СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для обучающихся 1 - 4 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для обучающихся 1 - 4 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР»



Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области

ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»








Утверждаю Директор ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа» ___________ С.В. Ахмедзянова Протокол № __________ от «____» ______________ 20__ г.










Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Я – гражданин России»

для обучающихся 1 доп. - 4 класса по

адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР

2017-2021 учебный год






Учитель:

Серегина Ольга Игоревна











Серов

2019


Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я – гражданин России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

-Конституции Российской Федерации;

-Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;

- Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»

Место курса в учебном плане: в 1 дополнительном классе 33 часа, 2 – 4 классы 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности


Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.


Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,


Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;

– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.


Содержание курса внеурочной деятельности


В Концепции развития образования в РФ сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

1 ступень – 1 класс «Я - гражданин России. Маленькие Россияне»;

2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;

3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;

4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».


Направления:

1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.


2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая»


3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.


4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и

возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.


5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.


6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС

Я - гражданин России. Маленькие Россияне»

п/п

Название раздела, тем

Общее

кол-во

часов

Праздник первого звонка.

1

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

2

Обязанности ученика в школе. Беседа.

1

Правила поведения в школе. Урок – игра.

1

Экскурсия по школьному двору.

1

Я, ты, мы. Игра.

1

Кто, что любит делать. Конкурс викторина.

1

Я – ученик. Беседа с творческим заданием.

1

Моя семья – моя радость.

1

Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь?

1

Слушаем сказки моей бабушки.

1

Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры.

1

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь.

1


Подумай о других. Беседа с элементами игры.

1

Ты и твои друзья. Игра.

1

Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок.

1


История моего города.

4

День добрых волшебников. Вывешивание кормушек.

1


Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий

Устюг. Заочное путешествие.

1


Законы жизни в классе. Урок – игра.

1

Они защищают Родину.

1

Об отце говорю с уважением. Конкурс рисунков.

1

Моя любимая мамочка. Презентация.

1

Мои права и обязанности. Беседа с

творческим заданием..

1

Мой портфель. Игра

1

Встречаем Масленицу.

1

Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен.

1

Маленькие герои большой войны. Урок Мужества.

1

С чего начинается Родина?

1

Маленькая страна. Экологическая акция.

1

В гости к зеленой аптеке.

Экскурсия в природу.

1

Народный лечебник. Бабушкины советы.

1

Десант чистоты и порядка.

1


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС

«Моя Малая Родина»


п/п

Название раздела, тем

Общее

кол-во

часов

Урок Мира.

1

Школьный устав.

1

Подумай о других. Беседа с творческим заданием.

1

Мой любимый город. Урок–презентация.

1




Мой район.

1

Символы моего города.

1

Мой серовский кумир. Известные люди моего города.

1




История родного края. Экскурсия в музей.

1




О чем шепчут названия улиц родного города?

1

Знакомство с символами родной области (герб, гимн, флаг).

1




Письмо Деду Морозу.

1

Новогодние обычаи и традиции.

1

Здесь живет моя семья. Мой дом

1




Я помощник в своей семье. Беседа с

элементами игры.

1

Мама, папа, я – дружная семья.

1

История Дня защитника Отечества. Праздник для настоящих мужчин.




1




Мы и наши права. Урок – игра.

1

По каким правилам мы живем в школе?

1

Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа.

1

Кто что любит и умеет делать. Викторина.

1

Быть человеком.

1

Операция «Красный крест». Помощь

престарелым людям.

1

Игры на развитие произвольных процессов.

1

Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие.

1

Широкая масленица. Игра.

1

«Здравствуй, птичья страна». Игра.

1

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

1

Герои ВОВ

1

Герои Советского союза

1

Герои Советского союза – наши земляки.

1

У победы наши лица». Презентация проект.

1

Открытка ветерану. Акция.

1

Знай и люби свой край. Викторина.

2

 


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС

«Россия – Родина моя»


п/п

Название раздела, тем

Общее

кол-во

часов

Знакомство с символами Российского государства. Беседа.

1

Конституция – основной закон жизни страны. Беседа.

1

Государственные и народные праздники России.

1

Мой класс – моя семья.

1

Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма.

1

Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел.

1

Мои любимые книги. Выставка книг.

1

Мы все такие разные. Конкурс рисунков.

1

Путешествие по стране.

1

День народного единства.

1

Панорама добрых дел.

1

Город, в котором я живу. Конкурс рисунков.

1

Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием.

1

Новогодние зарисовки.

1

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

1

Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Беседа.

1

Почему меня так назвали. Проект.

1

Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма.

1

Они служили в Армии.

1

О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма.

1

У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок.

1

Дорогая моя столица. Заочное путешествие.

1

Санкт-Петербург – вторая столица страны.

1

Екатеринбург вчера, сегодня, завтра.

1

Ролевая игра «Столица вчера, сегодня, завтра»

1

Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол.

2

Наша школа в будущем. Конкурс сочинений.

1

Мои любимые книги. Конкурс рассказов.

1

Викторина «День птиц».

1

Праздничная открытка ветеранам.

1

Дети войны. Встреча с тружениками тыла в годы ВОВ.

1

«Ты не один». Акция.

1

Что мы узнали за год?

1



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС

«Я – гражданин России»


п/п

Название раздела, тем

Общее

кол-во

часов

Праздник Первого звонка.

1

Кто я? Какой я? Беседа.

1

Наш класс. Оформление классного уголка.

2

Я и мой класс. Конкурс сочинений.

1

Наши классные обязанности. Классный час.

1

Права ребёнка. Просмотр презентации.

1

«Спешите делать добро». Акция ко Дню пожилого человека.

2

Правила счастливого человека. Беседа за круглым столом.

1

Зачем нужно учиться в школе. Беседа.

1

«Путешествие в страну Законию». Деловая игра.

1

Мир моих интересов. Выставка работ учащихся.

1

«Можно» и «нельзя». Деловая игра.

1

Как встречают Новый год в разных странах. Проект.

1

«Здравствуй праздник – Новый год!»

1

«Помоги птицам зимой». Акция.

1

«Хочу всё знать». Конкурс для любознательных.

1

«Самая спортивная семья».

1

«Чудеса вокруг нас». Конкурс фотографий.

1

«Угадай мелодию». Музыкальная игра.

1

Моя Любимая мамочка

1

«Кто много читает, тот много знает». Беседа.

2

«Я – житель планеты Земля».

1

«Берегите природу!» Конкурс рисунков

1

Волшебный мир руками детей. Выставка работ.

1

Есть такая профессия – Родину защищать.

1

«Города – герои». Просмотр презентации.

1

«Я - гражданин России». Игра – викторина.

1

Весенняя спартакиада.

1

«Чистота – залог здоровья». Трудовой десант.

1

«Прощание с начальной школой». Праздник.

2






28