Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа»
Утверждаю Директор ГКОУ СО «Серовский детский дом-школа» ___________ С.В. Ахмедзянова Протокол № __________ от «____» ______________ 20__ г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
для обучающихся 1 доп. - 4 класса по
адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР
2017-2021 учебный год
Учитель:
Серегина Ольга Игоревна
Серов
2019
Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я – гражданин России» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Конституции Российской Федерации;
-Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ;
- Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Место курса в учебном плане: в 1 дополнительном классе 33 часа, 2 – 4 классы 34 часа Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность;
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Содержание курса внеурочной деятельности
В Концепции развития образования в РФ сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
1 ступень – 1 класс «Я - гражданин России. Маленькие Россияне»;
2 ступень – 2 класс «Моя Малая Родина»;
3 ступень – 3 класс «Россия – Родина моя»;
4 ступень – 4 класс «Я – гражданин России».
Направления:
1. “Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
-формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая»
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и
возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
Я - гражданин России. Маленькие Россияне»
№ п/п | Название раздела, тем | Общее кол-во часов |
| Праздник первого звонка. | 1 |
| Мой школьный дом. Экскурсия по школе. | 2 |
| Обязанности ученика в школе. Беседа. | 1 |
| Правила поведения в школе. Урок – игра. | 1 |
| Экскурсия по школьному двору. | 1 |
| Я, ты, мы. Игра. | 1 |
| Кто, что любит делать. Конкурс викторина. | 1 |
| Я – ученик. Беседа с творческим заданием. | 1 |
| Моя семья – моя радость. | 1 |
| Кто мои бабушка, дедушка? В чем я должен им помочь? | 1 |
| Слушаем сказки моей бабушки. | 1 |
| Что посеешь, то и пожнешь. Беседа с элементами игры. | 1 |
| Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. | 1 |
| Подумай о других. Беседа с элементами игры. | 1 |
| Ты и твои друзья. Игра. | 1 |
| Доброта в стихах и сказках. Инсценировка отрывков из стихотворений и сказок. | 1 |
| История моего города. | 4 |
| День добрых волшебников. Вывешивание кормушек. | 1 |
| Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. Заочное путешествие. | 1 |
| Законы жизни в классе. Урок – игра. | 1 |
| Они защищают Родину. | 1 |
| Об отце говорю с уважением. Конкурс рисунков. | 1 |
| Моя любимая мамочка. Презентация. | 1 |
| Мои права и обязанности. Беседа с творческим заданием.. | 1 |
| Мой портфель. Игра | 1 |
| Встречаем Масленицу. | 1 |
| Поклон тебе, солдат России. Конкурс песен. | 1 |
| Маленькие герои большой войны. Урок Мужества. | 1 |
| С чего начинается Родина? | 1 |
| Маленькая страна. Экологическая акция. | 1 |
| В гости к зеленой аптеке. Экскурсия в природу. | 1 |
| Народный лечебник. Бабушкины советы. | 1 |
| Десант чистоты и порядка. | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
«Моя Малая Родина»
№ п/п | Название раздела, тем | Общее кол-во часов |
| Урок Мира. | 1 |
| Школьный устав. | 1 |
| Подумай о других. Беседа с творческим заданием. | 1 |
| Мой любимый город. Урок–презентация. | 1 |
| | |
| Мой район. | 1 |
| Символы моего города. | 1 |
| Мой серовский кумир. Известные люди моего города. | 1 |
| | |
| История родного края. Экскурсия в музей. | 1 |
| | |
| О чем шепчут названия улиц родного города? | 1 |
| Знакомство с символами родной области (герб, гимн, флаг). | 1 |
| | |
| Письмо Деду Морозу. | 1 |
| Новогодние обычаи и традиции. | 1 |
| Здесь живет моя семья. Мой дом | 1 |
| | |
| Я помощник в своей семье. Беседа с элементами игры. | 1 |
| Мама, папа, я – дружная семья. | 1 |
| История Дня защитника Отечества. Праздник для настоящих мужчин. | |
| | 1 |
| | |
