зам. директора по УВР:
__________ /И.В.Намёткина/
«_____» ____________20___г.