| Мы и наши права. Урок – игра. | 1 |
| По каким правилам мы живем в школе? | 1 |
| Что такое хорошо, а что такое плохо. Беседа. | 1 |
| Кто что любит и умеет делать. Викторина. | 1 |
| Быть человеком. | 1 |
| Операция «Красный крест». Помощь престарелым людям. | 1 |
| Игры на развитие произвольных процессов. | 1 |
| Уж тает снег, бегут ручьи. Заочное путешествие. | 1 |
| Широкая масленица. Игра. | 1 |
| «Здравствуй, птичья страна». Игра. | 1 |
| След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | 1 |
| Герои ВОВ | 1 |
| Герои Советского союза | 1 |
| Герои Советского союза – наши земляки. | 1 |
| У победы наши лица». Презентация проект. | 1 |
| Открытка ветерану. Акция. | 1 |
| Знай и люби свой край. Викторина. | 2 |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС
«Россия – Родина моя»
№ п/п | Название раздела, тем | Общее кол-во часов |
| Знакомство с символами Российского государства. Беседа. | 1 |
| Конституция – основной закон жизни страны. Беседа. | 1 |
| Государственные и народные праздники России. | 1 |
| Мой класс – моя семья. | 1 |
| Животные из Красной книги. Просмотр видеофильма. | 1 |
| Кому нужна моя помощь? Разведка добрых дел. | 1 |
| Мои любимые книги. Выставка книг. | 1 |
| Мы все такие разные. Конкурс рисунков. | 1 |
| Путешествие по стране. | 1 |
| День народного единства. | 1 |
| Панорама добрых дел. | 1 |
| Город, в котором я живу. Конкурс рисунков. | 1 |
| Моя семья – моя радость. Беседа с творческим заданием. | 1 |
| Новогодние зарисовки. | 1 |
| Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг. | 1 |
| Что значит быть хорошим сыном или дочерью. Беседа. | 1 |
| Почему меня так назвали. Проект. | 1 |
| Животные – рекордсмены. Просмотр видеофильма. | 1 |
| Они служили в Армии. | 1 |
| О подвигах женщин в военное время. Просмотр и обсуждение фильма. | 1 |
| У моих родителей – золотые руки. Выставка семейных поделок. | 1 |
| Дорогая моя столица. Заочное путешествие. | 1 |
| Санкт-Петербург – вторая столица страны. | 1 |
| Екатеринбург вчера, сегодня, завтра. | 1 |
| Ролевая игра «Столица вчера, сегодня, завтра» | 1 |
| Судьба Земли – наша судьба. Круглый стол. | 2 |
|
| Наша школа в будущем. Конкурс сочинений. | 1 |
| Мои любимые книги. Конкурс рассказов. | 1 |
| Викторина «День птиц». | 1 |
| Праздничная открытка ветеранам. | 1 |
| Дети войны. Встреча с тружениками тыла в годы ВОВ. | 1 |
| «Ты не один». Акция. | 1 |
| Что мы узнали за год? | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС
«Я – гражданин России»
№ п/п | Название раздела, тем | Общее кол-во часов |
| Праздник Первого звонка. | 1 |
| Кто я? Какой я? Беседа. | 1 |
| Наш класс. Оформление классного уголка. | 2 |
|
| Я и мой класс. Конкурс сочинений. | 1 |
| Наши классные обязанности. Классный час. | 1 |
| Права ребёнка. Просмотр презентации. | 1 |
| «Спешите делать добро». Акция ко Дню пожилого человека. | 2 |
|
| Правила счастливого человека. Беседа за круглым столом. | 1 |
| Зачем нужно учиться в школе. Беседа. | 1 |
| «Путешествие в страну Законию». Деловая игра. | 1 |
| Мир моих интересов. Выставка работ учащихся. | 1 |
| «Можно» и «нельзя». Деловая игра. | 1 |
| Как встречают Новый год в разных странах. Проект. | 1 |
| «Здравствуй праздник – Новый год!» | 1 |
| «Помоги птицам зимой». Акция. | 1 |
| «Хочу всё знать». Конкурс для любознательных. | 1 |
| «Самая спортивная семья». | 1 |
| «Чудеса вокруг нас». Конкурс фотографий. | 1 |
| «Угадай мелодию». Музыкальная игра. | 1 |
| Моя Любимая мамочка | 1 |
|
| «Кто много читает, тот много знает». Беседа. | 2 |
| «Я – житель планеты Земля». | 1 |
| «Берегите природу!» Конкурс рисунков | 1 |
| Волшебный мир руками детей. Выставка работ. | 1 |
| Есть такая профессия – Родину защищать. | 1 |
| «Города – герои». Просмотр презентации. | 1 |
| «Я - гражданин России». Игра – викторина. | 1 |
| Весенняя спартакиада. | 1 |
| «Чистота – залог здоровья». Трудовой десант. | 1 |
| «Прощание с начальной школой». Праздник. | 2 |
|
28